ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-422/2016 от 17.03.2016 Конаковского городского суда (Тверская область)

Административное дело №2а-422/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

17 марта 2016 года г. Конаково

Конаковский городской суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Никитиной Е.А.

при секретаре Фуряевой И.С.,

с участием административного истца - помощника Конаковского межрайонного прокурора Колесникова А.А.,

представителя административного ответчика – Администрации города Конаково по доверенности ФИО1,

представителя заинтересованного лица - МКУ «ЖКХ» МО «Городское поселение город Конаково» по доверенности ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Конаковского межрайонного прокурора, поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Конаково о признании бездействия незаконным, обязывании организовать регулярное транспортное обслуживание микрорайона Зеленый Бор города Конаково Тверской области,

установил:

Конаковский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц к администрации города Конаково о признании бездействия незаконным, об обязывании в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, организовать регулярное транспортное обслуживание микрорайона <адрес> города Конаково Тверской области по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского поселения города Конаково в дневное и вечернее время, включая выходные и праздничные дни.

Свои требования административный истец мотивирует тем, что прокуратурой на основании поступившего коллективного обращения граждан о нарушениях в сфере безопасности дорожного движения и отсутствия транспортного обслуживания граждан в микрорайоне <адрес> города Конаково Тверской области, проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В силу п. 7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. Согласно п.7 ч.1 ст.9 Устава муниципального образования города Конаково Конаковского района Тверской области, к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения. К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничениях или прекращениях движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения. В силу ч.1 ст. 11 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" муниципальные маршруты регулярных перевозок в границах одного городского поселения устанавливаются, изменяются, отменяются уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Решением Совета депутатов города Конаково от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О перевозках пассажиров автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково» и Правила Пользования автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково». Положение «О перевозках пассажиров автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково» устанавливает, что пассажирские перевозки автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково» организуются с целью полного обеспечения транспортным обслуживанием населения, повышения качества обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности перевозок пассажиров и выполнения требований законодательных актов, регламентирующих безопасную деятельность на автомобильном транспорте. Решением Совета депутатов города Конаково от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений и дополнений в решение Совета депутатов города Конаково от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения «О перевозках пассажиров автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково» и Правил пользования автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково» внесены изменения и дополнения в решение Совета депутатов города Конаково от ДД.ММ.ГГГГ, в том числе в наименовании и тексте Положения «О перевозках пассажиров автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково» слово «автобус» заменено словами «автомобильный транспорт общего пользования». Проведенной проверкой ДД.ММ.ГГГГ установлено, что микрорайон <адрес> находится на территории муниципального образования городское поселение город Конаково Тверской области. В реестре муниципальных маршрутов регулярных перевозок городского поселения город Конаково отсутствует маршрут регулярных перевозок общественного транспорта в микрорайон <адрес> города Конаково Тверской области либо маршрут проходящей, через данный микрорайон. Таким образом, в нарушение вышеуказанных норм и требований законодательства в следствии бездействия администрации города Конаково, транспортное обеспечение общественным транспортом микрорайона <адрес> города Конаково Тверской области не организовано. Ненадлежащее исполнение администрацией города Конаково возложенных обязанностей по обеспечению транспортного обслуживания населения не обеспечивает надлежащих условий для беспрепятственного доступа неопределенного круга лиц, а также инвалидов и пенсионеров к объектам социальной инфраструктуры, органам государственной власти и органам местного самоуправления, образовательным учреждениям, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации, учреждениями здравоохранения. Отсутствие регулярного транспортного сообщения с микрорайоном <адрес> в дневное и вечернее время ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан, поскольку граждане ввиду отсутствия транспорта вынуждены передвигаться непосредственно по автомобильным дорогам, которые не оборудованы пешеходными тротуарами, а в зимний период времени скопление снега на обочинах лишает граждан возможности передвигаться по обочине дороги. Также отсутствие организации транспортного обслуживания граждан нарушает их законные права и интересы на свободное перемещение и транспортное обеспечение.

В ходе судебного разбирательства административный истец уточнил свои исковые требования и окончательно просит суд признать действия (бездействие) незаконными, возложить обязанность в течении трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, организовать регулярное транспортное обслуживание микрорайона <адрес> города Конаково Тверской области по ул. <адрес> по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского поселения города Конаково в дневное и вечернее время, включая выходные и праздничные дни.

Представитель административного истца помощник прокурора Колесников А.А. в судебном заседании на удовлетворении исковых требований с учетом уточнений настаивал. Указал на то, что письмом от ДД.ММ.ГГГГ Администрации г. Конаково указано, что пассажирские перевозки в мкр. <адрес> не осуществляются. Паспортом маршрута , о котором идет речь в возражениях, движение автобусов, проходящих по автомобильным дорогам мкр. <адрес>, не предусмотрено. Таким образом, у неопределенного круга лиц, в частности у жителей спорного микрорайона <адрес>, отсутствует возможность для того, чтобы в доступном режиме пользоваться услугами транспортных компаний. Конечная остановка маршрута в <адрес> (паром) находится примерно в километре от микрорайона <адрес>, в связи с чем жители микрорайона, в том числе и инвалиды, и лица с ограниченными возможностями, не могут пользоваться услугами данных транспортных предприятий. Паром относится к микрорайону <адрес>, но маршрут автобуса не проходит по самому микрорайону. Полагает, что не обеспечение движения автотранспортных средств по территории микрорайона ведет к нарушению прав неопределенного круга лиц. Бездействие администрации выражено в том, что есть микрорайон, но нет туда транспортного сообщения.

Представитель административного ответчика Администрации города Конаково по доверенности ФИО1 в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований. В настоящее время осуществляется обеспечение граждан маршрутом «Рыбхоз - <адрес>». Полагает, что конечная остановка маршрута находится в шаговой доступности от микрорайона <адрес>. Обращений граждан в Администрацию о необходимости расширить маршрут по улицам микрорайона не поступало, какого-то спроса на организацию данного транспортного сообщения нет. В микрорайоне живут достаточно обеспеченные люди, возможно не нуждающиеся в общественном транспорте. Чтобы организовать данное транспортное сообщение, то необходима длительная процедура, она состоит сначала из ремонта дорог, который на данном этапе не может быть осуществлен из-за погодных условий. Далее это должен быть проведен конкурс по выбору организации, которая будет осуществлять данные перевозки, и еще не известно, выйдет ли кто-нибудь на этот конкурс, не проверена экономическая обоснованность данного маршрута. Полагает, что требования прокурора не обоснованы, в настоящее время маршрут отвечает требованиям, используется гражданами. Просит отказать в удовлетворении административного иска.

Представитель заинтересованного лица МКУ «Жилищно-коммунальное хозяйство» МО «Городское поселение город Конаково» ФИО2 в судебном заседании указал, что для решения вопроса открытия автобусного маршрута по микрорайону <адрес> необходимо изучить сведения имеется ли постоянный пассажиропоток, поскольку он может быть сезонным. Возможно данный маршрут будет убыточным для города. До настоящего времени необходимость требуемого прокурором маршрута не имелась. Маршрут отвечает всем необходимым критериям, в том числе он охватывает микрорайон <адрес> города Конаково. Оснований для удовлетворения требований прокурора не имеется.

Заинтересованные лица МУП «Коммунальное хозяйство» МО «Городское поселение город Конаково», отел МВД России по Конаковскому району, отдел ГИБДД ОМВД по Конаковскому району, ОАО «Конаковское автотранспортное предприятие», ФИО3 о дне, месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, что подтверждается полученными расписками.

ОАО «Конаковское автотранспортное предприятие» представили письменный отзыв, из которого следует, что ОАО «Конаковское АТП» на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ на организацию перевозок пассажира и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в городе Конаково, заключенному с администрацией
г. Конаково по результатам открытого конкурса, осуществляет перевозки пассажиров, в том числе по маршруту «<адрес>». Данный маршрут внесен в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок МО
г. Конаково, с указанием пути следования и остановочных пунктов по маршруту, на маршрут составлен согласованный и утвержденный паспорт маршрута, согласно данным нормативным актам конечный остановочный пункт «Рыбхоз» территориально расположен на улице <адрес> Порядок открытия и изменения автобусных маршрутов регулируется Федеральным законом от 13.07.2015 г. №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Полагают, что участие их представителя в судебном заседании не требуется, вопрос об организации перевозок по измененному маршруту будет решаться их организацией после внесения изменений в Реестр муниципальных маршрутов регулярных перевозок МО г. Конаково. Поэтому просят суд провести судебное заседание в отсутствие их представителя.

В соответствии с положениями ст. 150 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ), мнения участников процесса, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.

Выслушав лиц, явившихся в судебное заседание, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Конституцией Российской Федерации закреплено, что местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью (ч. 1 ст. 130); органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (ч. 1 ст. 132).

Кроме того, в соответствии с пунктом 2 статьи 4 Европейской хартии местного самоуправления (совершено в Страсбурге 15.10.1985 г.), ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 11.04.1998 г. N 55-ФЗ, органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для реализации собственной инициативы по любому вопросу, который не исключен из сферы их компетенции и не находится в ведении какого-либо другого органа власти.

Подпунктом "б" ст. 72 Конституции РФ вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности, правопорядка и общественной безопасности отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 12 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов по организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ в систему законодательства РФ о безопасности дорожного движения включены нормативные правовые акты субъектов РФ, которыми осуществляется решение вопросов безопасности дорожного движения по вопросам, не отнесенным к исключительной компетенции РФ, устанавливаются мероприятия по организации дорожного движения.

На основании ст. 5 ФЗ "О безопасности дорожного движения" обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется на уровне власти - подчинения, характерных для административных правоотношений, и осуществляется посредством координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, общественных объединений, юридических и физических лиц в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий; регулирования деятельности на автомобильном, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве; разработки и утверждения в установленном порядке законодательных, иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения: правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов; осуществления деятельности по организации дорожного движения; осуществления государственного надзора и контроля за выполнением законодательства РФ, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

В силу п. 7 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения.

К вопросам местного значения поселения - муниципального образования города Конаково Конаковского района Тверской области в соответствии с п.7 ч.1 ст.9 Устава поселения относится, в том числе создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах поселения (л.д. 178 ).

Решением Совета депутатов города Конаково от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «О перевозках пассажиров автобусами в Муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково» и Правил пользования автобусами в муниципальном образовании «Городское поселение город Конаково». Решением Совета депутатов города Конаково от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения и дополнения в вышеуказанное решение совета депутатов города Конаково от ДД.ММ.ГГГГ, а именно слово «автобус» заменено словами «автомобильный транспорт общего пользования». Их указанных решений следует, что пассажирские перевозки автомобильным транспортом общего пользования в муниципальном образовании «городское поселение город Конаково» организуются с целью полного обеспечения транспортным обслуживанием населения, повышения качества обслуживания пассажиров, обеспечения безопасности перевозок пассажиров и выполнения требований законодательных актов, регламентирующих безопасную деятельность на автомобильном транспорте. Пассажирские перевозки выполняются юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в порядке, определенном требованиями нормативных документов, регламентирующих деятельность по осуществлению пассажирских перевозок автомобильным транспортом, имеющим заключенный действующий договор с Администрацией города Конаково на право осуществления перевозок пассажиров по определенному администрацией маршруту и имеющими лицензию на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (л.д. 50-56).

Постановлением Главы Администрации города Конаково от ДД.ММ.ГГГГ сведения о маршрутах регулярных перевозок на территории городского поселения город Конаково включены в Реестр муниципальных маршрутов. Из представленного Реестра муниципальных маршрутов регулярных перевозок следует, что маршрут «<адрес>» имеет маршрут - поворот на <адрес> до паромной переправы (л.д. 57-61).

Как следует из материалов дела и установлено судом и не оспаривается сторонами, микрорайон <адрес> находится в пределах городской черты городского поселения город Конаково.

Обслуживание общественным транспортом микрорайона <адрес> осуществляется маршрутом от <адрес>.

На основании договора от ДД.ММ.ГГГГ заключенного между Администрацией города Конаково, в лице главы администрации, и ОАО «Конаковское автотранспортное предприятие» («Перевозчик»), в лице генерального директора, перевозчик организует перевозку пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок в городе Конаково по следующим маршрутам №. Договор заключен на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Договором урегулирован перечень транспортных средств на маршрутах (л.д.156-174).

Таким образом, по городу Конаково ответчиком оказываются транспортные услуги, в том числе маршрут имеет остановку паром (<данные изъяты>), который расположен в микрорайоне <адрес>. При этом с жалобами в администрацию города на ненадлежащее транспортное обслуживание жители микрорайона <адрес> города Конаково не обращались (л.д. 108-109).

Указанные обстоятельства подтверждены исследованными судом первой инстанции доказательствами.

В соответствии с абз. 4 п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 г. N 2 (ред. от 09.02.2012) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих", к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Отказывая в удовлетворении заявленного административного иска прокурору, суд учитывает, что администрацией города Конаково Тверской области осуществляются мероприятия по выполнению организации транспортного обслуживания населения на городских автобусных маршрутах общего пользования, в связи с чем в деятельности администрации города Конаково по транспортному обеспечению населения города, в том числе микрорайона <адрес> бездействие не установлено.

Выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, которые соответствуют правилам части 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, устанавливающим презумпцию доказывания законности оспариваемого бездействия администрации города Конаково.

Административным истцом не представлено достаточных доказательств нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, в защиту которых прокурор обратился, необходимости установления транспортного обслуживания микрорайона <адрес> города Конаково по указанным в иске улицам, его обоснованности и бездействие Администрации городского поселения города Конаково по созданию такого маршрута.

Доводы прокурора о том, что транспортное обслуживание населения города в частности микрорайона <адрес> фактически отсутствует, не могут быть признаны обоснованными, поскольку судом установлено, что администрацией города организовано транспортное обслуживание микрорайона <адрес> и города Конаково с учетом потребностей населения в оказании услуг по перевозке пассажиров.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. ст. 174-180, 218-227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административного иска Конаковского межрайонного прокурора, поданного в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц, к Администрации города Конаково

о признании бездействия муниципального учреждения «Администрации городского поселения города Конаково» незаконным,

обязывании в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда, организовать регулярное транспортное обслуживание микрорайона <адрес> города Конаково Тверской области по ул. <адрес> по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования на территории муниципального образования городского поселения города Конаково в дневное и вечернее время, включая выходные и праздничные дни – отказать.

Решение суда может быть обжаловано в Тверской областной суд через Конаковский городской суд Тверской области в течение одного месяца со дня изготовления его в окончательной форме

Председательствующий Е.А. Никитина

Мотивированное решение изготовлено 18 марта 2016 года.

Председательствующий Е.А. Никитина