дело № 2а-4233/2021 (публиковать)
УИД: 18RS0002-01-2021-009037-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 декабря 2021 года г. Ижевск Первомайский районный суд г. Ижевска Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Дергачевой Н.В.,
при секретаре Тухватуллиной И.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о признании незаконным решения призывной комиссии МО «Город Ижевск» от 06.10.2021 об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к призывной комиссии военного Комиссариата Первомайского и Ленинского районов г. Ижевска, о признании незаконным решения Призывной комиссии МО «Город Ижевск» от 06.10.2021 об отказе в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, указывая, что 29.09.2021 ФИО1 подал в Военный комиссариат по Первомайскому и Ленинскому районам г. Ижевска заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу в связи с наличием у него убеждений, противоречащих несению военной службы. Призывная комиссия 06.10.2021 приняла решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. С указанным решением призывной комиссии административный истец не согласен, поскольку он считает, что данное решение нарушает его конституционное право на альтернативную гражданскую службу. На данное решение призывной комиссии жалобы в вышестоящий орган (призывную комиссию субъекта РФ) административный истец не подавал. Вышеуказанное решение призывной комиссии административный истец считает незаконным по следующим основаниям. Срок для подачи заявления мог быть восстановлен, призывная комиссия, несмотря на пропущенные сроки, имела право вынести положительное заключение, основываясь на наличии убеждений у административного истца, что является юридически значимым обстоятельством, в отличие от сроков – являющихся второстепенным обстоятельством. Решение, содержащиеся в выписке из протокола заседания комиссии не является мотивированным, что нарушает п.3 ст. 12 ФЗ «Об альтернативной гражданской службе». Решение принималось с нарушением процедуры принятия: на заседании призывной комиссии председатель призывной комиссии не довёл до истца персональный состав призывной комиссии, что является нарушением п.6 Приложения № 31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, не пребывающих в запасе. Истец не имел представление, являются ли люди, принимающие в отношении него решение, членами призывной комиссии. В связи с чем, истец обратился в суд и просит решение призывной комиссии, осуществляющей призыв граждан в муниципальном образовании МО «Город Ижевск» от 06.10.2021 об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу, признать незаконным и отменить.
Определением суда от 08.11.2021 произведена замена ненадлежащего административного ответчика Призывной комиссии Военного комиссариата Первомайского и Ленинского районов г. Ижевска на надлежащего - ФКУ «Военный комиссариат УР», Военный комиссариат Первомайского и Ленинского районов г.Ижевска и Завьяловского района УР исключен из состава заинтересованных лиц по делу.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, уведомленного о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
Представитель ответчика ФКУ «Военный комиссариат УР» ФИО2, действующая на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании представила письменные пояснения, согласно которых, с требованиями административного истца не согласна в полном объеме. Указанной административным истцом в качестве административного ответчика призывной комиссии не создавалось и не существует. Решение призывной комиссии муниципального образования «город Ижевск», от 06.10.2021, протокол №1 (АГС)- принято в соответствующим законодательством. Законом установлены сроки подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. К достижению ФИО1 возраста 18 лет он был отчислен из БПОУ УР «Ижевский торгово-экономический техникум» за невыполнение обучающимся обязанности по добросовестному освоению профессиональной образовательной программы и выполнению учебного плана. ФИО1 подлежат призыву на военную службу в осеннюю призывную компанию 2020 года, соответственно, с заявлением по месту воинского учета о замене военной службы по призыву на альтернативной гражданской службой он должен был обратиться до 01.04.2020. Заявление им было подано 29.09.2020, то есть с пропуском установленного срока. 07.10.2020 на заседании призывной комиссии МО «Город Ижевск» было вынесено решение об отказе ФИО1 в замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, указанное решение было оспорено ФИО1 в суде. Непосредственно перед весенним призывом 2021 года, действуя последовательно и умышленно, будучи уверенным в безнаказанности уже использованного способа уклонения от прохождения военной службы, зная, что вступившим в законную силу решении суда ему отказано в восстановлении срока на подачу заявления о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, вновь подал заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу. 07.04.2021 призывной комиссией в присутствии ФИО1 единогласно принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службы. Заявления о восстановлении пропущенного срока от административного истца не поступало. Период пропуска срока административным истцом не обоснован, уважительные причины не приведены. Право на замену военной службы альтернативной гражданской службой не означает, что гражданину предоставлено ничем не обусловленное право выбора между военной службой и альтернативной гражданской службой, что само по себе отрицательное представление гражданина о военной службе и его нежелание в связи с этим проходить военную службу дают ему право на ее замену альтернативной гражданской службой. Из представленной ФИО1 автобиографии формирование убеждений, с которыми не совместимы характер и содержание военной службы, и которые оказали влияние на его жизнь и возникновение пацифистких взглядов, проследить не представляется возможным. Представленная автобиография не отражает наличия у ФИО1 убеждений, препятствующих несению военной службы. Характеристика с места учеба ФИО1 представлена не была. Материалы личного дела призывника не содержат сведений о пацифистких или религиозных взглядах ФИО1 Доводы ФИО1, изложенные в заявлении, свидетельствуют о его желании пользоваться всеми конституционными правами, отрицая при этом необходимость исполнять конституционные обязанности. Действия призывной комиссии основаны непосредственно на соблюдении и выполнении установленных действующим законодательством требований, а именно Закона «Об альтернативной гражданской службе», Закона «О воинской обязанности и военной службе», других нормативных актов, регламентирующих указанные опросы, следовательно, принятое призывной комиссии МО «Город Ижевск» 06.10.2021 (протокол №1 (АГС) в отношении ФИО1 решение является законным, не противоречащим действующему законодательству, принят призывной комиссией в пределах ее компетенции. В качестве обоснования своих требований, ФИО1 ссылается на нарушения п.6 Приложения №31 к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министра обороны РФ от 02 октября 2007 № 400, в части не доведения персонального состава призывной комиссии. Поскольку ФИО1 принял решение о замене военной службы на альтернативную, указанная инструкция на него не распространяется. В Положении о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 № 256, обязанность для председателя доводить персональный состав призывной комиссии отсутствует. Полагает, что требования ФИО1 удовлетворению не подлежат.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту также - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административный истец, оспаривая решение от 06.10.2021, обратился в суд с административным иском в суд 18.10.2021, то есть в установленный законом срок.
Настоящее дело подлежит рассмотрению в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) «Производство по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».
В соответствии ч.9 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из положений ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ административный истец, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, его действий (бездействия) должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы были нарушены оспариваемым постановлением или действием (бездействием) и указать способ их восстановления.
Согласно п. 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Из анализа положений статей 218, 226, 227 КАС РФ следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействия) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие оспариваемого решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В соответствии со ст. 59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.
В силу ст. ст.1, 2, 11, 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" от 25.07.2002 N 113-ФЗ :
- альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
- Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
он относится к коренному малочисленному народу Российской Федерации, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционную хозяйственную деятельность и занимается традиционными промыслами коренных малочисленных народов Российской Федерации.
- Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки. Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях. Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию. В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) обучающихся (обучавшихся)). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы. В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
- Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии. Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:
выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
анализа документов, представленных гражданином;
анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 настоящего Федерального закона. При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц. Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения). Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 настоящего Федерального закона и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;
характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.
В силу ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим в законную силу решением Первомайского районного суда г. Ижевска от 30.11.2020 по делу №2а-3659/2020 установлены следующие обстоятельства:
- ФИО1 состоит на учете в Отделе Военного комиссариата Удмуртской Республики по Первомайскому и Ленинскому районов г. Ижевска и Завьяловскому району УР.
- Согласно справке № 1132 от 20.10.2020, копии приказа БПОУ УР «Ижевский торгово - экономический техникум» № 749 от 11.12.2019, ФИО1 был отчислен из учебного заведения за невыполнение обучающимся обязанности по добросовестному освоению профессиональной образовательной программы и выполнению учебного плана.
- Так как административный истец был зачислен на обучение в БПОУ УР «Ижевский торгово-экономический техникум» (приказ № 316 от 20.08.2018) до достижения возраста 18 лет, то вопрос о проведении призывных мероприятий и решения вопроса о предоставлении ФИО1 отсрочки на период обучения, призывной комиссий не рассматривался. 18 летнего возраста ФИО1 достиг 17.06.2020 года, к указанному времени уже был отчислен из образовательного учреждения.
Решением Первомайского районного суда г. Ижевска от 30.11.2020 по делу №2а-2378/21 административные исковые требования ФИО1 об оспаривании решения призывной комиссии от 07.10.2020 об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу - оставлены без удовлетворения.
Решением Первомайского районного суда г. Ижевска по делу 2а-2378/21 от 12.07.2021 административные исковые требования ФИО1 об оспаривании решения призывной комиссии от 07.04.2021 об отказе в замене военной службы на альтернативную гражданскую службу - оставлены без удовлетворения.
В осеннюю призывную компанию 2021 года ФИО1 подлежал призыву на военную службу (осенний призыв с 1 октября по 31 декабря).
29.09.2021 ФИО1 подал заявление о замене военной службы по призыву на альтернативную гражданскую службу, в связи с наличием у него убеждений, противоречащих несению военной службы, с нарушением установленных законодательством сроков.
Указанное заявление административным истцом подано с нарушением установленного законом срока (установленные законом сроки – до 1 апреля – граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре-декабре текущего года).
Решением призывной комиссии МО «Город Ижевск» от 06.10.2021, принятым единогласно, в удовлетворении заявления ФИО1 было отказано, с указанием, что заявления о восстановлении пропущенного срока не поступало.
В соответствии с вышеприведенными нормами права, суд приходит к выводу о том, что ФИО1, подлежавший призыву на военную службу в осенний призыв (с 1 октября по 31 декабря 2021 года), мог подать заявление о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой до 01.04.2021, однако, такое заявление ФИО1 поступило в военный комиссариат УР по Первомайскому и Ленинскому районов г. Ижевска и Завьяловскому району УР лишь 29.09.2021, то есть с нарушением установленного законом срока.
Исходя из разъяснений, содержащихся в Определении Конституционного Суда РФ от 17 октября 2006 г. № 447-0, ст. 11 Федерального закона «Об альтернативной гражданской службе», указанный срок может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска.
В своем административном иске ФИО1 ссылается на возможность восстановления срока подачи заявления, однако, не указывает, инициировалось ли им разрешение вопроса о восстановлении такого срока.
В своем заявлении от 29.09.2021 ФИО1 указывает, что срок подачи заявления им пропущен по следующим причинам:
- заявитель забыл, что сроки подачи заявления ограничены;
- заявитель долго решался подавать ли заявление повторно после первого отказа в прохождении АГС
- ни во время прохождения мероприятий по первоначальной постановке на воинский учет ни во время явки в военный комиссариат по повесткам заявителю не были разъяснены его права как призывника, в том числе, право на альтернативную гражданскую службу.
Однако, заявление ФИО1 не содержит самой просьбы о восстановлении пропущенного срока.
На основании материалов дела, суд приходит к выводу, что о восстановлении срока на подачу заявления ФИО1 не заявлялось, в связи с чем призывная комиссия действуя в пределах предоставленной компетенции не имела возможности рассматривать вопрос, перед ней не поставленный.
Право призывной комиссии на восстановление срока на подачу заявления не является безусловным, возникает только при предъявлении соответствующего заявления заинтересованного лица и представлении им доказательств уважительности причин пропуска срока на подачу заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой.
Нарушение срока подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в силу ч.4 ст. 12 Федерального закона от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе" является для призывной комиссии основанием для отказа в удовлетворении заявления, и применение призывной комиссией такого основания в данном случае нельзя рассматривать как незаконное.
Пунктами 61, 62 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснено, что исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении. При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия. Например, при недоказанности обстоятельств, указанных в оспариваемом решении органа государственной власти и послуживших основанием для его принятия, суд не вправе отказать в признании такого решения незаконным, ссылаясь на наличие установленных им иных оснований (обстоятельств) для принятия подобного решения. Суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом. При этом следует иметь в виду, что превышение указанных полномочий либо использование их вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан, организаций, государства и общества является основанием для признания оспариваемых решений, действий (бездействия) незаконными (пункт 4 части 9 статьи 226 КАС РФ, часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации).
С учетом изложенного, исходя из того, что причиной отказа в удовлетворении заявления ФИО1 от 06.10.2021, как следует из оспариваемого решения призывной комиссии, является пропуск срока подачи заявления и отсутствие заявления о восстановлении такого срока, при этом, решение принято компетентным органом в рамках предоставленных законом полномочий, оснований для удовлетворения административного иска ФИО1 не имеется.
При этом, судом отклоняются доводы административного истца о немотивированности решения и нарушении процедуры его принятия, поскольку призывной комиссией указан мотив вынесения оспариваемого решения, кроме того, Федеральным законом от 25.07.2002 N 113-ФЗ "Об альтернативной гражданской службе", Положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы (утв. постановлением Правительства РФ от 28 мая 2004 г. N 256) не предусматривается обязанность председателя призывной комиссии доводить персональный состав призывной комиссии до призывника.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административные исковые требования заявлению ФИО1 к ФКУ «Военный комиссариат Удмуртской Республики» о признании незаконным решения призывной комиссии МО «Город Ижевск» от 06.10.2021 об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Первомайский районный суд г.Ижевска, УР.
Мотивированное решение изготовлено 20 декабря 2021 года.
Судья: Н.В. Дергачева