ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4234/20 от 13.11.2020 Советского районного суда г. Липецка (Липецкая область)

УИД48RS0001-01-2020-004812-91

Производство № 2а-4234/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Советский районный суд г. Липецка в составе:

председательствующего судьи Амбарцумян Н.В.,

при секретаре Струковой Т.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Химионова Виталия Петровича к ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения», ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Управлению труда и занятости Липецкой области, Центру по работе с населением Октябрьского округа города Липецка о признании незаконным бездействия, решения должностных лиц, выплате пособия по безработице,

У С Т А Н О В И Л:

Административный истец Химионов В.П. обратился в суд с административным иском к ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения», ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Управлению труда и занятости Липецкой области о признании незаконным бездействия, решения должностных лиц, выплате пособия по безработице.

В обосновании административного иска указал на то, что 13.03.2020 года Химионов В.П. был уволен из ООО «Рационал» по соглашению сторон подп. 1 п.1 ст. 77 ТК РФ. 20.04.2020 года он обратился в Липецкий районный ЦЗН «Управления труда и занятости Липецкой области» с заявлением о признании его в качестве безработного и выплате пособия по безработице. Заявление было зарегистрировано за № 11101546/20СЗН. 23.04.2020 года специалистом ЦЗН было принято решение об отказе в удовлетворении заявления Химионова В.П. Основанием для отказа было указано обращение с нарушением территориальности (подведомственности). Полагает, что принятое решение не соответствовало требованиям п.3 ст. 8 ФЗ № 59-ФЗ от 02.05.2006 года «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ», в силу которого обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения. О нарушении Закона он сообщил начальнику ЦЗН, однако решение было оставлено без изменения. 21.05.2020 года Химионов В.П. обратился с заявлением о признании его в качестве безработного и выплате пособия по безработице в ЦЗН Октябрьского округа города Липецка Управления труда и занятости Липецкой области. По состоянию на дату подачи (03.09.2020 года) настоящего иска решение по заявлению не было принято, его статус – «принято ведомством».

Просил, суд восстановить срок давности по оспариванию решений, действий (бездействия) Управления труда и занятости Липецкой области. Признать незаконным:

- решение Липецкого районного ЦЗН Управления труда и занятости Липецкой области об отказе в признании Химионова В.П. в качестве безработного и выплате ему пособия по безработице;

- бездействие ЦЗН Октябрьского округа города Липецка Управления труда и занятости Липецкой области по рассмотрению заявления о признании Химионова В.П. в качестве безработного и выплате пособия по безработице;

- обязать административного ответчика признать Химионова В.П. в качестве безработного с 01.05.2020 года и начислить ему пособие по безработице за период с 01.05.2020 года по 30.06.2020 года из расчета 12130 рублей в месяц, с 01.08.2020 года по 16.08.2020 года в размере 1 500 рублей.

Согласно уточнению к административному исковому заявлению от 18.09.2020 года Химионов В.П. просил принять уточнение к административному исковому заявлению, признать незаконным:

- решение Липецкого районного ЦЗН Управления труда и занятости Липецкой области об отказе в признании Химионова В.П. в качестве безработного и выплате ему пособия по безработице;

- бездействие ЦЗН Октябрьского округа города Липецка Управления труда и занятости Липецкой области по рассмотрению заявления о признании Химионова В.П. в качестве безработного и выплате пособия по безработице;

- обязать административного ответчика ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» направить административному ответчику ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» заявление от 20.04.2020 года;

- административного ответчика ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» признать Химионова В.П. в качестве безработного с 01.05.2020 года и начислить ему пособие по безработице за период с 01.05.2020 года по 30.06.2020 года из расчета 12130 рублей в месяц, с 01.08.2020 года по 16.08.2020 года в размере 1 500 рублей.

Определением суда от 02.10.2020 года к участию в деле в качестве соответчика был привлечен Центр по работе с населением Октябрьского округа города Липецка.

В судебном заседании административный истец Химионов В.П. поддержал заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в административном исковом заявлении и уточнении к административному исковому заявлению.

Представитель административного ответчика Управления труда и занятости населения Липецкой области по доверенности Смородинова С.М. заявленные требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление и в дополнениях к возражениям на административное исковое заявление.

Представитель ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения по доверенности Романюк С.И. заявленные требования не признала, ссылаясь на доводы, изложенные в возражениях на административное исковое заявление и в дополнениях к возражениям на административное исковое заявление.

Представитель ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» по доверенности Шишко С.Е. заявленные требования не признала, указав, что 20.04.2020 года через портал «Работа в России» Химионов В.П. обратился в ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» с заявлением о признании его безработным. Гражданину Химионову В.П. сотрудниками ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» было отказано в признании его безработным, в личном кабинете портала «Работа в России» было направлено сообщение об отказе в признании его безработным, разъяснено право на обращение с соответствующим заявлением согласно регистрации по месту жительства, а именно в ЦЗН Октябрьского округа города Липецка. Полагает, что согласно Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года № 1032-1 решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. При этом указала, что в обязанности сотрудников органов службы занятости не входит перенаправление заявления гражданина в орган службы занятости по месту жительства этого гражданина. Просила суд учесть, что решение о признании гражданина безработным органы службы занятости могут принимать только по месту жительства гражданина. Решение о назначении пособия по безработице принимается одновременно с решением о признании гражданина безработным. С учетом изложенного, просила суд отказать в удовлетворении заявленного иска в полном объеме.

Представитель Центра по работе с населением Октябрьского округа г. Липецка в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен своевременно и надлежащим образом.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Положения ч. 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ возлагают бремя доказывания законности оспариваемых решений, действий должностных лиц на лицо, которое приняло оспариваемое решение или совершило оспариваемое действие (бездействие).

В соответствии с ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

В адрес суда административное исковое заявление поступило 03.09.2020 г., истец просит признать незаконным бездействие по принятию решения о признании безработным по его заявлению от 20.04.2020 года, при этом указывает, что ранее обращался в суд с аналогичным заявлением, которое было возвращено заявителю. С учетом правовой позиции, изложенной в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г. суд считает возможным восстановить Химионову В.П. срок на обращение с административным исковым заявлением.

В соответствии с Уставом Областного казенного учреждения «Липецкий городской центр занятости населения» (ОКУ «Липецкий городской ЦЗН») Центр обеспечивает на территории г. Липецка реализацию гарантированного государством права граждан на защиту от безработицы, оказание государственных услуг населению и работодателям в сфере содействия занятости населения (п. 1.1 Устава) (л.д.18-26).

Центр занятости в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Министерства труда и социальной защиты РФ, нормативными актами Федеральной службы по труду и занятости, законами Липецкой области, нормативными правовыми актами органов государственной власти Липецкой области и муниципальными правовыми актами, а также Уставом (п. 1.7 Устава).

Контроль за деятельностью Центра осуществляет Управление труда и занятости Липецкой области (п. 1.9 Устава).

Центр занятости для достижения своих целей осуществляет на территории г. Липецка следующие основные виды деятельности (п.2.3 Устава):

- регистрирует граждан в целях поиска подходящей работы (п. 2.3.1 Устава);

- признает граждан, зарегистрированных в целях поиска подходящей работы, безработными, а также осуществляет их регистрационный учет (п. 2.3.2 Устава);

- оказывает в соответствии с законодательством о занятости следующие государственные услуги (п.2.3.3 Устава): содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников…;

- формирует и ведет регистры получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей) в городе Липецке (п.2.3.14 Устава);

- обеспечивает защиту персональных данных работников Центра и получателей государственных услуг (п.2.3.16 Устава);

- организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы (п.2.3.17 Устава)…

Управление труда и занятости Липецкой области организует, обеспечивает и контролирует деятельность центров занятости населения по предоставлению государственной услуги (п.14 Регламента).

Закон РФ "О занятости населения в Российской Федерации" от 19.04.1991 N 1032-1 определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан Российской Федерации на труд и социальную защиту от безработицы.

Законодательство о занятости населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Закона, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ч. 1 ст. 6 Закона N 1032-1).

Согласно ст. 11 Закона N 1032-1, граждане вправе обжаловать решения, действия или бездействие органов службы занятости и их должностных лиц в вышестоящий орган службы занятости, а также в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1 и 2 ст. 15 Закона N 1032-1, государственная служба занятости населения включает, в том числе, государственные учреждения службы занятости населения. Деятельность государственной службы занятости населения направлена на:

Согласно п. 2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19.04.1991 года № 1032-1 решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию,справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации. В случае представления справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы) в иностранной валюте органы службы занятости осуществляют перевод иностранной валюты в рубли по официальному курсу, установленному на день увольнения гражданина. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов. Гражданин, относящийся к категории инвалидов, для решения вопроса о признании его безработным дополнительно предъявляет индивидуальную программу реабилитации инвалида, выданную в установленном порядке и содержащую заключение о рекомендуемом характере и условиях труда.

В Российской Федерации устанавливаются федеральные государственные стандарты государственных услуг и государственных функций в области содействия занятости населения, представляющие собой совокупность требований, обязательных при предоставлении государственных услуг и исполнении государственных функций в области содействия занятости населения органами службы занятости (ч. 1 ст. 15.1 Закона N 1032-1).

В соответствии со статьей 15.1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13 ноября 2012 г. N 524н утвержден Федеральный государственный стандарт (далее – Стандарт) государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, который направлен на обеспечение единства, полноты, качества предоставления и равной доступности государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников и устанавливает требования, обязательные при осуществлении государственными учреждениями службы занятости населения содействия гражданам в поиске подходящей работы и подборе работодателям необходимых работников.

В соответствии с п. 4 указанного выше стандарта, государственная услуга предоставляется государственными учреждениями службы занятости населения гражданам, зарегистрированным в целях поиска подходящей работы.

Основанием для начала предоставления государственной услуги является обращение заявителя – гражданина с заявлением о предоставлении государственной услуги, содержащим: фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес места жительства (пребывания), данные паспорта гражданина Российской Федерации или документа, его заменяющего; документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, лица без гражданства (серия, номер, когда и кем выдан), номер контактного телефона, адрес электронной почты (при наличии) (п. 5 Стандарта).

Указанное Постановление Правительства РФ от 7 сентября 2012 г. N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" регулируют порядок регистрации граждан, обратившихся в государственные учреждения службы занятости населения за содействием в поиске подходящей работы.

При постановке на регистрационный учет граждане могут предъявить в том числе следующие документы: а) трудовая книжка или документ, ее заменяющий, а также трудовые договоры и служебные контракты; б) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; в) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); г) документы, подтверждающие прекращение гражданами трудовой или иной деятельности в установленном законодательством Российской Федерации порядке; д) документы, подтверждающие отнесение граждан к категории испытывающих трудности в поиске подходящей работы, предусмотренной статьей 5 Закона Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации".

Постановка на регистрационный учет осуществляется путем внесения государственными учреждениями службы занятости населения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений, содержащихся в предъявленных гражданами документах, а также даты обращения гражданина в указанное учреждение, являющейся датой постановки на регистрационный учет. Порядок ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, устанавливается Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

При постановке на регистрационный учет граждане письменно (под роспись) уведомляются о том, что они зарегистрированы в целях поиска подходящей работы в государственном учреждении службы занятости населения.

Трудоспособным гражданам, за исключением граждан, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил, обратившимся в органы службы занятости по месту жительства, не имеющим работы и заработка, ищущим работу и готовым приступить к ней, при постановке на регистрационный учет государственные учреждения службы занятости населения устанавливают дату посещения для подбора подходящей работы в срок, не превышающий 11 дней со дня предъявления следующих документов: а) паспорт или документ, его заменяющий; б) трудовая книжка или документ, ее заменяющий; в) документы об образовании, документы об образовании и о квалификации, документы о квалификации, документы об обучении, документы об ученых степенях и ученых званиях; г) справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы (службы); д) для граждан, относящихся к категории инвалидов, - индивидуальная программа реабилитации (п. 4-7 Постановления Правительства РФ № 891).

Ведение регистрационного учета зарегистрированных граждан осуществляется в регистре получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц путем внесения даты посещения гражданами государственных учреждений службы занятости населения и сведений о предложениях подходящей работы (п. 13 Постановления Правительства РФ № 891).

В соответствии с постановлением администрации Липецкой области от 09 августа 2011 года N 282 "Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций исполнительными органами государственной власти Липецкой области, Порядка разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг исполнительными органами государственной власти Липецкой области, Порядка проведения экспертизы проектов административных регламентов предоставления государственных услуг", на основании распоряжения администрации Липецкой области от 15 января 2010 года N 4-р "Об утверждении Положения об управлении труда и занятости Липецкой области" Приказом Управления труда и занятости Липецкой области от 10 ноября 2014г. N 381 утвержден административный регламент предоставления государственной услуги "Содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников", который определяет последовательность и сроки осуществления административных процедур (действий) при предоставлении государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников.

Результатом предоставления государственной услуги в части содействия гражданам в поиске подходящей работы является выдача гражданину (п.17 Регламента):

направления на работу;

перечня вариантов работы;

предложения о предоставлении иной государственной услуги в области содействия занятости населения;

предложения пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости женщинам в период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, незанятым гражданам, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.

Предоставление государственной услуги прекращается в связи со снятием гражданина с регистрационного учета в центре занятости населения в случаях, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" (п.18 Регламента).

Для получения государственной услуги граждане, впервые лично обратившиеся в центр занятости населения, предъявляют следующие документы (п.26 Регламента):

- заявление;

- паспорт гражданина Российской Федерации или документ, его заменяющий; и иные документы.

Основаниями для отказа в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, являются (п.40 Регламента):

- несоответствие заявления форме и требованиям, установленным административным регламентом; …

В соответствии с п. 41 Регламента, при принятии решения об отказе в приеме заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги, специалист центра занятости населения обязан незамедлительно проинформировать заявителя о принятом решении с указанием оснований принятия данного решения.

Специалист центра занятости населения при личном обращении заявителя проверяет заявление на предмет его соответствия требованиям, установленным административным регламентом (приложение № 2), и наличие документов, необходимых для предоставления государственной услуги (п.82 Регламента).

При наличии оснований для отказа в приеме заявления и (или) документов, необходимых для предоставления государственной услуги, специалист центра занятости населения принимает решение об отказе в приеме заявления и (или) документов и (или) об отказе в предоставлении государственной услуги (п.83 Регламента).

Специалист центра занятости населения разъясняет основания отказа в приеме заявления и (или) документов и (или) об отказе в предоставлении государственной услуги, оформляет мотивированное решение в письменной форме (приложение 5 к административному регламенту), выдает его заявителю и фиксирует в соответствующей форме учетной документации (п.85 Регламента).

Заявитель подтверждает факт получения решения личной подписью в соответствующей форме учетной документации (п.86 Регламента).

Специалист центра занятости населения осуществляет функцию по регистрации граждан в целях поиска подходящей работы (п.88 Регламента).

В соответствии с п. 177 Регламента текущий контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется директором центра занятости населения или уполномоченным им работником.

Текущий контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется путем проведения проверок соблюдения и исполнения работниками центра занятости населения административного регламента, Порядка ведения регистров получателей государственных услуг в сфере занятости населения (физических лиц и работодателей), включая порядок, сроки и форму представления в них сведений, а также требований к заполнению, ведению и хранению бланков учетной документации получателей государственной услуги и других документов, регламентирующих деятельность по предоставлению государственной услуги (п. 178 Регламента).

Согласно Структуры ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Центр по работе с населением Октябрьского округа г. Липецка является районным подразделением ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» к структурному подразделению ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» не относится.

Согласно данных Интерактивного портала службы занятости населения Липецкой области следует, что Химионов В.П. обращался на сайт Работа России:

- 20.04.2020 года в Липецкий районный ЦЗН по оформлению пособия по безработице и поиску работы, номер обращения № 11101546/20СЗН, статус обращения – отказано;

- 21.05.2020 года в Центр по работе с населением Октябрьского округа г. Липецка по оформлению пособия по безработице и поиску работы, номер обращения № 142000631/20СЗН, статус обращения – принято ведомством.

Согласно отказу в принятии заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников / отказ в предоставлении государственной услуги по содействию гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников, данному инспектором Астаховой А.А. ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» от 23.04.2020 года следует, что Химионову В.П. было отказано в принятии заявления и документов, необходимых для предоставления государственной услуги / предоставлении государственной услуги на основании: гражданином представлена ложная информация, недостоверные сведения. ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» обслуживает граждан Липецкого муниципального района. Указанный Химионовым В.П. адрес регистрации территориально относится к Липецкому городскому центру занятости населения (Октябрьский округ). Для дальнейшего консультирования Химионову В.П. было предложено связаться со специалистами Центра по работе с населением Октябрьского округа по телефонам 47-91-33,47-98-33. Также Химионову В.П. было предложено подобрать интересующие его вакансии на Всероссийском портале «<данные изъяты> где размещены вакансии Липецкого района и города Липецка.

Согласно сведений Управления труда и занятости Липецкой области ОКУ «Липецкий городской центр занятости» Октябрьский ЦЗН следует, что 06.07.2020 года Химионов В.П. обратился с заявлением о предоставлении государственной услуги содействия в поиске постоянной работы № 1880024/2000104, при этом Химионовым В.П. был представлен не полный пакет документов, а именно – паспорт, СНИЛС, ИНН, трудовая книжка, копия свидетельства о рождении ребенка и диплом об образовании, при этом Химионов В.П. не представил справку о средней заработной плате за последние три месяца с последнего места работы. Химионов В.П. был зарегистрирован в качестве лица, ищущего работу с учетом требований правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.09.2012 года № 891 и Закона РФ «О занятости населения РФ» от 19.04.1991 года № 1-32-1, личное дело .

Следующий прием был назначен Химионову В.П. в ЦЗН Октябрьского округа города Липецка инспектором Поликаркиной Н.Н. на 20.07.2020 года, путем межведомственного взаимодействия были запрошены сведения о трудовой деятельности, сведения о заработной плате и доходах, сведения о факте осуществления трудовой деятельности.

Согласно сведениям ПК «Катарсис» 20.07.2020 года поступили ответы на запросы: сведения о трудовой деятельности, сведения о заработной плате и доходах, сведения о факте осуществления трудовой деятельности, а также Химионовым В.П. были представлены: копии свидетельства о рождении ребенка и диплома об образовании.

За период с 20.07.2020 года по 30.07.2020 года Химионову В.П. было начислено и фактически выплачено пособие в размере 5 368,71 рублей. 30.07.2020 года прием Химионова В.П. был проведен дистанционно инспектором ЦЗН Поликаркиной Н.Н., следующее посещение Центра по работе с населением Октябрьского округа города Липецка для перерегистрации Химионову В.П. было назначено лично на 28.08.2020 года в 10-00, в течении 30 дней после перерегистрации в соответствии с Временными правилами и Методическими рекомендациями Роструда. 28.08.2020 года Химионов В.П. не явился, об уважительности причины неявки не сообщил, на неоднократные звонки инспектора ЦЗН не отвечал. 31.08.2020 года личная карточка Химионова В.П. была закрыта в связи с длительной неявкой (более месяца) в органы службы занятости без уважительных причин.

Согласно сведений журнала электронных обращений Центра по работе с населением Октябрьского округа города Липецка Химионов В.П. обращался с заявлением о предоставлении услуги по содействию в поиске подходящей работы, предоставив не полный набор документов, а именно – а именно – паспорт, СНИЛС, ИНН, трудовую книжку, копию свидетельства о рождении ребенка и диплом об образовании, при этом Химионов В.П. не представил справку о средней заработной плате за последние три месяца с последнего места работы. При этом в судебном заседании Химионов В.П. не отрицал, то обстоятельство, что им не была предоставлена справка о заработной плате и доходах.

Согласно данных о входящих документах, поступивших в Центр по работе с населением Октябрьского округа города Липецка данные документы поступили в указанное учреждение 06.07.2020 года. Исходя из письма Федеральной службы труда и занятости (Роструд) от 18.06.2020 года № 1731-ТЗ, следует, что с 05.06.2020 года в Роструд и Проектный офис поступил ряд обращений от представителей ЦЗН, связанных с жалобами граждан на то, что заявление, поданное на ЕПГУ, не найдено на портале «Работа в России» (не передано с ЕПГУ на портал «Работа в России»). В ходе работ было выявлено, что в результате технического сбоя при передаче сведений по заявлениям из ЕПГУ в ИАС ОБВ «Работа в России» путем СМЭВ, некоторые заявления были отправлены ИАС ОБВ «Работа в России» (статус заявления на ЕГПУ «отправлено в ведомство», но не получены (статус заявления на ЕПГУ «получено ведомством») в ИАС ОБВ «Работа в России». Как результат, эти заявления не отражались в личных кабинетах центров занятости населения субъектов РФ в ИАС ОБВ «Работа в России», либо отражались с запозданием. Был сформирован список заявлений, поданных на ЕПГУ, но не поступивших в ИАС ОБВ «Работа в России» и произведена повторная отправка в период с 12 по 14 июня 2020 года. Список размещен в ЛК ЦЗН и ЛК СЗН ИАС ОБВ «Работа в России». О факте повторной отправки было разослано оповещение Проектным офисом 14.06.2020 года.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска о бездействии Центра по работе с населением Октябрьского округа города Липецка по рассмотрению заявления Химионова В.П. от 21.05.2020 года, поскольку по независящим от Центра по работе с населением Октябрьского округа города Липецка причинам заявление Химионова В.П. поступило в указанное учреждение 06.07.2020 года, что подтверждается сведениями электронного документооборота Центра по работе с населением Октябрьского округа города Липецка. При этом сотрудниками Центра по работе с населением Октябрьского округа города Липецка были запрошены сведения о недостающих документах в порядке межведомственного взаимодействия, после поступления недостающих документов Химионову В.П. было назначено и выплачено пособие по безработице, что не отрицалось административным истцом в судебном заседании.

Так же суд признает не состоятельным довод административного истца относительно переадресации его заявления о признании его безработным от 20.04.2020 года, поступившего в ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» в ОКУ «Липецкий городской ЦЗН» ввиду следующего.

Федеральный законодатель, реализуя свою компетенцию по регулированию сферы общественных отношений по социальной защите от безработицы, определил в Законе Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, проведение в целях обеспечения временной занятости оплачиваемых общественных работ, организуемых органами службы занятости. Указанные гарантии распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по месту его жительства.

Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал на то, что само по себе ведение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 21 декабря 1998 года № 189-О, от 6 февраля 2003 года № 105-О и от 29 сентября 2011 года № 1167- О - О ).

В соответствии с Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" следует, что обращение гражданина (далее - обращение) - направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления; заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его конституционных прав и свобод или конституционных прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц, либо критика деятельности указанных органов и должностных лиц.

Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а так же подзаконный нормативно-правовой акт Постановление Правительства РФ от 07.09.2012 N 891 "О порядке регистрации граждан в целях поиска подходящей работы, регистрации безработных граждан и требованиях к подбору подходящей работы" закрепили процедуру признания гражданина безработным. Она предусматривает необходимую стадию регистрации первоначально быть зарегистрированным в целях поиска подходящей работы, а решение о признании безработным принимается органами службы занятости не позднее 11 дней, то есть именно указанные нормативно-правовые акты регулируют вопрос по заявлениям граждан о признании безработными, действие Федерального Закона от 02 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" не распространяется на правоотношения по предоставлению услуг в сфере занятости населения.

Более того, согласно временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 года № 460 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 года № 634) следует, что заявления в электронной форме рассматривается центром занятости населения по месту жительства гражданина не позднее дня, следующего за днем подачи заявления в электронной форме (за исключением выходных и праздничных нерабочих дней) (п.14). В ходе рассмотрения заявления в электронной форме центр занятости населения может уведомить гражданина о необходимости дополнения и (или) корректировки сведений, указанных в заявлении в электронной форме, в том числе в случае выбора гражданином центра занятости населения, не расположенном по месту его жительства. В этом случае в поле «Комментарии» указывается, какие данные и в каких полях заявления необходимо откорректировать, а также гражданин информируется о том, что решение по его заявлению будет принято центром занятости не позднее 11 дней со дня корректировки сведений. Указанное уведомление с указанием причин (комментария) направляется гражданину посредством системы ИАС ОБВ «Работа в России» и отображается в Личном кабинете соискателя (п.16). В случае, если центр занятости населения, указанный в заявлении в электронной форме, не расположен по месту жительства гражданина, но располагается в субъекте Российской Федерации, указанном гражданином в заявлении в электронной форме (работник центра занятости населения вносит в Карточку соискателя сведения о центре занятости населения по месту жительства гражданина). В случае, если сведений, указанных в заявлении в электронной форме, сведений, необходимых для постановки гражданина на регистрационный учет, и сведений, указанных в резюме недостаточно и (или) существует необходимость их корректировки (работник центра занятости населения с использованием средств Личного кабинета центра занятости населения направляет гражданину уведомление о необходимости дополнения и (или) корректировки сведений, указанных в заявлении в электронной форме), гражданину предоставляется возможность внести изменения и (или) дополнения в заявление в электронной форме и повторно направить заявление) (п.39).

Таким образом, законодательством не предусмотрена передача либо не передача заявлений и приложенных к ним документов, представленных гражданами для регистрации в качестве безработного, одним территориальным органам службы занятости другим территориальным органам службы занятости (по месту жительства гражданина).

Химионов В.П. 20.04.2020 года обратился с заявлением и с приложением перечня документов в ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения», при этом суд приходит к выводу, что оснований для направления указанного заявления в ОКУ «Липецкий городской ЦЗН» не имеется. Так же следует отметить, что согласно структурному подразделению ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» к структурному подразделению ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения не относиться.

Доводы стороны административного истца о регулировании возникших правоотношений нормами ФЗ от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" суд признает несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального права.

В связи с изложенным не подлежат удовлетворению требования административного истца о признании незаконным решения Липецкого районного ЦЗН Управления труда и занятости Липецкой области об отказе в признании Химионова В.П. в качестве безработного и выплате ему пособия по безработице, возложении обязанности на административного ответчика ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения» направить административному ответчику ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» заявление от 20.04.2020 года, а так же по возложению обязанности на ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения» признать Химионова В.П. в качестве безработного с 01.05.2020 года и начислить ему пособие по безработице за период с 01.05.2020 года по 30.06.2020 года из расчета 12130 рублей в месяц, с 01.08.2020 года по 16.08.2020 года в размере 1 500 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Химионова Виталия Петровича к ОКУ «Липецкий районный центр занятости населения», ОКУ «Липецкий городской центр занятости населения», Управлению труда и занятости Липецкой области, Центру по работе с населением Октябрьского округа города Липецка о признании незаконным бездействия, решения должностных лиц, выплате пособия по безработице - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Липецкий областной суд через Советский районный суд г. Липецка в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья (подпись) Н.В. Амбарцумян

Мотивированное решение изготовлено 24.11.2020 г.