Дело № 2а-4236/2018
Поступило в суд 08.11.2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
19 декабря 2018 года
Кировский районный суд города Новосибирска в составе :
Председательствующего судьи Гайворонской О.В.,
При секретаре Ахремовой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску ИП Черемных В. А. к Прокуратуре Кировского района г. Новосибирска, Прокуратуре Новосибирской области об оспаривании представления об устранении нарушений законодательства,
У С Т А Н О В И Л :
ИП Черемных В.А. обратился в суд с административным иском к Прокуратуре Кировского района г. Новосибирска о признании незаконным представления об устранении нарушений требований федерального законодательства. В обоснование иска указав, что Прокуратурой Кировского района г. Новосибирска с привлечением должностных лиц Департамента по тарифам Новосибирской области проведена проверка соблюдения ИП Черемных В.А. требований федерального законодательства при реализации лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, требований ч.2 ст. 63 Федерального закона № 61-ФЗ «Об обращений лекарственных средств» о применении цен, уровень которых не должен превышать сумму фактической отпускной цены, установленной производителем лекарственных препаратов и не превышающей зарегистрированную предельную отпускную цену, и размера розничной надбавки, не превышающей соответственно размера предельной розничной надбавки, установленной в субъекте Российской Федерации, по месту осуществления КП Черемных В.А. деятельности: <адрес>. Для контроля ценообразования вышеуказанными проверяющими организациями выборочным путем были отобраны лекарственные препараты допущенные к розничной продаже. Кроме того, был отобран «<данные изъяты>» <данные изъяты> партия 14 (ТИ № от ДД.ММ.ГГГГ, декларация о соответствии от ДД.ММ.ГГГГ). ДД.ММ.ГГГГ ИП Черемных В.А. было получено представление прокурора Кировского района г. Новосибирска об устранении нарушений законодательства в сфере обращения лекарственных средств, ценообразования. В представлении прокурор указывает, что лекарственный препарат <данные изъяты>% в лекарственной форме - раствор для местного и наружного применения (международное непатентованное наименование - <данные изъяты>) включен в перечень <данные изъяты> Проверкой установлен факт реализации указанного препарата по цене 25,00 руб., при этом производителем <данные изъяты>» (ОГРН № не зарегистрирована предельная отпускная цена. В резолютивной части представления прокурор требует безотлагательно рассмотреть представление с участием представителя прокуратуры района, в течение месяца со дня внесения представления, принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий им способствующих, а также недопущению подобных нарушений впредь, решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, приложить к ответу копию приказа о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности, о результатах рассмотрения и принятых мерах письменно сообщить в прокуратуру района в месячный срок со дня внесения представления. Кроме того, неисполнение требований прокурора влечет привлечение ИП Черемных В.А. к административной ответственности по ст. 17.7. КоАП РФ. Истец считает, что представление прокурора создает препятствия к осуществлению соответствующих прав и свобод, на ИП Черемных В.А. незаконно возложена обязанность привлечения должностных лиц к дисциплинарной ответственности, под угрозой привлечения к административной ответственности по ст. 17.7. КоАП РФ. Требования прокурора незаконно, так как средство дезинфицирующее «<данные изъяты>», изготовитель <данные изъяты> относится к коду (категории) ОКПД № «<данные изъяты>», к виду № «<данные изъяты>», к подгруппе № «<данные изъяты>», группе № «<данные изъяты>». Таким образом, средство дезинфицирующее «<данные изъяты>», изготовитель: <данные изъяты> не является лекарственным средством, относится к группе «<данные изъяты> не требует регистрации предельной отпускной цены производителя и допускает формировать розничную цену на данный товар по своему усмотрению. Кроме того, <данные изъяты>), его диглюконат, диацетат, дигидрохлорид) является консервантом, используемым в парфюмерно-косметической продукции и средствах гигиены полости рта. Законодательство РФ не запрещает аптечным организациям осуществлять торговлю дезинфицирующими средствами и другими товарами и самовольно устанавливать розничные цены на товары, цены на которые не подлежат государственному регулирования. ИП Черемных В.А., осуществляя торговлю указанным товаром, действовала в соответствии с законодательством РФ. Только в том случае, если бы производитель <данные изъяты> вместо данного товара произвел и зарегистрировал лекарственный препарат с содержанием действующего вещества <данные изъяты>», цены на него подлежали бы государственному регулированию.
На основании изложенного, административный истец просил признать незаконными и нарушающими права, свободы и законные интересы Индивидуального предпринимателя Черемных В.А. требования прокурора, изложенные в представлении об устранении нарушений законодательства в сфере обращения лекарственных средств, ценообразования № от ДД.ММ.ГГГГ в части требований, касающихся осуществления ИП Черемных В.А. торговли товаром: «<данные изъяты>» и произвольным установлением на него розничной цены.
ИП Черемных В.А. в судебное заседание не явилась, была извещена надлежаще, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Представитель административных ответчиков Прокуратуры Кировского района г. Новосибирска и Прокуратуры Новосибирской области Эртель В.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований. Представила в суд отзыв на административный иск, доводы которого поддержала.
Суд, выслушав возражения представителя ответчиков, исследовав материалы дела и представленные суду доказательства, приходит к следующему.
В силу части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (бездействие) органов государственной власти, должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет требование о признании незаконным решения должностного лица только при наличии совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого решения нормативным правовым актам, регулирующим спорное правоотношение и нарушением оспариваемым решением прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1). При отсутствии совокупности названных условий, суд отказывает в удовлетворении требования о признании незаконным оспариваемого решения должностного лица (пункт 2).
Деятельность органов прокуратуры в Российской Федерации регулируется Законом "О прокуратуре", согласно которому прокуратура Российской Федерации в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства осуществляет надзор за исполнением законов, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов (пункт 2 статьи 1, пункт 1 статьи 21).
Осуществляя надзор за исполнение законов, в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами коммерческих и некоммерческих организаций, прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона. Представление об устранении нарушений закона вносится в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению (пункт 3 статьи 22, пункт 1 статьи 24 Закона "О прокуратуре").
В ходе рассмотрения дела по существу судом установлено, что Прокуратурой Кировского района г.Новосибирска на основании решения от ДД.ММ.ГГГГ№ проведена проверка исполнения ПП Черемных В.А. законодательства в сфере ценообразования, обращения лекарственных средств и медицинских изделий в аптечном пункте, расположенном по адресу: <адрес>.
Кроме того, к указанной проверке были привлечены Отдел организации контроля в сфере обращения лекарственных средств и изделий медицинского назначения Территориального органа Росздравнадзора по Новосибирской области и Департамент по тарифам Новосибирской области.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении закона.
Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 настоящего Федерального закона, вносит представление об устранении нарушений закона (абзац 3 пункта 3 статьи 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации").
Пунктом 1 статьи 24 вышеуказанного Федерального закона установлено, что представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу статей 1, 21 и 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" представление об устранении нарушений закона является мерой прокурорского реагирования в рамках реализации прокурором полномочий по осуществлению надзора за исполнением законов, в том числе руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой района ИП Черемных В.А. внесено представление об устранении нарушений законодательства в сфере обращения лекарственных средств, ценообразований. Среди прочего указано, что в нарушение указанных в Представлении требований закона, в аптечном пункте, расположенном по адресу; <адрес>, выявлена реализация лекарственного препарата, включенного в Перечень <данные изъяты>» (международное непатентованное наименование - <данные изъяты>) по цене 25,00 руб., на который производителем <данные изъяты> не зарегистрирована предельная отпускная цена. «<данные изъяты>» допущен в розничную продажу не как лекарственный препарат, а как дезинфицирующее средство, на основании закупочных документов оптовой организации (товарная накладная оптового поставщика - <данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ. декларация о соответствии качества, аналитический паспорт).
Данное обстоятельство также подтверждается Справкой департамента по тарифам Новосибирской области о результатах проведенной проверки в отношении индивидуального предпринимателя Черемных В.А., <адрес>, проведенной на основании требования прокуратуры Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ о № (дата выезда на проверку: ДД.ММ.ГГГГ). В результате которой выявлена реализация лекарственного препарата, включенного в перечень <данные изъяты>» (международное запатентованное наименование - <данные изъяты>) по цене 25,00 руб., на который производителем <данные изъяты> не зарегистрирована предельная отпускная цена. «<данные изъяты>» допущен в розничную Продажу не как лекарственный препарат, а как дезинфицирующее средство, на Основании закупочных документов оптовой организации.
Статьей 55 Закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», определен порядок розничной торговли Лекарственными препаратами.
Согласно части 6 статьи 55 Закона № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», аптечные организации, индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность, обязаны обеспечивать утвержденный Правительством Российской грации и формируемый в установленном им порядке минимальный ассортимент лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи.
Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на 2018 год, в который включен препарат «<данные изъяты>» в лекарственной форме - раствор для местного и наружного применения, относящийся к классификации - антисептики и дезинфицирующие средства.
Таким образом, ИП Черемных В. А. в аптечном пункте по <адрес> произвольно установлены розничные цены на лекарственный препарат, включенный в Перечень <данные изъяты>, в отсутствие зарегистрированной предельной отпускной цены производителя <данные изъяты>».
Также в Представлении Прокуратуры Кировского района г. Новосибирска указано, что данное нарушение стало возможным вследствие ненадлежащего исполнения своих должностных обязанностей заведующим аптечного пункта по адресу: <адрес>, а также отсутствия контроля со стороны ИП Черемных В.А.
В связи с чем, внесено представление с требованиями: безотлагательно рассмотреть настоящее представление с участием представителя прокуратуры района, заблаговременно уведомив прокуратуру района о времени и месте его рассмотрения; в течение месяца со дня внесения представления принять конкретные меры к устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а также недопущению подобных нарушений впредь; в установленном законом порядке решить вопрос о привлечении виновных должностных лиц к дисциплинарной ответственности. В случае привлечения виновных лиц к ответственности копию приказа приложить к ответу на представление; о результатах рассмотрения представления и принятых мерах письменно сообщить в прокуратуру района в течение месяца со дня внесения настоящего представления.
Распоряжением Правительства РФ от 23.10.2017 № 2323-р утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения на <данные изъяты> год, в который включен препарат «<данные изъяты>» в лекарственной форме - раствор для местного и наружного применения, относящийся к классификации - антисептики и дезинфицирующие средства.
Включение в Перечень <данные изъяты> того или иного действующего вещества фармацевтических субстанций означает, что содержащие их средства являются лекарственными препаратами, включенными в Перечень <данные изъяты> цены на которые определяются с учетом не превышения подлежащих государственному регулированию предельных отпускных цен производителя, а также установленных предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок.
Отнесение препарата «хлоргексидин» к лекарственным препаратам предусмотрено «№ (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.
Согласно данному Классификатору "<данные изъяты>" имеют категорию №, вид № "<данные изъяты>", подгруппа № "<данные изъяты>", группа № "<данные изъяты>", подкласс № "<данные изъяты>", класс № "<данные изъяты>".
Классификатор предназначен для обеспечения достоверности, сопоставимости и автоматизированной обработки информации о продукции в таких сферах деятельности как стандартизация, статистика, экономика и другие.
Классификатор представляет собой систематизированный свод кодов и наименований группировок продукции, построенных по иерархической системе классификации.
Согласно декларации о соответствии <данные изъяты>, имеющейся в материалах дела «<данные изъяты>» является средством дезинфицирующим, относится к коду ОКПД («№ (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности», утвержденным Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст.) При этом данная запись в классификаторе с указанным кодом является конечной в иерархии и не содержит уточняющих элементов.
При этом, суд считает ошибочной ссылку административного истца на то, что средство дезинфицирующее «<данные изъяты>» изготовитель: <данные изъяты> относится к коду ОКПД № «<данные изъяты> к виду № «<данные изъяты>», к подгруппе № «<данные изъяты>», группе № «<данные изъяты>» в связи с чем, не может относиться к лекарственным препаратам, поскольку она основана на неверном толковании нормативной документации. К такому выводу суд также приходит, что спорный «<данные изъяты>» продавался именно в аптеке, которая является особой специализированной организацией системы здравоохранения, занимающаяся изготовлением, фасовкой, анализом и продажей лекарственных средств, но никак не продажей пестицидов и агрохимических продуктов.
Также, безосновательной суд считает ссылку административного истца на то, что <данные изъяты> не зарегистрировал в качестве лекарственного средства препарат «<данные изъяты>».
К такому выводу суд пришел исходя из того, что включение в Перечень <данные изъяты> того или иного действующего вещества фармацевтических субстанций означает, что содержащие их средства являются лекарственными препаратами, включенными в Перечень <данные изъяты>, цены на которые определяются с учетом не превышения подлежащих государственному регулированию предельных отпускных цен производителя, а также установленных предельных размеров оптовых и предельных размеров розничных надбавок. Отсутствие же государственной регистрации <данные изъяты> (производитель <данные изъяты>») в качестве лекарственного средства не изменяет его правовую природу, которая четко определена в ОКП и в Перечне <данные изъяты> как лекарственный препарат. При этом, следует указать, что «<данные изъяты>» является торговым названием <данные изъяты>, что также влечет необходимость его отнесения именно к лекарственным препаратам.
Оспариваемое представление не может расцениваться как нарушающее права истца, поскольку в силу действующего законодательства административный истец обязан соблюдать действующее законодательство в сфере обращения лекарственных средств, ценообразования на них, а представление лишь еще раз обращает внимание руководителя административного истца на необходимость соблюдения этого законодательства. Предписание не возлагает на истца каких-либо незаконных обязанностей, а правомерно предписывает ему выполнять требования законодательства.
Таким образом, нарушений прав административного истца в данной части оспариваемых действий органа прокуратуры судом установлено не было.
При таких обстоятельствах, когда представление соответствует закону и прав административного истца не нарушает, отсутствуют основания, указанные в пункте 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для удовлетворения иска.
Учитывая, вышеизложенное, исковые требования ИП Черемных В.А. о признании незаконными и нарушающими права, свободы и законные интересы Индивидуального предпринимателя Черемных В.А. требования прокурора, изложенные в представлении об устранении нарушений законодательства в сфере обращения лекарственных средств, ценообразования № от ДД.ММ.ГГГГ в части требований, касающихся осуществления ИП Черемных В.А. торговли товаром: «<данные изъяты>» и произвольным установлением на него розничной цены, удовлетворению подлежать не могут.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление ИП Черемных В. А. оставить без удовлетворения.
Решение суда может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение месяца.
Председательствующий /подпись/ Гайворонская О.В.
Решение в окончательной форме изготовлено 25 декабря 2018 года.
Копия верна:
Подлинник решения находится в материалах административного дела № 2а-4236/2018 Кировского районного суда г. Новосибирска.
На «____» _____________201__ решение в законную силу не вступило.
Судья