Дело № 2а-4254/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 ноября 2021 года г. Ростов-на-Дону
Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону
в составе: председательствующего судьи Шандецкой Г.Г.
при секретаре Васильяди А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4254/2021 по административному иску Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Региональной общественной организации «Объединение третейских судей Ростовской области» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность, исключении ее из ЕГРЮЛ,
УСТАНОВИЛ:
Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области обратилось в суд с административным иском к Региональной общественной организации «Объединение третейских судей Ростовской области» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность, исключении ее из ЕГРЮЛ, ссылаясь на то, что Региональная общественная организация «Объединение третейских судей Ростовской области» зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 06.12.2010 за ОГРН <***>, ИНН <***>.
В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области Организация внесена за учетным № №.
В нарушение требований Региональная общественная организация "Объединение третейских судей Ростовской области" в период с 2015 года (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, с 07.06.2009 является Главное управление) не представляла в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в течение длительного периода времени.
На основании изложенного, административный истец просит суд признать Региональную общественную организацию «Объединение третейских судей Ростовской области» ОГРН <***>, ИНН <***> прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Представитель Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного разбирательства извещены судом надлежащим образом, представили заявление, в котором просили суд административное дело рассмотреть в отсутствие их представителя.
Представитель административного ответчика Региональной общественной организации "Объединение третейских судей Ростовской области" в судебное заседание не явился, извещался судом надлежащим образом.
Дело рассмотрено в отсутствие административного истца, ответчика, уведомленных надлежащим образом в порядке ст. 150 КАС РФ.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о признании общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица по основаниям и в порядке, которые предусмотрены частями 3, 4, 5 статьи 29 Федерального закона "Об общественных объединениях"; ликвидации общественного объединения по основаниям, предусмотренным статьей 44 Федерального закона "Об общественных объединениях".
Таким образом, Главное управление Министерства юстиции РФ по РО является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о признании организации прекратившей свою деятельность предоставлено законом.
Согласно части 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Региональная общественная организация «Объединение третейских судей Ростовской области» (далее - Организация) зарегистрирована Управлением Федеральной налоговой службы по Ростовской области 06.12.2010 за ОГРН <***>, ИНН <***>.
В ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области (далее - Главное управление) Организация внесена за учетным № №.
Согласно ч. 1 ст. 19 Конституции Российской Федерации все равны перед законом и судом. В части 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации предусмотрена обязанность, в том числе граждан и их объединений, соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с абз. 4 ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее - Закон), общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия и данных о руководителях в объеме сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.
В соответствии с абз. 8 ч. 1 ст. 29 Закона общественные объединения обязаны информировать федеральный орган государственной регистрации об объеме денежных средств и иного имущества, полученных от иностранных источников, которые указаны в пункте 6 статьи 2 Федерального закона «О некоммерческих организациях», о целях расходования этих денежных средств и использования иного имущества и об их фактическом расходовании и использовании по форме и в сроки, которые установлены уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В нарушение вышеуказанных требований Организация в период с 2015 года (федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственной регистрации и контроля некоммерческих организаций, с 07.06.2009 является Главное управление) не представляла в Главное управление обновленные сведения о продолжении своей деятельности, уклоняясь от выполнения законной обязанности в течение длительного периода времени.
Также 09.06.2016 за неисполнение обязанности по предоставлению отчетности Главным управлением в отношении Организации был составлен и направлен мировому судье протокол об административном правонарушении по ст. 19.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на основании которого суд постановил признать Организацию виновной в совершении административного правонарушения и назначить ей административное наказание в виде штрафа в размере 3000 руб.
Указанное правонарушение, являясь по своей правовой природе существенным, влечет возникновение основания для применения к ней санкции, предусмотренной вышеуказанным Законом.
Согласно положениям статьи 29 Федерального закона от 19 мая 1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных вышеуказанной статьей, непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных абзацем восьмым части первой вышеуказанной статьи, неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, является основанием для обращения органа, принявшего решение о государственной регистрации общественного объединения, в суд с заявлением о признании данного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из единого государственного реестра юридических лиц.
Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 28 июня 2012 года N 1246-О, указанная мера принуждения может применяться к юридическим лицам различных видов и предназначена обеспечить достоверность сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, препятствовать недобросовестному использованию статуса юридических лиц.
При этом гарантия достоверности содержащихся в государственном реестре юридических лиц сведений, доверие к этим сведениям со стороны третьих лиц и стабильность гражданского оборота, как прямая обязанность любой общественной организации, обеспечивается именно выполнением возложенной на Организацию обязанности, связанную с предоставлением соответствующих сведений в уполномоченный орган.
Организация не выполняет возложенную на нее обязанность в течение длительного периода времени. Иные сведения, свидетельствующие о продолжении деятельности, относящиеся законом к общедоступным либо общеизвестным, в Главном управлении отсутствуют, в связи с чем неисполнение законной обязанности может быть квалифицировано как существенное, а возможные последствия, связанные с нарушением баланса публичных и частных интересов - создающими угрозу стабильности гражданского оборота. При таких обстоятельствах, решение о ликвидации такой некоммерческой организации является адекватной мерой, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц (правовая позиция, выраженная Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 18.07.2003 № 14-П).
Согласно пункта 9 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований в полном объеме, поскольку выявленные грубые и неоднократные нарушения Региональной общественной организации "Объединение третейских судей Ростовской области" в силу ст. 29 Федерального закона "Об общественных объединениях" являются основанием для признания организации прекратившей свою деятельность по решению суда.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
С учетом изложенного, на основании абз. 8 п. 2 ст. 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации с административного ответчика подлежит взысканию в доход местный бюджет государственная пошлина в размере 6 000 рублей.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями 175-180, 218-220 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Ростовской области к Региональной общественной организации «Объединение третейских судей Ростовской области» о признании общественной организации прекратившей свою деятельность, исключении ее из ЕГРЮЛ, - удовлетворить.
Признать Региональную общественную организацию «Объединение третейских судей Ростовской области» ОГРН <***>, ИНН <***> прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Региональной общественной организации «Объединение третейских судей Ростовской области» ОГРН <***>, ИНН <***> в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 6 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Кировский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Судья
Мотивированное решение изготовлено 13.12.2021 года.