ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-422/2022 от 08.04.2022 Ольского районного суда (Магаданская область)

Дело № 2а-422/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

пос. Ола 08 апреля 2022 года

Ольский районный суд Магаданской области в составе председательствующего судьи Власенко О.В.,

при секретаре Мункуевой Д.Д.,

с участием прокурора - старшего помощника прокурора Ольского района Магаданской области Упоровой С.С.,

представителя административного ответчика - Чекотиной А.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Прокурор Ольского района обратился в суд с данным административным иском, в котором признать незаконным бездействие административного ответчика, выразившееся в непринятии мер к разработке муниципальной программы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и возложить на административного ответчика обязанность разработать муниципальную программу переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в срок до 01.10.2022.

Первоначально прокурор, ссылаясь на положения ч.7 ст.5, п.п.8, 10 ч.1 ст.14, ч.10 ст.32 ЖК РФ, ч.1 ст.86, ч.2 ст.172 БК РФ, п.п.1, 6 ч.1 ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», постановление Правительства Магаданской области от 01.04.2019 № 222-пп, постановление администрации Магаданской области от 05.12.2013 № 1213-па «Об утверждении государственной программы Магаданской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Магаданской области», указал, что положения приведенных нормативных правовых актов обязывают органы местного самоуправления разрабатывать и утверждать на муниципальном уровне целевые программы в жилищной сфере, обеспечивая при этом их реализацию необходимым финансированием из средств соответствующего бюджета.

Обосновывая вывод о бездействии административного ответчика, прокурор привел доводы о том, что в ходе проверки установлено, что на поднадзорной территории расположено 38 домов, которые в установленном порядке признаны аварийными. В 2020 году из жилого фонда, признанного аварийным и непригодным для проживания переселена 21 семья, в 2021 году - 5 семей, в настоящее время подготавливаются постановления для переселения 5 семей.

Анализом реализации мероприятий по расселению установлено, что ежегодно в среднем переселяется 6 семей, тогда как на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, состоит более 200 семей, что свидетельствует о непринятии органом местного самоуправления мер к обеспечению комфортных условий проживания граждан Ольского городского округа в решении данного вопроса, в том числе к разработке муниципальной программы по переселению граждан из ветхого и аварийного жилья. В бюджет Ольского городского округа денежные средства на данные цели не закладываются ввиду отсутствия муниципальной программы. Внесенное по данному факту представление главой муниципального образования отклонено по причине передачи указанных полномочий государственной корпорации - Фонду содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства, что не соответствует вышеприведенному нормативному обоснованию.

Указанные факты свидетельствуют о непринятии мер к обеспечению комфортных условий проживания, в том числе и выполнение обязательств государства и муниципальной власти по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в жилых помещениях, не отвечающих санитарным и техническим требованиям, влечет нарушение прав граждан, гарантированных Конституцией РФ, на жилище, на достойную безопасную жизнедеятельность,

Неисполнение органом местного самоуправления требований в области реализации прав граждан на жилище, неиспользование предоставленных законом полномочий, нарушает основные принципы Конституции Российской Федерации и жилищного законодательства, влечет нарушение прав и законных интересов граждан.

Протокольным определением суда от прокурора принято ходатайство об изменении основания иска, из которого следует, что обосновывая заявленные требования, прокурор исключает ссылки на нормативные акты Магаданской области, статьи 5 и 32 ЖК РФ, в остальной части оставляя иск без изменения.

В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить, дополнив, что обязанность по разработке муниципальной программы следует из совокупности приведенных в ходатайстве об изменении основания иска нормативных актов.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласилась, сославшись на доводы, изложенные в отзыве на административное исковое заявление, из которых следует, что в связи с изменением законодательства 29.12.2019 полномочия агента Правительства РФ по предоставлению отдельным категориям граждан социальных выплат на приобретение жилых помещений переданы Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства. Полномочия органов местного самоуправления в части признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу определены ЖК РФ и заключаются в проведении мониторинга жилищного фонда, расположенного на территории муниципального образования, признании многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, в результате их эксплуатации, а так же предоставление гражданам, проживающим в указанных домах, жилых помещений из маневренного жилищного фонда для временного размещения, в случае необходимости. Указанные полномочия администрацией выполняются в полном объеме. Так, в течение 2018-2021 годов администрацией Ольского городского округа проводилась и проводится работа по мониторингу, выявлению и признанию жилых домов аварийными, ведется учет граждан, проживающих в указанных домах, материалы о признании домов аварийными направляются в Министерство строительства, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Магаданской области, с целью включения в региональный перечень аварийного жилищного фонда и включения указанных домов в государственные программы расселения.

Таким образом, административным ответчиком выполнен весь объем требований законодательства к расселению аварийного жилищного фонда, при этом законных оснований для принятия муниципальной программы, предусматривающей расселение граждан из жилищного фонда, признанного аварийным в результате его эксплуатации, у администрации Ольского городского округа не имеется.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

При этом, обращаясь в суд с административным иском о признании незаконным бездействия органа местного самоуправления, прокурор в силу требований ст.220 КАС РФ должен в числе прочего указать сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями); нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие).

Из содержания ходатайства об изменении основания административного иска следует, что административным ответчиком нарушены требования п.п.1, 6 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 131-ФЗ), ст.ст.14 и 89 ЖК РФ, ч.1 ст.86, ч.2 ст.172 БК РФ.

Федеральным законом от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определено, что муниципальная программа - документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования (п.35 ст.3).

В соответствии с п.2 ст.6 названного Закона к полномочиям органов местного самоуправления в сфере стратегического планирования относятся разработка, рассмотрение, утверждение (одобрение) и реализация документов стратегического планирования по вопросам, отнесенным к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно п.п.1, 6 ч.1 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ, к вопросам местного значения городского округа относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета муниципального, городского округа, утверждение и исполнение бюджета муниципального, городского округа, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета муниципального, городского округа; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.

В соответствии с п.п.1, 8 ч.1 ст.14 ЖК РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит в числе прочего учет муниципального жилищного фонда; признание в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, многоквартирных домов, за исключением многоквартирных домов, все жилые помещения в которых находятся в собственности Российской Федерации или субъекта Российской Федерации, аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

Статья 89 ЖК РФ определяет требования к предоставляемым гражданам благоустроенных жилых помещений по договору социального найма в связи с выселением.

Частью 1 ст.86 БК РФ установлено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями.

Часть 2 ст.172 БК РФ предусматривает, что составление проектов бюджетов основывается в том числе на государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

При этом, муниципальные программы являются не единственным основанием для составления проекта бюджета муниципального образования.

Таким образом, из содержания вышеприведенных нормативных актов, на которые ссылается прокурор, не следует, что у органа местного самоуправления существует обязанность по разработке муниципальной программы по переселению граждан из аварийного и ветхого жилья.

Согласно нормам действующего законодательства, полномочия по модернизации жилищно-коммунального хозяйства и обеспечению сокращения непригодного для проживания жилищного фонда, в том числе переселению граждан из аварийного и ветхого жилья переданы Фонду развития территорий и Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (Федеральный закон от 21.07.2007 № 185-ФЗ и Федеральный закон от 29.07.2017 № 218-ФЗ), которые осуществляют финансирование указанных мероприятий на основании разработанных субъектами региональных адресных программ.

На территории Магаданской области постановлением Правительства Магаданской области от 01.04.2019 № 222-пп утверждена государственная программа Магаданской области «Переселение в 2019-2025 годы граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном порядке до 1 января 2017 года аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации, с привлечением средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»

Вместе с тем, указанной программой также не предусмотрена разработка муниципальных программ переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

По смыслу ч.2 ст.227 КАС РФ для признания судом оспариваемого решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий: несоответствие оспариваемого решения или действия (бездействия) закону или иному нормативному акту, а также нарушение этим решением или действием (бездействием) прав либо свобод административного истца. В случае недоказанности хотя бы одного из названных условий административное исковое заявление не может быть удовлетворено.

В ходе рассмотрения административного дела не нашло своего подтверждения утверждение прокурора о незаконном бездействии административного ответчика, поскольку не установлено каким законом или нормативным актом на орган местного самоуправления возложена указанная в иске обязанность.

При таких обстоятельствах, суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных прокурором требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 297, 298 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Отказать в удовлетворении исковых требований прокурора Ольского района в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования «Ольский городской округ» о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер к разработке муниципальной программы переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции и возложении обязанности разработать муниципальную программу переселения граждан из многоквартирных домов, признанных в установленном законом порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в срок до 01 октября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Магаданский областной суд через Ольский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить дату составления мотивированного решения - 18 апреля 2022 года

Судья подпись О.В. Власенко