ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4221/18 от 27.08.2018 Щелковского городского суда (Московская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 августа 2018 года гор. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре судебного заседания Бутовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-4221/2018 по административному иску ФИО1 ФИО8 к Главному Управлению Государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решения об отказе в во включении в реестр пострадавших граждан,

УСТАНОВИЛ:

ФИО2 обратилась в Щелковский городской суд с административным иском к Главному Управлению Государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решения об отказе в во включении в реестр пострадавших граждан.

В обоснование требований указала, что 13.08.2016 года между ФИО2, ФИО3 и ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» был заключен договор о долевом участии в строительстве жилого дома, на основании которого у застройщика появилось обязательство по передаче жилого помещения – 2 комнатной квартиры со строительным номером <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной на 5 этаже, <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>. Административным истцом было выплачена денежная сумма по договору в размере 1 386 000 рублей, а именно 500 000 рублей было выплачено при заключении договора, оставшаяся часть цены выплачивалась согласно п. 3 пп. 3.5, 1 Договора установленной рассрочкой.

С марта 2017 года строительство жилого дома по вышеуказанному адресу в договоре было прекращено. На генерального директора ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» ФИО4 ФИО9 было возбуждено дело о признании его банкротом. Временный управляющий ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» был назначен ФИО6 ФИО10. Поскольку счета ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» были арестованы (заблакированы), истцом была прекращена выплата рассрочки по договору. 23.01.2018 в соответствии с ч. 1 ст. 328 ГК РФ, административный истец уведомила ФИО6, ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» о приостановлении оплаты по договору о долевом участии в строительстве жилого дома от 13.08.2016 г., вплоть до возобновления строительства объекта. 12.02.2018 г. Определением Арбитражного суда Московской области требования административного истца и ФИО3 о передаче спорного жилого помещения были включены в реестр требований должника ООО «ГТ-ТЭС «Трубино». 03.07.208 г.Административный истец подала заявление в электроном виде в ГУ Государственного строительного надзора Московской области с требованиями о включении в реестр пострадавших граждан.

04.07.2018 года административному истцу было отказано в постановке на учет, согласно пункта 2 приложения №1 приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.08.2016

Административный истец считает вышеуказанное решение Главного Управления Государственного строительного надзора Московской области признать незаконным решение об отказе во включении его в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (далее - Реестр пострадавших) (решение Комиссии Главного Управления Государственного строительного надзора Московской области по отнесению граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и включению в Реестр пострадавших граждан, обязать устранить допущенные нарушения, включив в Реестр пострадавших.

В судебном заседании административный истец ФИО2, иск поддержала, просила удовлетворить по изложенным основаниям.

Административный ответчик Главное Управление Государственного строительного надзора Московской области не явились, извещены, своего представителя не направили. Доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Представлены письменные возражения по делу.

Заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явился, извещен.

Заинтересованное лицо ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» не явились, извещены, своего представителя не направили. Доказательств уважительности неявки в судебное заседание не представили, о рассмотрении дела в их отсутствие не просили. Через канцелярию суда поступили возражения на административный иск, согласно которым административный иск не поддерживают, просят в удовлетворения административного иска отказать по основаниям изложены в письменных возражениях.

В судебном заседании заинтересованное лицо ФИО3 иск поддержала, просил удовлетворить по изложенным основаниям.

Выслушав административного истца и заинтересованного лица ФИО3, исследовав материалы дела, суд находит требования обоснованными в связи со следующим.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемого решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении в связи с этим прав административного истца; при этом на последнего процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

Так, пунктом 2 статьи 27 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в дальнейшем - Закон от 30 декабря 2004 года, Закона N 214-ФЗ) определено, что он распространяет свое действие на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, разрешения на строительство которых получены после вступления в силу настоящего Федерального закона.

Первоначальный текст Закона от 30 декабря 2004 года опубликован в "Российской газете" N 292 от 31 декабря 2004 года, а потому в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона от 30 декабря 2004 года он вступил в силу по истечении трех месяцев после дня официального опубликования, то есть 1 апреля 2005 года.

В соответствии с частью 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2004 года государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (ч. 4 названной статьи).

В целях реализации приведенных законоположений издан Приказ Министерства строительного и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 12.08.2016 N 560/пр "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан".

Данным Приказом утверждены Критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан согласно приложению N 1 и Правила ведения реестра пострадавших граждан (приложение N 2).

Так, согласно пункту 2 приложения 1 к названному Приказу критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан (далее - критерии) являются:

1) неисполнение застройщиком объекта незавершенного строительства, создание которого осуществляется (осуществлялось) с привлечением денежных средств гражданина - участника долевого строительства на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом от 30 декабря 2004 г., обязательств по договору в течение более 9 месяцев с даты, установленной в договоре, при отсутствии прироста вложений в незавершенное строительство такого объекта в течение двух отчетных периодов согласно отчетности застройщика об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - проблемный объект), за исключением следующих объектов строительства:

а) введенных в эксплуатацию многоквартирных домов или не завершенных строительством многоквартирных домов, в которых в отношении одного и того же жилого помещения застройщиком заключены два и более договоров долевого участия;

б) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) в отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, на котором возведен (возводится) такой объект;

в) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке в отсутствие государственной регистрации права собственности застройщика на земельный участок, либо договора аренды, договора субаренды такого земельного участка, либо договора безвозмездного пользования земельным участком, предусмотренных Законом от 30 декабря 2004 года;

г) не завершенного строительством многоквартирного дома, созданного (создаваемого) на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного дома;д) не завершенного строительством многоквартирного дома, строительство которого осуществлено (осуществляется) с нарушением требований градостроительного плана земельного участка, требований, установленных в разрешении на строительство, проектной документации, в том числе объекты, право собственности на доли, квартиры в которых признано за физическими и (или) юридическими лицами вступившими в законную силу актами судебных органов.

2) привлечение застройщиком проблемного объекта денежных средств гражданина - участника долевого строительства для строительства проблемного объекта осуществлялось на основании договора участия в долевом строительстве, заключенного в соответствии с Законом от 30 декабря 2004 года;

3) надлежащее исполнение гражданином - участником долевого строительства обязательств по договору участия в долевом строительстве проблемного объекта;

4) неисполнение застройщиком проблемного объекта обязательств по действующему договору участия в долевом строительстве по передаче жилого помещения, расположенного в проблемном объекте, гражданину - участнику долевого строительства;

5) отсутствие лица, являющегося правопреемником прав и обязанностей застройщика по строительству проблемного объекта, к которому может быть заявлено требование об исполнении обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве;

6) необеспечение обязательств застройщика по договору участия в долевом строительстве поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения участнику долевого строительства по договору в порядке, установленном Законом от 30 декабря 2004 года, либо осуществление выплаты по договору участия в долевом строительстве, обеспеченному поручительством банка или страхованием гражданской ответственности застройщика не может быть осуществлено ввиду ликвидации соответствующей кредитной или страховой организации;

7) отсутствие заявителя в реестре пострадавших граждан в отношении того же и (или) иного проблемного объекта.

Гражданин-участник долевого строительства проблемного объекта, чьи денежные средства привлечены по договору участия в долевом строительстве многоквартирных домов, после исполнения которого у гражданина возникает право собственности на объект долевого строительства и право общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме, и чьи права нарушены, соответствующий критериям, установленным пунктом 2 настоящего приложения, относится к числу пострадавших граждан (пункт 3 приложения 1 к Приказу N 560/пр).

Согласно пункту 5 Правил ведения реестра пострадавших граждан решение о включении пострадавшего гражданина в реестр принимается контролирующим органом на основании письменного заявления пострадавшего гражданина с приложением документов, поименованных в пункте 6 Правил (копия документа, удостоверяющего личность; копии договора участия в долевом строительстве, подтверждающего возникновение правоотношений между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, не исполнившим обязательств по передаче жилого помещения пострадавшему гражданину, и копия договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); копии платежных документов, подтверждающих исполнение пострадавшим гражданином обязательств по договору участия в долевом строительстве, заключенному в отношении проблемного объекта и договору уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требования по договору); копия вступившего в законную силу судебного акта о включении пострадавшего гражданина к застройщику проблемного объекта в реестр требований кредиторов (при наличии).

Согласно пункту 10 указанных Правил заявитель не подлежит включению в реестр при наличии одного из следующих условий:

1) несоответствие заявителя одному из критериев, установленных пунктом 2 приложения N 1 к настоящему Приказу;

2) ввод в эксплуатацию проблемного объекта, участником строительства которого является пострадавший гражданин;

3) вступление в законную силу судебного акта об удовлетворении (погашении), частичном удовлетворении требований пострадавшего гражданина в рамках рассмотрения дела о банкротстве застройщика проблемного объекта;

4) расторжение договора участия в долевом строительстве, заключенного между пострадавшим гражданином и застройщиком проблемного объекта, договора уступки (в случае уступки участником долевого строительства прав требований по договору);

5) непредставление или представление не в полном объеме, а равно представление заведомо ложных и (или) недостоверных документов, из числа предусмотренных пунктом 6 настоящих Правил.

В пункте 8 Правил установлено, что решение о включении заявителя в реестр принимается контролирующим органом в течение 14 рабочих дней с даты поступления заявления.

В силу пункта 11 Правил гражданин не подлежит включению в реестра при наличии хотя бы одного из условий, предусмотренных пунктом 10 Правил.

Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение по настоящему делу, являются исполнение административным истцом обязанности назвать фактические данные, с которыми закон (Критерии и Правила) связывает основания для включения в реестр пострадавших граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, и представить документы, подтверждающие соответствие административного истца обозначенным критериям. Административный ответчик, в свою очередь, должен доказать наличие предусмотренных законом оснований для отказа во включении административного истца в реестр, а также соблюдение порядка принятия оспариваемого решения.

При рассмотрении административного дела судом установлено, что в соответствии с положением о Главном Управлении Государственного строительного надзора Московской области от 11.04.2016 г. N 270/9, управление является центральным исполнительным органом государственной власти Московской области, осуществляющим на территории Московской области государственный строительный надзор, государственный надзор за эксплуатацией нежилых зданий, строений и сооружений повышенного уровня ответственности, государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.

13.08.2016 года между ФИО2, ФИО3 и ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» был заключен договор о долевом участии в строительстве жилого дома, на основании которого у застройщика появилось обязательство по передаче жилого помещения – 2 комнатной квартиры со строительным номером <адрес>, общей площадью 46.6 кв.м., расположенной на 5 этаже, <адрес> жилом доме по адресу: <адрес>. Истцом было выплачена денежная сумма по договору в размере 1 386 000 рублей, а именно 500 000 рублей было выплачено при заключении договора, оставшаяся часть цены выплачивалась согласно п. 3 пп. 3.5, 1 Договора установленной рассрочкой.

Согласно п. 3.1 Договора стоимость квартиры составляет 1750000 руб.

Административным истцом было выплачена денежная сумма по договору в размере 1 386 000 рублей (л.д. 21,22), а именно 500 000 рублей было выплачено при заключении договора, оставшаяся часть цены выплачивалась согласно п. 3 пп. 3.5, 1 Договора установленной рассрочкой.

С марта 2017 года строительство жилого дома по вышеуказанному адресу в договоре было прекращено. На генерального директора ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» ФИО4 ФИО12 было возбуждено дело о признании его банкротом. Временный управляющий ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» был назначен ФИО6 ФИО11. Поскольку счета ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» были арестованы (заблакированы), истцом была прекращена выплата рассрочки по договору. 23.01.2018 в соответствии с ч. 1 ст. 328 ГК РФ, административный истец уведомила ФИО5, ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» о приостановлении оплаты по договору о долевом участии в строительстве жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, вплоть до возобновления строительства объекта. 12.02.2018 г. (л.д. 23).

Определением Арбитражного суда Московской области требования административного истца и ФИО3 о передаче спорного жилого помещения были включены в реестр требований должника ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» (л.д. 19).

03.07.208 г. административным истцом подала заявление в электроном виде в ГУ Государственного строительного надзора Московской области с требованиями о включении ее в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (л.д. 20-22), по результатам рассмотрения которого административным ответчиком было принято оспариваемое решение об отказе административному истцу в признании ее пострадавшим и во включении в реестр пострадавших граждан на основании пп. 1 п. 10 Приложения N 2 к Приказу N 560/пр от 12.08.2016 г. "Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших граждан и правил ведения реестра пострадавших граждан", со ссылкой на несоответствие пп. 2, 3 п. 2 Приложения N 1 к названному Приказу (л.д. 26).

Определением Арбитражного суда Московской области от 12.02.2018 года по делу , удовлетворено заявление ФИО2, включено в реестр требований о передаче жилых помещений, заявленных к ООО «ГТ-ТЭС «Трубино» требование ФИО2 о передаче ей жилого помещения - вышеуказанной двухкомнатной квартиры, стоимостью 1386000 рубле й. Застройщик не возражал против удовлетворения заявления, в указанном судебном акте правоотношения между застройщиком и административным истцом в связи с договором от 13.08.2016 определены как вытекающие из Федерального закона "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", при таких обстоятельствам, суд приходит к выводу об удовлетворении требований административного истца в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск ФИО1 ФИО13 к Главному Управлению Государственного строительного надзора Московской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших граждан – удовлетворить.

Признать незаконным решение Главного Управления Государственного строительного надзора Московской области, выраженное в Уведомлении от 04 июля 2018 года, об отказе во включении в Реестр пострадавших граждан (протокол заседания Комиссии Главного управления Государственного строительного надзора Московской области N ПК-2 от 04 июля 2018 года) и обязать Главное Управление Государственного строительного надзора Московской области включить ФИО1 ФИО14 в Реестр пострадавших.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд Московской области путем подачи апелляционной жалобы.

Судья А.В. Торбик