ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4220/20 от 26.10.2020 Центрального районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 2а-4220/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 октября 2020 года г. Калининград

Центральный районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Стома Д.В.,

при секретаре Казакявичюте Б.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Глебовой ФИО6 к администрации городского округа «Город Калининград» о признании незаконным решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Глебова О.Е., в лице своего представителя по доверенности Милюковой В.Ю., обратилась в суд с административным иском об оспаривании решения комитета территориального развития и строительства администрации городского округа «Город Калининград» об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения № от 22.01.2020, в котором просит признать отказ незаконным и обязать администрацию городского округа «Город Калининград» выдать решение о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: город < адрес >, общей площадью 56,9 кв.м., кадастровый номер , расположенной на 6 этаже многоквартирного дома.

В обоснование требований указывает, что является собственником квартиры № , расположенной по адресу: < адрес >. Квартира, общей площадью 56,9 кв.м., кадастровый номер расположена на 6 этаже многоквартирного дома. Основанием для получения права собственности является договор участия в долевом строительстве от 26.09.2019 № , акта приема-передачи от 26.12.2018, разрешение на ввод в эксплуатацию № от 05.12.2018. После получения права собственности на квартиру решила произвести объединение лоджии и кухни. Так как квартира была приобретена на средства ипотечного кредита (кредитор - ПАО Сбербанк), а, следовательно, находится у банка в залоге, обратилась с письмом к кредитору о согласовании перепланировки и/или переустройства объекта недвижимости. Возражений со стороны Банка не последовало. Кроме того, обратилась в ООО «Кадастровый инженер» для составления Технического паспорта объекта (отчета о контрольных замерах помещений), а также проекта перепланировки вышеуказанной квартиры. 09.09.2019 обратилась с заявлением в комитет территориального развития и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (вх. от 09.09.2019). Однако, 07.10.2019 Решением комитета территориального развития и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» в переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения ей было отказано по причине отсутствия в прилагаемых к заявлению документах технического паспорта перепланируемого и (или) переустраиваемого помещения, выполненного АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ», а представлен отчет о контрольных замерах помещений, выполненный ООО «Кадастровый инженер». В связи с этим, в ноябре 2019 года, обратилась в АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» для оформления технического паспорта, после чего повторно обратилась в администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением о согласовании перепланировки и/или переустройства объекта недвижимости. 22.01.2020 получила Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения № от 22.01.2020. В обоснование отказа указано, что в проекте, разработанном ООО «Кадастровый инженер» в 2019 году нарушен требования п. 4.2.4.9. постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в соответствии с которым не допускается использование лоджий не по назначению (лоджия - неотапливаемое помещение, площадь которого в соответствии с ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ не включается в общую площадь квартиры). Из смысла пункта 4.2.4.9. постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 года № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» не следует, что объединение лоджии с остальным помещением квартиры запрещено. Кроме того, в решении об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения от 22.01.2020 не указано, какие именно нарушения содержатся в проекте, разработанном ООО «Кадастровый инженер». Постановление Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда» не является нормативным документом, являющимся основанием для вынесения решения об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения. Отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения по данным основаниям нарушает права и законные интересы собственника жилого помещения, в связи с тем, что не основан на нормах закона.

Административный истец в судебное заседание не явилась, извещена надлежаще, просил рассматривать дело в ее отсутствие.

Представитель административного истца по доверенности – Милюкова В.Ю. исковые требования поддержала по изложенным выше основаниям, на удовлетворении административного иска настаивала.

Представитель административного ответчика администрации городского округа «Город Калининград» по доверенности – Тветинская А.С. в судебном заседании возражала против административного иска.

Определением суда к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен комитет территориального развития и строительства администрации городского округа «Город Калининград».

Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, дав им оценку в соответствии с требованиями ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Глебовой О.Е. на праве собственности принадлежит квартира, расположенная по адресу: < адрес >, общей площадью 56,9 кв.м., кадастровый номер

Основанием для получения права собственности является договор участия в долевом строительстве от 26.09.2019 № , акта приема-передачи от 26.12.2018, разрешение на ввод в эксплуатацию № от 05.12.2018.

После получения права собственности на квартиру Глебова О.Е. решила произвести объединение лоджии и кухни.

Поскольку квартира приобреталась на средства ипотечного кредита, полученного в ПАО Сбербанк, обратилась к кредитору и залогодержателю с письмом о согласовании перепланировки и/или переустройства объекта недвижимости. Возражений со стороны Банка не последовало.

09.09.2019 обратилась с заявлением в комитет территориального развития и строительства администрации городского округа «Город Калининград» о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (вх. от 09.09.2019), приложив технический отчет ООО «Кадастровый инженер» о контрольных замерах помещений, а также проект перепланировки квартиры.

07.10.2019 уведомлена комитетом территориального развития и строительства Администрации городского округа «Город Калининград» об отказе в переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения по причине отсутствия в прилагаемых к заявлению документах технического паспорта перепланируемого и (или) переустраиваемого помещения, выполненного АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ». В связи с этим обратилась в АО «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» для оформления технического паспорта, после чего повторно 14.12.2019 обратилась в администрацию городского округа «Город Калининград» с заявлением о согласовании перепланировки и/или переустройства объекта недвижимости.

Глебовой О.Е. административным ответчиком направлено Решение об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения № от 22.01.2020 в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ: несоответствие проекта переустройства и перепланировки помещения требованиям законодательства.

В обоснование отказа указано, что в проекте, разработанном ООО «Кадастровый инженер» в 2019 году нарушены требования п. 4.2.4.9. постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда», в соответствии с которым не допускается использование лоджий не по назначению (лоджия - неотапливаемое помещение, площадь которого в соответствии с ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ не включается в общую площадь квартиры).

С такой позицией административного ответчика суд не согласен ввиду следующего.

В силу положений п. 7 ч. 1 ст. 4 Жилищного кодекса РФ отношения по поводу переустройства и перепланировки жилых помещений регулируются жилищным законодательством.

Согласно ст. 8 Жилищного кодекса РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом.

На основании пунктов 7, 9.1 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится согласование переустройства и перепланировки жилых помещений, а также определение порядка получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.

Частью 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.

В соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения, в том числе подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.

В соответствии со ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Выполнение работ по устройству проемов должно осуществляться в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ, согласно которой безопасность зданий и сооружений, а также связанных со зданиями и с сооружениями процессов проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса) обеспечивается посредством соблюдения требований данного Федерального закона и требований стандартов и сводов правил, включенных в перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона.

Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 года № 170 утверждены Правила и нормы технической эксплуатации жилищного фонда, которые определяют требования и порядок обслуживания и ремонта жилищного фонда с целью обеспечения сохранности жилищного фонда всех форм собственности; проведения единой технической политики в жилищной сфере, обеспечивающей выполнение требований действующих нормативов по содержанию и ремонту жилых домов, их конструктивных элементов и инженерных систем, а также придомовых территорий; обеспечения выполнения установленных нормативов по содержанию и ремонту собственниками жилищного фонда или уполномоченными управляющими и организациями различных организационно-правовых форм, занятых обслуживанием жилищного фонда (далее - Правила).

Пунктом 1.7 Правил установлены условия и порядок переоборудования (переустройства, перепланировки) жилых и нежилых помещений и повышение благоустройства жилых домов и жилых помещений.

Переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке (пункт 1.7.1 Правил).

Перепланировка жилых помещений может включать: перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидация темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров.

Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Правил).

Перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается (пункт 1.7.3 Правил).

В соответствии с проектной документацией по перепланировке квартиры, в целях улучшения условий проживания в соответствии с заданием заказчика проектом перепланировки предусматривается разборка части ненесущей стены между кухней и лоджией с целью увеличения площади кухни. Проект разработан в соответствии с заданием на проектирование техническими регламентами, в том числе, устанавливающими требования по обеспечению безопасной эксплуатации зданий, строений, сооружений и безопасного использования прилегающих к ним территорий.

В силу статьи 77 КАС РФ в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе.

Административный ответчик в ходе рассмотрения дела допустимых доказательств, опровергающих правильность заключения специалиста ООО «Кадастровый инженер» не указал и не представил, о назначении экспертизы представитель не ходатайствовал.

Указание в оспариваемом Решении от 22.01.2020 на несоответствие представленного проекта пункту 4.2.4.9 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда не могло служить основанием для отказа в согласовании проекта в связи со следующим.

Пункт 4.2.4.9 Правил устанавливает требования к техническому обслуживанию и ремонту балконов, козырьков, лоджий и эркеров, в связи с чем запрет на расширение и пробивку проемов в стенах крупнопанельных и крупноблочных зданий, содержащийся в указанном пункте Правил, относится только к случаям устройства проемов в стеновых панелях, сопряженных с названными строительными конструкциями.

Как следует из проектной документации, представленной на согласование, принятые проектные решения не затрагивают конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности здания. Согласно техническому паспорту, лоджия в квартире административного истца площадью 1,9 кв.м находится в периметре квартиры, не выступает за фасад здания, для расширения проема используется ненесущая стена внутри квартиры путем разборки ее части. Согласно проекту перепланировки, разборка перегородок предполагается выполнить участками 300Х300 мм без обрушения их на пол, не допускается разборка перегородок одновременно в нескольких ярусах по вертикали, то есть демонтаж должен осуществляться сверху-вниз без применения отбойных молотков.

Согласно статье 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.

Перепланировка жилых помещений может включать перенос и разборку перегородок, перенос и устройство дверных проемов, разукрупнение или укрупнение многокомнатных квартир, устройство дополнительных кухонь и санузлов, расширение жилой площади за счет вспомогательных помещений, ликвидацию темных кухонь и входов в кухни через квартиры или жилые помещения, устройство или переоборудование существующих тамбуров (абз. 3 п. 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда).

В данном случае п. 4.2.4.9 Правил не исключает возможность устройства проемов в ненесущих стенах зданий, при условии соответствия выполненных работ требованиям и нормам строительного, санитарно-экологического и жилищного законодательства и не запрещает объединение лоджии с остальными помещениями квартиры.

Поскольку перепланировка не затрагивает общее имущество дома, то доводы сторон о том, относится ли лоджия к общему имуществу дома, правового значения в данном случае не имеют. Кроме того, оспариваемое решение не содержит указания на нарушение права пользования общим имуществом многоквартирного дома.

Отказывая в согласовании переустройства (перепланировки) квартиры, административный ответчик не указал, в чем заключается нарушение в предложенном на согласование проекте.

Поскольку полномочия о принятии решения о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения в данном случае принадлежат администрации городского округа «Город Калининград», то суд не вправе подменять данный орган и принимать за него такое решение. Поэтому признавая оспариваемое решение незаконным, суд, в соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, возлагает на административного ответчика обязанность устранить допущенное нарушение прав административного истца, которое должно быть осуществлено путем повторного рассмотрения заявления Глебовой О.Е. и принятия по нему законного и обоснованного решения с учетом установленных судом обстоятельств и оснований. В случае отсутствия иных обстоятельств, препятствующих принятию решения о согласовании, такое решение должно быть принято.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Глебовой ФИО7 удовлетворить.

Признать незаконным решение комитета территориального развития и строительства администрации городского округа «Город Калининград» об отказе в согласовании переустройства и (или)перепланировки жилого помещения от 22.01.2020 № .

Обязать администрацию городского округа «Город Калининград» повторно рассмотреть в течение 10 рабочих дней со дня вступления решения суда в законную силу заявление Глебовой ФИО8 от 14.12.2019 о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, расположенного по адресу: < адрес >, общей площадью 56,9 кв.м, кадастровый номер .

Об исполнении решения сообщить суду в течение 1 месяца.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Центральный районный суд г. Калининграда в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 10.11.2020.

Судья Д.В. Стома