ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4226/2022 от 31.08.2022 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело № 2а-4226/2022

копия

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд в составе: председательствующего: Сташковой Ю. С.

при секретаре: Будловой К.Н.

рассмотрев в открытом судебном заседании в

31 августа 2022г.

дело по административному исковому заявлению начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по -Кузбассу в и Романенко Н.С. к -Кузбасса, прокуратуре , заместителю прокурора Федяевой О.С. о признании незаконным представления об устранении нарушений требований федерального законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Начальник Территориального Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по -Кузбассу в и Романенко Н.С. обратилась с административным исковым заявлением к -Кузбасса, прокуратуре , заместителю прокурора Федяевой О.С. о признании незаконным представления об устранении нарушений требований федерального законодательства.

Просит признать незаконным и отменить представление заместителя прокурора Федяевой О.С. от ДД.ММ.ГГГГ/Прдп86-22-20320016.

Требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ в Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по -Кузбассу в и поступило представление заместителя прокурора Федяевой О.С. от ДД.ММ.ГГГГ/Прдп86-22-20320016 «Об устранении нарушений требований федерального законодательства», из которого следует, что прокуратурой во исполнение задания прокуратуры -Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ «О проверке соблюдения территориальными органами Роспотребнадзора ограничений в сфере контрольной (надзорной) деятельности организованы проверочные мероприятия в указанной сфере правоотношений, по результатам которых установлены грубые нарушения требований законодательства в деятельности Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по -Кузбассу в городе Новокузнецке и .

В ходе проверки установлено, что в соответствии с заданиями начальника Территориального отдела Романенко Н.С., , от 21.02.2022г. и заместителя начальника Территориального отдела Корниловой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ «На проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (выездное обследование)» должностными лицами Территориального отдела проведены выездные обследования ряда организаций, оказывающих гостиничные услуги в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам нарушений, выявленных в ходе выездных обследований три юридических лица и один индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности по статье 14.39 КРФобАП. При этом в отношении АО «ОУК «Южкузбассуголь» протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ (определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено и вручено лицу ДД.ММ.ГГГГ), постановление по делу об административном правонарушении вынесено ДД.ММ.ГГГГ, внесено представление; в отношении ООО «Люкс» постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ (определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено и вручено лицу ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ внесено представление; в отношении АО «НЗРМК им. Крюкова» протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ, постановление по делу об административном правонарушении вынесено ДД.ММ.ГГГГ; ИП Щукина В.А. привлечена к ответственности ДД.ММ.ГГГГ (определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено и вручено лицу ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно Представлению, в нарушение запрета, установленного п. 9 Постановления Правительства № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» (далее Постановление №336) должностными лицами Территориального отдела возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении указанных лиц на основании результатов проведения КНМ без взаимодействия. В отсутствии законных оснований указанные лица привлечены к административной ответственности.

В представлении заместитель прокурора требует:

Безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры . О дате и времени рассмотрения заблаговременно проинформировать прокуратуру .

Принять исчерпывающие меры к реальному устранению и недопущению впредь выявленных проверкой нарушений требований федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности Территориального отдела в городе Новокузнецке и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по -Кузбассу.

Отменить: постановление Заместителя начальника территориального отдела в городе Новокузнецке и Корниловой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ИП Щукиной В.А.; постановление Заместителя начальника территориального отдела в городе Новокузнецке и Корниловой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Люкс»; постановление Заместителя начальника территориального отдела в городе Новокузнецке и Корниловой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ году по делу об административном правонарушении в отношении АО «ОУК «Южкузбассуголь»; постановление Заместителя начальника территориального отдела в городе Новокузнецке и Корниловой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова».

Рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушениях требований федерального законодательства, к дисциплинарной ответственности.

О принятых мерах сообщить в прокуратуру в письменной форме в течение месяца с приложением подтверждающих документов, а также копии соответствующего приказа (распоряжение).

Административный истец считает Представление незаконным и необоснованным по следующим основаниям.

В заданиях начальника Территориального отдела Романенко Н.С., , от ДД.ММ.ГГГГ и заместителя начальника Территориального отдела Корниловой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ «На проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (выездное обследование)» предметом проверки выездного обследования являются: Закон Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»; Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; «Правила предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации», утвержденные постановлением Правительства РФ от 18.11.2020 № 1853, то есть, указаны нормативно-правовые акты, содержащие обязательные требования, соблюдение которых подлежит оценке.

При этом административный истец указывает на то, что в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Закона №248 –в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах своих полномочий. Предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан при выявлении в ходе контрольного (надзорного) мероприятия признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принять меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

При этом пунктом 9 Постановления №336 привлечение к административной ответственности контролируемого лица, в случае выявления административного правонарушения в ходе контрольного (надзорного) мероприятия не ставится в зависимость от вида контрольного (надзорного) мероприятия (с взаимодействием или без взаимодействия) и не содержит запрета на привлечение к административной ответственности контролируемого лица по итогам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного без взаимодействия. Указанное положение не допускает возможности объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

Заместитель прокурора в Представлении ссылается на Письмо Минэкономразвития России от 24.03.2022 № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году» (далее Письмо №Д24и-8436), пункт 7 которого даёт разъяснение по вопросу привлечения контролируемых лиц к административной ответственности.

Официальным опубликованием нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти считается первая публикация их полных текстов в «Российской газете» или первое размещение (опубликование) на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru). Официальными также являются тексты нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, размещаемые на интернет-портале «Российской газеты» (www.rg.ru), функционирование которого обеспечивает федеральное государственное бюджетное учреждение «Редакция «Российской газеты».

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Пунктом 4 Указа Президента РФ от 14.10.2014г. №668 «О совершенствовании порядка опубликования нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» установлено, что нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, признанные Министерством юстиции Российской Федерации не нуждающимися в государственной регистрации, подлежат размещению (опубликованию) на «Официальном интернет-портале» правовой информации (www.pravo.gov.ru)

Источниками публикации письма №Д24и-8436 «Официальные документы», №13, 05-11.04.2022 (еженедельное приложение к газете «Учёт, налоги, право» (опубликована неполная версия). По информации, опубликованной в «Официальных документах», №13, 05-11.04.2022 (еженедельное приложение к газете «Учет, налоги, право»), полная версия приказа размещена в электронной правовой базе УНП:e.gazeta-unp.ru/npd.

Контрольные надзорные мероприятия проведены, акты выездных обследований составлены в отношении: АО «ОУК «Южкузбассуголь» – ДД.ММ.ГГГГ, ИП Щукина – ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Люкс» - ДД.ММ.ГГГГ, АО «НЗРМК им. Крюкова» – 28.02.2022г., то есть до опубликования Постановления Правительства №336 от 10.03.2022г.

Протоколы по делам об административных правонарушениях составлены в отношении: АО «ОУК «Южкузбассуголь» – ДД.ММ.ГГГГ, ИП Щукина – ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Люкс» - ДД.ММ.ГГГГ, АО «НЗРМК им. Крюкова» – 24.03.2022г.

Постановления по делам об административных правонарушениях вынесены в отношении: АО «ОУК «Южкузбассуголь» – ДД.ММ.ГГГГ, ИП Щукина – ДД.ММ.ГГГГ, ООО «Люкс» - ДД.ММ.ГГГГ, АО «НЗРМК им. Крюкова» – ДД.ММ.ГГГГ, то есть до опубликования Письма № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году», пункт 7 которого даёт разъяснение по вопросу привлечения контролируемых лиц к административной ответственности.

С учетом изложенного, административный истец указывает на то, что должностные лица Территориального отдела при решении вопросов о возбуждении дел об административных правонарушениях и привлечения к административной ответственности контролируемых лиц исходили из требований, закрепленных в Постановлении № 336, так как в период с 21.02.2022 г. по 30.03.2022 г. Письмо № Д24и-8436 не было официально опубликовано. Административный истец считает, что п. 7 Письма № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году» имеет расширительное толкование пункта 9 Постановления № 336, так как при решении вопроса привлечения к административной ответственности контролируемых лиц указывает на необходимость привлечения к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом, а также допускает возможность объявления предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований.

В части требования отмены постановлений по делам об административных правонарушениях заместителя начальника Территориального отдела в городе Новокузнецке и Корниловой Е.А. в отношении: ИП Щукиной В.А. ( от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «Люкс» ( от ДД.ММ.ГГГГ), АО «ОУК «Южкузбассуголь» ( от ДД.ММ.ГГГГ), АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» ( от ДД.ММ.ГГГГ) административный истец отмечает, что отмена постановления по делу об административном правонарушении начальником Территориального отдела на основании представления прокурора об устранении нарушений требований федерального законодательства не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.

В ходе рассмотрения дела в качестве заинтересованных лиц привлечены: Территориальный Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по -Кузбассу, Акционерное общество «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь», ООО «Люкс», Акционерное общество «Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций имени Н.Е. Крюкова» (АО «НЗРМК им Н.Е. Крюкова»), индивидуальный предприниматель Щукина В.А., о чем вынесено определение.

Представитель административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Павлова Л.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные требования поддержала в полном объёме, пояснив, что было проведено несколько выездных проверок, составлены акты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, постановления по делу об административном правонарушении вынесены ДД.ММ.ГГГГ, Письмо № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году» опубликовано в апреле 2022 года; должностное лицо, вынесшее постановление не может его отменить, равно как и вышестоящее должностное лицо вне принесения жалобы либо протеста на данное постановление. При этом законом не предусмотрена отмена постановления должностного лица, вынесенного в рамках КоАП РФ на основании подобного Представления об устранении требований федерального законодательства. До официального опубликования Письма Минэкономразвития РФ № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году» отсутствовало однозначное понимание о порядке проведения государственного контроля (надзора) в период действия моратория в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и порядка их привлечения к административной ответственности, Постановление Правительства №336 не содержит запрета на привлечение к административной ответственности контролируемого лица по итогам контрольного (надзорного) мероприятия, проведенного без взаимодействия.

Просила удовлетворить заявленные административные требования.

Представитель административного истца Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Аксенова Е.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные административные требования поддержала в полном объёме, просила удовлетворить.

Представитель административных ответчиков Прокуратуры , прокуратуры -Кузбасса Федяева О.С. возражала против заявленных административных требований, пояснила, что Постановлением Правительства РФ от 10.03.2022 г. № 336 введен запрет на проведение контрольно-надзорных мероприятий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. В соответствии с пунктом 9 Постановления № 336, в случае выявления признаков административного правонарушения, состав которого включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых отнесена к предмету видов контроля, к организации и осуществлению которых применяются положения Федерального закона № 248-ФЗ, должностные лица контрольного (надзорного) органа вправе принять меры по привлечению виновных лиц к административной ответственности только на основании результатов проведения контрольного (надзорного) мероприятия с взаимодействием с контролируемым лицом. Частью 2 статьи 90 Федерального закона № 248-ФЗ определены полномочия, которые могут быть реализованы органом при выявлении нарушений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, к которым, исходя из частей 2,3 ст. 56 Закона РФ № 248-ФЗ относятся только контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием. В Представлении, ссылка на письмо Министерства экономического развития от 24.03.2022 г. № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в 2022 году» в качестве дополнения, а не как на нормативный документ. В ч. 2 указано, что в случае выявления правонарушений выдаётся предписание и составляется протокол об административном правонарушении. В период действия моратория необходимо руководствоваться Постановлением № 336, но в рамках выездного обследования невозможно установить те нарушения, которые были вменены и за которые юридическое лицо и индивидуальные предприниматели привлечены к административной ответственности.

Просила отказать в удовлетворении заявленных административных требований.

Представитель заинтересованного лица Территориальный Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по -Кузбассу Цуран А.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании административный иск поддержала, представила письменные пояснения, дополнительно пояснила, что Письмо Министерства экономического развития от 24.03.2022 г. № Д24и-8436 «О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в 2022 году» конкретизирует применение Постановления № 336, которое было опубликовано лишь в апреле 2022 г. До этого времени о таком расширительном толковании должностные лица Роспотребнадзора не знали. На начальника Территориального отдела не может быть возложена обязанность по решению вопроса о привлечении должностных лиц ТО к дисциплинарной ответственности, так как такими полномочиями наделен работодатель. Начальник ТО не является работодателем для должностных лиц ТО. Территориальный отдел не имеет правовых оснований для исполнения требования Представления от ДД.ММ.ГГГГ в части отмены вынесенных постановлений. Отмена постановления по делу об административном правонарушении начальником Территориального отдела на основании Представления не предусмотрена действующим законодательством Российской Федерации.

Представитель заинтересованного лица Акционерное общество «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено.

Представитель заинтересованного лица ООО «Люкс» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено.

Представитель заинтересованного лица АО «НЗРМК им Н.Е. Крюкова» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено.

Заинтересованное лицо индивидуальный предприниматель Щукина В.А. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела уведомлена надлежащим образом, ходатайств об отложении не заявлено.

Выслушав представителей административного истца, представителя административных ответчиков, представителя заинтересованного лица, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 17 января 1992 года N 2202-1) органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ (ред. от 06.12.2021) "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля взаимодействием контрольных (надзорных) органов, их должностных лиц с контролируемыми лицами являются встречи, телефонные и иные переговоры (непосредственное взаимодействие) между инспектором и контролируемым лицом или его представителем, запрос документов, иных материалов, присутствие инспектора в месте осуществления деятельности контролируемого лица (за исключением случаев присутствия инспектора на общедоступных производственных объектах).

В соответствии с ч.3 ст.56 Закона №248-ФЗ Без взаимодействия с контролируемым лицом проводятся следующие контрольные (надзорные) мероприятия (далее - контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия):

1) наблюдение за соблюдением обязательных требований;

2) выездное обследование.

В соответствии со статьей 57 Закона №248-ФЗ:

1. Основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть:

1) наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров;

2) наступление сроков проведения контрольных (надзорных) мероприятий, включенных в план проведения контрольных (надзорных) мероприятий;

3) поручение Президента Российской Федерации, поручение Правительства Российской Федерации о проведении контрольных (надзорных) мероприятий в отношении конкретных контролируемых лиц;

4) требование прокурора о проведении контрольного (надзорного) мероприятия в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

5) истечение срока исполнения решения контрольного (надзорного) органа об устранении выявленного нарушения обязательных требований - в случаях, установленных частью 1 статьи 95 настоящего Федерального закона;

6) наступление события, указанного в программе проверок, если федеральным законом о виде контроля установлено, что контрольные (надзорные) мероприятия проводятся на основании программы проверок.

2. Контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, включая задания, содержащиеся в планах работы контрольного (надзорного) органа, в том числе в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля" установлено, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Проверка мероприятий допускается в исключительных случаях, при наличии оснований, установленных Постановлением.

В соответствии с Постановлением от 10 марта 2022 г. N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля"

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что в 2022 году не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия, плановые проверки при осуществлении видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируется Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий), за исключением случаев, указанных в пункте 2 настоящего постановления.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 N 448)

2. Допускается проведение запланированных на 2022 год плановых контрольных (надзорных) мероприятий:

а) в рамках федерального государственного санитарно-эпидемиологического контроля (надзора) в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категории чрезвычайно высокого риска:

дошкольное и начальное общее образование;

основное общее и среднее (полное) общее образование;

деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;

деятельность детских лагерей на время каникул;

деятельность по организации общественного питания детей;

родильные дома, перинатальные центры;

социальные услуги с обеспечением проживания;

деятельность по водоподготовке и водоснабжению;

б) в рамках федерального государственного пожарного надзора в отношении следующих объектов контроля, отнесенных к категориям чрезвычайно высокого риска, высокого риска:

дошкольное и начальное общее образование;

основное общее и среднее (полное) общее образование;

деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления;

деятельность детских лагерей на время каникул;

родильные дома, перинатальные центры;

социальные услуги с обеспечением проживания;

в) в рамках федерального государственного надзора в области промышленной безопасности в отношении опасных производственных объектов, отнесенных ко II классу опасности;

г) в рамках федерального государственного ветеринарного контроля (надзора) в отношении деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.

Контрольный (надзорный) орган, орган контроля вправе осуществить вместо планового контрольного (надзорного) мероприятия, плановой проверки, проводимых в соответствии с настоящим пунктом, профилактический визит. Контролируемое лицо не вправе отказаться от профилактического визита в рассматриваемом случае.

3. Установить, что в 2022 году в рамках видов государственного контроля (надзора), муниципального контроля, порядок организации и осуществления которых регулируются Федеральным законом "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" и Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", а также при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти субъектов Российской Федерации и должностных лиц органов государственной власти субъектов Российской Федерации и за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц органов местного самоуправления (включая контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий, а также контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий) внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, внеплановые проверки проводятся исключительно по следующим основаниям:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 N 448)

а) при условии согласования с органами прокуратуры:

при непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;

при непосредственной угрозе обороне страны и безопасности государства, по фактам причинения вреда обороне страны и безопасности государства;

при непосредственной угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера, по фактам возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

при выявлении индикаторов риска нарушения обязательных требований в отношении объектов чрезвычайно высокого и высокого рисков, на опасных производственных объектах I и II класса опасности, на гидротехнических сооружениях I и II класса, или индикаторов риска, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, или индикаторов риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;

в случае необходимости проведения внеплановой выездной проверки, внепланового инспекционного визита в связи с истечением срока исполнения предписания о принятии мер, направленных на устранение нарушений, влекущих непосредственную угрозу причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера. Внеплановая выездная проверка и внеплановый инспекционный визит проводятся исключительно в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431)

по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации");

б) без согласования с органами прокуратуры:

по поручению Президента Российской Федерации;

по поручению Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления;

по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, принятому после вступления в силу настоящего постановления и согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации;

по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;

при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 N 448)

при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 24.03.2022 N 448)

внеплановые проверки, основания для проведения которых установлены пунктом 1.1 части 2 статьи 10 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля";

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 24.03.2022 N 448)

в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного контроля (надзора) в случае поступления жалобы (жалоб) граждан в связи с защитой (восстановлением) своих нарушенных прав;

(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 17.08.2022 N 1431)

В соответствии с п.5 Постановления от 10 марта 2022 г. N 336 - В отношении контрольных (надзорных) мероприятий, проверок, дата начала которых наступает после вступления в силу настоящего постановления и проведение которых не допускается в соответствии с настоящим постановлением, контрольным (надзорным) органом, органом контроля принимается единое решение об их отмене в течение 3 рабочих дней со дня вступления в силу настоящего постановления.

Согласно п. 9 указанного Постановления должностное лицо контрольного (надзорного) органа, уполномоченного на возбуждение дела об административном правонарушении, в случаях, установленных законодательством, вправе возбудить дело об административном правонарушении, если состав административного правонарушения включает в себя нарушение обязательных требований, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), муниципального контроля (за исключением государственного контроля (надзора) за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления), исключительно в случае, предусмотренном пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" (за исключением случаев необходимости применения меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета деятельности).

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 90 Федерального закона N 248-ФЗ контрольный (надзорный) орган в случае выявления признаков административного правонарушения в ходе проведения контрольного (надзорного) мероприятия направляет соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией или при наличии соответствующих полномочий принимает меры по привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности.

Частью 2 статьи 90 Закона № 248-ФЗ определены полномочия, которые могут быть реализованы органом при выявлении нарушений по результатам контрольных (надзорных) мероприятий, к которым, исходя из частей 2, 3 статьи 56 Закона № 248-ФЗ, относятся только контрольные (надзорные) мероприятия с взаимодействием.

Существенными признаками, характеризующими акты, содержащие разъяснения законодательства и обладающие нормативными свойствами, являются: издание их органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами, уполномоченными организациями или должностными лицами, наличие в них результатов толкования норм права, которые используются в качестве общеобязательных в правоприменительной деятельности в отношении неопределенного круга лиц.

В судебном заседании установлено, что во исполнение задания прокуратуры -Кузбасса от ДД.ММ.ГГГГ «О проверке соблюдения территориальными органами Роспотребнадзора ограничений в сфере Контрольной (надзорной) деятельности» организованы проверочные мероприятия в указанной сфере правоотношений, по результатам которых установлены грубые нарушения требований законодательства в деятельности Территориального отдела в городе Новокузнецке и Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по -Кузбассу.

В ходе проверки установлено, что в соответствии с заданиями заместителя начальника ТО Роспотребнадзора Корниловой Е.А.,5,8,3 от ДД.ММ.ГГГГ «На проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия с контролируемым лицом (выездное обследование)» должностными лицами ТО Роспотребнадзора проведено выездное обследование ряда организаций, оказывающих гостиничные услуги в период с 2102.2022 г. по ДД.ММ.ГГГГ.

По результатам нарушений, выявленных в ходе выездного обследования, три юридических лица и один индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности по статье 14.39 КРФобАП. В отношении АО «ОУК «Южкузбассуголь» протокол составлен ДД.ММ.ГГГГ (определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено и вручено лицу ДД.ММ.ГГГГ), постановление по делу об административном правонарушении вынесено ДД.ММ.ГГГГ, внесено представление; в отношении ООО «Люкс» постановление по делу об административном правонарушении вынесено ДД.ММ.ГГГГ (определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено и вручено лицу ДД.ММ.ГГГГ), ДД.ММ.ГГГГ внесено представление; в отношении АО «НЗРМК им. Крюкова» составлен протокол об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ, постановление по делу об административном правонарушении вынесено ДД.ММ.ГГГГ; ИП Щукина В.А. привлечена к административной ответственности ДД.ММ.ГГГГ (определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении вынесено и вручено лицу ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно Закону о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в ст. 22 данного Закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок (п. 1 ст. 6 Закона о прокуратуре).

Закон о прокуратуре предусматривает в том числе форму обращения прокурора (его заместителя), как представление об устранении нарушения закона, прав и свобод человека и гражданина (п. 3 ст. 22, ст. ст. 24, 28 Закона о прокуратуре).

В соответствии с пунктом 3 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона со стороны органов и должностных лиц, указанных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1, вправе внести им представление об устранении нарушений закона.

Согласно статье 24 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы (абз. 1 п. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре). Также органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы и должностных лиц, которые осуществляют контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность организаций (п. 2 ст. 26 Закона о прокуратуре).

Вместе с тем органы прокуратуры участвуют в организации проведения плановых проверок и плановых контрольных (надзорных) мероприятий, осуществляемых контролирующими органами в отношении юридических лиц (ч. 6 - 7 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ (далее - Закон N 294-ФЗ), ст. 61 Закона N 248-ФЗ).

В адрес начальника Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере прав потребителей и благополучия человека по – Кузбассу в городе Новокузнецке и Романенко Н.С. внесено оспариваемое Представление об устранении нарушений требований федерального законодательства от ДД.ММ.ГГГГ/Прдп86-22-20320016. согласно которому необходимо: принять исчерпывающие меры к реальному устранению и недопущению впредь выявленных проверкой нарушений требований федерального законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности Территориального отдела в городе Новокузнецке и новокузнецком районе управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по - Кузбассу; отменить: постановления Заместителя начальника территориального отдела в городе Новокузнецке и Корниловой Е.А.: от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ИП Щукиной В.А.; от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «Люкс»; от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении АО «ОУК «Южкузбассуголь»; постановление Заместителя начальника Территориального отдела в городе Новокузнецке и новокузнецком районе Корниловой Е.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова»; рассмотреть вопрос о привлечении лиц, виновных в нарушении требований федерального законодательства к дисциплинарной ответственности.

В 2022 г. не проводятся плановые контрольные (надзорные) мероприятия и плановые проверки (за исключением отдельных случаев) (п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 336, п. п. 1, 2 Постановления Правительства РФ от 08.09.2021 N 1520).

Плановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся по Закону N 248-ФЗ. Документарная и выездная проверки по Закону N 248-ФЗ - это отдельные виды контрольных надзорных мероприятий, при которых осуществляется взаимодействие с контролируемым лицом. Они проводятся в порядке, предусмотренном ст. ст. 72 и 73 Закона N 248-ФЗ (п. п. 6 - 7 ч. 2 ст. 56 указанного Закона).

Таким образом, в нарушение запрета, установленного пунктом 3 Постановления № 336, должностными лицами ТО Роспотребнадзора возбуждены дела об административных правонарушениях в отношении указанных лиц на основании результатов проведения контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия. В отсутствии законных оснований указанные лица привлечены к административной ответственности, производство по делам об административных правонарушениях прекращено не было.

С учётом изложенного, в ходе проведенной прокуратурой города проверки выявлены грубые нарушения требований федерального законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности ТО Роспотребнадзора, причинами и условиями допущения которых явились ненадлежащая организация работы, просчеты в деятельности должностных лиц, выразившиеся в игнорировании отдельных требований закона.

Доводы о том, что протоколы и постановления по делам об административным правонарушениям в отношении Акционерного общества «Объединенная угольная компания «Южкузбассуголь», ООО «Люкс», Акционерного общества «Новокузнецкий завод резервуарных металлоконструкций имени Н.Е. Крюкова» (АО «НЗРМК им Н.Е. Крюкова»), индивидуального предпринимателя Щукиной В.А. составлены и вынесены до опубликования Письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году" не состоятельны, поскольку дата опубликования письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436 "О разъяснении особенностей организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в 2022 году" не изменяет действительного первоначального смысла и содержания Постановления Правительства РФ от 10.03.2022 N 336 "Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля", которое было верно воспринято, истолковано и применено прокуратурой в целях недопущения избыточного влияния со стороны контролирующего государственного органа в период действия моратория на проведение проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Опубликование Письма Минэкономразвития России от 24.03.2022 N Д24и-8436 не влечет изменения правового регулирования соответствующих правоотношений, не устанавливает самостоятельных норм, обязательных к применению, не нарушает прав и законных интересов административных истцов.

Содержащиеся в Письме разъяснения не выходят за рамки их адекватного истолкования и соответствуют действительному смыслу разъясняемых нормативных положений.

Довод об отсутствии правовых оснований для исполнения Представления в части отмены постановлений по делам об административных правонарушениях заместителя начальника Территориального отдела в городе Новокузнецке и Корниловой Е.А. в отношении: ИП Щукиной В.А. ( от ДД.ММ.ГГГГ), ООО «Люкс» ( от ДД.ММ.ГГГГ), АО «ОУК «Южкузбассуголь» ( от ДД.ММ.ГГГГ), АО «НЗРМК им. Н.Е. Крюкова» ( от ДД.ММ.ГГГГ) не может быть признан обоснованным.

Действительно, порядок подачи жалоб, принесения протестов на постановления (решения) по делам об административных правонарушениях и пересмотра таких постановлений (решений) установлен гл. 30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подача жалоб, принесение протестов на не вступившие в законную силу постановления (решения) по делам об административных правонарушениях осуществляются в соответствии с положениями ст. 30.1 - 30.3, 30.9, 30.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано лицами, указанными в ст. 25.1 - 25.5.1 названного кодекса в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.

Частью 1 ст. 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.

Вместе с тем, производство по делу об административном правонарушении могло быть прекращено без вынесения итогового постановления.

В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

В пункте 1 статьи 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I регламентировано, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Из приведенных правовых норм следует, что во исполнение представления прокурора должны быть предприняты конкретные меры по устранению не только допущенных нарушений закона, но и причин, условий, им способствующих.

В оспариваемом Представлении содержится требование прокурора рассмотреть вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных в допущенных нарушениях закона, что не является тождественным требованию о безусловном привлечении работника к дисциплинарной ответственности. Подобное предписание прокурора не может рассматриваться как незаконное вмешательство в компетенцию работодателя, правомочного на принятие решений о привлечении (отказе в привлечении) к дисциплинарной ответственности.

Изложенное согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, содержащейся в определении от 24 февраля 2005 года N 84-О, в соответствии с которой само по себе представление прокурора не имеет абсолютный характер и силой принудительного исполнения не обладает, поскольку преследует цель понудить указанные в пункте 1 статьи 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-I органы и должностных лиц устранить допущенные нарушения закона прежде всего в добровольном порядке. Требование о безусловном исполнении представления прокурора реализуется путем специальных процедур - вынесения самим прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении либо путем обращения в суд.

Согласно части 1 статьи 218, части 2 статьи 227 КАС РФ для признания решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица незаконным необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие такого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту; наличие нарушения прав и законных интересов заявителя, поскольку административное исковое заявление об оспаривании незаконных решений, действий (бездействия) может быть удовлетворено лишь с целью восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца с указанием на способ устранения допущенных нарушений.

Таких обстоятельств по делу не установлено, оснований для вынесения решения суда об удовлетворении заявленных требований не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления начальника Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по -Кузбассу в и Романенко Н.С. к -Кузбасса, прокуратуре , заместителю прокурора Федяевой О.С. о признании незаконным представления об устранении нарушений требований федерального законодательства, отказать.

Решение может обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Председательствующий (подпись) Ю.С. Сташкова

Копия верна

Подпись судьи____________

Секретарь с/з Будлова К.Н.

«09» сентября 2022 г.

Подлинник документа подшит в деле № 2а-4226/2022 Центрального районного суда