ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-421/2023 от 28.12.2023 Лахденпохского районного суда (Республика Карелия)

Дело № 2а-421/2023

10 RS 0006-01-2023-000524-11

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Лахденпохья Республика Карелия 28 декабря 2023 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Назаровой Л.В., при секретаре Якшиной А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным исковым заявлениям Залукаева Романа Владимировича, поданному по доверенности Казаковым Дмитрием Юрьевичем, к Правительству Республики Карелия, Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Панина Антона Юрьевича, Денисова Владимира Валерьевича, Ильясова Айбулата Сабировича, Полонник Александра Владимировича, Полонник Людмилы Васильевны, Лазаревского Олега Николаевича к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Карелия о признании незаконными распоряжений, понуждении к действиям,

У С Т А Н О В И Л:

Казаков Д.Ю., действующий в интересах Залукаева Р.В., обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлениями (вх. от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ) о предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 13547 кв.м. и 6968 кв.м., в кадастровом квартале , цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Распоряжениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и -м/20р административному истцу утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, категория земель – земли запаса, вид разрешенного использования – запас. Также данными распоряжениями предварительно согласовано истцу предоставление в аренду указанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. В отношении земельного участка площадью 13547 кв.м. были проведены работы по формированию земельного участка и постановке его на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . В конце ноября 2022 года в адрес Министерства истцом было направлено ходатайство о переводе земельного участка с кадастровым номером из состава земель – земли запаса в категорию земли сельскохозяйственного назначения. Распоряжением Правительства Карелии от ДД.ММ.ГГГГр-П отказано в переводе земельного участка из одной категории в другую в связи с ограничением, установленным п.2 ч.1 ст.26 ГрКРФ, и отсутствием утвержденного Генерального плана Куркиекского сельского поселения. Ранее ДД.ММ.ГГГГ Министерством в адрес истца были направлены распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и -м/20р об отмене ранее выданных распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и -м/20р по тем основаниям, что в ходе повторно проведенной аналитической работы, согласно карте градостроительного зонирования территории в составе Правил землепользования и застройке Куркиекского сельского поселения, а также схеме зон с особыми условиями использования территории, схеме территориального планирования Лахденпохского муниципального района Министерством установлено, что образуемые участки частично расположены на проезде (дороге), а участок площадью 13547 кв.м. частично расположен на водном объекте. Дополнительно Министерством была инициирована процедура по снятию с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером .

На основании изложенного, административный истец просил: признать незаконными распоряжения Правительства Карелии от ДД.ММ.ГГГГр-П, Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и -м/20р об отмене ранее выданных распоряжений от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и -м/20р, распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и 3378-м/20р в части установления категории земель «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка «запас» и возложении на истца обязанности по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках». Обязать Министерство внести изменения в распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и -м/20р, установив категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйств на полевых участках». Обязать Министерство осуществить государственный кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером . Взыскать с Министерства судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.

Панин А.Ю. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

Административный иск мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ (вх.) и ДД.ММ.ГГГГ (вх.) истец обратился в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее - Министерство) с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 7533 кв.м. и 9695 кв.м., в кадастровом квартале , цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках. Распоряжениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и -м/20р от ДД.ММ.ГГГГ административному истцу утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, категория земель – земли запаса, вид разрешенного использования – запас. Также данными распоряжениями предварительно согласовано истцу предоставление в аренду указанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. В отношении указанных земельных участков были проведены работы по их формированию и постановке на государственный кадастровый учет. Министерством в адрес истца были направлены выписки из ЕГРН в отношении земельных участков с кадастровыми номерами . Административный истец полагал незаконным установление Министерством категории земель – земли запаса и вида разрешенного использования – запас.

На основании изложенного, административный истец просил: признать незаконными распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и -м/20р от ДД.ММ.ГГГГ в части установления категории земель «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка «запас» и возложении на истца обязанности по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках». Обязать Министерство внести изменения в распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и -м/20р от ДД.ММ.ГГГГ, установив категории земель – «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках». Взыскать с Министерства судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.

Денисов В.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

Административный иск мотивирован тем, что Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 25000 кв.м. по адресу: <адрес>, Куркиекское сельское поселение, кадастровый квартал , категория земель – запас, вид разрешенного использования – запас. Также данным распоряжением Министерство предварительно согласовано истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

Административный истец не согласен с требованиями Министерства о возложении обязанностей: по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

На основании изложенного, административный истец просил: признать незаконным распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р в части установления категории земель «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка «запас» и возложении на истца обязанности по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках». Обязать Министерство внести изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р, установив категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства», исключить из пункта данного распоряжения условие о предоставлении земельного участка – перевод земельного участка из категории земель – земли запаса в категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения и изменение вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства». Взыскать с Министерства судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.

Ильясов А.С. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

Административный иск мотивирован тем, что Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 1500 кв.м. по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, кадастровый квартал , категория земель – запас, вид разрешенного использования – запас. Также данным распоряжением Министерство предварительно согласовано истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

Административный истец не согласен с требованиями Министерства о возложении обязанностей: по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

На основании изложенного, административный истец просил: признать незаконным распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р в части установления категории земель «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка «запас» и возложении на истца обязанности по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства». Обязать Министерство внести изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р, установив категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства», исключить из пункта данного распоряжения условие о предоставлении земельного участка – перевод земельного участка из категории земель – земли запаса в категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения и изменение вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства». Взыскать с Министерства судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.

Полонник А.В. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

Административный иск мотивирован тем, что Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2000 кв.м. по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, район <адрес>, кадастровый квартал , категория земель – запас, вид разрешенного использования – запас. Также данным распоряжением Министерство предварительно согласовано истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Также распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2000 кв.м., по адресу: <адрес>, Хаапалампинское сельское поселение, район <адрес>, категория земель – запас, вид разрешенного использования – запас. Также данным распоряжением Министерство предварительно согласовало истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

Административный истец не согласен с требованиями Министерства о возложении обязанностей: по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

На основании изложенного, административный истец просил: признать незаконными распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р в части установления категории земель «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка «запас» и возложении на истца обязанности по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства». Обязать Министерство внести изменения в распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р, установив категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства», исключить из пункта данного распоряжения условие о предоставлении земельного участка – перевод земельного участка из категории земель – земли запаса в категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения и изменение вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства». Взыскать с Министерства судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 600 рублей.

Полонник Л.В. обратилась в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

Административный иск мотивирован тем, что Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2000 кв.м. по адресу: <адрес>, Хаапалампинское сельское поселение, район <адрес>, кадастровый квартал , категория земель – запас, вид разрешенного использования – запас. Также данным распоряжением Министерство предварительно согласовано истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера . Также распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2000 кв.м., по адресу: <адрес>, категория земель – запас, вид разрешенного использования – запас. Также данным распоряжением Министерство предварительно согласовано истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства. Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет с присвоением кадастрового номера .

Административный истец не согласен с требованиями Министерства о возложении обязанностей: по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

На основании изложенного, административный истец просил: признать незаконными распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р в части установления категории земель «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка «запас» и возложении на истца обязанности по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства». Обязать Министерство внести изменения в распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р, установив категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства», исключить из пункта данного распоряжения условие о предоставлении земельного участка – перевод земельного участка из категории земель – земли запаса в категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения и изменение вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства». Взыскать с Министерства судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 600 рублей.

Лазаревский О.Н. обратился в суд с вышеназванным административным исковым заявлением.

Административный иск мотивирован тем, что Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р административному истцу утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, площадью 2325 кв.м. по адресу: <адрес>, Куркиекское сельское поселение, кадастровый квартал , категория земель – запас, вид разрешенного использования – запас. Также данным распоряжением Министерство предварительно согласовало истцу предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках. В отношении указанного земельного участка не осуществлялся государственный кадастровый учет.

Административный истец не согласен с требованиями Министерства о возложении обязанностей: по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения», изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

На основании изложенного, административный истец просил: признать незаконным распоряжение Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р в части установления категории земель «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка «запас» и возложении на истца обязанности по переводу земельного участка из категории земель «земли запаса» в категорию «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства». Обязать Министерство внести изменения в распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р, установив категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «ведение личного подсобного хозяйства», исключить из пункта данного распоряжения условие о предоставлении земельного участка – перевод земельного участка из категории земель – земли запаса в категорию земель – земли сельскохозяйственного назначения и изменение вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства». Взыскать с Министерства судебные расходы в виде государственной пошлины в размере 300 рублей.

Административные истцы, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

Представитель административного ответчика Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия при надлежащем извещении в судебном заседании отсутствовал. В письменных возражениях на иски, со ссылкой на ст.ст. 95, 219 КАС РФ, указал, что стороной истца обжалуются распоряжения Министерства, однако, в исковых заявлениях не дано пояснений относительно момента, когда истцы узнали о нарушении их прав и не приведено достаточных доказательств, в обоснование уважительности причин пропусков сроков на обращение в суд. Полагал, что административными истцами пропущен процессуальный срок подачи административных исковых заявлений. В распоряжениях Министерства отсутствует информация о виде разрешенного использования испрашиваемого объекта, поэтому установление вида разрешенного использования вновь образуемого земельного участка возможно только в соответствии с категорией земель – «запас». Поскольку использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, заключение договора аренды возможно только после перевода земель из категории «Запас» в категорию «Земли сельскохозяйственного назначения». Таким образом, распоряжения Министерства изданы в соответствии с требованиями действующего законодательства, следовательно, административные исковые заявления удовлетворению не подлежат.

Представитель административного ответчика Правительства Республики Карелия, при надлежащем извещении, в судебном заседании отсутствовал. В письменном отзыве указали, что распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГр-П Залукаеву Р.В. отказано в переводе земельного участка с кадастровым номером в связи с ограничением, установленным п.23 ч.1 ст.26 ГрК РФ, и отсутствием утвержденного Генерального плана Куркиекского сельского поселения. При рассмотрении ходатайства о переводе указанного земельного участка от администрации Лахденпохского муниципального района поступили письма об отсутствии в Куркиекском сельском поселении нормативно правового акта, утверждающего Генеральный план и Правила землепользования и застройки. Указанная позиция уполномоченного органа была учтена Министерством и Правительством. При этом, в связи с указанной ситуацией, Министерством совместно с органами местного самоуправления проведен подробный анализ сложившейся ситуации, проведены выездные совещания и изучение имеющихся документов. Решением Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ Генеральный план и Правила землепользования и застройки Куркиекского сельского поселения, утвержденный решением Совета Лахденпохского муниципального района LXXVI заседания от ДД.ММ.ГГГГ признаны недействующими. Вместе с тем, нормативно правовых актов, отменяющих действие ранее принятых Генерального плана и Правил землепользования и застройки, не выявлено. По информации Министерства национальной и региональной политики Республики Карелия, решение Совета Лахденпохского муниципального района LXXVI заседания от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Куркиекского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия» в уполномоченный орган не представлено, в Регистр не включено и правовой оценке не подвергалось. В регистр включено и находится в статусе действующего нормативно правового акта решение ХLсессии II созыва Совета Куркиекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «40-122-2 «Об утверждении генерального плана Куркиекского сельского поселения» и решение ХL сессии II созыва Совета Куркиекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении правил землепользования и застройки Куркиекского сельского поселения» (действующих в редакции трех изменивших их решений). Таким образом, нет оснований полагать о полном отсутствии градостроительных документов на территории Куркиекского сельского поселения, действует предыдущая редакция документов территориального планирования. С учётом заявленных требований, Правительство полагает, что первоочередным подлежит рассмотрению требование об оспаривании распоряжений Министерства в целях определения наличия или отсутствия нарушений при формировании земельного участка. В случае поступления заявления от истца о переводе земельного участка из категории запас в иную категорию, оно будет рассмотрено с учетом вышеизложенной позиции о генеральном плане Куркиекского сельского поселения.

Представители заинтересованных лиц администрации Лахденпохского муниципального района, администрации Куркиекского сельского поселения, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Отдела водных ресурсов по РК Невско-Ладожское бассейновое водное управление, Филиала публично-правовой компании "Роскадастра" по <адрес>, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Федеральное агентство лесного хозяйства, ГКУ РК "Лахденпохское центральное лесничество", администрации Хийтольского сельского поселения, администрации Мийнальского сельского поселения, администрации Хаапалампинское сельское поселение, администрации Сортавальского муниципального района, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились.

В письменном отзыве на исковое заявление Залукаева Р.В. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия сообщило, что в соответствии с данными ЕГРН земельный участок с кадастровым номером располагается за границами земель лесного фонда, в береговой полосе Ладожского озера.

В письменных отзывах на исковое заявление Панина А.Ю. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Федеральное агентство лесного хозяйства сообщили, что сформированный земельный участок с кадастровым номером частично располагается на землях лесного фонда в границах лесного квартала 92 Куркиекского лесничества Лахденпохского лесничества, земельный участок с кадастровым номером располагается за границами.

В отзыве на административные исковые заявления представитель Министерства указал на пропуск административными истцами установленного трехмесячного срока на оспаривание вынесенных Министерством распоряжений.

Разрешая заявление Министерства о пропуске административными истцами срока на оспаривание распоряжений, суд исходит из нижеследующего.

Статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее КАС РФ) установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов (часть 1). Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда (часть 5).

Как следует из исковых заявлений, истцами обжалуются отдельные пункты распоряжений о предварительном согласовании предоставления земельных участков. При этом, указанными распоряжениями предоставление земельных участков поставлено в зависимость от совершения истцами определенных действий, в частности: формирования земельного участка, изменения вида разрешенного использования земельного участка. Материалы дела свидетельствуют, что административными истцами выполнено одно из условий распоряжения Министерства в части формирования земельных участков. И далее, в ходе совершения рекомендуемых Министерством к исполнению действий, истцы пришли к выводу о нарушении их прав.

Задачами административного судопроизводства являются защита нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, укрепление законности и предупреждение нарушений в сфере административных и иных публичных правоотношений (пункты 2 и 4 статьи 3 КАС РФ). Одним из принципов административного судопроизводства являются законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел, которые обеспечиваются не только соблюдением положений, предусмотренных законодательством об административном судопроизводстве, точным и соответствующим обстоятельствам административного дела правильным толкованием и применением законов и иных нормативных правовых актов, в том числе регулирующих отношения, связанные с осуществлением государственных и иных публичных полномочий, но и получением гражданами и организациями судебной защиты путем восстановления их нарушенных прав и свобод (пункт 3 статьи 6, статья 9 КАС РФ.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что срок обращения в суд административными истцами не пропущен.

Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц; условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (статья 36 части 2 и 3).

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено следующее.

ДД.ММ.ГГГГ Залукаев Р.В. обратился в Министерство с заявлениями (вх. и ) о предварительном согласовании предоставления земельных участков по адресу: <адрес>, Куркиекское сельское поселение, кадастровый квартал , площадью земельного участка (далее ЗУ ) 13547 кв.м., площадью ЗУ – 6968 кв.м., цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Распоряжениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р (ЗУ ) и -м/20р (ЗУ ) Залукаеву Р.В. утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, категории земель – «земли запаса», вид разрешенного использования - «запас». Одновременно данным распоряжением Залукаеву Р.В. предварительно согласовано предоставление в аренду указанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Пунктом 3 распоряжений установлено, что предоставление земельных участков возможно в случае обеспечения выполнения следующих условий: проведение работ по формированию земельных участков и постановки их на государственный кадастровый учёт; перевода земельных участков из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения»; изменения вида разрешенного использования земельных участков с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

Земельный участок сформирован и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет с кадастровым номером , площадь 13547 кв.м., категория земель – «земли запаса», вид разрешенного использования – «запас».

В отношении ЗУ Залукаевым Р.В. государственный кадастровый учет не осуществлялся.

ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) Залукаев Р.В. обратился в Министерство с ходатайством о переводе земельного участка с кадастровым номером из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство издало Распоряжение -м/20р «Об отмене Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» и Распоряжение -м/20р «Об отмене Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».

Письмами от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и -м/20р Министерство сообщило Залукаеву Р.В. о том, что распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ отменены, поскольку образуемые участки частично расположены на проезде (дороге), а участок с кадастровым номером , кроме того, частично расположен на водном объекте.

ДД.ММ.ГГГГ Министерство в адрес Правительства Республики Карелия направило для рассмотрения и согласования проект распоряжения Правительства РК об отказе в переводе земельного участка с кадастровым номером из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

Распоряжением Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГр-П Залукаеву Р.В. отказано в переводе вышеуказанного земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с ограничением, установленным п.2 ч.1 ст.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ), и отсутствием утвержденного генерального плана Куркиекского сельского поселения.

ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером был снят с кадастрового учёта.

Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) и ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) Панин А.Ю. обратился в Министерство с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, о.Кильпола, кадастровый квартал , площадью 9695 кв.м., и земельного участка по адресу: <адрес>, юго-западная часть кадастрового квартала , площадью 7533 кв.м., цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Распоряжениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р Панину А.Ю. утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, категории земель – «земли запаса», вид разрешенного использования - «запас». Одновременно данными распоряжениями Панину А.Ю. предварительно согласовано предоставление в аренду указанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Земельный участок площадью 9695 кв. м. сформирован и поставлен на государственный кадастровый учёт ДД.ММ.ГГГГ с кадастровым номером , а земельный участок площадью 7533 кв.м. – ДД.ММ.ГГГГ (кадастровый ), категория земель – «земли запаса», вид разрешенного использования – «запас».

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) Денисов В.В. обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 25000 кв.м., цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р Денисову В.В. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, категория земель – «земли запаса», вид разрешенного использования - «запас». Одновременно данным распоряжением Панину А.Ю. предварительно согласовано предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Земельный участок сформирован и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером , категория земель – «земли запаса», вид разрешенного использования – «запас».

Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ (вх. ) Ильясов А.С. обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, кадастровый квартал , площадью 15000 кв.м., цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р Ильясову А.С. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, категория земель – «земли запаса», вид разрешенного использования - «запас». Одновременно данным распоряжением Ильясову А.С. предварительно согласовано предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Земельный участок сформирован и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером , категория земель – «земли запаса», вид разрешенного использования – «запас».

Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ (вх. и ) Полонник А.В. обратился в Министерство с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, Мийнальское сельское поселение, в районе <адрес>, кадастровый квартал , площадью 2000 кв.м., и земельного участка по адресу: <адрес>, Хаапалампинское сельское поселение, район <адрес>, площадью 2000 кв.м., цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Распоряжениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГр и от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р Полонник А.В. утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, категории земель – «земли запаса», вид разрешенного использования - «запас». Одновременно данными распоряжениями Полонник А.В. предварительно согласовано предоставление в аренду указанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учёт с кадастровыми номерами (ДД.ММ.ГГГГ) и (ДД.ММ.ГГГГ), категория земель – «земли запаса», вид разрешенного использования – «запас».

Судом также установлено, что Полонник Л.В. обратилась в Министерство с заявлениями о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, Хаапалампинское сельское поселение, район <адрес>, кадастровый квартал , площадью 2000 кв.м., и земельного участка по адресу: <адрес>, площадью 2000 кв.м., цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Распоряжениями Министерства от ДД.ММ.ГГГГр и от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р Полонник Л.В. утверждены схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, категории земель – «земли запаса», вид разрешенного использования - «запас». Одновременно данными распоряжениями Полонник Л.В. предварительно согласовано предоставление в аренду указанных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Земельные участки сформированы и поставлены на государственный кадастровый учёт с кадастровыми номерами (ДД.ММ.ГГГГ) и (ДД.ММ.ГГГГ), категория земель – «земли запаса», вид разрешенного использования – «запас».

Также из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ (вх. от ДД.ММ.ГГГГ) Лазаревский О.Н. обратился в Министерство с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка по адресу: <адрес>, Куркиекское сельское поселение, район <адрес>, кадастровый квартал , площадью 2325 кв.м., цель использования – ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Распоряжением Министерства от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р Лазаревскому О.Н. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, категория земель – «земли запаса», вид разрешенного использования - «запас». Одновременно данным распоряжением Лазаревскому О.Н. предварительно согласовано предоставление в аренду указанного земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Земельный участок сформирован и ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учёт с кадастровым номером , категория земель – «земли запаса», вид разрешенного использования – «запас».

Пунктом 3 вышеуказанных распоряжений установлено, что предоставление земельных участков Денисову В.В., Полонник А.В., Ильясову А.С., Полонник Л.В., Панину А.Ю. и Лазаревскому О.Н. возможно в случае обеспечения выполнения следующих условий: проведение работ по формированию земельных участков и постановки их на государственный кадастровый учёт; перевода земельных участков из категории земель «земли запаса» в категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения»; изменения вида разрешенного использования земельных участков с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках».

Не согласившись с принятыми решениями Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия, Правительства Республики Карелия, административные истцы обратились в суд.

В силу ст. 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 ЗК РФ.

На основании Закона Республики Карелия от 25 декабря 2015 года № 1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Постановлений Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2015 года № 446-П, от 26.09.2017 № 326-П и Положения о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков относится к компетенции административного ответчика.

В соответствии с пп. 19 п. 2 ст. 39.6 ЗК РФ договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества или земельного участка, расположенного за границами населенного пункта, гражданину для ведения личного подсобного хозяйства.

Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном ст. 39.17 ЗК РФ.

Подпунктами 10 и 11 п. 9 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются, в том числе, территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка, и категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок.

Оспаривая решение Министерства об установлении категории земель – «земли запаса» и вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка – «запас», а также возложение на них (истцов) обязанности по изменению категории и вида разрешенного использования, административные истцы указывают на то, что испрашиваемые ими земельные участки в соответствии с генеральными планами и правилами землепользования и застройки сельских поселений полностью расположены в функциональной зоне сельскохозяйственного назначения.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В соответствии с п. 6 ст. 11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель устанавливается исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства, является одним из основных принципов земельного законодательства. Собственники и иные владельцы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием (ст.ст. 1, 7, 42 ЗК РФ).

Пунктом 1 статьи 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделены по целевому назначению на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения; 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.

В соответствии с п. 9 ст. 1, п. 1 ч. 6 ст. 30 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее ГрК РФ) виды разрешенного использования земельного участка определяются в градостроительном регламенте.

Согласно п. 2 ст. 7 ЗК РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

В отношении земельного участка в соответствии с федеральным законом могут быть установлены один или несколько основных, условно разрешенных или вспомогательных видов разрешенного использования. Любой основной или вспомогательный вид разрешенного использования из предусмотренных градостроительным зонированием территорий выбирается правообладателем земельного участка в соответствии с настоящим Кодексом и законодательством о градостроительной деятельности. Правообладателем земельного участка по правилам, предусмотренным федеральным законом, может быть получено разрешение на условно разрешенный вид разрешенного использования.

ГрК РФ определяет градостроительное зонирование как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и поверхностью земельных участков и используется вы процессе их застройки последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны. Градостроительные регламенты не устанавливаются для земель сельскохозяйственных угодий составе земель сельскохозяйственного назначения, а решения об изменении одного вида разрешенного использовании земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (п. 6 ст. 1, п. 3 ч. 2 и ч. 6 ст. 30, чч. 1, 6 ст. 36, ч. 5 ст. 37).

В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что для земель, государственная собственность на которые не разграничена, на территории испрашиваемых земельных участках ранее была установлена категория земель «земли запаса». То есть, категория земель «земли запаса» для данных земельных участков первично установлена именно оспариваемыми в части распоряжениями Министерства.

Материалы дела свидетельствуют, что оспариваемые распоряжения изданы на основании заявлений административных истцов, которые просили предварительно согласовать предоставление земельных участков для цели использования для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках.

Рассматривая заявления, Министерство пришло к выводу о предварительном согласовании административным истцам предоставления земельных участков, указанных в п. 1 распоряжений, для ведения личного подсобного хозяйства на полевых участках, с одновременным установлением категории земель для данных участков «земли запаса».

Доказательства того, что для территорий, на которых расположены испрашиваемые истцами земельные участки ранее была установлена категория земель «земли запаса», равно как и доказательства необходимости установления для данных земельных участков категории «земли запаса» в материалы дела не представлены.

Действительно, п. 10 ст. 39.15 ЗК РФ предусмотрено, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования: не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны; не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию; не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.

Вместе с тем, по смыслу изложенной нормы, указание в распоряжении на необходимость изменения вида разрешенного использования земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка необходимо в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны.

В рассматриваемом случае доказательств несоответствия цели использования спорных земельных участков «ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках» территориальным или функциональным зонам, установленным генеральными планами и правилами землепользования и застройки сельских поселений, не имеется.

Суд приходит к выводу, что фактически, выбирая по своему усмотрению для образуемых по заявлениям истцов земельных участков категорию земель «земли запаса», Министерство искусственно, без всяких к тому оснований создало такую ситуацию, когда использование данного земельного участка является возможным только после перевода его в другую категорию, и соответственно, после изменения вида разрешенного использования земельного участка, возложив при этом обязанность по совершению указанных действий на административных истцов.

Меду тем, как отмечено в п. 17 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2022 № 21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности). Решения, действия (бездействие), затрагивающие права, свободы и законные интересы гражданина, организации, являются законными, если они приняты, совершены (допущено) на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов, во исполнение установленных законодательством предписаний (законной цели) и с соблюдением установленных нормативными правовыми актами пределов полномочий, в том числе если нормативным правовым актом органу (лицу) предоставлено право или возможность осуществления полномочий тем или иным образом (усмотрение).

При этом судам следует иметь в виду, что законность оспариваемых решений, действий (бездействия) нельзя рассматривать лишь как формальное соответствие требованиям правовых норм.

Из принципов приоритета прав и свобод человека и гражданина, недопустимости злоупотребления правами (части 1 и 3 статьи 17 и статья 18 Конституции Российской Федерации) следует, что органам публичной власти, их должностным лицам запрещается обременять физических или юридических лиц обязанностями, отказывать в предоставлении им какого-либо права лишь с целью удовлетворения формальных требований, если соответствующее решение, действие может быть принято, совершено без их соблюдения, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

В связи с этим судам необходимо проверять, исполнена ли органом или лицом, наделенным публичными полномочиями, при принятии оспариваемого решения, совершении действия (бездействии) обязанность по полной и всесторонней оценке фактических обстоятельств, поддержанию доверия граждан и их объединений к закону и действиям государства, учету требований соразмерности (пропорциональности) (пункт 1 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

В частности, проверяя законность решения, действия (бездействия) по основанию, связанному с несоблюдением требования пропорциональности (соразмерности) и обусловленным этим нарушением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, судам с учетом всех значимых обстоятельств дела надлежит выяснять, являются ли оспариваемые меры обоснованными, разумными и необходимыми для достижения законной цели, не приводит ли их применение к чрезмерному обременению граждан и организаций.

Указанные разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации не были учтены Министерством при издании оспариваемых распоряжений.

Кроме того, в соответствии со ст. 103 ЗК РФ к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением земель фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса (п. 1). Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев (п. 2).

В соответствии со статьей 80 ЗК РФ в целях перераспределения земель для сельскохозяйственного производства, осуществления крестьянскими (фермерскими) хозяйствами их деятельности, расширения такой деятельности, создания и расширения личных подсобных хозяйств, ведения животноводства, ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд, сенокошения, выпаса скота в составе земель сельскохозяйственного назначения создается фонд перераспределения земель.

Фонд перераспределения земель формируется за счет земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, поступающих в этот фонд в случае приобретения Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием права собственности на земельный участок по основаниям, установленным федеральными законами, за исключением случаев приобретения права собственности на земельный участок, изъятый для государственных или муниципальных нужд.

Использование земель фонда перераспределения земель осуществляется в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса в порядке, установленном законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сведения о наличии земель в фонде перераспределения земель являются общедоступными.

Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 №37-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в фонд перераспределения земель включаются все земли, находившиеся на день введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации в образованных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 27.12.1991 № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» фондах перераспределения земель.

Пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 27.12.1991 №323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» установлено, что решения по перераспределению земель принимаются органами местной администрации по представлению комитетов по земельной реформе и земельным ресурсам.

Из ответов на запросы суда филиала ППК «Роскадастр» по Республике Карелия следует, что испрашиваемые земельные участки находятся на бывших землях совхозов и относятся к земельным участкам, передаваемым в Фонд перераспределения земель администрации Лахденпохского и Сортавальского районов.

Таким образом, испрашиваемые земельные участки включены в Фонд перераспределения земель (земли которого отнесены к землям сельскохозяйственного назначения) и не могут иметь категорию земель «земли запаса» и вид разрешенного использования «запас».

Частью 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 данной статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 данной статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Учитывая, что доказательств необходимости установления для спорного земельного участка категории земель «земли запаса» и вида разрешенного использования «запас» в материалах дела отсутствуют и административным ответчиком никак не обосновано, суд приходит к выводу, что в данной части оспариваемое распоряжение нельзя признать законным.

Необоснованным суд находит и Распоряжение Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГр-П об отказе Залукаеву Р.В. в переводе земельного участка с кадастровым номером из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения в связи с отсутствием утвержденного генерального плана Куркиекского сельского поселения.

На основании решения Верховного Суда Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, решение Совета Лахденпохского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана и Правил землепользования и застройки Куркиекского сельского поселения Лахденпохского муниципального района Республики Карелия» признано недействующим полностью с момента принятия.

Пунктом 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами» предусмотрено, что в случае если в связи с признанием судом нормативного правового акта не действующим полностью или в части выявлена недостаточная правовая урегулированность административных и иных публичных правоотношений, которая может повлечь нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, суд вправе возложить на орган государственной власти, орган местного самоуправления, иной орган, уполномоченную организацию или должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт, обязанность принять новый нормативный правовой акт, заменяющий нормативный правовой акт, признанный не действующим полностью или в части (часть 4 статьи 216 КАС РФ, часть 5 статьи 3 АПК РФ).

Следует иметь в виду, что, поскольку при рассмотрении дел об оспаривании нормативных правовых актов полномочия судов ограничены проверкой законности соответствующих актов, данная правовая норма подлежит применению лишь в случаях, когда в нормативном правовом акте, имеющем большую юридическую силу, предусмотрена обязанность соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта.

Поскольку признание Верховным Судом Республики Карелия недействующим решения Совета с даты его принятия не повлекло за собой нарушение прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, а отмененный нормативный правовой акт не содержит обязанности соответствующего органа, организации или лица принять нормативный правовой акт или соответствующие положения нормативного правового акта, суд обоснованно не возложил на орган местного самоуправления обязанности принять новый нормативный правовой акт.

Положениями Закона Республики Карелия от 04.07.2012 № 1619-ЗРК «О нормативных правовых актах Республики Карелия» установлено, что нормативный правовой акт или его отдельные положения прекращают своё действие в случае принятия (издания) нового акта той же юридической силы, которому противоречат нормативные предписания ранее изданного акта (его отдельные положения) или который поглощает ранее изданный акт (его отдельные положения). Ранее принятый (изданный нормативный правовой акт (его отдельные положения) подлежит признанию утратившим силу, отмене органом, принявшим акт, или иным уполномоченным органом. Таким образом, ранее изданный нормативный правовой акт признается утратившим силу только в случае его прямой отмены вновь принятым нормативным правовым актом.

Решение Совета Куркиекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана Куркиекского сельского поселения» и Решение Совета Куркиекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки Куркиекского сельского поселения» не были отменены (признаны утратившими силу) Решением от ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, данные решения продолжают действовать.

Таким образом, на территории Куркиекского сельского поселения должно действовать Решение Совета Куркиекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Генерального плана Куркиекского сельского поселения» (в редакции трех изменивших его решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ) и решение Совета Куркиекского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Правил землепользования и застройки Куркиекского сельского поселения» (в редакции пяти изменений его решений от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ).

Таким образом, административными ответчиками не представлено допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о соответствии оспариваемых решений нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, в соответствии с ч. 11 ст. 226 КАС РФ, в связи с чем, оспариваемые распоряжения в части установления категории земель – «земли запаса» и вида разрешенного использования земельного участка «запас», а также возложения в связи с установлением такой категории на истцов обязанности по переводу земельного участка из категории земель – «земли запаса» в категорию земель – «земли сельскохозяйственного назначения», а также распоряжение Правительства Республики Карелия от 31.03.2023 № 301р-П, которым Залукаеву Р.В. отказано в переводе земельного участка из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения, нельзя признать законными.

Не может суд согласиться и с решениями Министерства по изданию распоряжений от 01.03.2023 №1114-м/20р «Об отмене Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 01.06.2022 №3379-м/20р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» и №1113-м/20р «Об отмене Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от 01.06.2022 №3378-м/20р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».

В соответствии с п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 ЗК РФ; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 ЗК РФ; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 ЗК РФ.

Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 17 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2022 №21 «О некоторых вопросах применения судами положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации», осуществляя проверку решений, действий (бездействия), судам необходимо исходить из того, что при реализации государственных или иных публичных полномочий наделенные ими органы и лица связаны законом (принцип законности) (статья 9 и часть 9 статьи 226 КАС РФ, статья 6 и часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Из разъяснения, изложенного в пункте 22 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2022 г. №21 следует, что пересмотр решений органов публичной власти, их должностных лиц, подтверждающих права, предоставляющих гражданам, организациям новые права либо отменяющих возложенные на них обязанности, а также иным образом улучшающих их положение, должен быть законным, обоснованным, исключающим произвольность их изменения, отмены или приостановления их действия. Судам следует исходить из того, что недопустимость произвольного изменения, отмены или приостановления действия таких решений означает обязанность наделенных публичными полномочиями органа или лица обосновать необходимость изменения, отмены или приостановления действия решения, указав на несоответствие ранее принятого решения нормам права, законной цели, фактическим обстоятельствам (пункт 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Исходя из положений ч.2 ст.227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Такая необходимая совокупность условий по настоящему делу установлена.

Обладая достаточно широкой дискрецией в сфере земельных правоотношений, административный ответчик не может действовать произвольно и должен соблюдать принципы баланса частных интересов граждан и публичных интересов субъекта РФ: справедливости, равенства, соразмерности, которые предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм.

Министерство вправе в порядке самоконтроля отменить ранее принятый им нормативный правовой акт в случае выявления его противоречия закону. В свою очередь, отменяющий акт должен соответствовать закону.

Из оспариваемых Залукаевым Р.В. распоряжений Министерства от 01.03.2023 №1114-м/20р и №1113-м/20р следует, что подлежат отмене Распоряжения Министерства от 01.06.2022 о предварительном согласовании предоставления земельных участков, но основания для их отмены не указаны, то есть оспариваемые распоряжение, фактически отменяющие решения, предоставляющие административному истцу право пользования земельными участками, вынесены Министерством произвольно, без обоснования необходимости такой отмены, а также без указания на несоответствие решений Министерства от 01.06.2022 нормам права, законной цели и фактическим обстоятельствам.

Издавая данные распоряжения, Министерство должно было определить, какой именно норме закона не соответствуют принятые им ранее решения об утверждении схем расположения земельных участков Залукаеву Р.В. и предварительного согласования истцу предоставление в аренду данных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.

Оспариваемые распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ не содержат указаний на установление конкретных фактических обстоятельств, из которых административный ответчик сделал вывод о неправомерности ранее принятых распоряжений. В оспариваемых распоряжениях отсутствуют ссылки на документы, материалы, подтверждающие правомерность, обоснованность и необходимость отмены распоряжений Министерства от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом реализация Министерством предоставленных законом полномочий не может ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данного органа, которое обязано доказать наличие оснований для отмены принятых ранее распоряжений в силу требований ч.2 ст.62 КАС РФ.

При установленных по делу обстоятельствах оснований полагать, что отмена ранее принятых решений об утверждении схемы расположения земельных участков и предварительного согласования истцу предоставления их в аренду способствует принципу поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, не имеется, тем более, что в оспариваемых распоряжениях административный ответчик не привел ни одного основания для их принятия, направив в адрес административного истца лишь письма с разъяснениями принятых решений, сославшись на то, что испрашиваемые земельные участки частично расположены на проезде (дороге), а также на водном объекте (ручей).

В данном случае оспариваемое распоряжение Министерства является немотивированным и необоснованным, нарушает права административного истца, что дает основания для удовлетворения исковых требований.

Кроме того, администрация Лахденпохского муниципального района на запрос суда сообщила об отсутствии сведений о расположении земельных участков в кадастровом квартале , испрашиваемых Залукаевым Р.В., на проезде (дороге) и на водном объекте в Генеральном плане Куркиекского сельского поселения и Правил землепользования и застройки Куркиекского сельского поселения».

Нарушенное право административных истцов Денисова В.В., Полонник А.В., Ильясова А.С., Полонник Л.В., Панина А.Ю. и Лазаревского О.Н. подлежит восстановлению путем возложения на Министерство как на административного ответчика в соответствии с п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ обязанности по устранению допущенных в оспариваемых распоряжениях нарушений путем повторного рассмотрения заявлений вышеуказанных лиц в части установления в оспариваемых распоряжениях категории земель для спорных земельных участков и их вида разрешенного использования, а административного истца Залукаева Р.В., кроме того, путем восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений о земельном участке с кадастровым номером .

В соответствии со ст. 111 КАС РФ с административного ответчика – Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу административных истцов подлежат взысканию судебные расходы в виде госпошлины, оплаченной при подаче в суд административных исков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Залукаева Романа Владимировича удовлетворить частично.

Признать незаконными Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р и -м/20р в части установления категории земель - «земли запаса», вида разрешенного использования «запас» и возложении на Залукаева Р.В. обязанности по переводу земельных участков из категории земель – «земли запаса» в категорию земель - «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования земельных участков с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

Признать незаконными Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р «Об отмене Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка» и -м/20р «Об отмене Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГ-м/20р «О предварительном согласовании предоставления земельного участка».

Признать незаконным Распоряжение Правительства Республики Карелия от ДД.ММ.ГГГГр-П об отказе Залукаеву Роману Владимировичу в переводе земельного участка с кадастровым номером из состава земель запаса в земли сельскохозяйственного назначения.

Восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения о земельном участке с кадастровым номером , площадью 13547 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес>, Лахденпохский муниципальный район, Куркиекское сельское поселение.

Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу установить категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Залукаева Романа Владимировича в части установления в Распоряжении -м/20р от ДД.ММ.ГГГГ категории земель и вида разрешенного использования земельного участка по заявлению Залукаева Р.В. от ДД.ММ.ГГГГ вх. .

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Залукаева Романа Владимировича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) рублей.

Административный иск Панина Антона Юрьевича удовлетворить частично.

Признать незаконными Распоряжения Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия №297-м/20р от 27.01.2023 и № 1924-м/20р от 07.04.2023 в части установления категории земель - «земли запаса», вида разрешенного использования «запас» и возложении на Панина А.Ю. обязанности по переводу земельных участков из категории земель – «земли запаса» в категорию земель - «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования земельных участков с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу установить категорию земель и вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами .

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Панина Антона Юрьевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 (шестьсот) рублей.

Административный иск Денисова Владимира Валерьевича удовлетворить частично.

Признать незаконным Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия -м/20р от ДД.ММ.ГГГГ в части установления категории земель - «земли запаса», вида разрешенного использования «запас» и возложении на Денисова В.В. обязанности по переводу земельного участка из категории земель – «земли запаса» в категорию земель - «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу установить категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Денисова Владимира Валерьевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Административный иск Ильясова Айбулат Сабировича удовлетворить частично.

Признать незаконным Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия -м/20р от ДД.ММ.ГГГГ в части установления категории земель - «земли запаса», вида разрешенного использования «запас» и возложении на Ильясова А.С. обязанности по переводу земельного участка из категории земель – «земли запаса» в категорию земель - «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу установить категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Ильясова Айбулат Сабировича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Административный иск Полонник Александра Владимировича удовлетворить частично.

Признать незаконным Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия -м/20р от ДД.ММ.ГГГГ в части установления категории земель - «земли запаса», вида разрешенного использования «запас» и возложении на Полонник А.В. обязанности по переводу земельного участка из категории земель – «земли запаса» в категорию земель - «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу установить категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Полонник Александра Владимировича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Административный иск Полонник Людмилы Васильевны удовлетворить частично.

Признать незаконным Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия -м/20р от ДД.ММ.ГГГГ в части установления категории земель - «земли запаса», вида разрешенного использования «запас» и возложении на Полонник Л.В. обязанности по переводу земельного участка из категории земель – «земли запаса» в категорию земель - «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

Возложить на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия обязанность в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу установить категорию земель и вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером .

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Полонник Людмилы Васильевны судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Административный иск Лазаревского Олега Николаевича удовлетворить частично.

Признать незаконным Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия -м/20р от ДД.ММ.ГГГГ в части установления категории земель - «земли запаса», вида разрешенного использования «запас» и возложении на Лазаревского О.Н. обязанности по переводу земельного участка из категории земель – «земли запаса» в категорию земель - «земли сельскохозяйственного назначения» и изменению вида разрешенного использования земельного участка с «запас» на «ведение личного подсобного хозяйства».

Обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия в течении тридцати дней с момента вступления решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения путем повторного рассмотрения заявления Лазаревского Олега Николаевича в части установления в Распоряжении -м/20р от ДД.ММ.ГГГГ категории земель и вида разрешенного использования земельного участка по заявлению Лазаревского О.Н. от ДД.ММ.ГГГГ вх. .

Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия в пользу Лазаревского Олега Николаевича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Л.В. Назарова

Мотивированное решение составлено 19 января 2024 года.