ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4229/2023 от 19.09.2023 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

КОПИЯ

Дело № 2а-4229/2023

УИД- 27RS0001-01-2023-004081-44

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе: председательствующего судьи Астаховой Я.О.,

при секретаре судебного заседания Дугаровой Е.А.,

с участием старшего прокурора Комбаровой Е.В.,

представителей МЖКХ Хабаровского края – Резниченко О.П., Касьяновой Д.И,

представителя Правительства Хабаровского края – Китляева Р.А.,

представителя Министерства природных ресурсов Хабаровского края – Железовской О.А.,

представителя Министерства финансов Хабаровского края – Яровых М.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску первого заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора к Министерству жилищно-коммунального хозяйства Хабаровского края, Правительству Хабаровского края о признании бездействия незаконным, обязании произвести определенные действия,

УСТАНОВИЛ:

Первый заместитель Амурского бассейнового природоохранного прокурора обратился в суд с административным иском к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Правительству <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании произвести определенные действия. В обоснование требований указано, что прокуратурой края проведена проверка исполнения законодательства об обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО). Проверкой установлено, что территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено строительство 77 объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения ТКО (приложение к территориальной схеме). Мероприятия по проектированию и строительству полигонов на территории муниципальных образований <адрес> предусматривались: подпрограммой «Обращение с твердыми бытовыми и промышленными отходами» государственной программы <адрес> «Охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности в Хабаровском крае», утвержденной постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (участник и ответственный исполнитель подпрограммы - министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>); подпрограммой «Обращение с твердыми коммунальными (бытовыми) отходами» государственной программы <адрес> «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения <адрес>», утвержденной постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ (ответственный исполнитель программы - министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес>). Несмотря на установленный п. 7 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрет размещения отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов, в крае функционирует всего 2 принимающих от населения объекта размещения отходов, при потребности в 77 таких объектах. При этом в программы неоднократно вносились изменения в части объектов строительства, сроков и финансирования мероприятий, в результате чего на территории края до настоящего времени строительство и эксплуатация необходимых объектов не обеспечены, продолжается вынужденное размещение отходов на исторически сложившихся свалках, что противоречит требованиям Федерального закона № 89-ФЗ. Свалки исчерпали свои ресурсы, но продолжают эксплуатироваться с нарушением экологических и санитарно- эпидемиологических требований (всего 108 свалок согласно приложению к разделу II территориальной схемы). По ряду таких свалок приняты судебные решения о прекращении эксплуатации. Кроме того, отсутствие объектов обращения с ТКО явилось одной из причин признания 64 конкурсных отборов региональных операторов несостоявшимися. До сих пор на большей части территории края региональные операторы не отобраны (охвачено 2 из 13 установленных территориальной схемой зон деятельности). При таких обстоятельствах не соблюдается предусмотренный п. 8 ст. 12 Федерального закона № 89-ФЗ запрет захоронения отходов, в состав которых входят полезные компоненты, подлежащие утилизации, что не способствует достижению национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474, показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с ТКО» национального проекта «Экология». Реализацию полномочий <адрес> в области обращения с ТКО, за исключением функций регионального государственного надзора и тарифного регулирования обеспечивает министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> (п.3.106 Положения о министерстве жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ Анализ складывающейся ситуации в области обращения с отходами на территории Хабаровского края свидетельствует о бездействии региональных властей и, в частности, Правительства <адрес>, поскольку необходимая инфраструктура для обращения с отходами, образованными на территории края, не создана. Предпринимаемые административными ответчиками в рамках имеющихся полномочий меры неэффективны, ненадлежащим образом исполняются возложенные законом обязанности, что ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие и нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих на территории <адрес>, создает опасность причинения вреда окружающей среде. Амурской бассейновой природоохранной прокуратурой по указанным фактам неоднократно вносились представления об устранении нарушений закона (к примеру, представления Губернатору <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, министру жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ), однако по результатам их рассмотрения реальных мер к устранению нарушений не принято.

Просит признать незаконным бездействие Правительства <адрес>, министерства жилищно-коммунального хозяйства <адрес>,выраженное в непринятии мер по организации деятельности по накоплению (втом числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке,утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, образованных на территории<адрес>, возложить на Правительство <адрес>, министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> обязанность принять за счет казны в пределах имеющихся полномочий меры по организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, образованных на территории <адрес>, в течение 18 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением Центрального районного суда к участию в деле, в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природных ресурсов <адрес>, Министерство финансов <адрес>.

Определением председателя Центрального районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ срок рассмотрения данного административного дела продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании старший прокурор Комбарова Е.В. заявленные требования иска поддержала, пояснив вышеизложенное в нем, представила письменный отзыв на возражения сторон.

Представители административного ответчика МЖКХ <адрес> в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указав, что Министерством принимаются все необходимые меры по исполнению требований закона в сфере обращения с ТКО, незаконное бездействие отсутствует, поддержали доводы, приведённые в письменных и дополнительных возражениях по делу.

Представитель Правительства <адрес> в судебном заседании с заявленными требованиями не согласился, представил письменные возражения, поддержал изложенное в нем, дополнительно указал, что в административном исковом заявлении не указано в чем заключается оспариваемое бездействие, сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца (п.п. 4,6,7 ч. 2 ст. 220 КАС РФ. Поддержал позицию представителей МЖКХ <адрес>, в удовлетворении административного иска просил отказать.

В судебном заседании представитель Природных ресурсов <адрес>, представила письменные возражения, пояснила, изложенное в них, указала, что поддерживаем позицию представителей МЖКХ <адрес>, Правительства <адрес>

В судебном заседании представитель Министерства финансов <адрес> представила письменные возражения, пояснила, изложенное в них, поддержала позицию административных ответчиков, в удовлетворении заявленных требований просила отказать.

Заслушав старшего прокурора, представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части 1 статьи 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с п. 1 ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.

В соответствии с п. 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится, в том числе владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района, в частности, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Согласно п.п. 6, 7 ст. 12 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В силу ст. 6 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относятся, в том числе разработка, утверждение и реализация региональных программ в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, участие в разработке и выполнении федеральных программ в области обращения с отходами; организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; утверждение порядка накопления твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного накопления); регулирование деятельности региональных операторов, за исключением установления порядка проведения их конкурсного отбора; разработка и утверждение территориальной схемы обращения с отходами.

Исходя из вышеизложенного следует, что, обязанность по созданию, реконструкции, перевооружению объектов обработки, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, а также по выполнению предпроектных, проектных и градостроительных работ в указанной области, подбор, формирование и постановка на государственный кадастровый учет земельных участков под строительство объектов ТКО возложена нормами закона на органы местного самоуправления муниципальных районов.

В соответствии с ч. 6 ст. 29.1 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе в случае его отказа от осуществления деятельности, вправе на срок, не превышающий одного года, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора и заключить соответствующее соглашение с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории данного субъекта Российской Федерации, либо с юридическим лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен статус регионального оператора и зона деятельности которого расположена на территории другого субъекта Российской Федерации, граничащего с данным субъектом Российской Федерации, а при отказе соответствующего юридического лица от заключения соглашения - с государственным или муниципальным унитарным предприятием либо государственным или муниципальным учреждением, имеющими лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.

Согласно ч. 7 ст.29.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ в случае, если органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации право, указанное в пункте 6 настоящей статьи, не может быть реализовано, субъект Российской Федерации вправе не применять до 1 января 2020 года в одной или нескольких зонах деятельности регионального оператора, где региональный оператор отсутствует, положения настоящего Федерального закона о сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации, обезвреживании, хранении, захоронении твердых коммунальных отходов региональными операторами. В указанном случае на территории субъекта Российской Федерации этапы и сроки перехода к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами устанавливаются планом мероприятий, утвержденным уполномоченным органом исполнительной власти данного субъекта Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, а плата за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами взимается в составе платы за содержание жилого помещения.

Министерство жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в соответствии с Положением о Министерстве жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, утвержденным Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ обеспечивает реализацию полномочий края в области обращения с твердыми коммунальными отходами, за исключением функций регионального государственного надзора и тарифного регулирования.

В целях реализации полномочий субъекта Российской Федерации, установленных Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в <адрес> разработана и утверждена необходимая нормативная правовая база: Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ; Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ; Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ; Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ; Распоряжением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ; Распоряжением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ; Приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства края от ДД.ММ.ГГГГ утверждены нормативы накопления ТКО; Распоряжением министерства от ДД.ММ.ГГГГ утвержден порядок присвоения статуса регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами без проведения конкурсного отбора в случае признания конкурсного отбора несостоявшимися или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в том числе его отказа от осуществления деятельности.

Министерством в целях реализации полномочий осуществлены следующие действия.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ неоднократно проводились конкурсные отборы (всего 67 конкурсов) по выбору региональных операторов на всех зонах деятельности, установленных территориальной схемой.

На сегодняшний день отобраны и приступили к осуществлению деятельности региональные операторы на территории Зоны деятельности (городской округ "<адрес>" и муниципальный район <адрес>) и на территории Зоны деятельности (<адрес> муниципальный район), что обеспечивает охват населения коммунальной услугой по обращению с ТКО 57,98 % от общей численности населения в крае.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведены конкурсные отборы региональных операторов на территориях зон деятельности ,,,,,,,, установленных территориальной схемой.

В соответствии с требованиями пункта 11 Правил проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ, документации об отборе региональным операторов по вышеуказанным зонам деятельности размещены на официальном сайте Российской Федерации в информационно -телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (официальный сайт торгов <адрес>).

Вышеуказанные конкурсные отборы признаны несостоявшимися в связи с отсутствием поданных заявок.

Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ, для указанных целей внесены изменения в территориальную схему.

Территориальная схема является действующим нормативным правовым актом <адрес>, судебных решений о признании ее недействующей в полном объеме или в части в силу несоответствия нормам федерального законодательства не выносилось.

Территориальная схема разрабатывается и утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с документами территориального планирования (часть 2 статьи 133 Федерального закона № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Положения о Министерстве, согласно которым к функциям Министерства, в том числе, отнесено установление порядка присвоения статуса регионального, оператора по обращению с ТКО без проведения конкурсного отбора. .

ДД.ММ.ГГГГ Министерством направлены предложения в адрес региональных операторов, осуществляющих деятельность в зонах и о заключении соглашения (ий) об организации деятельности по обращению с ТКО на территориях зон деятельности, по которым конкурсы признаны несостоявшимися (ООО "Хабавтотранс ДВ" - поступил отказ ДД.ММ.ГГГГ, ООО "Зенит - Дальний Восток"- поступил отказ ДД.ММ.ГГГГ).

ДД.ММ.ГГГГ Министерством проведено совещание с муниципальными образованиями и юридическими лицами по вопросу присвоения статуса регионального оператора без проведения конкурсного отбора.

На основании Порядка присвоения статуса регионального оператора без проведения конкурсного отбора в случае признания конкурсного отбора несостоявшимся или в случае досрочного прекращения деятельности регионального оператора, в том числе его отказа от осуществления деятельности, утвержденного распоряжением Министерства Министерством ДД.ММ.ГГГГ размещено предложение на официальном сайте Министерства для юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению, с ТКО на территории края, о присвоении статуса регионального оператора без проведения конкурсного отбора и о заключении соответствующего соглашения.

До окончания срока направления писем юридических лиц (ДД.ММ.ГГГГ) о согласовании или об отказе в присвоении статуса регионального оператора на одной или нескольких зонах деятельности и заключении соответствующего соглашения с Министерством в адрес Министерства поступили письма от следующих юридических лиц: ООО "Ресурс” о согласии в присвоении статуса регионального оператора на территории зоны деятельности ; ООО "Строитель" о согласии в присвоении статуса регионального оператора на территории зоны деятельности ; ООО "Строитель" о согласии в присвоении статуса регионального оператора на территории зоны деятельности ; ООО "Магистраль" о согласии в присвоении статуса регионального оператора на территории зоны деятельности ,

По зонам деятельности , , , , письма юридических лиц о согласовании или об отказе в присвоении статуса регионального оператора на одной или нескольких зонах деятельности и заключении соответствующего соглашения с Министерством в адрес Министерства не поступали.

В соответствии с п. 11 Порядка , на официальном сайте Министерства ДД.ММ.ГГГГ размещен протокол рассмотрения предложений. Планируемый срок начала деятельности - до ДД.ММ.ГГГГ.

Начало работы данных региональных операторов обеспечит охват населения коммунальной услугой по обращению с ТКО 65,78 % от общей численности населения в крае.

Согласно п. 12 Порядка Министерством на официальном сайте ДД.ММ.ГГГГ размещено предложение для юридических лиц, которые имеют государственную регистрацию на территория <адрес>, лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизацию, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности и в отношении которых не проводится процедура ликвидации и отсутствует решение арбитражного суда о признании несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства, присвоить статус регионального оператора без проведения конкурсного отбора по зонам деятельности № 4 и (или) 4 и (или) 11 и (или) 12 и заключить соответствующее соглашение на срок не более одного года.

До окончания срока направления писем юридических лиц (ДД.ММ.ГГГГ)письма юридических лиц о согласовании или об отказе в присвоении статусарегионального оператора на одной или нескольких зонах деятельности изаключении соответствующего соглашения с Министерством в адресМинистерства не поступали.

Соответствующий протокол размещен на официальном сайтеМинистерства -ДД.ММ.ГГГГ.

В период, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проведен конкурсный отборрегионального оператора на территории зоны деятельности , в которуювходит <адрес> муниципальный район.

В соответствии с требованиями пункта 11 Правил , документацияоб отборе региональных операторов по вышеуказанной зоне деятельностиразмешена на официальном сайте Российской Федерации для проведенияторгов.

На конкурсный отбор подана одна заявка от ООО "ОЗОН".

В соответствии с проколом рассмотрения заявки от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о признании заявки ООО "ОЗОН" не соответствующей требованиям документации об отборе и Правил .

ДД.ММ.ГГГГ Министерством направлены предложения в адресрегиональных операторов, осуществляющих деятельность в зонах и ,о заключении соглашения об организации деятельности по обращению сТКО на территории зоны деятельности .

Установлено от ООО "Хабавтотранс ДВ" поступил отказ -ДД.ММ.ГГГГ, от ООО "Зенит - Дальний Восток" поступил отказ- ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Министерством на официальном сайте размещено предложение для юридических лиц, осуществляющих деятельность по обращению с ТКО на территории края, о присвоении статуса регионального оператора без проведения конкурсного отбора и о заключении соответствующего соглашения.

До окончания срока направления писем юридических лиц (до ДД.ММ.ГГГГ) о согласовании или об отказе в присвоении статуса регионального оператора на территории зоны деятельности- и заключении соответствующего соглашения с Министерством в адрес Министерства писем не поступило.

В соответствии, с п. 11 Порядка на официальном сайте Министерства ДД.ММ.ГГГГ размещен протокол рассмотрения предложений.

По зоне деятельности регионального оператора конкурсный отбор объявлен ДД.ММ.ГГГГ, но в связи с возникшей необходимостью корректировки документации об отборе отменен- ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в адрес Министерства поступило предложение администрации <адрес> муниципального района об изменении границ Зоны деятельности в части исключения из нее поселений Ванинского муниципального района (Министерством в настоящее время проводится рассмотрение указанного предложения).

Следующий конкурсный отбор планируется объявить в 4 квартале ДД.ММ.ГГГГ

В части проведения конкурсного отбора регионального оператора по зоне деятельности установлено следующее.

В соответствии с территориальной схемой для потребителей городского округа "<адрес>", предусмотрено строительство полигона с мусоросортировочным комплексом, стоимостью 1 562 500 000 руб.

Согласно информации комитета по ценам и тарифам Правительства края при расчете необходимой валовой выручки регионального оператора учитываются расходы, в том числе на строительство объектов в области обращения с ТКО, установленных территориальной схемой.

ДД.ММ.ГГГГ в Министерство поступила инициатива инвестора (ООО "Хабинвест") о заключении концессионного соглашения в отношении Объекта. Согласно проекту концессионного соглашения объем инвестиций в создание Объекта составляет не менее 3 860 721 000 рублей.

Согласно Распоряжению Министерства от ДД.ММ.ГГГГ, принято решение о возможности заключения концессионного соглашения в отношении создания и эксплуатации объектов, на которых осуществляется обработка, утилизация и захоронение ТКО в <адрес> на иных условиях, чем представлены ООО "Хабинвест” в предложении о заключении концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, на территории зоны деятельности существует потребность во внесении изменении в территориальную схему в части корректировки оценки объема капитальных вложений в строительство объекта.

ДД.ММ.ГГГГ проект Постановления Правительства края о внесении изменений в территориальную схему направлен в адрес прокуратуры <адрес>, конкурсный отбор по зоне деятельности будет объявлен после проведения данной работы.

Начало работы региональных операторов в зонах деятельности , , обеспечит охват населения коммунальной услугой по обращению с ТКО 93,26 % от общей численности населения в крае.

Что касаемо строительства объектов по обращению с ТКО, установлено следующее.

В соответствии с территориальной схемой необходимо обеспечить строительство - 77 объектов по обращению с ТКО, ориентировочная потребность составляет 12,2 млрд. руб.

При формировании проекта краевого бюджета на ДД.ММ.ГГГГ Министерством ДД.ММ.ГГГГ направлена информация о недостатке средств краевого бюджета в рамках государственной программы «Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания населения Хабаровского края» на строительство объектов ТКО в адрес Министерства финансов и Министерства экономического развития края.

Также, при согласовании проекта Закона о краевом бюджете на ДД.ММ.ГГГГ, Министерством направлены аналогичные замечания о недостатке бюджетных средств в Министерство финансов края. Однако, средства краевого бюджета на строительство объектов ТКО Министерству не увеличены, в связи с чем, территориальной схемой предусмотрено поэтапное строительство объектов - до ДД.ММ.ГГГГ.

В целях проектирования строительства объектов по обращению с ТКО, установленных территориальной схемой, проводится следующая работа: по проектированию объекта захоронения и обработки ГКО на территории Амурского муниципального района; проектная документация направлена на экологическую и государственную экспертизы. Ориентировочный срок ввода объекта в эксплуатацию - ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ объявлен конкурс на право заключения концессионных соглашений в отношений объектов по обезвреживанию ТКО на территориях <адрес> сельского поселения, <адрес> муниципального района, сельского поселения "<адрес>”, <адрес> сельского поселения, <адрес> сельского поселения, <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района, сельского поседения "<адрес>" <адрес>-муниципального района, объекта но обработке и захоронению ТКО на территории <адрес> городского поселения <адрес> муниципального района, При этом, данные конкурсы признаны несостоявшимися поскольку заявки не поступили.

ДД.ММ.ГГГГ повторно объявлен конкурс на право заключения концессионных соглашений для создания таких объектов на территории: <адрес> сельского поселения <адрес> муниципального района, сельского поселения "<адрес>", <адрес>, <адрес>, <адрес> сельских поселений <адрес> муниципального района, сельского поселения "<адрес>" <адрес> муниципального района. Данные конкурсы признаны несостоявшимися по причине отсутствия поданных заявок.

В связи с отсутствием заявок на участие в третьем конкурсе на право заключения концессионного соглашения в отношении объекта по обработке и захоронению твердых коммунальных отходов на территории <адрес> муниципального района <адрес> края, конкурс признан несостоявшимся - ДД.ММ.ГГГГ.

Инвестиционным советом одобрены концепции реализации концессионных проектов на территории <адрес>, <адрес>, <адрес> и имени <адрес> районов, ведется подготовка конкурсной документации. Также прорабатывается вопрос обустройства на территориях поселений края (с низким объемом образования ТКО) инсинераторных установок, за счет средств краевого бюджета.

Инсинераторными установками планируется обеспечить отдаленные территории <адрес> муниципального района, где региональный оператор уже приступил к деятельности, и территории муниципальных образований, входящих в Зону деятельности , где отсутствуют юридические лица, осуществляющие деятельность по обращению с ТКО к готовые к присвоению статуса регионального оператора.

Установлено, что администрацией <адрес> муниципального района заключен муниципальный контракт на подготовку проектной и рабочей документации, но объекту "Строительство межмуниципального полигона твердых бытовых отходов в <адрес> муниципальном районе».

ДД.ММ.ГГГГ администрацией <адрес> муниципального района принято решение об одностороннем расторжении указанного контракта и до ДД.ММ.ГГГГ планируется повторные закупочные процедуры на право заключения муниципального контракта на выполнение данных работ.

Между <адрес> и ППК «Российский экологический оператор» подписан План основных мероприятий ("дорожная карта") о реализации инвестиционного проекта по созданию объектов в сфере обращения с ТКО на территории <адрес> на основе концессионного соглашения.

В рамках Плана мероприятий планируется: реконструкция МПС «Южная» в <адрес>, создание полигона с мусоросортировочным комплексом вблизи <адрес>.

В целях реконструкции МПС "Южная" Министерством проведена работа по передаче данного объекта в краевую собственность. Распоряжение Министерства имущества края о приеме указанного объекта в краевую собственность и закреплении его на праве хозяйственного введения за КГУП «Региональные коммунальные системы» принято ДД.ММ.ГГГГ, соответствующие акты-приема-передачи подписаны ДД.ММ.ГГГГ.

Реализация указанных проектов позволит обеспечить 100 % обработку ТКО на территориях городов <адрес> и <адрес> и соответственно обеспечит выделение отходов, в состав которых входят полезные компоненты, и захоронение, которых запрещено, в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, по итогам реализации данных проектов на территории <адрес> к ДД.ММ.ГГГГ на обработку будет направляться порядка 456 305 тонн/год (или 94% от общего объема: ТКО, образуемого в крае), что соответствует целям Указа Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года”.

Как указывалось ранее, в соответствии ч. 7 ст. 12 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Согласно ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ соответствующий запрет не распространяется на объекты размещения твердых коммунальных отходов, введенные в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ и не имеющие документации, предусмотренной законодательством Российской Федерации.

Указанные объекты в порядке, установленном п. 8 ст. 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ, при наличии положительного заключения Минприроды России включаются в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации.

Министерством направлено обращение в адрес Минприроды России с предложением о неприменении указанного критерия бюджетной обеспеченности или смягчения его порогового значения для территорий Дальневосточного федерального округа (с учетом территориальной отдаленности, суровых климатических условий, низкой плотности населения, специфической логистики). До настоящего времени ответ не поступал.

Установлено, что из 215 муниципальных образований края численность населения в 137 муниципальных образованиях (63,7 %) составляет менее 1 тыс. человек. На территории края имеется 7 межселенных территорий, численность населения на которых составляет от 1 до 21 человека. Указанные территории характеризуются малым объемом образования ТКО и сложными логистическими маршрутами их вывоза, в связи с чем, в целях оптимизации территориальной схемы и сокращения количества планируемых к созданию объектов принимаются решения о перенаправлении потоков ТКО (принято решение о перенаправлении отходов, образуемых на территории Солнечного муниципального района, на планируемый к созданию объект для нужд <адрес>).

Также, в целях проектирования и строительства указанных объектов требуются земельные участки, отвечающие требованиям природоохранного, санитарного и воздушного законодательства.

За счет средств краевого бюджета Министерством инициировано проектирование 5 объектов по обращению с ТКО: в <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> и <адрес>х, заключены государственные, контракты на общую сумму 64,5 млн. рублей.

В настоящее время осуществляется проектирование объекта по обработке и захоронению ТКО на территории <адрес>, иные контракты расторгнуты, поскольку отсутствуют земельные участки, которые определятся органами местного самоуправления.

В силу части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления муниципальных районов наделены полномочиями по участию в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

Подготовка и утверждение документов территориального планирования муниципальных районов в соответствии с частью 2 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации также относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов. При этом в силу статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации схема территориального планирования муниципального района содержит карту функциональных зон, установленных на межселенных территориях, в случае, если на межселенных территориях планируется размещение объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (за исключением линейных объектов). На указанной карте отображаются планируемые для размещения объекты местного значения муниципального района, относящиеся к области обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов (часть 3 статьи 19 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

Перечень мероприятий в области обращения с отходами, информацию об источниках финансового обеспечения мероприятий в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, в силу статьи 132 Федерального закона № 89-ФЗ должна содержать региональная программа в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, перечень мероприятий которой учитывается при формировании мероприятий соответствующих государственных программ.

Региональная программа "Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории <адрес>" утверждена распоряжением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-рп.

В соответствии с пунктом 1.1 раздела 1 приложения к Региональной программе органы местного самоуправления муниципальных образований <адрес> являются участниками мероприятий по созданию, реконструкции, перевооружению в период по 2028 год объектов обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также по выполнению предпроектных, проектных и градостроительных работ в указанной области.

Создание (строительство) объектов капитального строительства включает в себя, в том числе, оформление прав на земельные участки (статья 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации). Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности (статья 11 Земельного кодекса Российской Федерации). К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов также относятся полномочия по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена и расположенных на межселенных территориях муниципального района (часть 2 статьи 33 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").

В рамках участия в мероприятиях по созданию, реконструкции, перевооружению объектов обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, а также по выполнению предпроектных, проектных и градостроительных работ в указанной области органы местного самоуправления муниципальных районов края осуществляют подбор, формирование и постановку на государственный кадастровый учет земельных участков под строительство объектов обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

Распоряжением Губернатора <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ "Об организации взаимодействия исполнительных органов <адрес> с органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> по вопросам обращения, с твердыми коммунальными отходами на территории <адрес> на Министерство природных ресурсов края возложена обязанность по организации взаимодействия с органами местного самоуправления муниципальных образований <адрес> по вопросам подбора и формирования земельных участков, необходимых для проектирования и строительства объектов обработки, утилизации, обезвреживания, размещения твердых коммунальных отходов на территории <адрес>.

Территориальная схема обращения с отходами <адрес> утверждена Постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ

Правила разработки, общественного обсуждения, утверждения, корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с пп. "д" п. 5 Правил территориальная схема включает в себя, в том числе места нахождения объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Во исполнение ч. 3 ст. 13.3 Федерального закона № 89-ФЗ, а также вышеуказанного положения Правил , территориальная схема <адрес> содержит Приложения в которых указаны действующие объекты обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов, на территории <адрес>.

Установлено, что на территории края расположены: 4 объекта обработки ТКО.

ООО "Фирма "Сталкер" -ДД.ММ.ГГГГ проведена модернизация объекта по обработке ТКО путем увеличения предельной производственной мощности объекта до 30 000 тонн/год; 10 объектов утилизации ТКО.

Также в ДД.ММ.ГГГГ за счет частных инвестиций введены в эксплуатации мощности по утилизации ТКО следующих предприятий: участок по переработке пластиковых изделий и изготовления полимерной продукции (УФСИН) (мощностью 72 тонн/год); объект по переработке макулатуры и производству картонной основы для линолеумной втулки (ООО "ДВ Сеньхе") (мощностью 24 000 тонн/год); объект утилизации ООО "ТН-Пластики" (мощностью 10 000 тонн/год) (акты ввода объектов в эксплуатацию прилагаются); 8 объектов обезвреживания ТКО; 8 объектов размещения ТКО, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Всего на территории края действуют 30 объектов обращения с ТКО, из них 14 объектов обработки и утилизации ТКО.

Министерством направлен запрос региональным операторам по обращению с ТКО, зона деятельности которых расположена на территориях субъектов Российской Федерации, граничащих с территорией <адрес> (<адрес> (<адрес>), <адрес>, <адрес>).

От вышеуказанных региональных операторов получены отказы от заключения соглашения с Министерством на осуществление деятельности по обращению с ТКО на территории <адрес>.

Нормативы ТКО утверждены приказом Министерства жилищно- коммунального хозяйства края от ДД.ММ.ГГГГ, установлены на основании ежеквартальных проведённых замеров в 12 различных поселениях края (городской округ "<адрес>", 9 городских и 2 сельских поселений края).

Замеры накопления ТКО проведены в соответствии с Правилами определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утверждённых постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ по 7 дней.

На выбранные объекты, на которых образуются отходы, перед проведением замеров составлены паспорта и подготовлены бланки ведомостей замеров определения массы и объема ТКО.

Замеры произведены в городском округе, в районах Крайнего Севера, центральных и южных районах края.

В районах Крайнего Севера замеры осуществлены в самом крупном по численности населенном пункте <адрес> (3,4 тыс. чел.), где присутствует категория объектов - многоквартирные дома. Для сравнения в <адрес> - 0,8 тыс. чел., в <адрес> - 1,0 тыс. чел.

В настоящее время, к осуществлению деятельности региональные операторы на территории Зоны деятельности (городской округ "<адрес>" и муниципальный район <адрес>) и на территории Зоны деятельности (<адрес> муниципальный район), что обеспечивает охват населения коммунальной услугой по обращению с ТКО 57,98 % от общей численности населения в крае.

Для данных целей внесены изменения в территориальную схему (Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ), Постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Положение о Министерстве, согласно которым к функциям министерства, в том числе отнесено установление порядка присвоения статуса регионального оператора по обращению с ТКО без проведения конкурсного отбора.

Министерством проведена работа по определению региональных операторов без конкурсного отбора, по итогам которой определены региональные операторы на территориях пяти зон деятельности: (<адрес>); (<адрес>); (городское поселение "<адрес>", сельское поселение "<адрес>", <адрес> сельское поселение <адрес>); (<адрес> городское поселение, сельское поселение "<адрес>", сельское поселение "<адрес>", <адрес> сельское поселение, <адрес> сельское поселение, <адрес> сельское поселение, <адрес> сельское поселение <адрес>); (<адрес> муниципальный район).

ДД.ММ.ГГГГ заключены соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО на территориях вышеуказанных зон деятельности с юридическими лицами на срок, не превышающий одного года. Срок начала деятельности - не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Перечнем объектов, в отношении которых планируется заключение концессионных соглашений в ДД.ММ.ГГГГ, предусмотрено создание (реконструкция) 15 объектов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на территории: <адрес>; <адрес>; <адрес> муниципального района; <адрес> муниципального района (<адрес> городское поселение, <адрес> сельское поселение); <адрес> муниципального района (сельское поселение "<адрес>", <адрес> сельское поселение, <адрес> сельское поселение, <адрес> сельское поселение); <адрес> муниципального района (сельское поселение "<адрес>"); <адрес> муниципального района (<адрес> сельское поселение); <адрес> муниципального района (<адрес> сельское поселение); муниципального района <адрес> (сельское поселение "<адрес>", <адрес> сельское поселение); <адрес> муниципального района (<адрес>").

Объекты <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> муниципальных районов: проводятся конкурсы на право заключения концессионных соглашений проводились в ДД.ММ.ГГГГ: многолотные конкурсы (<адрес>, <адрес>, <адрес> муниципальные районы) объявлены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, признаны несостоявшимся в связи с отсутствием заявок ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ; конкурсы в отношении <адрес> муниципальный район объявлены ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, признаны несостоявшимся в связи с отсутствием заявок ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время ведется работа по повторному объявлению конкурсов.

Объекты <адрес>, <адрес>, <адрес>, <адрес> муниципальных районов: концепции проектов рассмотрены и одобрены на Инвестиционном совете при Правительстве края (протокол утвержден Губернатором края ДД.ММ.ГГГГ). Составы проектного комитета и рабочей группы по концессионным проектам утверждены ДД.ММ.ГГГГ.

Осуществляется подготовка документов для проведения конкурсов на право заключения концессионных соглашений.

По объектам <адрес> и <адрес>, в рамках Приказа Министерством в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено заявлений о включении в Перечень по 26 Объектам, по семи объектам направлены заявления в Минприроды России, по шести из которых получены отрицательные заключения, по 19 заявлениям документы возвращены в связи с несоответствием требованиям Приказа (отсутствие документа, подтверждающего ввод Объекта в эксплуатацию, легкого ограждения по периметру всей территории Объекта, производственно-бытового здания, шлагбаума, бетонной ванны для ходовой части мусоровозов, несоответствие земельного участка и тд.). Один объект, расположенный в мкр. Старт городского округа "<адрес>"), включен в Перечень на основании заключения Минприроды России от ДД.ММ.ГГГГ и Распоряжения Министерства от ДД.ММ.ГГГГ.

В целях включения Объектов в Перечень Министерством проведены неоднократные совещания с органами местного самоуправления, направлены информационные письма с разъяснением порядка включения Объектов в Перечень. Основной причиной отсутствия поданных заявлений является невозможность правообладателей земельных участков выполнить требования Приказа в связи с нехваткой денежных средств на оснащение Объектов необходимым оборудованием или несоответствием земельных участков, на которых расположены Объекты.

В соответствии с положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, Министерством в рамках национального проекта "Экология" реализуется региональный проект <адрес> "Формирование комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами".

Установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ в рамках регионального проекта за счет средств федерального, краевого и муниципального бюджетов обеспечена закупка 430 контейнеров для раздельного накопления ТКО на общую сумму 16 441,26 тыс. руб., из которых: федеральный бюджет - 15 688,1 тыс. руб.; краевой бюджет - 485,2 тыс. руб.; местный бюджет - 267,96 тыс. руб.

Данные контейнера установлены на территориях <адрес> и <адрес>.

В соответствии с протоколом заседания комиссии по рассмотрению заявок субъектов Российской Федерации на участие в отборе для распределения субсидии на осуществление закупки контейнеров от ДД.ММ.ГГГГ, заявка <адрес> отобрана для распределения субсидии на осуществление закупки контейнеров для раздельного накопления ТКО в ДД.ММ.ГГГГ

Вместе с тем, Минприроды России письмом от ДД.ММ.ГГГГ проинформировало об отсутствии бюджетных ассигнований на финансирование мероприятия "Государственная поддержка закупки контейнеров для раздельного накопления твердых коммунальных отходов" в Федеральном законе от 05.12.2022 № 466-ФЗ "О Федеральном бюджете на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов".

Таким образом, строительство объектов размещений ТКО в некоторых районов края не представляется возможным. Соответственно, увеличить предельный тариф для региональных операторов и, как следствие, привлечь для участия в конкурсах предпринимателей, также нет законных оснований.

Суд с учетом, установленных по делу обстоятельств, анализируя представленные доказательства, приходит к выводу о том, что действия в рамках возложенных на Министерство полномочий для организации деятельности по обращению с ТКО на территории <адрес>, свидетельствует об отсутствии незаконного бездействия со стороны административного ответчика.

Судом установлено, что факт того, что региональные операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами не выбраны и не начали в полном объеме осуществлять деятельность на территории <адрес>, не находится в исключительной зависимости от действий (бездействия) административного ответчика, принимавшего все необходимые меры неправленые на исполнение требований закона, а зависит от множества иных объективных причин.

При этом административным ответчиком не приостанавливается работа, направленная на реализацию плана мероприятий по переходу к осуществлению деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами региональными операторами.

В сложившейся ситуации, суд соглашается с доводами представителей административных ответчиков, заинтересованных лиц о том, что прокурором не было указано конкретно на то, какие действия могли, но не были предприняты Министерством, в чем выражено незаконное бездействие.

Согласно п. 3.31 Положения МЖКХ <адрес>, Министерство осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя средств краевого бюджета в соответствии с ведомственной структурой расходов краевого бюджета.

Статьи 8, 31 Бюджетного кодекса РФ, ст. 56 Федерального закона 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» устанавливают положения о самостоятельности органов государственной власти субъектов РФ на формирование и исполнение бюджета субъекта РФ.

Обязанность обеспечить составление и исполнение бюджета края возложена на Министерство финансов края (пункты 2.3,2.4,3,3,3.7 Положения о Министерстве, утвержденного постановлением Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ).

Согласно приложению Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О краевом бюджете на ДД.ММ.ГГГГ и на плановый период ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ» в составе ведомственной структуры расходов МЖКХ края определено, как главный распорядитель бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Обращение с твердыми коммунальными отходами».

В соответствии с ч. 3 ст. 1.1 Закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О бюджетном процессе в <адрес>» непосредственное составление и исполнение регионального бюджета осуществляется Министерством финансов края.

В целях своевременного и качественного составления проектов бюджетов финансовые органы имеют право получать необходимые сведения от иных органов государственной власти (ч. 1 ст. 172 БК РФ).

Из ч. 4 ст. 1.1 Закона края следует, что главные распорядители бюджетных средств участвуют в установленном порядке в составлении проекта краевого бюджета, составлении кассового плана и бюджетной отчетности об исполнении краевого бюджета и консолидированного бюджета края.

Главные распорядители бюджетных средств готовят и представляют в Министерство финансов края сведения, необходимые для составления проекта краевого бюджета; планируют соответствующие расходы краевого бюджета составляют обоснования бюджетных ассигнований и представляют их в Министерство финансов края в соответствии со сроками, порядком и методикой планирования бюджетных ассигнований краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период, установленными Министерством финансов края (п.п. 1.7.1, 1,7.2 постановления Правительства края от ДД.ММ.ГГГГ «О составлении проекта краевого бюджета на очередной финансовый год и плановый период»).

Таким образом, вопрос формирования бюджетных ассигнований на определенные цели в проекте бюджета края, в частности о выделении дополнительного финансирования на исполнение заявленных требований, решается по инициативе главного распорядителя бюджетных средств МЖКХ края с участием Министерства финансов края.

С учетом изложенного, суд считает, что Правительство <адрес> не участвует в процедуре выделения бюджетных средств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 227 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска первого заместителя Амурского бассейнового природоохранного прокурора к Министерству жилищно-коммунального хозяйства <адрес>, Правительству <адрес> о признании бездействия незаконным, обязании произвести определенные действия - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес> суд через Центральный районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления мотивированного решения - 02.10.2023.

Председательствующий Я.О. Астахова