Дело № 2а-426 (2017)
Судья: Рахимов А.Х.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2017 года город Арск
Арский районный суд Республики Татарстан в составе председательствующего судьи Рахимова А.Х., при секретаре Гиниятуллиной Л.М., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Арскому и Атнинскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан,
УСТАНОВИЛ:
Управление Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан обратилось в суд с административным иском в вышеприведенной формулировке, в обоснование указав, что 20 февраля 2017 г. в отношении истца ответчиком составлено предписание № по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, по результатам плановой проверки по выполнению требований в области гражданской обороны, проведенной в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Истец считает эти требования незаконными и не подлежащими исполнению. Пункт первый предписания обязывает Управление сформировать документацию защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) со ссылкой на пункт 3.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Пункт второй предписания обязывает Управление обеспечить группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментами согласно примерным нормам оснащения в соответствии с пунктом 1.5 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Пункт третий предписания обязывает Управление создать для оснащения ЗС ГО запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий в соответствии с пунктом 1.6 приказа МЧС России от 15.12.2002 г. № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны». Пункт четвертый предписания обязывает Управление создать запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых в целях гражданской обороны в соответствии с Постановлением правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств». Выполнение вышеуказанных требований обязательно лишь для организаций, эксплуатирующих защитное сооружение гражданской обороны, являющееся объектом гражданской обороны. Согласно данным проверяющего органа, подвальное помещение Управления состоит на учете как противорадиационное укрытие. Управление оспаривает факт правомерности постановки своего здания на учет как защитное сооружение гражданской обороны. Задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны определены Федеральным законом от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне». Статьей 6 Федерального закона определение порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны отнесено к компетенции Правительства Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 N 1309 был утвержден порядок создания убежищ и иных объектов гражданской обороны (далее- Порядок). Согласно пункту 3 Порядка, противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне, в том числе для нетранспортабельных больных, находящихся в учреждениях здравоохранения, и обслуживающего их медицинского персонала, расположенных в зоне возможного радиоактивного заражения (загрязнения) и за пределами зоны возможных сильных разрушений. В соответствии с пунктом 7 Порядка, создание объектов гражданской обороны в мирное время осуществляется на основании планов, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и согласованных с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В пунктах 8, 9 и 10 Порядка установлены обязанности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций по вопросу создания объектов гражданской обороны, по смыслу которых создание объекта гражданской обороны должно сопровождаться принятием соответствующих нормативных актов. Проверяющий орган в обоснование правомерности установления в отношении здания Управления статуса ЗС ГО не приводит ссылок на нормативные акты органов государственной власти, соответствующие планы, решения, закрепляющие создание ЗС ГО. Единственное на что ссылается орган МЧС это паспорт противорадиационного укрытия. Экземпляром паспорта Управление не располагает, данных о передаче Управлению экземпляра тоже нет. О статусе здания как объекта гражданской обороны Управлению стало известно лишь в период проверки. Указанные факты, по мнению Управления, свидетельствуют о нарушении процедуры создания в здании управления объекта ЗС ГО, соответственно требования, возлагаемые на Управление предписанием проверяющего органа, незаконны. Кроме того, пункт четвертый предписания не согласуется с его другими пунктами. Требования пунктов 1-3 предписания основаны на том, что здание управление является ЗС ГО в виде противорадиационного укрытия. Как уже было указано в настоящем заявлении, противорадиационные укрытия создаются для населения и работников организаций, не отнесенных к категориям по гражданской обороне. Однако согласно подпункту в пункта 6 Положения о накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.04.2000 N 379, создание запасов осуществляется лишь теми организациями, которые отнесены к категориям по гражданской обороне. Таким образом, сам факт составления предписания проверяющим органом является незаконным, так как постановка здания Управления на учет в качестве объекта гражданской обороны была осуществлена не в соответствии с требованиями законодательства, в частности пунктов 7-10 Порядка создания убежищ и иных объектов гражданской обороны, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309, второго абзаца пункта 1.2 и приложения № 6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 N 583 "Об утверждении и введении в действие Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны" в редакции до 05.02.2016 г..
Представитель истца ФИО1 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал, возражал против их удовлетворения.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно статье 46 (часть 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Из анализа вышеуказанных положений следует, что для принятия судом решения о признании действий (бездействий) незаконными необходимо наличие двух условий - это несоответствие решения, действия (бездействия) закону и нарушение прав и свобод административного истца, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Согласно пункту 1 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года N 305, государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.
Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы (далее - органы, осуществляющие государственный надзор в области гражданской обороны). Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения должностные лица органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, в пределах своей компетенции имеют право:
а) осуществлять проверку выполнения установленных требований в области гражданской обороны федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами;
б) проводить обследования и проверки территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях государственного надзора в области гражданской обороны за выполнением установленных требований в этой области и пресечения их нарушений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
в) запрашивать необходимые документы для проверки выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны;
г) выдавать руководителям федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностным лицам обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений установленных требований в области гражданской обороны;
д) составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке, определенном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
е) отменять (изменять) незаконные и (или) необоснованные решения, принятые нижестоящими должностными лицами органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны.
Решения и требования должностных лиц органов, осуществляющих государственный надзор в области гражданской обороны, по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны соответственно для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, а также должностных лиц и граждан (пункт 9 Положения).
Судом установлено, что межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Арскому и Атнинскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан на основании распоряжения органа государственного контроля (надзора) от ДД.ММ.ГГГГ№ в отношении государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан, расположенного по адресу: <адрес>, была проведена плановая выездная проверка с целью оценки соответствия осуществляемых юридическим лицом деятельности или действий (бездействия) обязательным требованиям в области гражданской обороны.
В результате указанной проверки были выявлены следующие нарушения: 1) отсутствует документация ЗС ГО (здание УПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ) чем нарушен п. 3.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; 2) группы (звенья) по обслуживанию ЗС ГО не обеспечены средствами индивидуальной защиты, радиационной и химической разведки, специальной обработки, связи, медицинским имуществом и инструментом согласно примерным нормам оснащения (табелизации) (здание УПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ), чем нарушен п. 1.5 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; 3) для оснащения ЗС ГО не созданы запасы (резервы) лекарственных препаратов и медицинских изделий (здание УПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ), чем нарушен п. 1.6 Приказа МЧС России от 15.12.2002 № 583 «Об утверждении и введении в действие правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны»; 4) не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, создаваемых в целях гражданской обороны (здание УПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ, чем нарушены ст.8 и 9 Федерального Закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; требования Постановления Правительства Российской Федерации от 27.04.2000 № 379 «О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств».
ДД.ММ.ГГГГ года заместителем начальника МОНД и ПР по Арскому и Атнинскому муниципальным районам УНД и ПР ГУ МЧС России по РТ майор внутренней службы ФИО3 в отношении руководителя УПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ ФИО4 был составлен протокол № об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, устанавливающей ответственность за невыполнение требований законодательства в области гражданской обороны.
Постановлением мирового судьи судебного участка № по Арскому судебному району Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО4 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.7 КоАП РФ, ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 5000 рублей в доход государства.
ДД.ММ.ГГГГ межрайонным отделом надзорной деятельности и профилактической работы по Арскому и Атнинскому муниципальным районам Республики Татарстан в адрес Управления Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан было вынесено предписание № по устранению нарушений обязательных требований в области гражданской обороны в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с пунктом 1.2. Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных приказом МЧС России от 15 декабря 2002 года N 583, статус защитного сооружения гражданской обороны как объекта гражданской обороны определяется наличием паспорта убежища (ПРУ), заверенного печатью организации, эксплуатирующей сооружение, и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациями с копиями поэтажных планов и экспликаций помещений ЗС ГО, заверенных органами технической инвентаризации.
Согласно пункту 2.1. Правил учет ЗС ГО ведется в федеральных органах исполнительной власти, региональных центрах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, главных управлениях МЧС России по субъектам Российской Федерации и органах местного самоуправления, а также в организациях, имеющих на балансе ЗС ГО, в журнале учета ЗС ГО, форма которого приведена в приложении N 5.
В силу пункта 2.2. Правил документальным основанием для ведения учета ЗС ГО является паспорт сооружения, в котором указываются его основные технические характеристики и перечень оборудования систем жизнеобеспечения. Обязательными приложениями к паспорту ЗС ГО являются копии поэтажных планов и экспликаций помещений объекта ГО, согласованные и заверенные органами технической инвентаризации, организацией - балансодержателем ЗС ГО и органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Паспорт ЗС ГО оформляется после ввода защитного сооружения в эксплуатацию или по итогам инвентаризации ЗС ГО.
В материалах дела имеется паспорт убежища (противорадиационного укрытия), согласно которому убежище расположено в подвальном помещении, встроенном в двухэтажное здание, общая площадь убежища - <данные изъяты> кв. м, объем – <данные изъяты> куб.м.. Паспорт заполнен ДД.ММ.ГГГГ, подписан руководителем УПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ ФИО4.
Как усматривается из учетной карточки защитного сооружения гражданской обороны (ЗС ГО) (убежища, противорадиационного укрытия) № от ДД.ММ.ГГГГ, проектная документация защитного сооружения была разработана ООО «Арманд»; строительно-монтажной организацией, возводившей ЗС ГО, является ООО «Савап»; назначение ЗС ГО в мирное время по проекту – архивные помещения, эксплуатирующая организация ЗС ГО - УПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ.
Учетная карточка подписана заместителем руководителя УПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ, на балансе которого находится ЗС ГО.
Таким образом, указанный объект, являющийся объектом гражданской обороны, поставлен на учет в соответствии с требованиями закона. Нарушений со стороны должностных лиц органа, осуществляющего государственный надзор в области гражданской обороны, при проведении проверки не имеется. УПФР по Арскому и Атнинскому районам РТ обязано устранить указанные в предписании нарушения. Доводы истца по существу сводятся к несогласию с предписанием, в связи с чем, признаются судом несостоятельными, основанными на неправильном толковании административным истцом примененных ответчиком норм права.
С учетом изложенных обстоятельств, опровергающих доводы истца, приведенные в обоснование иска, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку оспариваемое предписание вынесено уполномоченным должностным лицом в соответствии с требованиями действующего законодательства, права и законные интересы административного истца не были нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных государственным учреждением – Управлением Пенсионного фонда РФ по Арскому и Атнинскому районам Республики Татарстан требований о признании незаконным предписания № от ДД.ММ.ГГГГ межрайонного отдела надзорной деятельности и профилактической работы по Арскому и Атнинскому муниципальным районам Управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Татарстан – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Арский районный суд Республики Татарстан.
Судья: Рахимов А.Х.