ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4250/17 от 05.10.2017 Ленинскогого районного суда г. Перми (Пермский край)

Дело № 2а-4250/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 октября 2017 года город Пермь

Ленинский районный суд г. Перми в составе:

председательствующего судьи Подгайной Н.В.,

при секретаре Капкиной А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Тарасовой надежды Борисовны к Департаменту земельных отношений администрации г. Перми о признании решения незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Тарасова Н.Б. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Департаменту земельных отношений администрации города Перми о признании незаконным решения о от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу <Адрес>, кадастровый , общей площадью 190 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование зеленые насаждения, возложении обязанности устранить допущенное нарушение права путем совершения действий, предусмотренными статьями 39.11-39.12 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно: провести аукцион по продаже земельного участка, расположенного по адресу <Адрес>, кадастровый , общей площадью 190 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование зеленые насаждения.

В обоснование заявленных требований административным истцом указано, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратилась к административному ответчику с заявлением о проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу <Адрес>, кадастровый , общей площадью 190 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование зеленые насаждения.

ДД.ММ.ГГГГ в проведении аукциона, административным ответчиком отказано в связи с тем, что указанный земельный участок является фактически сложившимся проходом, проездом к земельному участку с кадастровым номером по <Адрес>, также указано, что в отношении территории, в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок разрабатывается документация по планировке территории.

Административный истец на основании положений Земельного кодекса Российской Федерации с решением Департамента земельных отношений администрации г. Перми, выражает несогласие, считает его незаконным, поскольку отсутствуют правовые основания, по которым испрашиваемый земельный участок не может быть предметом аукциона.

Также указано, что ответчиком не учтено, что собственником земельного участка с кадастровым номером по <Адрес> является Тарасова Н.Б.

Административный истец в судебное заседание не явилась, представила письменное ходатайство о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Административный ответчик представителя для участия в судебном заседании не направил, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в отсутствие представителя, представил письменный отзыв, в котором выражено несогласие с заявленными требованиями по аналогичным доводам, изложенным в оспариваемом решении.

Заинтересованное лицо департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми, привлеченное определением суда от ДД.ММ.ГГГГ, в письменном отзыве с заявленными требованиями выразил несогласие со ссылкой о том, что в настоящее время разрабатывается документация по планировке территории в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, на основании следующего.

В силу ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

В соответствии с положениями ч.4 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. В этом случае образование земельного участка и подготовка аукциона осуществляются в следующем порядке:

1) подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка.

Подготовка заинтересованными в предоставлении земельного участка гражданином или юридическим лицом схемы расположения земельного участка не допускается в случае образования земельного участка из земель или земельных участков, расположенных в границах субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя или в границах населенных пунктов;

2) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование земельного участка. При этом в данном заявлении указывается цель использования земельного участка;

3) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса и подпунктами 5 - 9, 13 - 19 пункта 8 настоящей статьи, принятие и направление им заявителю в срок не более двух месяцев со дня поступления заявления об утверждении схемы расположения земельного участка решения о ее утверждении с приложением этой схемы или решения об отказе в ее утверждении при наличии хотя бы одного из указанных оснований. В решении об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка должны быть указаны все основания принятия такого решения.

В случае, если на момент поступления в уполномоченный орган заявления об утверждении схемы расположения земельного участка на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении рассмотрения поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет такое решение заявителю.

Рассмотрение поданного позднее заявления об утверждении схемы расположения земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка либо до принятия решения об отказе в утверждении ранее направленной схемы расположения земельного участка;

4) обеспечение заинтересованным лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена) на земельный участок, образование которого осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории или утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, на основании заявления заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица либо заявления кадастрового инженера, выполнившего кадастровые работы в целях образования земельного участка, без получения доверенности или иного уполномочивающего документа от уполномоченного органа;

6) обращение заинтересованных в предоставлении земельного участка гражданина или юридического лица в уполномоченный орган с заявлением о проведении аукциона с указанием кадастрового номера такого земельного участка. В данном заявлении должна быть указана цель использования земельного участка;

7) обращение уполномоченного органа с заявлением о государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на земельный участок, образованный в соответствии с проектом межевания территории или с утвержденной в соответствии с подпунктом 3 настоящего пункта схемой расположения земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, и случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

8) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, если наличие таких условий является обязательным условием для проведения аукциона, за исключением случаев, если земельный участок не может быть предметом аукциона в соответствии с подпунктами 1, 5 - 19 пункта 8 настоящей статьи;

9) проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.

В соответствии с положениями п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если:

1) границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с требованиями Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости»;

2) на земельный участок не зарегистрировано право государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если такой земельный участок образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена;

3) в отношении земельного участка в установленном законодательством Российской Федерации порядке не определены предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений;

4) в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;

5) в отношении земельного участка не установлено разрешенное использование или разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования земельного участка, указанным в заявлении о проведении аукциона;

6) земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

7) земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды;

8) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев размещения сооружения (в том числе сооружения, строительство которого не завершено) на земельном участке на условиях сервитута или объекта, который предусмотрен пунктом 3 статьи 39.36 настоящего Кодекса и размещение которого не препятствует использованию такого земельного участка в соответствии с его разрешенным использованием;

9) на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и продажа или предоставление в аренду указанных здания, сооружения, объекта незавершенного строительства является предметом другого аукциона либо указанные здание, сооружение, объект незавершенного строительства не продаются или не передаются в аренду на этом аукционе одновременно с земельным участком;

10) земельный участок изъят из оборота, за исключением случаев, в которых в соответствии с федеральным законом изъятые из оборота земельные участки могут быть предметом договора аренды;

11) земельный участок ограничен в обороте, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка;

12) земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд, за исключением случая проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка;

13) земельный участок расположен в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о ее развитии, или территории, в отношении которой заключен договор о ее комплексном освоении;

14) земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения;

15) земельный участок предназначен для размещения здания или сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации или адресной инвестиционной программой;

16) в отношении земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления;

17) в отношении земельного участка поступило заявление о предварительном согласовании его предоставления или заявление о предоставлении земельного участка, за исключением случаев, если принято решение об отказе в предварительном согласовании предоставления такого земельного участка или решение об отказе в его предоставлении;

18) земельный участок является земельным участком общего пользования или расположен в границах земель общего пользования, территории общего пользования;

19) земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

В судебном заседании установлено, что с ДД.ММ.ГГГГ на кадастровом учете стоит земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <Адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для благоустройства, площадью 190 +/- 3 кв.м. (л.д.17).

На основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ административный истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлась арендатором вышеуказанного земельного участка (л.д.18-23).

Тарасовой Н.Б. на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами , по адресу: <Адрес>, коллективный сад , являющиеся смежными по отношению к испрашиваемому земельному участку.

ДД.ММ.ГГГГ Тарасова Н.Б. обратилась к административному ответчику с заявлением о проведении торгов в форме аукциона по продаже земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <Адрес>, категория земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием для благоустройства, площадью 190 +/- 3 кв.м (л.д.8).

ДД.ММ.ГГГГ департаментом земельных отношений администрации города Перми сообщено, что земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <Адрес> является фактически сложившимся проходом, проездом к земельному участку с кадастровым номером по <Адрес>, в связи, с чем проведение аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка под зеленые насаждения не представляется возможным.

Также указано, что в соответствии с действующим законодательством для возникновения права ограниченного пользования соседним участком необходимо установление сервитута; в настоящее время на основании распоряжения заместителя главы администрации города Перми от ДД.ММ.ГГГГ на территорию в границах которой расположен испрашиваемый земельный участок, разрабатывается документация по планировке территории (л.д.9).

Проанализировав представленные сторонами доказательства в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение административного ответчика является незаконным, поскольку основания, явившиеся к принятию оспариваемого решения, противоречат положениям действующего земельного законодательства.

Так из заявления административного истца следует, что Тарасова Н.Б. обратилась с заявлением о проведении аукциона по продаже земельного участка, тогда как из оспариваемого ответа следует, что не представляется возможным проведение аукциона на право заключения договора аренды данного земельного участка.

В оспариваемом ответе отсутствуют ссылки на основания, предусмотренные п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации, которыми предусмотрен исчерпывающий перечень, когда земельный участок не может быть предметом аукциона.

Доводы о том, что испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <Адрес> является фактически сложившимся проходом, проездом к земельному участку с кадастровым номером по <Адрес>, необходимости установления сервитута, наличий действий органов местного самоуправление по разработке документации по планировке территории, не могут быть признаны соответствующими требованиям действующего законодательства, поскольку ни одно из указанных оснований, не содержится в положениях п. 8 ст. 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации.

Оспариваемый ответ нарушает права административного истца, как лица заинтересованного в приобретении земельного участка.

Восстановление нарушенных прав истца подлежит путем возложения обязанности на Департамент земельных отношений администрации г. Перми повторно рассмотреть заявление Тарасовой Н.Б. от ДД.ММ.ГГГГ, с учетом требований действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

В соответствии с положениями ч. 9 ст. 227 КАС РФ, на Департамент земельных отношений администрации г. Перми необходимо возложить обязанность сообщить Тарасовой Н.Б. и Ленинскому районному суду г. Перми об исполнении настоящего решения в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании п. 4 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, настоящее решение опубликованию в печатных изданиях не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

решение Департамента земельных отношений администрации г. Перми ДД.ММ.ГГГГ об отказе Тарасовой Надежде Борисовне в проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу <Адрес>, кадастровый , общей площадью 190 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование зеленые насаждения (под благоустройство), признать незаконным.

Возложить на Департамент земельных отношений администрации г. Перми обязанность повторно рассмотреть заявление Тарасовой Надежды Борисовны о проведении аукциона по продаже земельного участка, расположенного по адресу <Адрес>, кадастровый , общей площадью 190 кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование зеленые насаждения (под благоустройство) от ДД.ММ.ГГГГ.

Департаменту земельных отношений администрации г. Перми в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить суду, а также административному истцу Тарасовой Надежде Борисовне об исполнении настоящего решения суда.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Ленинский районный суд г. Перми в течение одного месяца с момента составления мотивированного решения суда.

Председательствующий подпись Н.В.Подгайная

<данные изъяты>