РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
28 сентября 2018 года Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
судьи Бетиной Г.А.,
при секретаре Григорьевой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело № 2а-4241/2018 по административному иску Куйбышевского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации к Главе городского округа Тольятти о признании нормативного правового акта недействующим,
установил:
Куйбышевский транспортный прокурор обратился с административным иском в интересах Российской Федерации к Главе городского округа Тольятти о признании о признании недействующим пункта 14.1.1 Приложения № к Положению «О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти», утвержденному постановлением мэра города Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№/п, указав, что мэром г.о.Тольятти Самарской области ДД.ММ.ГГГГ утверждены базовые ставки арендной платы на территории г.о.Тольятти. В силу п.14.1.1 Приложения № для земельных участков, используемых для железнодорожного транспорта, установлен коэффициент 1,0. Считает, что Постановление в части требований пункта 14.1.1 Приложения №, затрагивающих вопросы распоряжения земельными участками, используемыми для объектов железнодорожного транспорта, принято за пределами компетенции органов местного самоуправления, т.к. вопросы регулирования размера арендной платы и предоставления данных земельных участков находятся в ведении Правительства Российской Федерации. В действующей редакции указанное постановление предоставляет органу местного самоуправления право распоряжаться земельными участками, распоряжение которыми не входит в его компетенцию, т.к. в г.о.Тольятти имеются земельные участки, используемые для железнодорожного транспорта, находящиеся в федеральной собственности. Административный истец считает, что в указанное постановление необходимо внесение изменений в части конкретизации земельных участков, используемых для железнодорожного транспорта, для которых устанавливается порядок определения размера арендной платы за землю в г.о.Тольятти.
Просит признать постановление мэра г.о.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№/п «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти» (источник официального опубликования – «Городские ведомости», № (323), ДД.ММ.ГГГГ; «Городские ведомости» № (326), ДД.ММ.ГГГГ; «Городские ведомости», № (328), ДД.ММ.ГГГГ (уточнение), «Городские ведомости», № (379), ДД.ММ.ГГГГ (схема)) недействующим в части требований пункта 14.1.1 Приложения № к Постановлению, затрагивающих вопросы распоряжения земельными участками, используемыми для объектов железнодорожного транспорта.
Обязать административного ответчика привести постановление мэра городского округа Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№/п «О порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти» в соответствии с законом.
Представитель административного истца в судебном заседании иск поддержал.
Представитель административного ответчика в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что оспариваемое постановление не касается объектов, находящихся в федеральной собственности. Положение регулирует порядок определения базового размера арендной платы за предоставленные в аренду земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности. Принято в рамках полномочий и не противоречит действующему законодательству. Считает требования административного истца необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Просит в иске отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, суд считает необходимым отказать в удовлетворении административного иска по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 208 Кодекса административного судопроизводства РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Согласно части 7 статьи 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 данной статьи, в полном объеме.
В соответствии с ч.8 ст. 213 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;
2) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;
б) форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты;
в) процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта;
г) правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу;
3) соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Оспаривая нормативный правовой акт в части, административный истец указывает, что подпункт 14.1.1 пункта 14 Приложения № к Положению затрагивает вопросы распоряжения земельными участками, используемые для объектов железнодорожного транспорта, как следствие, не соответствует статье 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», статье 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта», постановлению Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№ «О порядке пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью и предоставленными открытому акционерному обществу «Российские железные дороги».
Также, из административного искового заявления следует, что указанные нормы приняты за пределами компетенции, т.к. вопросы регулирования размера арендной платы и предоставления вышеуказанных земельных участков, находятся в ведении Правительства Российской Федерации, что в силу положений пункта «д» пункта 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утверждённой постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, является коррупциогенным фактором, устанавливающим для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил.
В этой связи административный истец просит подпункт 14.1.1 пункта 14 Приложения № к Положению о порядке определения размера арендной платы за землю признать недействующим.
Оспаривая нормативный правовой акт в части, административный истец руководствуется нормами статьи 4 Федерального закона №29-ФЗ, согласно которой земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте в соответствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, являются федеральной собственностью.
Нормами статьи 8 Федерального закона №29-ФЗ предусмотрен перечень имущества, ограниченного в обороте:
магистральные железнодорожные линии со всеми расположенными на них сооружениями, устройствами сигнализации, централизации и блокировки, энергоснабжения, технологической связи, предназначенной для внутрипроизводственной деятельности и управления технологическими процессами на железнодорожном транспорте;
малоинтенсивные железнодорожные линии, участки и станции, имеющие оборонное значение;
информационные комплексы управления движением на железнодорожном транспорте и систему управления перевозками;
объекты локомотивного и вагонного хозяйства, имеющие оборонное значение; объекты мобилизационного назначения, объекты гражданской обороны, законсервированные и неиспользуемые в производстве мобилизационные мощности, мобилизационные запасы, материальные ценности мобилизационного резерва;
железнодорожный подвижной состав, предназначенный для осуществления специальных железнодорожных перевозок;
объекты и имущество, предназначенные непосредственно для выполнения аварийно-восстановительных работ.
Таким образом, из смысла указанной статьи следует, что к федеральной собственности отнесены земельные участки, на которых размещены объекты федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте, и на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы. Порядок и условия пользования земельными участками, являющимися федеральной собственностью, утверждены постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно указанному Порядку пользование земельным участком осуществляется на основании договора аренды земельного участка, заключаемого Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом (его территориальным органом) с открытым акционерным обществом «Российские железные дороги», за исключением случая, если договор аренды заключен с собственником расположенного на земельном участке здания, строения, сооружения.
В нарушение требований статьи 59 КАС РФ административным истцом не представлено доказательств, подтверждающих передачу органом местного самоуправления земельных участков, на которых размещены объекты федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемые в обороте, или на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы, в пользование на основании договора аренды земельного участка.
Согласно сведениям, представленным департаментом по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа Тольятти, осуществляющим в соответствии с Положением о департаменте, утвержденным распоряжением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ№-р/1, отдельные полномочия собственника муниципального имущества, информация о заключенных договорах аренды на указанные земельные участки отсутствует.
Согласно обжалуемому пункту 14.1.1. Приложения № к Положению о порядке определения размера арендной платы за землю установлен коэффициент вида использования земельного участка, применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки, используемые для объектов воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного транспорта, магистральные трубопроводы, ЛЭП, паромные переправы, автовокзалы, т.е. оспариваемые нормы указания на установление коэффициента, применяемого при определении размера арендной платы за земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, используемых для размещения железнодорожных станций или железнодорожных вокзалов не содержат.
Доводы административного истца основаны на нормах статьи 90 Земельного кодекса РФ, согласно которой землями транспорта признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов автомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Вместе с тем, согласно указанной статьи Земельного кодекса РФ к объектам инфраструктуры железнодорожного транспорта относятся: железнодорожные пути, здания, строения, сооружения, в том числе железнодорожные вокзалы, железнодорожные станции, а также устройства и другие объекты, необходимые для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта (пункт 2).
Уставом железнодорожного транспорта РФ, утвержденным Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №18-ФЗ, установлено, что субъектами права собственности на объекты транспортной инфраструктуры могут быть Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, а также граждане и юридические лица, из чего следует, что владельцем транспортной инфраструктуры могут быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие инфраструктуру на праве собственности или ином праве и оказывающие услуги по ее использованию на основании соответствующего договора, т.е. инфраструктура железнодорожного транспорта может не находиться в федеральной собственности.
Кроме того, Устав железнодорожного транспорта закрепляет определение железнодорожных путей общего и необщего пользования.
Железнодорожные пути общего пользования - железнодорожные пути на территориях железнодорожных станций, открытых для выполнения операций по приему и отправлению поездов, приему и выдаче грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, по обслуживанию пассажиров и выполнению сортировочных и маневровых работ, а также железнодорожные пути, соединяющие такие станции.
Железнодорожные пути необщего пользования - железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
Таким образом, закон позволяет при соблюдении указанных условий приобретать объекты инфраструктуры в собственность либо в иное вещное право, следовательно, допускает существование нескольких владельцев инфраструктуры железнодорожного транспорта.
Согласно оспариваемому подпункту 14.1.1., установлен коэффициент вида использования земельного участка, применяемые при определении размера арендной платы за земельные участки, используемые для объектов воздушного, речного, автомобильного, железнодорожного транспорта, магистральные трубопроводы, ЛЭП, паромные переправы, автовокзалы. Из формулировки указанного подпункта не следует, что устанавливается коэффициент, применяемый при определении размера арендной платы за земельные участки, используемые для объектов, находящихся в федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.7 Земельного кодекса РФ порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные в аренду без торгов, устанавливается:
1) Правительством Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена;
3) органом местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа относится к вопросам местного значения.
Пунктом 2 статьи 11 Земельного кодекса РФ управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, осуществляется органами местного самоуправления.
При этом согласно пункту 1.3. Положение регулирует порядок определения базового размера арендной платы за предоставление в аренду земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности.
Таким образом, в совокупности вышеуказанных норм обжалуемое Положение в части принято в соответствии с полномочиями органа местного самоуправления, устанавливает значения коэффициентов для расчета базовых ставок арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, не регулирует вопросы распоряжения земельными участками, находящимися в федеральной собственности, как следствие, не нарушает требований, в том числе антикоррупционного законодательства.
С учетом изложенного, в удовлетворении административного иска необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 14,175-178 КАС РФ,
решил:
В удовлетворении иска Куйбышевского Транспортного прокурора к Главе городского округа Тольятти Самарской области о признании недействующим в части постановления мэра г.Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ№/п «Об утверждении Положения о порядке определения размера арендной платы за землю в городском округе Тольятти», внесения изменений в указанное постановление – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о.Тольятти в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: подпись.
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья