Дело №2а-4232/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Одинцовский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Кетовой Л.С.
при секретаре Билаш А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дружинской Елены Франковны к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании незаконным решения об отказе во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, об обязании включить в реестр,
у с т а н о в и л:
Дружинская Е.Ф. обратилась в суд к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест), просит признать незаконным отказ Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства от 28.12.2016 г. № о включении Дружинской Е.Ф. в Реестр пострадавших граждан города Москвы, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены по объекту по адресу: АДРЕС; обязать Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства включить Дружинскую Е.Ф. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены по объекту по адресу: АДРЕС
В обоснование административных исковых требований Дружинская Е.Ф. указала, что в 2005 г. она приобрела однокомнатную квартиру с условным номером № ориентировочной площадью 39,94 кв.м. в жилом доме, расположенном по адресу: АДРЕС у компании ЗАО «Энергостройкомплект-М». Дружинской Е.Ф. был заключен договор № от 29.03.2005 г. и оплачены денежные средства в размере 53 968 долларов США, что по курсу на день платежа (05.10.2005 г.) составило 1 545 805,42 руб. Свои обязательства ЗАО «Энергостройкомплект-М» не исполнило. В августе 2009 г. ГСУ милиции Москвы возбудило против генерального директора ЗАО «Энергостройкомплект-М» уголовное дело по статье «мошенничество». Дружинская Е.Ф. по данному уголовному делу признана потерпевшей с причинением имущественного вреда в особо крупном размере.
18.12.2012 года Президентом РФ по вопросам защиты прав граждан, участвующих в долевом строительстве был дан ряд поручений Пр-2820 Правительству РФ, органам исполнительной власти субъектов РФ, правоохранительным органам РФ. На основании поручений Президента Министерством Регионального развития РФ был разработан и утвержден Приказ от 20.09.2013 N 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены», которым утверждены Критерии и Правила ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, был издан в соответствии со ст. 23 Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ.
Приказом Минрегиона России от 20.09.2013 N 403 «Об утверждении критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших и правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены» были установлены критерии признания граждан обманутыми дольщиками, а также порядок включения указанных граждан в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Уполномоченным Органом исполнительной власти по ведению Реестра на основании Приказа № 403 в городе Москва является Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства.
21.12.2016 г. Дружинская Е.Ф., являясь гражданином, пострадавшим от недобросовестных действий застройщиков по адресу: АДРЕС обратилась в Москомстройинвест с заявлением о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, приложив к заявлениям документы, подтверждающие наличие договорных отношений с ЗАО «Энергостройкомплект-М», копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома.
По результатам рассмотрения данного заявления, Москомстройинвест отказал во включении Дружинской Е.Ф. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены, о чем сообщил в своем письме исх. от 28.12.2016 г. №. Основанием для отказа послужили несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших, и привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей, указанных в п. 1 ст. 14 Раздела IV Приложения № 2 к Приказу № 403, а именно несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
В своем письме Москомстройинвест указывает, что Дружинской Е.Ф. был заключен договор до вступления в законную силу ФЗ от 30.12.2014 г. №214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ», поэтому на него не распространяется действие Приказа №403, также не представлены документы, подтверждающие перечисление денежных средств в строительство.
Дружинская Е.Ф. считает, что решение Москомстройинвеста об отказе во включении в реестр, указанное в письме исх. от 28.12.2016 г. №, дано с нарушением положений приказа Минрегиона России № 403, статьи 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и норм действующего законодательства Российской Федерации, является незаконным и необоснованным, а также нарушает права и интересы Дружинская Е.Ф., в связи с чем просит его отменить и обязать Москомстройинвест включить её в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Административный истец Дружинская Е.Ф. и ее представитель в судебное заседание не явились, в письменных заявлениях просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Представитель административного ответчика Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) в судебное заседание не явился, предоставил отзыв, в котором возражал против удовлетворения заявленных требований.
Суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о дате, времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч.8 ст.226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч.2 ст. 23 Закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство.
Уполномоченный орган осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти по вопросам реализации государственной политики в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, устанавливает критерии, в соответствии с которыми граждане, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, относятся к числу пострадавших, и правила ведения контролирующим органом реестра таких граждан (ч.4 названной статьи).
В соответствии с п.1 раздела I Положения о Комитете города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства, утвержденного постановлением Правительства Москвы от 26 апреля 2011 года № 157-ПП, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим функции по организации строительства в рамках комплексного градостроительного развития территорий города Москвы, государственного контроля и надзора соблюдения в городе Москве законодательства об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости.
29.03.2005 г. между Дружинской Е.Ф. и ЗАО «Энергостройкомплект-М» заключен договор № предметом которого является привлечение инвестором соинвестора к инвестированию строящегося жилого комплекса по адресу: АДРЕС с правом получения объекта недвижимости однокомнатную квартиру с условным номером 326, ориентировочной площадью 39,94 кв.м. в жилом доме, расположенном по адресу: АДРЕС
Дружинская Е.Ф. оплатила стоимость вышеуказанной квартиры в полном объеме (л.д.28).
В соответствии с п.3 раздела I Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, утвержденных указанным выше Приказом № 403, формирование и ведение Реестра осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ведется строительство многоквартирного дома, для строительства которого привлечены денежные средства граждан, осуществляющим контроль и надзор в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в соответствии с данными Правилами.
Таким образом, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) является органом, уполномоченным на принятие решения о включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, в порядке, предусмотренном приказом Минрегионразвития от 20.09.2013 года № 403.
Приказом Министерства регионального развития РФ от 20.09.2013 года № 403 утверждены критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (приложение № 1), и правила ведения реестра таких граждан (приложение № 2).
В соответствии с п.4 приведенных правил включению в реестр подлежат граждане в случае привлечения их денежных средств, связанного с возникающим правом собственности на жилые помещения в многоквартирных домах, не введенных на момент такого привлечения в эксплуатацию в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, исполняющие или исполнившие обязательства в соответствии с условиями заключенной сделки надлежащим образом при наличии одного или нескольких критериев, установленных п.2 Приложения № 1 к настоящему Приказу.
Согласно указанному Приложению критерии отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших (далее - Критерии) устанавливаются исключительно в целях ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Критериями отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших являются: 1) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого прекращено или приостановлено на срок более девяти месяцев на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления; 2) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину; 3) просрочка исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены); 4) привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, в отношении которого выдано заключение уполномоченных органов о несоответствии процессов строительства многоквартирного дома требованиям технических регламентов, проектной документации, иным обязательным требованиям, а также техническим условиям подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, препятствующее вводу многоквартирного дома в эксплуатацию и очевидно свидетельствующее о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства; 5) прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства; 6) признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии и с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбужденного уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов;
7) вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими; 8) установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены;
9) ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации.
Согласно пунктам 9, 10, 14 Правил ведения реестра граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены (Приложение №2 к упомянутому Приказу), включение в реестр осуществляется на основании заявления (приложение к настоящим правилам) (п.9).
К заявлению прилагаются следующие документы: 1) копия документа, удостоверяющего личность; 2) копии договора и (или) иных документов, подтверждающих возникновение правоотношений между заявителем и застройщиком или иными лицами, осуществлявшими привлечение денежных средств граждан для строительства многоквартирных домов, предметом которых является передача жилого помещения заявителю; 3) копии документов, подтверждающих внесение заявителем денежных средств для строительства многоквартирного дома; 4) вступивший в законную силу судебный акт об удовлетворении требований заявителя к застройщику или к иному лицу, привлекшему его денежные средства или приговор суда по уголовному делу, в рамках которого заявитель признан потерпевшим (копии, заверенные судом) или постановление дознавателя, следователя или суда о признании заявителя потерпевшим в рамках возбужденного уголовного дела (при наличии); 5) копии документов о возмещении застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства, заявителю суммы затрат в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и определенной ценой сделки (при их наличии); 6) вступившее в законную силу решение (определение) суда о признании требования заявителя о передаче жилых помещений или денежных требований к застройщику или иному лицу, привлекшему его денежные средства, в связи с введением процедуры банкротства, признанием банкротом или ликвидацией такого лица (при наличии).
Указанные документы предоставляются в виде заверенных подписью заявителя копий с предъявлением подлинников документов должностному лицу контролирующего органа (п.10).
Основанием для отказа во включении заявителя в реестр являются: 1) несоответствие заявителя критериям отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших; 2) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктом 10 настоящих Правил; 3) введение в эксплуатацию в установленном порядке многоквартирного дома, участником строительства которого является заявитель и выполнение застройщиком в полном объеме обязательства перед заявителем по передаче жилого помещения; 4) привлечение денежных средств заявителя в нарушение требований, установленных частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" после вступления в силу Федерального закона от 17 июня 2010 г. N 119-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 25, ст. 3070; 2011, N 49, ст. 7040); 5) привлечение денежных средств заявителя для строительства многоквартирных домов на землях, не предназначенных для этих целей (п.14).
Таким образом, обстоятельствами, имеющие значение по настоящему делу, является исполнение административным истцом обязанности указать фактические данные, с которыми закон (Критерии, перечисленные в п.2 названного Приложения № 1), связывает с основаниями для включения в реестр пострадавших дольщиков, и предоставить подтверждающие это доказательства.
Дружинская Е.Ф. перечисленные выше обязанности, возложенные на неё законом, исполнила, указав, что относится к той категории пострадавших, в отношении которых имеется: привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома, строительство которого приостановлено на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину; просрочка исполнения обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшие денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполнятся (исполнены)); прекращение права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства; признание гражданина потерпевшим в соответствии с постановлением следователя, дознавателя или решением суда в соответствии с действующим уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации в рамках возбуждения уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов; вступление в законную силу приговора суда, в соответствии с которым установлена вина лиц, выполнявших управленческие, организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в организации, которая являлась застройщиком и (или) иным лицом, привлекшим денежные средства двух и более граждан в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, и указанные граждане в установленном порядке признаны потерпевшими; установление в судебном порядке факта привлечения застройщиком или иным лицом денежных средств граждан для строительства многоквартирного дома в отношении одного и того же объекта долевого строительства, расположенного в составе многоквартирного дома, денежных средств двух и более граждан по заключенным с ними договорам, если указанные договоры в установленном порядке не расторгнуты (не признаны судом недействительными), а обязательства застройщика или иного лица, привлекших денежные средства граждан для строительства многоквартирного дома, перед указанными гражданами по передаче объекта долевого строительства либо по выплате соответствующей компенсации в денежной форме в связи с невозможностью передачи объекта долевого строительства не исполнены; ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации. Данные обстоятельства прямо предусмотрены подп. 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9 п. 2 Критериев.
В подтверждении того, что эти Критерии на неё распространяются, Дружинская Е.Ф. к своему заявлению в Москомстройинвест приложила копии документов, подтверждающих заключение Административным истцом договора долевого участия в строительстве и внесение денежных средств для строительства многоквартирного дома; копии нормативных актов органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации свидетельствующих о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан гражданину; копии документов о просрочке исполнения перед гражданином обязательств по сделке, предусматривающей привлечение денежных средств гражданина для строительства многоквартирного дома застройщиком или иным лицом, привлекшим денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, более чем на девять месяцев (в том числе по незаключенным договорам или недействительным сделкам, обязательства по которым со стороны гражданина исполняются (исполнены); копии документов о прекращении права владения и пользования земельным участком застройщика и (или) иных лиц, привлекавших денежные средства гражданина, и (или) прекращение действия документов, подтверждающих право строительства на указанном земельном участке, в случае если наступление указанных обстоятельств очевидно свидетельствует о том, что в предусмотренный договором срок объект долевого строительства не будет передан участнику долевого строительства; копии документов о признании потерпевшим в рамках уголовного дела; ликвидация лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, либо проведение в отношении лица, привлекшего денежные средства гражданина для строительства многоквартирного дома, процедуры банкротства или ликвидации, копию приговора по ст.159, 174 УК РФ в отношении руководителей юридического лица, привлекших денежные средства граждан с целью инвестирования их в строительство многоквартирного жилого дома.
Застройщик ЗАО «Энергостройкомплект-М» не выполнил свои обязательства по строительству и сдаче объекта в эксплуатацию.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 17.10.2011 г. ЗАО «Энергостройкомплект-М» признано несостоятельным (банкротом).
Решением Комиссии по проверке выполнения контрактов на реализацию инвестиционных проектов по строительству жилых домов г. Москве от 04.07.2011 г. принято решение прекратить реализацию инвестиционного проекта застройки микрорайона АДРЕС без применения к ЗАО «Энергостройкомплект-М» штрафных санкций по инвестиционному контракту от 20.08.2002 г. № (л.д.42-43).
Постановлением следователя следственной группы 1 отдела СЧ ГСУ МВД России по г. Москве Дружинская Е.Ф. признана потерпевшей в рамках уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов (л.д.32-33)..
Сведения о гражданах, включенных в Реестр обманутых дольщиком города Москвы, находится в открытом доступе на официальном интернет-сайте Москомстройинвеста, который ведет реестр дольщиков по объектам инвестиционного строительства.
Отказ во включении Административного истца в Реестр пострадавших граждан нарушает предоставление ей законом право быть включенной в этот реестр, лишает объема государственной поддержки наравне с лицами, включенными в реестр, и фактически лишает её возможности получения в дальнейшем жилого помещения. Отсюда следует, что Дружинской Е.Ф. доказаны основания заявленных ею требований.
По смыслу закона (п.4 приведенных правил) для включения в реестр достаточно одного критерия, установленного п.2 Приложения № 1 к упомянутому Приказу.
Довод Москомстройинвеста о том, что на такой договор не распространяются нормы Федерального закона «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости» не основан на законе.
Согласно ч. 3 статьи 5 Федерального закона от 18 июля 2006 года № 111-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к правоотношениям, связанным с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости на основании договора участия в долевом строительстве и возникшим до вступления в силу настоящего Федерального закона, положения Федерального закона от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" применяются в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после вступления в силу настоящего Федерального закона.
Москомстройинвест ссылается на Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за 4 квартал 2012 года, утвержденный Пленумом Верховного Суда Российской Федерации 10.04.2013 и полагает, что по договору долевого участия в строительстве жилого дома от 09.06.2006 г. № 2055/А, заключенного Административным истцом и ООО «Инвестиционная корпорация ВНЛ», требуется установление в судебном порядке, что при заключении данного договора сторонами действительно имелся ввиду договор участия в долевом строительстве в соответствии с требованиями Федерального закона от 30.12.2004 № 214-ФЗ.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации осуществляемой в форме капитальных вложений» государство гарантирует обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности. То есть, все инвесторы и дольщики, осуществившие капитальные вложения, имеют право на требование результата инвестиционных вложений.
Перечисленные в пункте 10 Раздела 3 Приложения 2 к Приказу № 403 документы требуются для подтверждения критериев отнесения граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, к числу пострадавших.
Из положения Приказа №403 усматривается, что гражданин подлежит включению в Реестр пострадавших при наличии одного или нескольких критериев, предусмотренных пунктом 2 Приложения № 1 к Приказу.
Так как заявитель в полной мере соответствует всем критериям и им предоставлены все необходимые документы согласно п.10 Правил, то решение, вынесенное Москомстройинвестом об отказе во включении Заявителя в реестр незаконно.
В связи с тем, что оспариваемое решение принято незаконно, то это является основанием для удовлетворения заявленных требований.
Согласно п.1 ч.3 ст.227 КАС РФ, в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд полагает административный иск подлежащим удовлетворению с обязанием Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства (Москомстройинвест) включить в двадцатидневный срок Дружинскую Е.Ф. в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены.
Руководствуясь ст. 177 КАС РФ суд,
Р Е Ш И Л:
Административные исковые требования Дружинской Елены Франковны к Комитету города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства о признании незаконным решения об отказе во включении в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, об обязании включить в реестр - удовлетворить.
Признать незаконным решение Комитета города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контроль в области долевого строительства (Москомстройинвест) от 28.12.2016 г. № об отказе во включении Дружинской Елены Франковны в Реестр пострадавших граждан города Москвы, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены по объекту по адресу: АДРЕС
Обязать Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в двадцатидневный срок включить Дружинскую Елену Франковну в Реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирного дома и чьи права нарушены по объекту по адресу: АДРЕС
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Одинцовский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Федеральный судья Л.С. Кетова