ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4222/2023 от 25.09.2023 Ленинскогого районного суда г. Махачкалы (Республика Дагестан)

УИД 05RS0031-01-2023-004997-39

Дело № 2а-4222/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Махачкала 25.09.2023

Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:

председательствующего - судьи Ершова Д.В.,

при секретаре судебного заседания Рагимове Т.Ш.,

с участием:

представителя административного истца Курбанова М.М. – Абдуллаевой З.З., действующей на основании доверенности 05АА3412590 от 09.06.2023,

рассмотрев в открытом судебном заседании по административному исковому заявлению Курбанова ФИО7 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы о признании незаконным уведомления,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1, обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы о признании незаконным уведомления о несоответствии, указанных в уведомлении о планируемом строительстве сведений и обязании выдать уведомление о соответствии, указанных в уведомлении о планируемом строительстве сведений. В обоснование административного искового заявления указывает, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок с к.н. общей площадью 540 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка <адрес> Категоря земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: под индивидуальное жилищное строительство. Запись о государственной регистрации в ЕГРН от 07.07.2022 произведена на основании договора купли-продажи от 04.07.2022.

06.04.2007 Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы прежнему собственнику земельного участка, ФИО3, выдан строительный паспорт на застройку земельного участка индивидуальному застройщику в <адрес>

В кадастровом плане земельного участка от 24.05.2007 № 40-02/2007-1007 также указан вид его разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство.

При приобретении административным истцом земельного участка, в отношении него уже были проведены определенные подготовительные работы к застройке: заложен фундамент, возведен цокольный этаж, а также частично завезен строительный материал. После приобретения земельного участка административным истцом было принято решение о продолжении строительных работ и возведении индивидуального жилого дома в полном соответствии с данными строительного плана.

18.08.2022 административный истец обратился в Россети с заявлением о проведении к земельному участку электроэнергии и регистрации прибора учета. 05.05.2023 административным истцом было получено согласие на застройку от соседа – собственника земельного участка с к.н. ФИО4

24.03.2023 административный истец направил в Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

03.04.2023 административным ответчиком вынесено уведомление № Н-121 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства, параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке в связи с тем, что согласно сведениям публичной кадастровой карты земельный участок находится в зоне с особыми условиями использования территории седьмая подзона «Приаэродромной территории аэродрома Махачкала», а также в связи с его нахождением в территориальной зоне Р-2 (зона озелененных территорий общего пользования) согласно правилам землепользования и застройки г. Махачкала, утвержденным решением Собрания депутатов ГОсВД г. Махачкала от 26.05.2016 № 9-5.

Обратившись в суд, просит признать незаконным вынесенное МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации ГОсВД «город Махачкала» уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № Н-121 от 03.04.2022.

Обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства администрации ГОсВД «г. Махачкала» в семидневный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу повторно рассмотреть ранее поданное ФИО1, уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с к.н. 05:40:000086:62, расположенного по адресу: <адрес>

Административный истец ФИО1, в судебное заседание не явился о слушании дела уведомлен надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО5, доводы изложенные в административном исковом заявлении поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям изложенным в административном исковом заявлении.

Представитель административного ответчика Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы, в судебное заседание не явился, причины неявки суду не известны, о слушании дела уведомлены заблаговременно, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором

Суд на основании ст. 150 КАС РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие участвующих в деле лиц, не явившихся в судебное заседание, извещенных о времени и месте судебного заседания.

Выслушав мнение представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного искового заявления, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными полномочиями или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Как следует из материалов административного дела, административный истец является собственником земельного участка с кадастровым номером общей площадью 540 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах земельного участка <адрес> что подтверждается записью о государственной регистрации в ЕГРН от 07.07.2022 произведенной на основании договора купли-продажи от 04.07.2022, а также подтверждается выпиской из ЕГРН.

06.04.2007 Управлением архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы прежнему собственнику земельного участка, ФИО3, выдан строительный паспорт на застройку земельного участка индивидуальному застройщику в <адрес>

В кадастровом плане земельного участка от 24.05.2007 № 40-02/2007-1007 также указан вид его разрешенного использования – под индивидуальное жилищное строительство.

Оспариваемым уведомлением Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы № Н-121 от 03.04.2023 установлено, несоответствие объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке.

Как следует из текста самого уведомления, основанием для отказа в согласовании строительства является нахождение земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории седьмая подзона «Приаэродромной территории аэродрома Махачкала», а также в связи с его нахождением в территориальной зоне Р-2 (зона озелененных территорий общего пользования) согласно правилам землепользования и застройки г. Махачкала, утвержденным решением Собрания депутатов ГОсВД г. Махачкала от 26.05.2016 № 9-5.

В соответствии с положениями части 1 статьи 51.1 ГрК РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства (за исключением строительства объектов индивидуального жилищного строительства с привлечением денежных средств участников долевого строительства в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2004 № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации») или садового дома застройщик подает на бумажном носителе посредством личного обращения в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, в том числе через многофункциональный центр, либо направляет в указанные органы посредством почтового отправления с уведомлением о вручении или единого портала государственных и муниципальных услуг уведомление о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома.

Согласно ч. 7 указанной статьи Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня поступления уведомления о планируемом строительстве, за исключением случая, предусмотренного частью 8 настоящей статьи:

1) проводит проверку соответствия указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, и обязательным требованиям к параметрам объектов капитального строительства, установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами и действующим на дату поступления уведомления о планируемом строительстве, а также допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации;

2) направляет застройщику способом, определенным им в уведомлении о планируемом строительстве, уведомление о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке либо о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома установленным параметрам и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке.

В соответствии с п. 4 ст. 1 ГрК РФ, ст. 105 ЗК РФ к зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, защитные зоны объектов культурного наследия, водоохранные зоны, зоны затопления, подтопления, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, приаэродромная территория, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 47 Воздушного кодекса РФ приаэродромная территория устанавливается решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в целях обеспечения безопасности полетов воздушных судов, перспективного развития аэропорта и исключения негативного воздействия оборудования аэродрома и полетов воздушных судов на здоровье человека и окружающую среду в соответствии с настоящим Кодексом, земельным законодательством, законодательством о градостроительной деятельности с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Указанным решением на приаэродромной территории устанавливаются ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности в соответствии с Воздушным кодексом РФ.

П. 3 ст. 47 Воздушного кодекса РФ определены виды подзон, которые могут выделяться на приаэродромной территории и в которых устанавливаются ограничения использования объектов недвижимости и осуществления деятельности. Согласно пп. 7 данной нормы к числу таких подзон относится седьмая подзона, в которой ввиду превышения уровня шумового, электромагнитного воздействий, концентраций загрязняющих веществ в атмосферном воздухе запрещается размещать объекты, виды которых в зависимости от их функционального назначения определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории с учетом требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, если иное не установлено федеральными законами.

В соответствии с Правилами выделения на приаэродромной территории подзон, утвержденными постановлением Правительства РФ от 02.12.2017№ 1460, выделение седьмой подзоны приаэродромной территории осуществляется по границам, установленным согласно расчетам, учитывающим следующие факторы: в части концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе и шумового воздействия - типы используемых воздушных судов, траектории взлета, посадки и маневрирования воздушных судов в районе аэродрома, расписание движения воздушных судов (в дневное и ночное время), рельеф местности и климатологическое описание аэродрома.

Таким образом, территория, в границах которой установлен специальный правовой режим ввиду превышения уровня шумового воздействия воздушного транспорта, является не отдельной зоной, а составной частью (подзоной) приаэродромной территории, устанавливаемой решением уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти. Конкретные ограничения и запреты, составляющие правовой режим такой зоны, в частности, виды объектов, которые запрещается размещать в границах этой зоны в зависимости от их функционального назначения, определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти при установлении соответствующей приаэродромной территории (пункты 1 и 3 статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 8 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» в случае, если до 01.07.2021 седьмая подзона приаэродромной территории аэродромов, введенных в эксплуатацию до указанной даты, не была установлена (в том числе в случае, предусмотренном частью 1.1 настоящей статьи), седьмая подзона приаэродромной территории таких аэродромов подлежит установлению до 1 января 2025 года в соответствии с требованиями статьи 47 Воздушного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ч. 13 ст. 4 Федерального закона от 01.07.2017 № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны» ограничения использования земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости и осуществления экономической и иной деятельности, установленные в седьмой подзоне приаэродромной территории, не применяются в отношении земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимости, права на которые возникли у граждан или юридических лиц до дня установления седьмой подзоны приаэродромной территории, а также в отношении объектов недвижимости, разрешение на строительство которых получено до установления этой подзоны.

При таких обстоятельствах материалами дела достоверно подтверждено, что строительство жилого дома на земельном участке было начато еще до установления седьмой подзоны приаэродромной территории прежним собственником земельного участка.

В силу ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

Распределяя бремя доказывания по настоящему административному делу, суд возлагает на административного ответчика обязанность по представлению доказательств законности оспариваемого уведомления.

Административный ответчик своего представителя в суд не направил, какие-либо доказательства в подтверждение обоснованности обжалуемого уведомления не представил.

В соответствии с п. 3 ст. 37 Правил землепользования и застройки к видам запрещенного использования земельных участков и иных объектов недвижимости расположенных в зоне с особыми условиями использования территории - седьмой подзоны Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уайташ), относится в частности жилая застройка. Сведения о нахождении земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории - седьмой подзоны Приаэродромной территории аэродрома Махачкала (Уайташ), должны быть отображены в градостроительном плане земельного участка в соответствии с действующей схемой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки.

Между тем, сведения о том, что расположение земельного участка в зоне с особыми условиями использования территории, влекущими именно невозможность какого-либо строительства, административным ответчиком не представлены.

Каких-либо допустимых доказательств, подтверждающих факт установления обременений в отношении оспариваемого земельного участка административным ответчиком не представлено.

Суд также принимает во внимание, что согласно Публичной кадастровой карте земельный участок административной истца ФИО1, находится в густонаселенной, застроенной части территории.

С учетом изложенного суд приходит к выводу о необоснованности обжалуемого уведомления Управления архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы от 03.04.2023 № Н-121 о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве или реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам и (или) допустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с к/н 05:40:000086:62, данное уведомление подлежит признанию незаконным.

Административным истцом также ставится вопрос об обязании административного ответчика повторно рассмотреть его обращение в месячный срок со дня вступления решения в законную силу. Вследствие признания обжалуемого уведомления незаконным и его отмены заявление административного истца считается нерассмотренным и подлежит повторному рассмотрению.

При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что административный иск подлежит удовлетворению в полном объеме с возложением на административного ответчика Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы обязанности повторно рассмотреть заявление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

административные исковые требования ФИО1 к Управлению архитектуры и градостроительства администрации г. Махачкалы о признании незаконным уведомления - удовлетворить.

Признать незаконным вынесенное МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемых строительстве иди реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома параметров и (или) недопустимости размещения объекта индивидуального жилищного строительства или садового дома на земельном участке № Н-121 от 03.04.2022

Обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Администрации городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» в семидневный срок со дня вступления настоящего решения суда в законную силу повторно рассмотреть ранее поданное уведомление о планируемом строительстве объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке с кадастровым номером 05:40:000086:62 расположенного по адресу: <адрес>

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан через Ленинский районный суд г. Махачкалы в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено в 27.09.2023

Председательствующий Д.В. Ершов