ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-421/2024 от 16.02.2024 Вологодского районного суда (Вологодская область)

№ 2а-421/2024

УИД 35RS0009-01-2023-000035-31

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 февраля 2024 года г. Вологда

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Гвоздевой Н.В.,

при секретаре Курочкиной Н.В.,

с участием представителя административного истца по доверенности Проскуриной В.Г.,

представителя ответчика по доверенности Ставила К.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Игнатьева А.А. к администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

решением администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области от 05.12.2023, выраженным в письме № ИХ-8913/23, Игнатьеву А.А. отказано в предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 5000 кв.м., 5000 кв.м., 5000 кв.м., 5000 кв.м., 2689 кв.м. для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории не соответствуют требованиям к их подготовке (образование земельных участков не учитывает способ образования земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, а именно земли запаса согласно карт формирования Вологодского конного завода Вологодского района от 08.02.1988 года).

Не согласившись с отказом, Игнатьев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области в утверждении схемы расположения земельных участков площадью 5000 кв.м., 5000 кв.м., 5000 кв.м., 5000 кв.м., 2689 кв.м. в кадастровом квартале по адресу: <адрес>, изложенный в письме от 05.12.2023 № ИХ-8913/23; обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административного истца, обязав администрацию Вологодского муниципального округа Вологодской области повторно рассмотреть заявление об утверждении схемы расположения земельных участков площадью 5000 кв.м., 5000 кв.м., 5000 кв.м., 5000 кв.м., 2689 кв.м. в кадастровом квартале по адресу: <адрес>.

В судебное заседание административный истец Игнатьев А.А. не явился, извещен надлежаще, действует через представителя.

Представитель административного истца по доверенности Проскурина В.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила удовлетворить. Указала, что отсутствуют доказательства принадлежности истребуемых земель конному заводу.

Представитель административного ответчика – администрации Вологодского муниципального округа Вологодской области по доверенности Ставила К.А. в судебном заседании против удовлетворения требований возражала. Суду пояснила, что испрашиваемые земельные участки образуются из земель запаса. Имеется распоряжение Губернатора области о том, что земли запаса в первую очередь выделяются сельхозпроизводителям. В представленной административным истцом схеме расположения земельного участка на кадастровом плане территории должен быть указан кадастровый номер земельного участка, относящегося к землям запаса, из которого образуются испрашиваемые истцом участки, однако в схеме эти сведения отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица – СПК «Племенной конный завод «Вологодский» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражений против удовлетворения требований не выразил.

Заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Из содержания приведенных правовых норм следует, что нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца, необходимость в их восстановлении, является обязательным основанием для удовлетворения заявленных требований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего. Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и права либо свободы гражданина не были нарушены.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Отказывая Игнатьеву А.А. в предварительном согласовании предоставления земельных участков, администрация Вологодского муниципального округа Вологодской области указывает, что при подготовке схем не учтен способ образования земельных участков, расположенных за границами населенного пункта, а именно земли запаса согласно карт формирования Вологодского конного завода Вологодского района от 08.02.1988 года.

В соответствии со статьей 103 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к землям запаса относятся земли, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленные гражданам или юридическим лицам, за исключением фонда перераспределения земель, формируемого в соответствии со статьей 80 настоящего Кодекса.

Использование земель запаса допускается после перевода их в другую категорию, за исключением случаев, если земли запаса включены в границы охотничьих угодий, случаев выполнения работ, связанных с пользованием недрами на таких землях, и иных предусмотренных федеральными законами случаев.

Как следует из статьи 13 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель в зависимости от целей дальнейшего использования этого земельного участка осуществляется только после формирования в установленном порядке земельного участка в отношении которого принимается акт о переводе земельного участка из состава земель запаса в другую категорию земель.

В соответствии с пунктом 1 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства, создания мелиоративных защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыбоводства): гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации (пункт 3).

Из материалов дела следует, что испрашиваемые Игнатьевым А.А. земельные участки находятся за границами населенного пункта.

Как указывает административный ответчик, образование земельных участков осуществляется за счет земель запаса, и при составлении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории необходимо было указывать исходный земельный участок.

Представленной административным ответчиком выпиской из ЕГРН от 15.02.2024 подтверждается, что земельный участок с кадастровым площадью 1 375 463 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, поставлен на кадастровый учет 04.03.2008, категория земель – земли запаса. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, описание местоположения отсутствует.

В соответствии с выкопировкой фрагмента Правил землепользования и застройки сельского поселения Сосновское Вологодского муниципального района Вологодской области, утвержденных постановлением Правительства Вологодской области от 033.08.2020 № 904, испрашиваемые земельные участки находятся на землях сельхозугодий.

Вместе с тем, указанными Правилами предусмотрено ведение личного подсобного хозяйства на полевых участках (1.16) в зоне ЛПХ.

Требования к схеме расположения земельного участка на кадастром плане территории определены Приказом Росреестра от 19.04.2022 N П/0148 «Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе».

В соответствии с п. 4 Приказа, схема расположения земельного участка подготавливается на основе сведений Единого государственного реестра недвижимости об определенной территории (кадастрового плана территории). При подготовке схемы расположения земельного участка учитываются материалы и сведения: утвержденных документов территориального планирования; правил землепользования и застройки; проектов планировки территории; землеустроительной документации; положения об особо охраняемой природной территории; о зонах с особыми условиями использования территории; о земельных участках общего пользования и территориях общего пользования, красных линиях; о местоположении границ земельных участков; о местоположении зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

Пунктом 6 Приказа предусмотрено, что в схеме расположения земельного участка приводятся: условный номер каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка (в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков); проектная площадь каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка; список координат характерных точек границы каждого земельного участка, образуемого в соответствии со схемой расположения земельного участка, в системе координат, применяемой при ведении Единого государственного реестра недвижимости; изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков, изображение границ учтенных земельных участков, в том числе исходных земельных участков, надписи (включая кадастровые номера земельных участков, условные номера образуемых участков, кадастровый номер кадастрового квартала, систему координат), условные обозначения, примененные при подготовке изображения (далее - графическая информация); сведения об утверждении схемы расположения земельного участка: в случае утверждения схемы расположения земельного участка решением уполномоченного органа указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (приказ, постановление, решение и тому подобное), наименование уполномоченного органа, дата, номер документа об утверждении схемы расположения земельного участка; в случае утверждения схемы расположения земельного участка соглашением между уполномоченными органами указываются наименование вида документа об утверждении схемы расположения земельного участка (соглашение), наименования уполномоченных органов, дата (даты), номер (номера) соглашения о перераспределении земельных участков.

Из схем расположения земельных участков, которые были представлены Игнатьевым А.А. в администрацию Вологодского муниципального округа Вологодской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков, не усматривается, что они составлены с нарушением положений, содержащихся в Приказе Росреестра от 19.04.2022 N П/0148.

В данном случае, земли запаса поставлены на кадастровый учет с указанием на нулевой кадастровый квартал (нахождение участка в нескольких кадастровых кварталах или на межселенной территории), при этом границы земельного участка из земель запаса не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства, участок не прекращает свое существование в связи с образованием испрашиваемых административным истцом земельных участков.

Кроме того, вид разрешенного использования испрашиваемых земельных участков не противоречит Правилам землепользования и застройки сельского поселения Сосновское Вологодского муниципального района Вологодской области, утвержденными постановлением Правительства Вологодской области от 033.08.2020 № 904.

При таких обстоятельствах, оспариваемые отказы не могут быть признаны законными.

В соответствии с частью 9 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом.

Разрешая вопрос о способе восстановления нарушенных прав, суд полагает необходимым возложить на администрацию Вологодского муниципального округа обязанность повторно рассмотреть заявления Игнатьева А.А. от 09.11.2023 о предварительном согласовании предоставления земельных участков по адресу: Вологодская область, Вологодский район, Сосновское с/п, для ведения личного подсобного хозяйства в течение двадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу в соответствии с положениями, установленными частью 7 статьи 39.15 ЗК РФ, а также сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу на основании пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 111 КАС РФ с административного ответчика в пользу Игнатьева А.А. подлежат взысканию расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей 00 копеек.

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

административные исковые требования Игнатьева А.А. (паспорт <данные изъяты>) удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Вологодского муниципального округа от 05.12.2023 № ИХ-8913/23 в предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 5000 кв. м, 5000 кв. м, 5000 кв. м, 5000 кв. м, 2689 кв. м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных <адрес>.

Возложить на Администрацию Вологодского муниципального округа (ИНН 3525482222) обязанность устранить нарушения прав истца путем повторного рассмотрения ранее поданных Игнатьевым А. А. заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков площадью 5000 кв. м, 5000 кв. м, 5000 кв. м, 5000 кв. м, 2689 кв. м, для ведения личного подсобного хозяйства, расположенных <адрес>, с соблюдением требований земельного законодательства, сообщить об исполнении решения суда в суд и административному истцу в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с Администрации Вологодского муниципального округа в пользу Игнатьева А.А. государственную пошлину в порядке возврата в сумме 300 (триста) рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья: подпись

Копия верна

Судья Н.В. Гвоздева

Мотивированное решение изготовлено 22.02.2024.