Дело № 2а-4235/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 октября 2018 года г. Калининград
Центральный районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Эльзессера В.В.,
при секретаре Мазяр К.А.,
рассмотрев в открытом судебном административное исковое заявление ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области к Калининградской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области о признании незаконным и необоснованным постановления от 27.06.2018 №ж-2018 об отмене дисциплинарного взыскания осужденному, с участием заинтересованного лица ФИО1,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился с вышеназванным иском, указав в обоснование, что < Дата > Калининградской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области в адрес ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области направлено постановление №ж-2018 об отмене дисциплинарного взыскания осужденному ФИО1.
В Постановлении указано, что < Дата > осужденный ФИО1 правами начальника отряда ИК - 8 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение абзаца 13 пункта 16 § 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказов Минюста РФ № от < Дата >, за нахождение в дежурной части с нагрудным знаком, не установленного размера. Вместе с тем, проверкой не установлено какого именно размера был нагрудный, отличительный знак осужденного ФИО1, а также какие действия повлекшие изменение размера отличительного знака совершил ФИО1 Т.е. в нарушение требований статьи 117 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации при применении < Дата > меры взыскания к осужденному ФИО1 администрация ИК - 8 не учла и не установила обстоятельства совершения нарушения. Таким образом, дисциплинарное взыскание в виде устного выговора от < Дата > наложенное начальником отряда ФКУ ИК - 8 УФСИН России по Калининградской области на осужденного ФИО1, подлежит отмене как незаконное и необоснованное.
С данным постановлением административный истец не согласен, считает постановление незаконным и нарушающим права исправительного учреждения, как правомочного органа государственной власти в сфере уголовно- исполнительной системы, его законные интересы при осуществлении функций по исполнению наказаний в виде лишения свободы по следующим основаниям.
Отмена Прокуратурой дисциплинарного взыскания начальника отряда ИК-8, в отношении осужденного ФИО1, фактически препятствует руководству исправительного учреждения осуществлять возложенные на него Законом права и обязанности по обеспечению исполнения уголовно-исполнительного законодательства и созданию условий для обеспечения правопорядка и законности, посредством, в частности, привлечения осужденных к ответственности за нарушение порядка отбывания наказания в виде лишения свободы.
В материалах проверки по факту нарушения присутствует сам нагрудный знак, который был изъят у осужденного ФИО1, а также образец нагрудного знака, утвержденный приказом МЮ РФ от 13.07.2006 № 252 ДСП «Об утверждении Инструкции о надзоре за осужденными, содержащимися в исправительных колониях», в связи, с чем визуально легко определяется несоответствие размеров.
Кроме того, административный истец полагает, что в данной ситуации совершенно не важно как осужденный уменьшил свой нагрудный знак, так как к дисциплинарной ответственности он привлечен за нарушение основных обязанностей осужденных в ИУ, утвержденных приказом МЮ РФ от 16.12.2016 года № «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», а именно - носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками (приложение N 5).
Принимая решение о привлечении ФИО1 к дисциплинарной ответственности, начальник отряда в полной мере руководствовался положениями статьи 117 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации. Он учел обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение, а именно то, что указанный осужденный ранее не привлекался к дисциплинарной ответственности. Наложенное взыскание соответствует тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного взяты письменные объяснения. Взыскание наложено не позднее десяти суток со дня окончания проверки по факту нарушения.
Доводы прокурора о том, что взыскание было применено с нарушением требований статьи 117 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, так как администрация ИК - 8 не учла обстоятельства совершения нарушения, административный истец оценивает критически, поскольку подобные доводы Прокуратуры противоречат всему смыслу установленной законодательством обязанности осужденного соблюдать Правила при отбытии наказания в виде лишения свободы в исправительном учреждении.
Отмена указанного выше взыскания затрагивает правомочия ИК-8 по дисциплинарной практике и может повлечь негативные последствия оперативно-служебной и воспитательной работе с осужденными, а также влечет за собой безнаказанность осужденного за неисполнение им Правил, из чего последует нарушение принципа неотвратимости справедливого наказания за совершенное правонарушение.
На основании изложенного административный истец просит признать постановление Калининградской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области от 27.06.2018 № об отмене дисциплинарного взыскания осужденному ФИО1 незаконным и необоснованным.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, ФИО3 просил об удовлетворении заявленных требований по изложенным основаниям.
Представители административного ответчика ФИО4 указала, что оспариваемое Постановление не нарушает права и законные интересы администрации ИК – 8, возражали против удовлетворения заявленных требований, поддержав позицию, изложенную в письменном отзыве на заявление.
Определением суда ФИО1 привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании ФИО1 (видеоконференцсвязь) и его представитель по ордеру адвокат Кретова Л.Н. возражали против удовлетворения административного иска.
Суд, исследовав все доказательства по делу и дав им оценку приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как установлено судом, прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области проведена проверка по обращению адвоката Кретовой Л.Н. в интересах осужденного ФИО1 В ходе проверки установлено, что 04.06.2018 ФИО1 правами начальника отряда ИК-8 привлечен к дисциплинарной ответственности в виде выговора за нарушение абзаца 13 п. 16 § 3 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста РФ № 295 от 16.12.2016 (далее - Правила), а именно за то, что 25.05.2018 в 07 часов 55 минут он, находился в дежурной части с нагрудным знаком неустановленного размера.
В соответствии с п. 16 Правил осужденные обязаны носить одежду установленного образца с нагрудными отличительными знаками.
Обязанность по обеспечению осужденных нагрудными знаками лежит на администрации исправительного учреждения
Из материалов проверки, проведенной администрацией ИК - 8 по факту допущенного нарушения осужденным ФИО1, следует, что он был с нагрудным отличительным знаком, но размер нагрудного знака не соответствовал образцу.
Вместе с тем, проверкой не установлено какого именно размера был нагрудный отличительный знак осужденного ФИО1, а также какие действия совершил ФИО1, повлекшие изменение размера отличительного знака.
Учитывая изложенное, прокуратурой 27.06.2018 вынесено оспариваемое Постановление, в котором указано, что при применении 04.06.2018 меры взыскания к осужденному ФИО1 администрация ИК - 8 не учла и не установила обстоятельства совершения нарушения. Соответственно, в нарушение требований ст. 117 Уголовно-исполнительного Кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 №5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» администрация ИК - 8 незаконно и необоснованно привлекла 04.06.2018 осужденного ФИО1 к дисциплинарной ответственности в виде устного выговора.
В связи с выявленными нарушениями постановление об отмене указанного дисциплинарного взыскания направлено начальнику ИК - 8 для исполнения и приобщения к материалам личного дела осужденного ФИО1
Согласно пункту 3 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 N 295 Правила обязательны для администрации исправительного учреждения, содержащегося в нем осужденных, а также иных лиц, посещающих исправительное учреждение.
Нарушение Правил влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
На основании пунктов "а" части 1 статьей 115 УИК РФ, за нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы может применяться мера взыскания - выговор.
В силу части 1 статьи 117 УИК РФ при применении мер взыскания к осужденному к лишению свободы учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность осужденного и его предыдущее поведение. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру нарушения. До наложения взыскания у осужденного берется письменное объяснение. Осужденным, не имеющим возможности дать письменное объяснение, оказывается содействие администрацией исправительного учреждения. В случае отказа осужденного от дачи объяснения составляется соответствующий акт. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением проводилась проверка - со дня ее окончания, но не позднее трех месяцев со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется немедленно, а в исключительных случаях - не позднее 30 дней со дня его наложения. Запрещается за одно нарушение налагать несколько взысканий.
В своих объяснениях осужденный ФИО1 утверждает, что нагрудный знак у него не изымался, выдан ему администрацией исправительного учреждения, соответствует установленному образцу.
В обосновании своих доводов административный истец указывает, что в материалах проверки имеется нагрудный знак, изъятый у осужденного ФИО1, и образец нагрудного знака, в связи с чем, визуально легко определить несоответствие размеров.
Однако, администрацией ИК - 8 при проведении проверки по допущенному ФИО1 нарушению данные обстоятельства, имеющие значения для установления факта нарушения, проверены не были.
В приложении №5 к Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 (ред. от 28.12.2017) установлен образец нагрудных отличительных знаков для осужденных. Исходя из описания нагрудный знак изготавливается из имеющегося в наличии материала любого цвета (за исключением красного) в виде прямоугольника размером 90 x 40 мм.
На поле знака алюминиевой или типографской краской указываются фамилия, инициалы осужденного и номер отряда (отделения), а по краям наносится кайма шириной 5 мм. На нагрудном знаке размещается черно-белая или цветная фотография осужденного размером 30 х 40 мм.
При проведении прокурорской проверки администрацией ИК-8 представлена заверенная копия образца нагрудного знака для осужденных ИК - 8. В примечании указано, что размер нагрудного знака 9х4 см, размер фото 3,5х4 см, фото черно-белое. Допускаются незначительные отклонения от указанных размеров.
Размер представленной администрацией ИК-8 копии нагрудного знака осужденного ФИО1 8,4х3,8 см, что является незначительным отклонением от установленных размеров. Сведения указанного нагрудного знака (фото, отряд, Ф.И.О.) не изменены и идентифицируются.
Таким образом, нагрудный знак осужденного ФИО1 соответствует предъявляемым к нему требованиям.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» при осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на осужденных.
Статьей 34 Закона установлено, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.
В связи с изложенным, суд не усматривает в действиях административного ответчика каких-либо нарушений прав административного истца.
При таких обстоятельствах, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФКУ ИК-8 УФСИН России по Калининградской области к Калининградской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Калининградской области о признании незаконным и необоснованным постановления от 27.06.2018 №ж-2018 об отмене дисциплинарного взыскания осужденному, с участием заинтересованного лица ФИО1- отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Центральный районный суд года Калининграда в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 09 октября 2018 года.
Судья В.В.Эльзессер