ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4260/2016 от 28.07.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 июля 2016 г. г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,

при секретаре Нурмухановой-Дускалиевой М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г. Астрахани, расположенном по адресу: г. Астрахань, ул. Набережная 1 Мая, 43 административное дело № 2а-4260/2016 по административному иску Джало И. к УМВД России по Астраханской области об оспаривании бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец Джало И. обратился в суд с административным иском к УМВД России по Астраханской области об обжаловании бездействия, обязании устранить допущенные нарушения, указав в обоснование требований, что 16.10.2015 года решением УФМС России по Астраханской области ему разрешено проживание на территории Российской Федерации. Для проставления соответствующей отметки в паспорте он неоднократно обращался в ОВПРиРИГ УМФС России по Астраханской области, но до настоящего времени отметка не проставлена, поскольку ответчик требует подтвердить законность нахождения истца на территории Российской Федерации. Просит признать бездействие ответчика незаконным и обязать УМВД России по Астраханской области оформить разрешение на временное проживание Джало И. путем составления соответствующей записи в паспорте.

В судебном заседании административный истец Джало Ибрайма, представитель административного истца Егазарьянц В.В. иск поддержали, просили удовлетворить.

Административный ответчик - представитель УМВД России по Астраханской области Лукина Т.А. просила в иске отказать.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Реализуя указанные конституционные предписания, статья 218 КАС РФ предоставляет гражданину, организации право оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно приказу ФМС России от 17.03.2016 №157 и в соответствии со Схемой размещения территориальных органов Федеральной миграционной службы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 №1652-р, Управление Федеральной миграционной службы по Астраханской области переименовано в Управление Федеральной миграционной службы по Астраханской области и Республике Калмыкия.

В соответствии с п. 1 Указа Президента от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» (далее - Указ) Федеральная миграционная служба упразднена.

Министерству внутренних дел РФ переданы функции и полномочия упраздняемой ФМС России. Правопреемником упраздняемой Федеральной миграционной службы, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений, является Министерство внутренних дел Российской Федерации (п. 2, пп. «б» п. 3 Указа).

Согласно приказу ФМС России от 01.06.2016 № 260 УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия ликвидировано.

Соответственно правопреемником Управления Федеральной миграционной службы по Астраханской области и Республике Калмыкия является УМВД России по Астраханской области.

В связи с формированием Управления по вопросам миграции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Астраханской области (не являющегося самостоятельным структурным подразделением), назначением с 12.07.2016 на должности руководства УВМ УМВД России по Астраханской области и переводом семидесятипроцентной штатной численности ликвидированного УФМС России по Астраханской области и Республике Калмыкия с 21.07.2016 в УМВД России по Астраханской области (далее - Управление), Управление в настоящее время исполняет функции и полномочия упраздненного государственного органа, являясь его правопреемником.

Согласно ч.1 ст.44 КАС РФ в случае, если в период рассмотрения административного дела орган государственной власти, иной государственный орган или орган местного самоуправления, являющиеся стороной в административном деле, реорганизован, суд производит замену этой стороны его правопреемником. В случае, если какой-либо из указанных органов либо организация, наделенная государственными или иными публичными полномочиями, упразднены, суд производит замену этой стороны органом или организацией, к компетенции которых относится участие в публичных правоотношениях в той же сфере, что и рассматриваемые судом спорные правоотношения, либо к компетенции которых относится защита нарушенных прав, свобод и законных интересов административного истца.

В судебном заседании установлено, что в УФМС России по Астраханской области обратился иностранный гражданин Республики Гвинея-Биссау Джало Ибрайма с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание (далее по тексту - РВП) без учета квоты. В качестве документа, удостоверяющего личность, Джало Ибрайма представил паспорт №064590, выданный Министерством внутренних дел 19.09.1990 сроком действия до 29.07.2017. В качестве документа, подтверждающего законность нахождения на территории Российской Федерации, Джало Ибрайма представил справку о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, выданную УФМС России по Астраханской области 19.03.2015 сроком действия до 19.06.2015.

16.10.2015 УФМС России по Астраханской области было принято решение в форме заключения о выдаче Джало Ибрайма разрешения на временное проживание на основании п.п.6.2 п.3 ст.6 Федерального закона от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон №115-ФЗ).

Согласно п.1 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации, если иное не установлено данным Федеральным законом. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.

В соответствии с п.п.6.2 п.3 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину, имеющему ребенка, состоящего в гражданстве Российской Федерации.

Согласно п.8 ст.6 Федерального закона №115-ФЗ порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Такой порядок и перечень документов установлены Административным регламентом предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации, утвержденным приказом ФМС России от 22 апреля 2013 г. N 214 (далее - Административный регламент).

Согласно п.2 Административного регламента заявителями являются иностранный гражданин или лицо без гражданства, достигший 18-летнего возраста, законно находящийся на территории Российской Федерации, обратившийся в территориальный орган ФМС России по месту предполагаемого проживания с заявлением о выдаче разрешения.

В соответствии с п. 16 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги являются: выдача иностранному гражданину разрешения (принятие решения о выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении, оформление и выдача иностранному гражданину разрешения) или отказ в выдаче иностранному гражданину разрешения (принятие решения об отказе в выдаче разрешения, направление иностранному гражданину уведомления о принятом решении или выдача иностранному гражданину уведомления об отказе в выдаче разрешения).

Согласно п.53 Административного регламента предоставление государственной услуги включает в себя следующие административные процедуры: прием и регистрация заявления; рассмотрение заявления; формирование и направление межведомственных запросов в органы (организации), участвующие в предоставлении государственной услуги; принятие решения по результатам рассмотрения заявления; направление уведомления о принятом решении; осуществление административных процедур при подаче заявления в электронной форме; оформление и выдача разрешения; оформление разрешения при утрате или обмене документа, удостоверяющего личность, при изменении персональных данных владельца разрешения.

Согласно п.70 Административного регламента при выявлении одного или нескольких оснований отказа в выдаче разрешения, предусмотренных пунктами 36 и 37 Административного регламента, принимается решение об отказе в выдаче разрешения. Если в результате проверки не были установлены обстоятельства, являющиеся основаниями отказа в выдаче разрешения, принимается решение о выдаче разрешения.

Согласно п.96 Административного регламента разрешение в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, оформляется в срок, не превышающий 10 календарных дней со дня обращения иностранного гражданина.

В соответствии со ст.2 Федерального закона №115-ФЗ разрешение на временное проживание - подтверждение права иностранного гражданина или лица без гражданства временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина или лица без гражданства, либо в виде документа установленной формы, выдаваемого в Российской Федерации лицу без гражданства, не имеющему документа, удостоверяющего его личность. Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание.

Таким образом, государственная услуга по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание при условии вынесения положительного решения о выдаче иностранцу РВП завершается процедурой оформления и выдачи РВП заявителю в соответствии с требованиями Административного регламента. Вынесение решения о выдаче РВП не свидетельствует о присвоении иностранному гражданину правового статуса временно проживающего в Российской Федерации и не подтверждает его право временно проживать в Российской Федерации. Данное решение указывает лишь на то, что при рассмотрении заявления о выдаче РВП основания для отказа в выдаче РВП, предусмотренные статьей 7 Федерального закона №115-ФЗ и пунктами 36-38 Административного регламента, не установлены.

В связи с тем, что заявителем по данной государственной услуге согласно положениям Административного регламента является законно находящийся на территории РФ иностранный гражданин, при получении результата оказания государственной услуги (при оформлении и выдаче РВП в виде отметки в документе, удостоверяющем личность) заявитель должен подтвердить законность своего пребывания на территории Российской Федерации.

Из материалов дела следует, что иностранный гражданин Республики Гвинея-Биссау Джало Ибрайма неоднократно обращался с обращениями в УФМС России по Астраханской области по вопросу оформления РВП.

07.10.2015 Джало Ибрайма обратился в УФМС России по Астраханской области с заявлением о сообщении ему результата рассмотрения его заявления о выдаче РВП. Письмом за исх.№ 1/ДЗ-35 от Джало Ибрайма сообщалось о том, что по его заявлению принято положительное решение о выдаче РВП, уведомление направлено в его адрес, получить РВП он сможет при условии законного нахождения на территории Российской Федерации.

11.12.2015 Джало Ибрайма повторно обратился в УФМС России по Астраханской области с заявлением об оформлении ему РВП в связи с принятием положительного решения о его выдаче. Письмом за исх.№ 1/ДЗ-40 от 18.12.2015 Джало Ибрайма сообщалось о том, что получить РВП он сможет при условии законного нахождения на территории Российской Федерации, для разъяснения имеющихся вопросов необходимо обратиться в ОВРПиРИГ УФМС России по Астраханской области.

Согласно п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2009 г. № 2 к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц (должностными инструкциями, положениями, регламентами, приказами).

Исходя из положений Федерального закона №115-ФЗ и Административного регламента, основанием для оформления и выдачи РВП иностранному гражданину, в отношении которого вынесено положительное решение о выдаче РВП, является факт обращения заявителя, законно находящегося на территории Российской Федерации, в уполномоченное подразделение. В связи с тем, что иностранным гражданином Джало Ибрайма указанные условия не соблюдены, РВП в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца, не оформлялось и не выдавалось. При этом установлено, что УФМС России по Астраханской области в оформлении и выдаче РВП Джало Ибрайма не отказывало, сообщало о необходимости представления документа, подтверждающего законность пребывания на территории Российской Федерации. В связи с тем, что с Республикой Гвинея-Биссау установлен визовый режим пребывания иностранных граждан на территории Российской Федерации, законность пребывания Джало Ибрайма в Российской Федерации может быть подтверждена в частности визой. Доказательств наличия у Джайло Ибрайма данной визы или иного документа, подтверждающего законность его пребывания на территории Российской Федерации, при обращении в УФМС России за оформлением РВП в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранца, а также при рассмотрении данного административного дела, суду не представлено.

Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. В соответствии с ч.8 ст.219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Как следует из обращений Джало Ибрайма, о предполагаемом им нарушении его прав и законных интересов в связи с не оформлением РВП стало известно в октябре 2015 года, однако, с административным иском об оспаривании бездействия УФМС России по Астраханской области он обратился в органы судебной власти только 28 июня 2016 года, а именно, с пропуском установленного законом процессуального срока, заявление о восстановлении пропущенного срока и об уважительности причин пропуска срока Джало Ибрайма не подавал.

Анализ представленной по делу совокупности доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что требования Джало Ибрайма удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Джало И. к УМВД России по Астраханской области, об оспаривании бездействия и обязании устранить допущенные нарушения отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 01.08.2016 года.

Судья: