ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4238/27 от 11.09.2017 Ленинскогого районного суда г. Курска (Курская область)

Дело №2а-4238/27-2017г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Курск 11 сентября 2017 года

Ленинский районный суд г. Курска в составе:

председательствующего судьи Токмаковой Е.В.,

при секретаре Вагиной Т.Г.,

с участием:

представителей административных истцов: ФИО1, ФИО2, ФИО3 – адвокатов Терновцова А.В. и Потапова С.А., действующих на основании доверенностей, представивших удостоверения и ордера от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя административного ответчика Управления Росреестра по Курской области ФИО4, действующего на основании доверенности , от ДД.ММ.ГГГГ, имеющего высшее юридическое образование,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению административных истцов: ФИО1, ФИО2, ФИО3 к административному ответчику Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области о признании решения об отказе осуществления действий по кадастровому учету и одновременной государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса незаконным и о возложении обязанности устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административные истцы: ФИО1, ФИО2, ФИО3 обратились в Ленинский районный суд г. Курска с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Курской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета и одновременной государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса, расположенного по адресу <адрес>, и понуждении Управления Росреестра по Курской области осуществить кадастровый учет и одновременную государственную регистрацию права общей долевой собственности на единый недвижимый комплекс, расположенный по адресу <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов, мотивируя свои требования тем, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат объекты недвижимого имущества. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы в Соглашении об образовании общей долевой собственности на единый недвижимый комплекс «Автовокзал на 500 пассажиров» достигли договоренности об объединении указанного имущества и образовании единого недвижимого комплекса «Автовокзал на 500 пассажиров», который будет принадлежать административным истцам на праве общей долевой собственности. ДД.ММ.ГГГГ административные истцы представили в Управление Росреестра по Курской области заявление о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, к заявлению были приложены: технический план единого недвижимого комплекса от ДД.ММ.ГГГГ (на бумажном носителе), квитанции об оплате государственной пошлины за регистрацию права общей долевой собственности, соглашение об образовании единого недвижимого комплекса от ДД.ММ.ГГГГ, акт Государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Курской области было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса, а в последующем, ДД.ММ.ГГГГ было принято Решение об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса, в связи с тем, что заявителями в течение срока приостановления не были устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности, указанные в приостановлении, а именно, не соответствие технического плана требованиям п.п. 12 ст. 24 Закона №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости, п. 21 Приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 года №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а так же формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», поскольку технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной подписью кадастрового инженера и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных. В настоящее время Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии утверждена форма электронного документа в виде XML-документа для технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения в форме электронных документов, а для единого недвижимого комплекса форма электронного документа в виде XML не утверждена, при этом приказом утверждена одна единая форма технического плана применительно ко всем объектам недвижимого имущества, находящимся в гражданском обороте, и требования к его подготовке, составу содержащихся в нем сведений; отдельной формы технического плана для единого недвижимого комплекса не существует. Считают, что отсутствие утвержденной формы XML-документа для единого недвижимого комплекса не может быть препятствием для реализации прав административных истцов в части формирования, постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права общей долевой собственности на единый недвижимый комплекс.

В судебное заседание административные истцы: ФИО1, ФИО2, ФИО3 не явились, представили заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, с участием их представителей – адвокатов Терновцова А.В. и Потапова С.А., в соответствии со ст. 54 КАС РФ.

Заинтересованное лицо государственный регистратор ФИО5 в судебное заседание не явилась, ходатайств об отложении в адрес суда не направила.

Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, полагал возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, явка которых не признана судом обязательной.

Представители административных истцов – адвокаты Терновцов А.В. и Потапов С.А. в судебном заседании доводы, изложенные в жалобе, поддержали в полном объеме. Так же обратили внимание суда, что апелляционным определением Курского областного суда отменено решение Ленинского районного суда г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ, по делу принято новое решение, которым ранее заявленные требования административных истцов удовлетворены, решение Управления Росреестра по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении кадастрового учета и одновременной государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, признано незаконным и отменено, в связи с чем, обстоятельства, установленные решением суда, вступившем в законную силу, в силу ч.2 ст.64 КАС РФ имеют преюдициальное значение, не подлежат доказываю и оспариванию в настоящем деле. Кроме того, обратили внимание суда, что не предоставление государственному регистратору сведений об отнесении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес> Единому недвижимому комплексу, не являлось основанием для приостановления и последующее отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права. Так же сослались на ответ от ДД.ММ.ГГГГ Комитета архитектуры и градостроительства г. Курска на адвокатский запрос, что Комитет своим письмом от ДД.ММ.ГГГГ сообщил филиалу Управления Росреестра по Курской области о том, что дать заключение о том, что является ли тот или иной объект недвижимости недвижимым комплексом, не относится к компетенции Комитета.

Представитель административного ответчика Управления Росреестра по Курской области ФИО4 просил отказать в удовлетворении заявленных требований, так как оспариваемое решение Управления Росреестра по Курской области принято при строгом соблюдении законодательства Российской Федерации. Отказ, приобщенный к материалам дела, является полным, мотивированным, законным и обоснованным. Решение об отказе в государственной регистрации принято в соответствии с законом в пределах предоставленных полномочий и не нарушило права и законные интересы заявителя.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к выводу, что требования, заявленные административными истцами подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, наделенного публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015года №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также - объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).

Согласно ст.3 указанного Закона государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.

В судебном заседании установлено, что административным истцам на праве общей долевой собственности принадлежат следующие объекты недвижимого имущества: нежилое здание автостанции литер A, a, al, а2, а3 кадастровый этажность 2 площадью 1657,6 кв.м, (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ), сооружение транспорта и связи - привокзальная площадь со стоянкой такси 1984 года ввода в эксплуатацию кадастровый площадью 2405,1 кв.м, (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ сооружение транспорта и связи - перрон с постами, стоянка автобусов, площадка для маневрирования 1984 года ввода в эксплуатацию кадастровый площадь 8003,9 кв.м, (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ), общественная уборная литер А1 1983 года постройки кадастровый площадь 77,8 кв.м, (свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ). Указанные объекты недвижимости входят в единый комплекс «Автовокзал на 500 пассажиров» (акт государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ).

Соглашением об образовании общей долевой собственности на единый недвижимый комплекс «Автовокзал на 500 пассажиров» от ДД.ММ.ГГГГ административные истцы достигли договоренности об объединении указанного имущества и образовании единого недвижимого комплекса «Автовокзал на 500 пассажиров», который будет принадлежать административным истцам на праве общей долевой собственности; административные истцы определили размер доли, принадлежащей каждому участнику общей долевой собственности на единый недвижимый комплекс «Автовокзал на 500 пассажиров».

ДД.ММ.ГГГГ административные истцы представили в Управление Росреестра по Курской области заявление о проведении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.

К заявлению административных истцов были приложены технический план единого недвижимого комплекса от ДД.ММ.ГГГГ (на бумажном носителе), квитанции об оплате государственной пошлины за регистрацию права общей долевой собственности, соглашение об образовании единого недвижимого комплекса от ДД.ММ.ГГГГ, акт Государственной приемочной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Курской области было принято решение о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса в связи с не соответствием технического плана требованиям пп. 12 ст. 24 закона № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», п. 21 приказа Минэкономразвития России от 18.12.2015 года №953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений», поскольку технический план подготавливается в форме электронного документа в виде XML-документа, заверенного усиленной подписью кадастрового инженера и оформляется в виде файлов в формате XML, созданных с использованием XML-схем и обеспечивающих считывание и контроль представленных данных; кроме того, органом регистрации прав был направлен запрос в Комитет архитектуры и градостроительства г. Курска об отнесении объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, к единому недвижимому комплексу, на момент принятия решения о приостановлении ответ на запрос в Управление Росреестра по Курской области.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Курской области было принято решение об отказе в осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса, по основаниям, изложенным в решении о приостановлении.

Ранее, не согласившись с решением Управления Росреестра по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса, административные истцы обратились с административным исковым заявлением об оспаривании данного решения в Ленинский районный суд г. Курска.

Решением Ленинского районного суда г.Курска от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении требований отказано. Апелляционным решением Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение Ленинского районного суда отменено, по делу принято новое решение, которым решение Управления Росреестра по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса по основаниям, изложенным в решении о приостановлении, признано незаконным и отменено.

При этом, судебной коллегии по административным делам Курского областного суда установлено, что на момент приостановления осуществления кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности административных истцов, также как и на момент рассмотрения административного искового заявления в суде утвержденная форма XML-документа для единого недвижимого комплекса, предусмотренная п. 21 приложения 2 к приказу Минэкономразвития России от 18.12.2015 г. № 953 «Об утверждении формы технического плана и требований к его подготовке, состава содержащихся в нем сведений, а также формы декларации об объекте недвижимости, требований к ее подготовке, состава содержащихся в ней сведений» на официальном сайте Росреестра отсутствовала.

Основания, послужившие основанием для принятия решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса, являются аналогичными основаниям для приостановления.

Таким образом, как установлено вступившим в законную силу решением суда (апелляционное определение Курского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ), имеющем в силу ч. 2 ст.64 КАС РФ, преюдициальное значение, и следует из материалов дела, решение Управления Росреестра по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права общей долевой собственности в отношении единого недвижимого комплекса, является незаконным и подлежит отмене.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 218 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в осуществлении кадастрового учета и одновременной государственной регистрации права общей долевой собственности за ФИО1, ФИО2, ФИО3 в отношении единого недвижимого комплекса, расположенного по адресу: <адрес>.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области осуществить кадастровый учет и одновременную государственную регистрацию права общей долевой собственности за ФИО1, ФИО2, ФИО3 в отношении единого недвижимого комплекса, расположенного по адресу: <адрес>, на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ и представленных документов.

Решение может быть обжаловано в Курский областной суд через Ленинский районный суд г. Курска в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме, с которым стороны могут ознакомиться 15 сентября 2017 года.

Судья:

.