ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4236/2023 от 30.10.2023 Центрального районного суда г. Сочи (Краснодарский край)

К делу № 2а-4236/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Сочи

Краснодарский край 16 октября 2023 года

Текст мотивированного решения изготовлен 30 октября 2023 года

Центральный районный суд города Сочи Краснодарского края в составе председательствующего судьи Куц И.А., при секретаре судебного заседания Чистякове В.В., с участием истца старшего помощника прокурора Центрального района г. Сочи – Ильиной О.О., заинтересованного лица – МУП г. Сочи «Водосток» в лице представителя по доверенности Полторак В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Центрального района г. Сочи в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края, министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании бездействия незаконным, заинтересованные лица – муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «Водосток», акционерное общество «Сочинский хлебокомбинат», открытое акционерное общество «Сочинский мясокомбинат»,

УСТАНОВИЛ:

прокуратура Центрального района г. Сочи обратилась в суд с административным иском в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края, министерству природных ресурсов Краснодарского края о признании бездействия незаконным. Исполняющий обязанности прокурора Центрального района г. Сочи просил суд удовлетворить заявленные требования и возложить обязанность на администрацию муниципального образования город-курорт Сочи произвести работы по постановке на баланс бесхозяйного объекта – Хлудовского ручья.

В обоснование заявленных требований указано на следующее.

В результате проведенных надзорных мероприятий по проверке доводов обращения Алексеевой Р.А. о нарушении законодательства о защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций, прокуратурой района выявлено нарушение закона, выразившееся в следующем.

Департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи 26.08.2013 издано распоряжение «О закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием города Сочи «Водосток» объектов недвижимого имущества в результате проведенной инвентаризации» -р (далее - Распоряжение -р).

Указанным распоряжением установлено, закрепление на праве хозяйственного ведения за МУП г. Сочи «Водосток» объектов недвижимого имущества, согласно приложениям №№ 1, 2, 3, 4. Пунктом 2 приложения № 3 к указанному распоряжению установлены участки сети ливневой канализации, а именно: сеть ливневых коллекторов долины <адрес>, протяженностью 1 316, 7 м. При этом, п. 2.2 Распоряжения не исполнен.

Администрацией г. Сочи регистрация права муниципальной собственности не проведена, что повлекло за собой отсутствие регистрации права хозяйственного ведения на объекты недвижимого имущества.

То есть, органами местного самоуправления не предпринят комплекс мер к сети ливневых коллекторов долины <адрес>, протяженностью 1 316, 7 м.

В ходе рассмотрения представления в адрес главы г. Сочи проведено дополнительное обследование, которым установлено, что МБУ г. Сочи «Муниципальный институт генплана» проведена работа по определению местоположения прохождения ручья Хлудовский: от домов №№ 7, 30 по пер. Виноградному г. Сочи до впадения в р. Сочи.

Участок от <адрес> по <адрес> до пересечения с <адрес> находится в зарегулированном коллекторе и имеет ориентировочную протяженность 3404 м, от <адрес> проспекта в районе портала тоннеля № 6 находится в незарегулированном (отрытым) коллекторе ориентировочно протяженностью 231 м, далее входит в зарегулированный кол коллектор ориентировочной протяженностью 1575 м, переустроенный соответствующими подразделениями Федерального дорожного агентства «Росавтодор» вплоть до впадения в р. Сочи: 09.09.2022 в прокуратуру района поступил ответ на указанный акт реагирования, в соответствии с которым МБУ г. Сочи «Муниципальный институт генплана» проводилось обследование вышеуказанных сетей отвода ливневых вод для составления технического плана с целью регистрации права муниципальной собственности, срок которого указан - до 15 октября 2022 года.

По состоянию на 02.11.2022 указанная работа в полном объеме не проведена. Фактически администрацией муниципального образования город-курорт Сочи не исполнена возложенная обязанность по постановке на баланс и последующему содержанию бесхозяйных сетей водоотведения. Вышеизложенные факты подтверждаются материалами проверки согласно приложению. С учетом изложенного, муниципальным образованием г. Сочи не должны нарушаться права жителей на безопасные условия проживания благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании старший помощник прокурора Центрального района г. Сочи – Ильина О.О. поддержала заявленные административные исковые требования, настаивала на их удовлетворении. Одновременно просила суд принять во внимание, что администрацией муниципального образования город-курорт Сочи проводится работа по постановке на учет системы водостока «Хлудовский ручей», однако работа до конца не доведена на дату слушания административного дела в суде. Просила суд принять во внимание, что ввиду сложного рельефа местности муниципального образования город-курорт Сочи вопросы водоотведения являются особо актуальными в свете обеспечения прав граждан на благоприятную среду обитания.

Заинтересованное лицо - муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ город-курорт Сочи Краснодарского края «Водосток» в лице представителя по доверенности – Полторак В.В. поддержала заявленные требования истца.

Административные ответчики в суд не явились, не указали об уважительных причинах неявки, не просили дело слушанием отложить.

Руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административных ответчиков и иных заинтересованных лиц.

В соответствии со ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с требованием ч. 11 ст. 226 КАС РФ на административного истца действующим процессуальным законом возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств, указывающих на нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление, а также обстоятельств, подтверждающих соблюдены ли сроки обращения административного истца в суд. На административного ответчика в настоящем деле действующим процессуальным законом возлагается обязанность по доказыванию обстоятельств соблюдения требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами. А также обязанность по доказыванию обстоятельств, подтверждающих соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

По смыслу положений ст. 227 КАС РФ, для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные правоотношения, и нарушение этим решением, действием (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца.

Исходя из содержания пункта 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», а также положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.

В соответствии с п. 4 ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект - природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима

По положениям п. 5 ст. 1 Водного кодекса РФ водный режим - изменение во времени уровней, расхода и объема воды в водном объекте

Как установлено судом, Хлудовский ручей является водным объектом (гидротехническим сооружением), относится к водохозяйственному участку 06.03.00.003 – реки бассейна Черного моря от западной границы бассейна реи Шепси до реки Псоу (ответ Кубанского бассейнового водного управления от 25.03.2016 ).

Факт отнесения указанного объекта к гидротехническим сооружениям подтверждается ответом Министерства природных ресурсов Краснодарского края на обращение Алексеевой Р.А. от 08.09.2022 .

В соответствии с техническим планом, система подземных коллекторов, внутри которой протекает поверхностный водный объект Хлудовский ручей, протяженностью 6 165 м, является бесхозяйным.

12.08.2022 г. по результатам надзорных мероприятий в адрес Главы г. Сочи внесено представление об устранении выявленных нарушений закона.

По результатам внесенного представления установлено, что МБУ г. Сочи «Муниципальный институт генплана» проведена работа по определению местоположения прохождения ручья Хлудовский: от домов №№ 7, 30 по пер. Виноградному г. Сочи до впадения в р. Сочи.

Согласно представленным работам, участок от <адрес> по <адрес> до пересечения с <адрес> находится в зарегулированном коллекторе и имеет ориентировочную протяженность 3 404 м, от <адрес> проспекта в районе портала тоннеля № 6 находится в незарегулированном (отрытым) коллекторе ориентировочно протяженностью 231 м, далее входит в зарегулированный коллектор ориентировочной протяженностью 1 575 м, переустроенный соответствующими подразделениями Федерального дорожного агентства «Росавтодор» вплоть до впадения в р. Сочи.

В силу ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ) органы местного самоуправления являются субъектами природоохранной деятельности.

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» (далее – ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ) к числу гидротехнических сооружений отнесены в том числе сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна рек, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод.

Согласно ст.ст. 7 и 21 ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ, все гидротехнические сооружения должны вноситься в Российский регистр гидротехнических сооружений.

Статьей 9 ФЗ от 21.07.1997 № 117-ФЗ определено, что только собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.

На основании ст. 3 ФЗ от 10.01.2002 № 7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Согласно п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В силу с п. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности, на которую собственник отказался.

В соответствии с п. 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

По смыслу указанной правовой нормы орган местного самоуправления является единственным органом, обладающим правом подачи заявления о постановке имущества на учёт в качестве бесхозяйного, а следовательно, обязан это делать.

При этом, отсутствие собственника у гидротехнического сооружения не освобождает органы местного самоуправления от участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

По результатам проведенной прокуратурой района проверки установлено, что 26.08.2013 департаментом имущественных отношений администрации г. Сочи издано распоряжение «О закреплении на праве хозяйственного ведения за муниципальным унитарным предприятием г. Сочи «Водосток» объектов недвижимого имущества в результате проведенной инвентаризации» (Распоряжение ).

Указанным распоряжением установлено, что закреплено на праве хозяйственного ведения за МУП г. Сочи «Водосток» - объекты недвижимого имущества, согласно приложениям №№ 1, 2, 3, 4. Пунктом 2 приложения № 3 к указанному распоряжению установлены участки сети ливневой канализации, а именно: сеть ливневых коллекторов долины <адрес>, протяженностью 1 316, 7 м.

Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей регламентирован Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее - Порядок), пунктом 3 которого установлено, что в случае если сведения об объекте недвижимого имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта недвижимого имущества в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом.

Согласно п. 5 Порядка принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ) местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории города отнесено к вопросам местного значения городского округа в силу ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ. На основании указанной статьи к полномочиям администрации муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края отнесены организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.

Аналогичные положения закреплены в п. 11 ст. 9 Устава ответчика, утвержденного решением Городского Собрания Сочи от 29.10.2020 № 44.

На дату слушания настоящего административного дела ответчиком администрацией муниципального образования город-курорт Сочи производится работа по составлению технических планов на части водного объекта – Хлудовский ручей, а также осуществляется его постановка на реестровый учет.

Так истцом по делу суду представлены материалы, свидетельствующие о подготовке и изготовлении технического плана сооружения и постановки его на кадастровый учет 18.05.2023, расположенного по адресу: Краснодарский край, город Сочи, Центральный район, переулок Виноградный, <адрес>.

Принимая во внимание, что часть работ по постановке на учет водного объекта производится ответчиком, однако в полном объеме работы не произведены, суд не находит оснований для прекращения настоящего административного дела производством в соответствии с требованиями ст. 194 КАС РФ.

Принимая во внимание положение ст. 227 КАС РФ, а также разъяснения ВС РФ, выраженные в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», суд полагает заявленные административные исковые требования правомерными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административные исковые требования прокурора Центрального района г. Сочи в защиту неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования город-курорт Сочи, министерству природных ресурсов Краснодарского края о возложении обязанности удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию муниципального образования город-курорт Сочи Краснодарского края принять меры по постановке на учет в качестве бесхозяйных в органе, осуществляющем государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав гидротехнического сооружения – систему коллекторов на Хлудовском ручье.

Возложить обязанность на министерство природных ресурсов Краснодарского края по истечении года с момента признания бесхозяйным гидротехнического сооружения – системы коллекторов на Хлудовском ручье произвести действия, направленные на обеспечение безопасности и содержание рассматриваемого гидротехнического сооружения, а также принять в собственность Краснодарского края гидротехническое сооружение – систему коллекторов на Хлудовском ручье.

Решение может быть обжаловано сторонами в течение месяца со дня постановления его в окончательной форме в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г. Сочи.

Судья И.А. Куц