ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4226/18 от 26.11.2018 Дзержинского районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 ноября 2018 года г. Оренбург

Дзержинский районный суд г.Оренбурга в составе судьи Шиляевой С.Г., при секретаре Минигазимовой А.И.,

с участием: представителя административного истца ФИО1, административного ответчика – судебного пристава-исполнителя ОСП Дзержинского района г.Оренбурга ФИО2, заинтересованного лица ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 67» к судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов Дзержинского района г.Оренбурга ФИО2, Управлению Федеральной службы судебных приставов-исполнителей России по Оренбургской области об оспаривании постановления о возбуждении исполнительного производства,


УСТАНОВИЛ:

МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» обратилось в суд с вышеуказанным административным иском, ссылаясь на то, что 11.10.2018 г. судебным приставом-исполнителем ОСП Дзержинского района г.Оренбурга ФИО2 в отношении Учреждения принято два постановления о возбуждении исполнительных производств на основании решения суда о взыскании в пользу <ФИО>3 вреда. Полагает, что указанные постановления вынесены с нарушение норм действующего законодательства, поскольку они не подлежит исполнению службой судебных приставов. МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» является автономным учреждением, в связи с чем, в силу положений Бюджетного кодекса РФ, ФЗ ри 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» исполнительный документов, предусматривающий обращение взыскания на средства автономного учреждения, являющегося должником, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства или в финансовый орган субъекта Российской Федерации (муниципального образования) по месту открытия учреждению-должнику соответствующих лицевых счетов. Иной порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства автономного учреждения, законодательство Российской Федерации не предусмотрен. В связи с чем, просит суд постановления судебного пристава-исполнителя от 11.10.2018 г. о возбуждении исполнительного производства отменить.

В судебном заседании представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям. Просил суд их удовлетворить.

Административный ответчик – судебный пристав-исполнитель ОСП Дзержинского района г.Оренбурга ФИО2 исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении. Полагает, что нарушений норм действующего законодательства со стороны судебного пристава-исполнителя не имеется. Административным истцом не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что оспариваемый акт противоречит нормам ФЗ «Об исполнительном производстве», а также наличие нарушений прав и законных интересов административного истца.

Заинтересованное лицо ФИО3 и законный представитель ФИО4 в судебном заседании оставила рассмотрение данного гражданского дела на усмотрение суда с учетом норм действующего законодательства.

Представитель ответчика - Управления федеральной службы судебных приставов России по Оренбургской области, надлежаще извещенный о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явился. Сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает.

Заинтересованное лицо ФИО4, надлежаще извещенная о месте и времени слушания дела, в судебное заседание не явилась. Сведениями об уважительности причин неявки суд не располагает.

Выслушав пояснения представителя административного истца, административного ответчика, заинтересованного лица, исследовав материалы дела, оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст.218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ требования административного истца о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными могут быть удовлетворены, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и, в случае признания таких требований обоснованными, возложить на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.

Согласно Уставу МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» является некоммерческой организацией, осуществляющей на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых создана.

Как установлено в судебном заседании, решением Дзержинского районного суда г.Оренбурга от 10 августа 2018 г. с МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» г.Оренбурга в пользу ФИО4 взыскана компенсация морального вреда в размере 80000 руб., в пользу ФИО3 в счет возмещения материального ущерба 8144 руб. 37 коп.

Решение суда вступило в законную силу, выданы исполнительные листы.

На основании заявления ФИО3, действующей от своего имени и от имени несовершеннолетней ФИО4 судебным приставом-исполнителем ОСП Дзержинского района г.Оренбурга от 11 октября 2018 г. возбуждены исполнительные производства <Номер обезличен> и <Номер обезличен> соответственно.

Согласно ст.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

В силу ст.5 указанного Федерального закона принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

В соответствии с частями 1 и 5 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа без заявления взыскателя в случаях, когда суд, другой орган или должностное лицо в соответствии с федеральным законом направляют исполнительный документ судебному приставу-исполнителю.

В силу ч.1 ст.31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если, в том числе, исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.

Статьей 239 Бюджетного кодекса РФ установлено, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных настоящим Кодексом.

Обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на основании судебных актов производится в соответствии с главой 24.1 настоящего Кодекса (ч.3 ст.239 Бюджетного кодекса РФ).

В силу ст.242.1 Бюджетного кодекса РФ исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому для исполнения судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя (реквизитов банковского счета взыскателя при предъявлении исполнительного документа в порядке, установленном статьей 242.2 настоящего Кодекса), на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию.

Пунктом 3.19 ст.2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" обращение взыскания на средства автономных учреждений, лицевые счета которым открыты в территориальных органах Федерального казначейства, финансовых органах субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется в порядке, аналогичном порядку, установленному частью 20 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" для бюджетных учреждений.

Согласно ст.242.4 ч.1 Бюджетного кодекса РФ, ч.2 ст.30 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в пункте 2 статьи 242.1 настоящего Кодекса, в орган, осуществляющий в соответствии с настоящим Кодексом открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации (далее в настоящей статье - лицевые счета должника).

Приказом Федеральной службы судебных приставов РФ от 15.05.2009 N 195 "Об утверждении методических рекомендаций по исполнению судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" установлено, что в случае предъявления взыскателем исполнительного документа данной категории непосредственно в структурное подразделение территориального органа ФССП России, исполнительный документ без возбуждения исполнительного производства возвращается взыскателю с разъяснением порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ и Бюджетным кодексом Российской Федерации.

При поступлении в структурное подразделение территориального органа ФССП России исполнительного документа о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования, по которому исполнение решения суда не было произведено Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) за счет средств бюджета в течение трехмесячного срока, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об исполнительном производстве". В данном случае взыскателю помимо перечня документов, установленного статьей 30 Федерального закона от 02.10.2009 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", необходимо представить документы, подтверждающие неисполнение судебного акта Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом), в сроки, определенные бюджетным законодательством Российской Федерации. К подтверждающим документам относятся отметки о принятии к исполнению исполнительного документа и о его возврате взыскателю, сделанные соответствующим финансовым органом, либо сопроводительные письма, также имеющие соответствующие отметки. В случае непредставления взыскателем сведений, подтверждающих неисполнение Министерством финансов Российской Федерации (соответствующим финансовым органом) требований исполнительного документа, судебный пристав-исполнитель без возбуждения исполнительного производства возвращает данный исполнительный документ взыскателю с разъяснением требований по представлению документов и порядка исполнения, установленного Федеральным законом от 27.12.2005 N 197-ФЗ.

Таким образом, учитывая положения вышеназванных норм, заявитель после получения в суде исполнительного листа о взыскании с МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 67» денежных сумм, должен был в порядке, предусмотренном ст.242.4 Бюджетного кодекса РФ, обратиться с данным исполнительным документом в финансовый орган местного самоуправления, где в течение трех месяцев указанное решение суда должно было быть исполнено.

Сведений об обращении взыскателя в финансовый орган местного самоуправления исполнительные документы, на основании которых судебным приставом возбуждены исполнительные производства, не содержат.

В связи с чем, постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительных производств от 11 октября 2018 г. нельзя признать законными, поскольку они вынесены с нарушением требований Федерального закона об «исполнительном производстве» и Бюджетного кодекса РФ, нарушают права и законные интересы должника МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 67».

Поэтому суд приходит к выводу об удовлетворении требований МОАУ «Средняя общеобразовательная школа № 67».

Руководствуясь ст.ст.227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования муниципального общеобразовательного автономного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 67» удовлетворить.

Признать постановления судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Дзержинскому району г.Оренбурга Управления Федеральной службы судебных приставов по Оренбургской области ФИО2 о возбуждении исполнительных производств от 11 октября 2018 года <Номер обезличен> и от 11 октября 2018 года <Номер обезличен> незаконными и отменить их.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Дзержинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня составления мотивированного решения.

Судья -

Мотивированное решение составлено 30 ноября 2018 года.