ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4228/20 от 06.11.2020 Куйбышевского районного суда г. Омска (Омская область)

Дело № 2а-4228/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Куйбышевский районный суд г. Омска в составе председательствующего судьи Жидковой М.Л., при секретаре Керимовой Л.А., с организационным участием помощника судьи Горбуновой Я.И., с участием представителя административного истца СНН, административного ответчика РКС., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Омске

06 ноября 2020 года

материалы административного дела по административному иску ООО «<данные изъяты>» к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов № 2 по Центральному административному округу г. Омска УФССП России по Омской области, старшему судебному приставу отделения судебных приставов № 2 по Центральному административному округу г. Омска УФССП России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области о признании действия незаконным, возложении обязанности устранения недостатков,

У С Т А Н О В И Л:

ООО «<данные изъяты>» в лице директора СНН обратилось в Куйбышевский районный суд г. Омска с указанными выше требованиями. В обоснование указано, что на основании исполнительного листа, выданного Куйбышевским районным судом г. Омска по решению № 2-1515/08 от 05.09.2008 судебным приставом-исполнителем ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области 28.10.2008 года вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства о взыскании с должника ОМВ в пользу ООО «<данные изъяты>» денег в сумме 9 542 000 рублей. Исполнительное производство окончено 21.12.2015 в связи с отсутствием у должника имущества, выполнением всех допустимых законом мер по отысканию имущества. 02.10.2020 СПИ ОСП по ЦАО № 2 г. Омска ШКС предоставила ООО «<данные изъяты>» справку об уничтожении материалов исполнительного производства , а также копию постановления от 21.12.2015 об окончании исполнительного производства. Указывает, что срок хранения материалов исполнительных производств составляет 5 лет (Приказ ФССП России от 10.12.2010 N 682 "Об утверждении Инструкции по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов"). Уничтожение исполнительного производства , оконченного 21.12.2015 ранее истечения пятилетнего срока его хранения, является незаконным. Административный истец просит признать незаконным уничтожение материалов исполнительного производства от 21.10.2008 и обязать устранить допущенные недостатки.

Директор ООО «<данные изъяты>» СНН в судебном заседании требования поддержал по основаниям, указанным в административном иске. Дополнил, что устранение допущенных недостатков возможно путем восстановления материалов исполнительного производства. О том, что исполнительное производство окончено он знал в 2016 году. Он ранее знакомился с материалами исполнительного производства. Срок окончания исполнительного производства не является юридически значимым в вопросе об уничтожении материалов исполнительного производства.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель ОСП по ЦАО №2 г. Омска УФССП России по Омской области ШКС., в производстве которой находилось исполнительное производство по взысканию задолженности ОМВ заявленные требования не признала, указала, что в соответствии с Приказом ФССП России от 30.01.2015 N 37 "Об утверждении Перечня документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения", срок хранения материалов исполнительных производств составляет 3 года. В связи с чем, по истечении трех лет после окончания исполнительного производства , оно было уничтожено.

Старший судебный пристав ОСП по ЦАО № 2 г. Омска УФССП России по Омской области, УФССП России по Омской области явку представителя в судебное заседание не обеспечили, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, и оценив их в совокупности, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Положениями ст. 218 КАС РФ гражданин, может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями если полагает, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.

Из содержания статьи 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" следует, что задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Одним из принципов осуществления исполнительного производства является своевременность совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункт 2 статьи 4 Федерального закона).

В соответствии со ст. 6.6 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "Об органах принудительного исполнения Российской Федерации" органы принудительного исполнения в своей деятельности руководствуются Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, Федеральным законом "Об исполнительном производстве", Федеральным законом "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", другими федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

К полномочиям Главного судебный пристав Российской Федерации, осуществляющего руководство деятельностью органов принудительного исполнения, относится, в том числе издание приказов, указаний и распоряжений по вопросам организации деятельности органов принудительного исполнения. (ст. 8 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ).

В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 22.10.2004 N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" Приказом ФССП России от 30.01.2015 N 37 (ред. от 15.02.2017) утвержден Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения. Указанный Перечень документов введен в действие с 1 февраля 2015.

В соответствии с п. 2 Приказа ФССП России от 30.01.2015 N 37 руководителям структурных подразделений центрального аппарата Федеральной службы судебных приставов и территориальных органов ФССП России надлежит руководствоваться Перечнем документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения, при организации документационного обеспечения.

Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения" подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации", Перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения".

Перечень является основным нормативным документом, устанавливающим сроки хранения документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций.

Перечень используется при формировании дел, подготовке номенклатур дел организаций, упорядочении документов, а также в работе центральной экспертной комиссии ФССП России (ЦЭК) и экспертных комиссий (ЭК) территориальных органов.

Раздел 4 Перечня включает документы по организации исполнительного производства и оценке, учету, организации хранения и реализации имущества должников.

В соответствии с п. 176 Перечня, срок хранения материалов оконченных исполнительных производств по исполнению актов судебных органов составляет три года.

В обоснование своей позиции административный истец указывает на то, что в своей деятельности в части организации хранения материалов исполнительных производств, служба принудительного исполнения должна руководствоваться приложением № 48 к Приказу ФССП России от 10.12.2010 N 682 «Об Утверждении Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов». В соответствии с п. 6 Приложения № 48 срок хранения документов завершенных в делопроизводстве оконченных исполнительных производств (исполнительные документы, постановления, заявления, определения, решения, запросы, извещения, справки, акты, представления, предупреждения, уведомления, документы по розыску должника и его имущества, переписка и др.) по исполнению актов судебных органов, составляет 5 лет.

Суд не может согласиться с мнением директора ООО «<данные изъяты>» СНН в части срока хранения оконченных исполнительных производств.

В данном случае, при конкуренции общей и специальной норм применяется специальная норма, касающаяся сроков хранения документов, образующихся в процессе деятельности Федеральной службы судебных приставов и подведомственных организаций, Перечень которых утвержден именно Приказом ФССП России от 30.01.2015 N 37 (ред. от 15.02.2017).

В связи с чем, уничтожение исполнительного производства , оконченного 21.12.2015 по истечении трехлетнего срока его хранения, является законным. Иное основано на неверном понимании норм права.

Порядок уничтожения материалов исполнительного производства соответствует порядку, установленному Приказом ФССП России от 10.12.2010 N 682 «Об Утверждении Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе судебных приставов». (разделы XIII, XIV). А именно: В соответствии с Приказом УФССП России по Омской области от 27.12.2018 № 529 «Об утверждении Сводной номенклатуры дел» были подготовлены акты о выделении к уничтожению документов, не подлежащих хранению, в том числе материалов оконченных в 2015 году исполнительных производств по исполнению актов судебных органов.

В соответствии с актом о передаче на централизованное оперативное хранение завершенных в делопроизводстве томов специальных дел от 21.01.2016 в ОСП по ЦАО № 2 г. Омска сотрудник РКС передала в архив, а сотрудник этого же подразделения ПГА принял 76 томов специальных дел, среди которых под номером 483707 указано исполнительное производство в отношении должника АМВ, взыскатель ООО «<данные изъяты>».

В соответствии с выпиской из акта от от 05.02.2019 комиссия в составе сотрудников ОСП по ЦАО № 2 г. Омска, УФССП России по Омской области произвела отбор к уничтожению как не имеющих научно-исторической ценности и утративших практическое значение документов. В том числе исполнительное производство () в отношении должника АМВ, взыскатель ООО «<данные изъяты>». Всего в переработку сданы документы в количестве 24333.

Для признания незаконными действий (бездействия) должностного лица необходимо наличие совокупности двух обстоятельств: несоответствие действий требованиям законодательства и нарушение в результате этих действий прав и законных интересов истца.

Такой совокупности в рассматриваемом случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для признания незаконным действий по уничтожению исполнительного производства от 21.10.2008 не имеется.

С учетом изложенного административное исковое заявление ООО «Граффити» о признании незаконным действий по уничтожению исполнительного производства от 21.10.2008, возложении обязанности восстановления исполнительного производства удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 175-180, 258 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ООО «<данные изъяты> к судебному приставу-исполнителю отделения судебных приставов № 2 по Центральному административному округу г. Омска УФССП России по Омской области, старшему судебному приставу отделения судебных приставов № 2 по Центральному административному округу г. Омска УФССП России по Омской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов России по Омской области о признании незаконными действия по уничтожению исполнительного производства от 21.10.2008, возложении обязанности восстановления исполнительного производства, оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд путём подачи жалобы в Куйбышевский районный суд г. Омска в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья подпись М.Л. Жидкова

Мотивированное решение составлено 16 ноября 2020 года.

Копия верна Решение вступило в законную силу _________________. УИД 55RS0002-01-2020-007333-60Подлинный документ подшит в деле № 2а-4228/2020Куйбышевского районного суда г. ОмскаСудья _____________________________ М.Л. ЖидковаСекретарь __________________________