Копия
дело № 2а-4261/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Красноярск 06 апреля 2016 года
Октябрьский районный суд г. Красноярска в составе
председательствующего судьи Черных А.В.,
при секретаре А4,
с участием представителя административного ответчика отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» - ФИО1,
третьего лица - инспектора (ПДН) ОУУП и ДН ОП № 2 МУ МВЖ России «Красноярское» ФИО2
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению ФИО3, , действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО3, , к отделу полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
ФИО4, действующий в интересах несовершеннолетнего ФИО3, обратился в суд с административным исковым заявлением о возложении на отдел полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» обязанности предоставить ему заверенную копию документа, в соответствии с которым ФИО3 был поставлен на профилактический учет в ОУУП и ДН ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское». Мотивировал свои требования тем, что его сын на основании постановления об отказе в возбуждении уголовного дела от 03.03.2015 года был поставлен на профилактический учет ОУУПиДН отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» как совершивший общественно опасное деяние и не подлежащий уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность. Как указывает заявитель, до настоящего времени полицией ему не направлен документ о постановке его сына на профилактический учет, в связи с чем он, не имея перед собой текста документа, не имеет возможность оспорить факт постановки его сына на профилактический учет ПДН.
В судебное заседание заявитель ФИО4 не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом путем вручения судебной повестки.
Представитель административного ответчика отдела полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» - ФИО1 и третье лицо инспектор ПДН ФИО2 просили в удовлетворении заявленных требований отказать, пояснив, что никакого отдельного постановления о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет не выносится и его законным представителям не направляется, последние лишь уведомляются о постановке ребенка на профилактический учет.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ст. 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В силу статьи 11 ГК РФ судебной защите подлежат нарушенные гражданские права.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч.ч. 8, 9 и 11 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Из материалов дела усматривается, что на основании заключения инспектора ПДН Отдела полиции N 2 МУ МВД России "Красноярское" ФИО2 от 18.03.2015 года, утвержденного заместителем начальника ОП № 2 МУ МВД России "Красноярское", несовершеннолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на профилактический учет ПДН Отдела полиции N 2 МУ МВД России "Красноярское" с заведением учетно-профилактической карточки в соответствии с п. 49.1.6. Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 15.10.2013 № 845, как совершивший общественно опасное деяние и не подлежащий уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
В соответствии с п. 8 ст. 1 статьи 5 Федерального закона от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних, в том числе, совершивших общественно опасное деяние и не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
В силу статьи 6 Федерального закона N 120-ФЗ основанием проведения индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей являются обстоятельства, предусмотренные статьей 5 настоящего Федерального закона, если они зафиксированы в следующих документах, в том числе заключении, утвержденном руководителем органа или учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по результатам проведенной проверки жалоб, заявлений или других сообщений.
Пунктом 49.1.6 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15.10.2013 N 845, предусмотрено, что на профилактический учет с заведением учетно-профилактической карточки ставятся несовершеннолетние, совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
Согласно заключению инспектора ПДН Отдела полиции N 2 МУ МВД России "Красноярское" ФИО2 от 18.03.2015 года, утвержденного заместителем начальника ОП № 2 МУ МВД России "Красноярское", несовершеннолетний ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, был поставлен на профилактический учет ПДН Отдела полиции N 2 МУ МВД России "Красноярское" в связи совершением общественно опасного деяния, подпадающего под признаки преступления предусмотренного ч. 1 ст. 116 УК РФ. В связи с недостижением ФИО3 возраста, с которого наступает уголовная ответственность, в отношении него 03.03.2015 года вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 ч.1 ст. 24 УПК РФ.
Как следует из пояснений истца ФИО4, данных в ранее проведенном судебном заседании, данное постановление им получено и не обжаловалось.
Из содержания положений пункта 49.1.6 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15.10.2013 года № 845, основанием постановки на профилактический учет является установление факта совершения несовершеннолетним, не достигшим возраста уголовной ответственности, общественно опасного деяния, содержащего признаки преступления. Указанный факт устанавливается путем проведения проверки в порядке ст. 144-145 УПК РФ, с принятием решения о возбуждении/отказе в возбуждении уголовного дела в форме постановления.
При принятии решения о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет сотрудником ПДН составляется мотивированное заключение.
Вынесение какого-либо иного документа, в форму которого облечено решение о постановке несовершеннолетнего на профилактический учет на основании п. 49.1.6 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации ни Федеральным законом от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", ни приказом МВД России от 15.10.2013 года № 845 не предусмотрено, как и не предусмотрена выдача таковых документов законным представителям несовершеннолетних.
При этом в силу п. 53 Инструкции сотрудники ПДН при заведении УПК, УПД проводят беседу с несовершеннолетним, его родителями или иными законными представителями, разъясняют им основания постановки на профилактический учет и снятия с него.
Из имеющихся в материалах дела объяснений от 17.03.2015 года, полученных инспектором ПДН от ФИО5, являющейся матерью несовершеннолетнего ФИО3, следует, что ей разъяснены основания постановки сына на профилактический учет.
Таким образом, инспектором ОУУПиДН ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское» исполнена обязанность по разъяснению законному представителю оснований постановки несовершеннолетнего на профилактический учет.
Кроме того, на обращения истца ФИО4 отделом полиции в его адрес направлялись письменные ответы от 15.10.2015 года и 15.12.2015 года, в которых последнему были разъяснены порядок и основания постановки его сына на профилактический учет в ОУУПиДН ОП №2 МУ МВД России «Красноярское».
Следовательно, с учетом того, что действующим законодательством не предусмотрено оформление постановки несовершеннолетнего на профилактический учет по основаниям, предусмотренным п. 49.1.6. Инструкции, кроме как заведением учетно-профилактической карточки, выдача которой его законным представителям нормативно-правыми актами не предусмотрена, оснований для удовлетворения требования административного истца ФИО4 не имеется.
Кроме того, суд полагает, что административным истцом ФИО4, действующим в интересах несовершеннолетнего ФИО3, избран неверный способ защиты, поскольку его доводы фактически сводятся к несогласию с решением должностных лиц полиции о постановке его сына на профилактический учет ОУУПиДН ОП №2 МУ МВД России «Красноярское», вследствие чего заявитель вправе обратиться с административными исковыми требованиями об обжаловании соответствующего решения, либо путем обжалования постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в порядке ст.ст. 124-125 УПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении требований ФИО3, , действующего в интересах несовершеннолетнего ФИО3, , к отделу полиции № 2 МУ МВД России «Красноярское» о возложении обязанности предоставить заверенную копию документа, в соответствии с которым ФИО3, поставлен на профилактический учет в ОУУП и ДН ОП № 2 МУ МВД России «Красноярское», отказать
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Подписано председательствующим. Копия верна.
Судья А.В. Черных