РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
председательствующего судьи Косенко Ю.В.,
при секретаре Логуновой И.Д.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по административному исковому заявлению ФИО1 о признании незаконным отказа главы г.о. Самара,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным иском о признании незаконным отказа главы г.о. Самара в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, обязании устранить допущенное нарушение права, указав, что она является собственником квартиры №, секция 2, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>. Строительство жилого дома велось на основании постановления главы г. Самара от 18.06.2001 №, которым жилищно-строительному кооперативу «Старый город» предоставлены земельные участки, разрешено проектирование и строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной автомобильной стоянкой, реконструкцией подземного сооружения Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Самары и трансформаторной подстанции по <адрес> (пятая очередь реконструкции жилой застройки квартала). В последующем строительство объекта осуществлялось на основании разрешения на строительство № от 19.09.2008г., выданного главой г.о. Самара, постановления администрации г.о. Самара № от 09.11.2012г. « О внесении изменения в разрешение на строительство от 19.09.2008г. №; постановления администрации г.о. Самара № от 14.02.2013г. « О внесении изменения в разрешение на строительство от 19.09.2008г. №» Указанные акты фактически представляют собой продление ранее выданного разрешения на строительство обозначенного объекта, оформленного с учетом положений законодательства РФ, действующего в соответствующий период времени. В целях строительства между Министерством строительства и ЖКХ Самарской области и НП « ЖСК Старый город» на основании постановления главы г. Самары от 18.06.2001г. № был заключен договор аренды земельного участка № от 20.06.2007г., зарегистрированный в Управлении Федеральной регистрационной службы по Самарской области от 27.07.2007г. Объектам аренды являлись земельные участки, относящиеся к категории « земли населенных пунктов», имеющие кадастровые номера №, находящиеся по адресу: <адрес>, общей площадью 2 763, 40 кв.м., в том числе, площадью 1098,80 кв.м. для строительства и площадью 664, 60 кв.м. для организации площадки строительства. К указанному договору аренды также были заключены дополнительные соглашения №, 2 от 17.12.2009г. и от 23.01.2013г. 17.06.2016г. В июне 2016г. НП «РЖСК» обратилось с заявлением в администрацию городского округа Самара с заявлением о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, однако уведомлением от 29.06.2016 отказано в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома. Основанием для отказа послужило не предоставление документов, перечень которых определен частями 3,4 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Она является собственником квартиры указанного жилого дома, считает данный отказ не законным и нарушающим ее права, поскольку препятствует присвоению объекту статуса завершенного строительством объекта. В настоящее время строительство жилого дома фактически завершено, НП «РЖСК» получено положительное заключение строительно-технической экспертизы № жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, реконструкцией подземного сооружения Управления по делам ГО и ЧС г. Самары и ТП, расположенного по адресу: РФ, <адрес>, выданное ООО «Бюро вневедомственной экспертизы». Кроме того, на момент начала проектирования и строительства указанного жилого дома действовали нормы, которые не предусматривали оформление градостроительного плана земельного участка. В указанный период имелась необходимость лишь в наличии архитектурно - планировочного задания, который у НП « Развитие жилищно - строительной кооперации « Старый город» имеется и был предоставлен. Кроме того, считает, что административный ответчик необоснованно указал в качестве основания для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на нахождение построенного объекта на чужом земельном участке. По завершению строительства указанного объекта было выявлено, что в результате кадастровой ошибки обозначенные выше земельные участки по данным государственного кадастра недвижимости располагаются не по фактическому месту осуществления строительства многоквартирного дома, а на пересечении улиц <адрес>. В этой связи потребовалось уточнение месторасположения границ соответствующих земельных участков. Вины застройщика в данном случае не имеется, последний не имеет возможности исправить данную ошибку, поскольку все рассматриваемые земельные участки находятся в публичной собственности и соответствующие действия могут быть совершены только по решению органов государственной власти. О возникшей ситуации с земельным участком НП « Развитие жилищно- строительной кооперации « Старый город» неоднократно сообщало в различные органы государственной власти для принятия необходимых решений и устранения выявленного недостатка. Таким образом, обязанность по устранению кадастровой ошибки лежит на органе, заключившим договор аренды земельного участка с застройщиком. Вместе с тем, действий по устранению обозначенной ошибки органами власти не предпринято. Истечение срока действия разрешения на строительство от 19.09.2008г. № также не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, поскольку данное обстоятельство не обозначено в ч. 6 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ в качестве соответствующего основания. Документы, указанные в п.п. 1, 4, 5, 6, 7, 8 ч. 3 ст. 55 Градостроительного кодекса РФ направляются заявителем самостоятельно лишь в случае отсутствия данных документов в распоряжении органов государственной власти, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций. В связи с этим, не предоставление данные документов заявителем не может служить основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, поскольку в данном случае уполномоченный орган должен самостоятельно запросить указанные документы, находящиеся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления. Поскольку НП « Развитие жилищно- строительной кооперации « Старый город» выполнило работы, связанные со строительством жилого дома, построенный объект соответствует требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, считает, оспариваемое решение не законным, нарушающим ее права, как собственника квартиры в данном доме, препятствует приобретению объектом статуса завершенного строительством объекта недвижимости.
Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, с учетом уточнений просила признать незаконным отказ главы г.о. Самара от 29.06.2016г. № о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, реконструкцией подземного сооружения Управления по делам ГО и ЧС города Самары и трансформаторной подстанции», расположенного по адресу: <адрес>; обязать Департамент градостроительства г.о. Самара передать заявление НП « Развитие жилищно - строительной кооперации « Старый город» от 21.06.2013г. № о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, реконструкцией подземного сооружения Управления по делам ГО и ЧС города Самары и трансформаторной подстанции», расположенного по адресу: <адрес> и приложенные к нему документы на рассмотрение по существу в Министерство строительства Самарской области; Обязать Министерство строительства Самарской области рассмотреть по существу вопрос о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, реконструкцией подземного сооружения Управления по делам ГО и ЧС города Самары и трансформаторной подстанции», расположенного по адресу: <адрес>.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО2, действующая на основании доверенности, поддержала уточненные требования по приведенным выше основаниям, при этом пояснила, что фактически заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства «Жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, реконструкцией подземного сооружения Управления по делам ГО и ЧС города Самары и трансформаторной подстанции», расположенного по адресу: <адрес> по существу было рассмотрено формально, уполномоченный орган имел возможность запросить ряд документов самостоятельно в порядке межведомственного взаимодействия, в связи с этим, считает, что оспариваемое решение является незаконным, просит обязать уполномоченный в настоящее время орган по рассмотрению данных вопросов – Министерство имущественных отношений рассмотреть по существо данное заявление.
Представитель административного ответчика главы городского округа Самара в судебное заседание не явился, был уведомлен надлежащим образом.
Представитель Министерства строительства Самарской области ФИО3, Департамента градостроительства городского округа Самара ФИО4, действующая на основании доверенности, разрешение требований административного истца оставили на усмотрение суда, при этом представитель Министерства строительства Самарской области ФИО3 пояснила, что в случае поступления в министерство заявления НП « Развитие жилищно- строительного кооперации « Старый город» и пакета документов, представленные документы будут рассмотрены министерством в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд считает, что требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частями 2, 3 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ для ввода объекта в эксплуатацию застройщик обращается в федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, выдавший разрешение на строительство, с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, с приложением следующих документов:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории;
3) разрешение на строительство;
4) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора);
5) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство;
6) документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства;
7) документы, подтверждающие соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям и подписанные представителями организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения (при их наличии);
8) схема, отображающая расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанная лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора), за исключением случаев строительства, реконструкции линейного объекта;
9) заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, заключение федерального государственного экологического надзора в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса РФ.
10) документ, подтверждающий заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;
11) акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденный соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73 ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» при проведении реставрации, консервации, ремонта этого объекта и его приспособления для современного использования;
12) технический план объекта капитального строительства, подготовленный в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Согласно ч.1 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции от 31 декабря 2014 года) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка или в случае строительства, реконструкции линейного объекта проекту планировки территории и проекту межевания территории, а также проектной документации.
Согласно п.6 ч.3 ст.55 Градостроительного кодекса Российской Федерации для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию необходимо, в том числе, заключение органа государственного строительного надзора (в случае, если предусмотрено осуществление государственного строительного надзора) о соответствии параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный лицом, осуществляющим строительство (лицом, осуществляющим строительство, и застройщиком или техническим заказчиком в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора, а также лицом, осуществляющим строительный контроль, в случае осуществления строительного контроля на основании договора), за исключением случаев осуществления строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В соответствии с ч.1 ст. 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации государственный строительный надзор осуществляется при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со статьей 49 Кодекса, либо является типовой проектной документацией или ее модификацией.
На основании ч.2 ст.54 Градостроительного кодекса Российской Федерации предметом государственного строительного надзора является проверка соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов.
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником квартиры №, секция 2, в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>.
Строительство жилого дома осуществлялось на основании постановления Главы города Самара от 18.06.2001 №, которым жилищно-строительному кооперативу «Старый город» предоставлены земельные участки, разрешено проектирование и строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, подземной автомобильной стоянкой, реконструкцией подземного сооружения Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Самары и трансформаторной подстанции по <адрес> (пятая очередь реконструкции жилой застройки квартала).
20.06.2007 между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и НП ЖСК «Старый город» был заключен договор аренды земельного участка №, срок действия которого истек 28.02.2010.
В целях завершения строительства некоммерческому партнерству «ЖСК «Старый город» выдано разрешение на строительство от ДД.ММ.ГГГГ№.
В 2008 году в результате реорганизации некоммерческого партнерства «ЖСК «Старый город» создано некоммерческое партнерство «Развитие жилищно-строительной корпорации «Старый город», которое продолжило достройку жилого дома расположенного по вышеуказанному адресу.
В связи со сменой арендатора земельного участка, между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области и НП «РЖСК» заключены дополнительные соглашения к договору аренды от 20.06.2007 №: дополнительное соглашение № от 17.12.2009 и дополнительное соглашение № от 23.01.2013.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 09.11.2012 № в разрешение на строительство от 19.09.2008 № внесены соответствующие изменения о смене застройщика.
Постановлением Администрации городского округа Самара от 14.02.2013 № в разрешение на строительство от 19.09.2008 № внесены изменения, в соответствии с которыми, НП «РЖСК» осуществляет строительство жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, реконструкцией подземного сооружения Управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Самары и трансформаторной подстанции.
На заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> НП «РЖСК» был получено решение об отказе в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома. При этом основанием для отказа является часть 6 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ непредставление документов, указанных в частях 3, 4 статьи 55 Градостроительного кодекса РФ.
Судом установлено, что спорные документы заявитель не имел возможности самостоятельно получить и представить вместе с заявлением на ввод в эксплуатацию указанного выше жилого дома. Ряд указанных документов надлежало истребовать уполномоченному лицу в порядке межведомственного взаимодействия. Вместе с тем, данные действия выполнены не были, все необходимые для рассмотрения заявления заявителем документы, истребованы уполномоченным лицом не были.
Данные обстоятельства подтверждаются отсутствием соответствующих документов, подтверждающих факт оказания содействия уполномоченными лицами в истребовании недостающих для разрешения спорного вопроса документов, а также пояснениями участников процесса.
Принимая во внимание данные обстоятельства, и учитывая, что уполномоченное на разрешение спорного вопроса лицо не предприняло каких – либо действий, направленных на истребование необходимых для принятия правильного решения документов, суд считает, что оспариваемый отказ главы г.о. Самара является незаконным, в связи с чем, требования административного истца в данной части суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Постановлением Правительства Самарской области № от 19.09.2016г. полномочия по рассмотрению спорного вопроса были возложены на Министерство строительства Самарской области.
Поскольку заявление о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию надлежащим образом рассмотрено не было, было отказано в выдаче указанного разрешения без надлежащего истребования и рассмотрения всех необходимых документов, суд считает, что требования административного истца об возложении обязанности на Министерство строительства Самарской области рассмотреть по существу заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию указанного жилого дома также являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Вместе с тем, требования административного истца об обязании департамент градостроительства г.о. Самара передать заявление о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома и приложенные к нему документы в министерство строительства Самарской области удовлетворению не подлежат, поскольку в указанной части права и законные интересы истца нарушенными не являются, как следует из пояснений представителей указанных участников процесса, указанные документы будут переданы из Департамента градостроительства г.о. Самара в Министерство строительства Самаркой области в связи с изменением закона.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ,
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение главы г.о. Самара от 29.06.2016г. № об отказе в предоставлении государственной услуги в выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать Министерство строительства Самарской области рассмотреть по существу заявление некоммерческого партнерства «Развитие жилищно-строительной корпорации «Старый город» о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме 15.11.2016 г.
Судья Ю.В. Косенко