Дело № 2а-48/2024 (№ 2а-423/2023)
УИД 57RS0002-01-2023-000548-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 февраля 2024 года пгт. Верховье
Верховский районный суд Орловской области в составе:
председательствующего судьи Баранова А.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Семиохиной И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора Верховского района Орловской области в интересах Российской Федерации к Туровскому сельскому Совету народных депутатов, Комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области, главе Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области ЩТА о признании решений незаконными и досрочном прекращении полномочий,
установил:
прокурор Верховского района Орловской области, действующий в интересах Российской Федерации, обратился в суд с иском к Туровскому сельскому Совету народных депутатов, Комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области, главе Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области ЩТА о признании решений незаконными и прекращении полномочий главы Туровского сельского Верховского района Орловской области.
В обоснование требований указал, что прокуратурой Верховского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции должностными лицами органов местного самоуправления при заключении договоров на выполнение работ, оказание услуг, в том числе по обслуживанию автомобильных дорог местного значения в зимний период за 2021-2023 годы.
В ходе проверки установлен факт конфликта интересов, допущенного главой сельского поселения ЩТА, а также установлено отсутствие в Туровском сельском поселении Верховского района нормативного правового акта, определяющего порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и определяющий деятельность соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов.
Так, администрацией Туровского сельского поселения Верховского района в лице главы поселения ЩТА (Заказчик) в 2022 году и истекшем периоде 2023 года и ЩСА (Исполнитель), который является ее сыном, заключены договоры о выполнении работ по расчистке снега и по посыпке дорог противогололедным средством (пескосоляная смесь) на территории Туровского сельского поселения. По результатам выполненных работ составлены акты, подписанные со стороны «Заказчика» главой сельского поселения ЩТА
В соответствии с указанными актами ЩСА администрацией Туровского сельского поселения перечислены денежные средства.
В связи с чем, ДД.ММ.ГГГГ прокурором Верховского района в Туровский сельский Совет народных депутатов Верховского района Орловской области внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции.
ДД.ММ.ГГГГ Туровским сельским Советом народных депутатов принято решение № «Об утверждении Положения о комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области» и утвержден состав данной комиссии.
Главой Туровского сельского поселения Верховского района ЩТА в комиссию направлено уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов.
ДД.ММ.ГГГГ комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области единогласно приняла решение, признав, что при исполнении должностных обязанностей лицом, представившим уведомление (главой Туровского сельского поселения ЩТА), личная заинтересованность отсутствует и не приводит к конфликту интересов.
Указывает, что Туровским сельским Советом народных депутатов Верховского района представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ фактически не было рассмотрено, поскольку представительным органом местного самоуправления решения в отношении главы сельского поселения ЩТА по факту допущенного ею конфликта интересов не принято, прокурор Верховского района не извещался о дате заседания Туровского сельского Совета народных депутатов.
В связи с чем, прокурором Верховского района в Туровский сельский Совет народных депутатов Верховского района 31.10.2023 внесено представление об устранении требований законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого Туровский сельским Советом народных депутатов Верховского района принято решение № 52 от 21.11.2023 и признано отсутствие конфликта интересов главы поселения.
На основании изложенного прокурор Верховского района Орловской области просил суд признать решение комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, отраженное в протоколе № заседания данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; признать незаконным решение Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области «О рассмотрении представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» № от ДД.ММ.ГГГГ; прекратить полномочия главы Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области ЩТА в связи с утратой доверия за несоблюдение законодательства о противодействии коррупции.
С учетом уточнений административных исковых требований прокурор Верховского района Орловской области окончательно просил суд признать решение комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, отраженное в протоколе № заседания данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным; признать незаконными решения Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области «О рассмотрении протокола заседания комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области от 05.05.2023» № от ДД.ММ.ГГГГ и «О рассмотрении представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» № от ДД.ММ.ГГГГ;
прекратить полномочия главы Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области и депутата Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области ЩТА досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В судебном заседании прокурор Верховского района Орловской области Безродный Е.Н. административные исковые требования с учетом их уточнения поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в иске и уточнениях к нему, просил их удовлетворить. Пояснил, что срок обращения в суд с данным административным иском им не пропущен, поскольку узнал о решении Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ только ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области и глава Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области ЩТА в судебном заседании заявленные административные исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении в полном объеме.
Указала, что в сложившейся ситуации действовала в интересах жителей сельского поселения, конфликт интересов отсутствовал, поскольку заключение договоров с ЩСА было направлено на объективное и беспристрастное исполнение ею своих обязанностей по обеспечению беспрепятственного провезда на территории поселения, а выполненные работы по расчистке снега выполнялись на благо жителей. Сам по себе факт заключения договоров не является конфликтом интересов при отсутствии совокупности обязательных критериев, предусмотренных законом. Предпринимались попытки заключить договоры на расчистку снега и посыпке дорог с другими лицами, но никто не согласился. Также приняты все меры по предотвращению ненадлежащего состояния дорог в зимний период и ненадлежащего исполнения служебных обязанностей. Ей были предприняты все достаточные и необходимые меры по недопущению конфликта интересов, что не привело к нарушению объективности при исполнении должностных (служебных) обязанностей.
Ссылалась на то, что в материалах дела отсутствуют доводы о допущенном конфликте интересов у нее в должности депутата Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области, поскольку в рамках полномочий депутата ею не заключались никакие договоры, и не возникало ситуаций близко похожих на конфликт интересов.
Считала, что решение комиссии, отраженное в протоколе № от ДД.ММ.ГГГГ, не является правовым актом, устанавливающим права и обязанности для лиц и влекущим правовые последствия, а также носит рекомендательный характер и обжалованию не подлежит.
Кроме того, прокурором Верховского района пропущен установленный законом срок для обращения в суд с указанным административным исковым заявлением.
Представитель комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области ЧГФ в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных исковых требований прокурора отказать в полном объеме.
Ссылалась, что представление прокурора было рассмотрено ДД.ММ.ГГГГ на заседании сессии Туровского сельского Совета народных депутатов, принято положение о комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов, ДД.ММ.ГГГГ указанная комиссия рассмотрела уведомление главы сельского поселения ЩТА о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий. Проверив договоры и акты выполненных работ, встретившись с населением на каждой улице, комиссия приняла решение об отсутствии конфликта интересов, поскольку объемы выполненных работ оплачивались по расценкам, рекомендованным администрацией Верховского района, жители подтвердили фактическое выполнение работ и благодарили ЩСА, дороги содержались в надлежащем состоянии, иные лица отказались от расчистки дорог от снега, ЩТА приняла все меры, чтобы дороги чистились, заключив договор со своим сыном. Кроме того, все депутаты знали, что договор на очистку дорог от снега заключается с ЩСА Все документы направлялись прокурору в мае 2023 года.
Кроме того, указала, что ДД.ММ.ГГГГ на сессии Туровского сельского Совета народных депутатов был рассмотрен протокол заседания комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам которого принято решение об отсутствии конфликта интересов. В связи с чем, снований для отмены решений комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов и Туровского сельского Совета народных депутатов не имеется.
Также считала, что прокурором Верховского района пропущен срок для обращения с административным исковым заявлением в суд.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Статья 15 Конституции Российской Федерации определяет, что органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституции Российской Федерации и законы.
В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Право прокурора в пределах своей компетенции обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, предусмотрено также частью 4 статьи 218 КАС РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ) депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения; выборное должностное лицо местного самоуправления - должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно части 1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В части 4.1 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ указано, что глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены в том числе Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
Также пунктом 2.1 части 6 данной статьи предусмотрено, что полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со статьей 74.1 настоящего Федерального закона, из которой следует, что представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации). Основаниями для удаления главы муниципального образования в отставку являются несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ определено, что депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
В силу части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ полномочии депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Исходя из пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
При определении круга лиц, относящихся к близким родственникам, суд исходит из положений абзаца 3 статьи 14 Семейного кодекса Российской Федерации, согласно которым близкими родственниками являются родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители и дети, дедушки, бабушки и внуки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры.
Таким образом, в силу вышеприведенных положений законодательства в области противодействия коррупции одной возможности влияния ситуации на объективное и беспристрастное принятие решения достаточно для квалификации ситуации как конфликта интересов, при этом факт наступления последствий в виде получения дохода или иной выгоды не имеет правового значения для решения вопроса о наличии или отсутствии личной заинтересованности.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ лицо, указанное в части 1 статьи 10 этого Закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Лицо, указанное в части 1 статьи 10 названного Федерального закона, обязано уведомить в порядке, определенном представителем нанимателя (работодателем) в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно (часть 2 статьи 11 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ).
В части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ указано, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Исходя из приведенных норм, действующее правовое регулирование предусматривает решение вопроса о досрочном прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, в судебном порядке при наличии оснований, предусмотренных федеральными законами.
Согласно статьям 22, 24 Устава Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области (далее - Устав) глава сельского поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и избирается сельским Советом народных депутатов из своего состава на первом заседании сельского Совета народных депутатов тайным голосованием на срок полномочий сельского Совета народных депутатов и исполняет полномочия его председателя и полномочия главы администрации сельского поселения.
В части 5 статьи 24 Устава указано, что глава сельского поселения должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ.
Полномочия главы сельского поселения прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии с Федеральным законом 06.10.2003 № 131-ФЗ (статья 25 Устава).
Статьей 23 Устава определено, что депутатом сельского Совета народных депутатов может быть избран гражданин Российской Федерации, обладающий избирательным правом и достигший ко дню выборов 18 лет. Депутат сельского Совета народных депутатов избирается на срок полномочий сельского Совета народных депутатов данного созыва.
Из части 3 статьи 23 Устава следует, что депутат сельского Совета народных депутатов должен соблюдать ограничения и запреты и исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ и другими федеральными законами.
В соответствии с пунктом 11 части 4 и частью 6 статьи 23 Устава полномочия депутата сельского Совета народных депутатов прекращаются досрочно в иных случаях, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ и иными федеральными законами, также полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ.
Решением Туровского сельского Совета народных депутатов от 25.04.2023 № 34 утверждено Положение о комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области (далее - Положение).
Согласно пункту 1.7 Положения к полномочиям комиссии относится: рассмотрение заявления лица, замещающего муниципальную должность, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов; рассмотрение и оценка фактических обстоятельств, служащих основаниями для досрочного прекращении полномочий лица, замещающего муниципальную должность, предусмотренным законодательством Российской Федерации о противодействии коррупции, или для применения в отношении него иного дисциплинарного взыскания.
Основаниями для проведения заседания комиссии являются поступившее в комиссию уведомление лица, замещающего муниципальную должность, о возникновении личной заинтересованности при осуществлении своих полномочий, которая приводит или может привести к конфликту интересов; поступившая в комиссию от правоохранительных органов или иных государственных органов, организаций, должностных лиц или граждан информация о наличии у лица, замещающего муниципальную должность, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов (подпункты 2.1.1 и 2.1.2 пункта 2.1 Положения).
Судом установлено и из материалов дела следует, что решением Территориальной избирательной комиссии Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ№ЩТА избрана депутатом Туровского сельского Совета народных депутатов шестого созыва по одномандатному избирательному округу № (л.д. 128).
В соответствии с решением Туровского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ЩТА избрана главой Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области (л.д. 61).
Согласно соглашениям № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, заключенным между администрацией Верховского района Орловской области в лице главы администрации Верховского района ГВА и администрацией Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области в лице главы администрации ЩТА, администрация района передала, а администрация поселения приняла к осуществлению полномочий в сфере дорожной деятельности в границах населенных пунктов поселения (л.д. 154-159).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Туровского сельского поселения в лице главы поселения ЩТА и ЩСА без проведения торгов заключен договор № по благоустройству территории населенных пунктов Туровского сельского поселения, а именно работы по расчистке дорог от снега. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ об оказанных услугах, выполненных по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Туровского сельского поселения в лице ЩТА и ТНА приняты выполненные ЩСА работы на сумму 99 000 рублей, которые на основании платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ переведены на счет последнему (л.д. 29-33).
Также ДД.ММ.ГГГГ администрацией Туровского сельского поселения в лице главы поселения ЩТА и ЩСА без проведения торгов заключен договор № по благоустройству территории населенных пунктов Туровского сельского поселения, а именно работы по расчистке дорог от снега. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ об оказанных услугах, выполненных по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Туровского сельского поселения в лице ЩТА и ТНА приняты выполненные ЩСА работы на сумму 94 653 рубля, которые на основании платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ переведены на счет последнему (л.д. 34-39).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Туровского сельского поселения в лице главы поселения ЩТА и ЩСА без проведения торгов заключен договор № по благоустройству территории населенных пунктов Туровского сельского поселения, а именно работы по расчистке дорог от снега. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ об оказанных услугах, выполненных по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Туровского сельского поселения в лице ЩТА и ТНА приняты выполненные ЩСА работы на сумму 91 261 рубль, которые на основании платежных поручений № от ДД.ММ.ГГГГ и № от ДД.ММ.ГГГГ переведены на счет последнему (л.д. 39-43).
Кроме того, ДД.ММ.ГГГГ администрацией Туровского сельского поселения в лице главы поселения ЩТА и ЩСА без проведения торгов заключен договор № по благоустройству территории населенных пунктов Туровского сельского поселения, а именно работы по посыпке дорог противогололедным средством (пескосоляная смесь). Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ об оказанных услугах, выполненных по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Туровского сельского поселения в лице ЩТА и ТНА приняты выполненные ЩСА работы на сумму 32 000 рублей, которые на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ переведены на счет последнему (л.д. 44-46, 49). Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ об оказанных услугах, выполненных по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Туровского сельского поселения в лице ЩТА и ТНА приняты выполненные ЩСА работы на сумму 31 000 рублей, 15 000 рублей из которых переведены на счет последнему на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 47-48).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Туровского сельского поселения в лице главы поселения ЩТА и ЩСА без проведения торгов заключен договор № по благоустройству территории населенных пунктов Туровского сельского поселения, а именно работы по расчистке дорог от снега. Согласно акту № от ДД.ММ.ГГГГ об оказанных услугах, выполненных по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, администрацией Туровского сельского поселения в лице ЩТА и ТНА приняты выполненные ЩСА работы на сумму 58 495 рублей, которые на основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ переведены на счет последнему (л.д. 51-54).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Туровского сельского поселения в лице главы поселения ЩТА и ЩСА без проведения торгов заключен договор № по благоустройству территории населенных пунктов Туровского сельского поселения, а именно работы по расчистке дорог от снега. На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 65 000 рублей (вознаграждение за расчистку дорог от снега по Дог. ГПХ № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт вып. раб. № от ДД.ММ.ГГГГ) переведены на счет ЩСА (л.д. 55-57).
Также ДД.ММ.ГГГГ администрацией Туровского сельского поселения в лице главы поселения ЩТА и ЩСА без проведения торгов заключен договор № по благоустройству территории населенных пунктов Туровского сельского поселения, а именно работы по посыпке дорог противогололедным средством (пескосоляная смесь). На основании платежного поручения № от ДД.ММ.ГГГГ денежные средства в размере 32 000 рублей (вознаграждение за посыпку дорог пескосмесью по Дог. ГПХ № от ДД.ММ.ГГГГ, Акт вып. раб. № от ДД.ММ.ГГГГ) переведены на счет ЩСА (л.д. 58-60).
Из объяснений ЩТА от ДД.ММ.ГГГГ следует, что администрацией Туровского сельского поселения в 2022 – истекшем периоде 2023 г. заключались договоры на выполнение работ по очистке от снега автодорог в сельском поселении с ее сыном ЩСА, поскольку для выполнения данных работ некого было привлечь. Вся работа выполнялась фактически, акты выполненных работ подписывались ей по факту выполненных работ. Какие-либо уведомления о возникновении конфликта интересов ей никуда не направлялись, куда нужно направлять такое уведомление ей неизвестно (л.д. 64-65).
Согласно свидетельству о рождении I-ТД № от ДД.ММ.ГГГГЩСА родился ДД.ММ.ГГГГ, в графе «отец» указан ЩАА, а в графе «мать» - ЩТА (л.д. 136).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Верховского района в адрес Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области направлено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции, с требованиями рассмотреть настоящее представление с приглашением представителя прокуратуры Верховского района, принять конкретные и исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также недопущению впредь; решить вопрос о привлечении к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях. В обоснование представления было указано, что прокуратурой района в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции должностными лицами органов местного самоуправления при заключении договоров на выполнение работ и оказание услуг установлен факт конфликта интересов, допущенного главой сельского поселения ЩТА, а также установлено отсутствие в Туровском сельском поселении Верховского района нормативного правового акта, определяющего порядок сообщения лицами, замещающими муниципальные должности, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, и определяющий деятельность соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению лиц, замещающих муниципальные должности и урегулированию конфликта интересов. Кроме того, ЩТА вопреки требованиям Федерального закона «О противодействии коррупции» не сообщила в Туровский сельский Совет народных депутатов о возникшем конфликте интересов, меры по его предотвращению и урегулированию не приняла. Лицо, замещающее муниципальную должность, в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является (л.д. 12-16).
В соответствии с ответом Туровского сельского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ указанное представление рассмотрено, с целью устранения нарушений принято Положение о комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области, проведено заседание данной Комиссии, где рассмотрен вопрос о возможном конфликте интересов. Депутатами сельского Совета главе Туровского сельского поселения ЩТА указано на недопущение впредь подобных нарушений (л.д. 17).
Решением Туровского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области (л.д. 18).
Согласно протоколу № заседания сессии Туровского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение и избрана Комиссия в составе 5 человек (л.д. 130-132).
ДД.ММ.ГГГГЩТА направила в Комиссию уведомление о возникновении личной заинтересованности при осуществлении полномочий главы Туровского сельского поселения, которая приводит или может привести к конфликту интересов (л.д. 135).
Из протокола № заседания Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ следует, что рассматривалось уведомление о возникновении личной заинтересованности при исполнении должных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов от главы Туровского сельского поселения ЩТА По результатам голосования вынесено решение, которым признано, что при исполнении должностных обязанностей лицом, представившим уведомление, личная заинтересованность отсутствует и не приводит к конфликту интересов (л.д. 26-28).
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Верховского района в Туровский сельский Совет народных депутатов Верховского района вновь внесено представление об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции, в обоснование указано, что Туровским сельским Советом народных депутатов представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ фактически не рассмотрено, поскольку представительным органом местного самоуправления решения в отношении главы сельского поселения ЩТА по факту допущенного ею конфликта интересов не принято, прокурор района не извещался о дате заседания Туровского сельского Совета народных депутатов. Прокурор требовал рассмотреть представление в предусмотренный законом месячный срок с приглашением представителя прокуратуры, принять конкретные и исчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих, а также недопущению впредь (л.д. 107-112).
Из ответа Туровского сельского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что представление от ДД.ММ.ГГГГ рассмотрено, с целью устранения нарушений принято Положение о комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области; проведено заседание данной Комиссии, где рассмотрен вопрос о возможном конфликте интересов; на сессии рассмотрен протокол заседания Комиссии. Депутатами сельского Совета главе Туровского сельского поселения ЩТА указано на недопущение впредь подобных нарушений (л.д. 113).
Решением Туровского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ признано отсутствие конфликта интересов главы поселения (л.д. 114), что подтверждается протоколом № заседания сессии Туровского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, на котором рассматривалось представление прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции (л.д. 133-134).
Решением Туровского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ№ признаны протокол заседания комиссии и решение заседания комиссии составлены верно; признано отсутствие конфликта интересов главы поселения; признано отсутствие материального ущерба бюджету администрации Туровского сельского поселения (л.д. 168).
Указанные выше обстоятельства подтверждаются протоколом № заседания сессии Туровского сельского Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, на котором рассматривался протокол заседания комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области (л.д. 165-167).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, предусмотренных статьями 9.1, 22, 27, 30, 33 и 39.1 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
В силу части 1 статьи 24 вышеуказанного закона, представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В соответствии с законодательством о противодействии коррупции конфликт интересов может быть разрешен различными способами, в том числе и отказом от своего личного интереса, порождающего конфликт с интересов.
Установленные судом нарушения ЩТА, которая, являясь депутатом Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области и выборным должностным лицом местного самоуправления - главой Туровского сельского поселения, заключила договоры по благоустройству территории населенных пунктов Туровского сельского поселения со своим сыном ЩСА, законодательства о противодействии коррупции являются безусловным основанием для досрочного прекращения ее полномочий главы Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области и депутата Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
При таких обстоятельствах суд усматривает наличие достаточных правовых оснований и для признания незаконным решение комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, отраженное в протоколе № заседания данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ; незаконными решения Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области «О рассмотрении протокола заседания комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области от 05.05.2023» № от ДД.ММ.ГГГГ и «О рассмотрении представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» № от ДД.ММ.ГГГГ.
Доводы административного ответчика ЩТА о том, что в рамках полномочий депутата ею не заключались никакие договоры, и не возникало ситуаций близко похожих на конфликт интересов, в связи с чем отсутствуют основания для прекращении ее полномочий депутата Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Кроме того, доводы ЩТА и ЧГФ о пропуске прокурором срока для обращения в суд с административным иском основаны на неверном толковании норм процессуального права, поскольку согласно части 1 статьи 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Из пояснений участников процесса, данных в судебном заседании, следует, что ДД.ММ.ГГГГ прокурор Верховского района узнал о решении Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области № от ДД.ММ.ГГГГ, на заседании Туровского сельского Совета народных депутатов при вынесении указанного решения прокурор не присутствовал, копия решения в адрес прокуратуры Верховского района не направлялась.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление прокурора Верховского района Орловской области в интересах Российской Федерации к Туровскому сельскому Совету народных депутатов, Комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области, главе Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области ЩТА о признании решений незаконными и досрочном прекращении полномочий удовлетворить.
Признать решение комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ, отраженное в протоколе № заседания данной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Признать решение Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области «О рассмотрении протокола заседания комиссии по соблюдению лицами, замещающими муниципальные должности, требований законодательства о противодействии коррупции и урегулированию конфликта интересов в органах местного самоуправления Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Признать решение Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области «О рассмотрении представления прокурора от ДД.ММ.ГГГГ№ об устранении нарушений требований законодательства о противодействии коррупции» № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
Прекратить полномочия главы Туровского сельского поселения Верховского района Орловской области ЩТА досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Прекратить полномочия депутата Туровского сельского Совета народных депутатов Верховского района Орловской области ЩТА досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Решение может быть обжаловано в Орловский областной суд через Верховский районный суд Орловской области в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 20 февраля 2024 года.
Судья А.С. Баранов