Дело № 2а-4261/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
10 декабря 2021 года г. Новороссийск
Октябрьский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе: председательствующего Схудобеновой М.А.
при секретаре Луневой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административным искам Ященко ФИО7 к Администрации МО <адрес> об оспаривании решений
УСТАНОВИЛ:
Ященко М.А. обратилась в суд с административными исковыми заявлениями к администрации МО <адрес>:
о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования <адрес>№ от 26.03.2021г. «Об отказе в предоставлении отклонений от предельных параметров разрешенного строительства в части расположении объекта капитального строительства со стороны смежного земельного участка с КН №-без отступа, со стороны смежного земельного участка с КН №-без отступа, в территориальной зоне СХ-3 (зона садоводства)» расположенного по адресу: <адрес>.
о признании незаконным и отмене постановления администрации муниципального образования <адрес>№ от 26.03.2021г. «Об отказе в предоставлении отклонений от предельных параметров разрешенного строительства в части расположении объекта капитального строительства со стороны смежного земельного участка с КН № -без отступа, со стороны смежного земельного участка с КН №-без отступа, в территориальной зоне СХ-3 (зона садоводства)» расположенного по адресу: <адрес>.
В обоснование указано, что истцу на праве собственности принадлежат земельные участки, с кадастровыми номерами КН № площадь участка 300 кв.м и КН №, площадь участка 300 кв.м.
С целью строительства жилого дома ФИО2 обратилась в Управление архитектуры и градостроительства МО <адрес>, за консультацией. На основании полученной консультации 01.12.2020г. ФИО2 с учетом того, что площадь участков менее установленной градостроительным регламентом (400 кв.м.), обратилась с заявлением к председателю комиссии по подготовке проекта Правил землепользования и застройки МО <адрес> за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, приложив к заявлению письменные согласия правообладателей смежных земельных участков (КН23:№) на право строительства жилого дома без отступа от границ соответствующих земельных участков.
Решением главы Администрации МО <адрес> (постановление № от 26.03.2021г.)ФИО2 отказано в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части расположения объекта капитального строительства со стороны смежного земельного участка № - без отступа, со стороны смежного земельного участка КН № - без отступа, в территориальной зоне СХ-3 (зона садоводства), в виду несоответствия градостроительным регламентам Правил землепользования и застройки МО <адрес>.
Решением главы Администрации МО <адрес> )постановление № от 26.03.2021г.) отказано в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части расположения объекта капитального строительства со стороны смежного земельного участка КН №-без отступа, со стороны смежного земельного участка с КН 23№-без отступа, в территориальной зоне СХ-3 (зона садоводства)» расположенного по адресу: <адрес>.
Считает данные решения Главы МО <адрес> незаконными, нарушающими права ФИО2
Решением городской Думы МО <адрес> от 23.12.2014г. № утверждены Правилами землепользования и застройки городского округа муниципального образования <адрес>, - далее ПЗЗ.
Земельные участки, принадлежащие ФИО2, отнесены к зоне СХ-3 Зона садоводства (в ред. изменений №, №, №, № от 23.03.2021г. «О внесении изменений в Правила землепользования и застройки <адрес>»). К основным видам разрешенного использования земельного участка в зоне СХ-3 в т.ч. относится «жилой дом».
Согласно установленному градостроительному регламенту в зоне СХ-3 цитата: «Допускается группировать и блокировать строения на двух соседних земельных участках при однорядной застройке и на четырех соседних участках при двухрядной застройке, по взаимному (удостоверенному) согласию домовладельцев при новом строительстве с учетом противопожарных требований. Минимальный отступ не устанавливается при условии согласования с правообладателями смежного земельного участка с соблюдением технических регламентов».
Таким образом, решения об отказе в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства в части строительства без отступа от границ смежных земельных участков со ссылкой на несоответствие градостроительным регламентам - противоречат Градостроительному кодексу РФ, документу территориального планирования - Правилам землепользования и застройки городского округа МО <адрес> и нарушают права заявителя ФИО2
Вышеуказанные административные иски объедены в одно производство.
Истец ФИО2 и заинтересованное лицо ФИО6 в судебное заседание не явились, о дате и времени проведения судебного заседания уведомлены, о причинах неявки суд не уведомили.
Представитель ответчика Администрации мо <адрес> – ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дате и времени проведения судебного заседания уведомлена, представила в суд заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Суд, исследовав письменные материалы, находит иск не подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, орган местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящий в порядке подчинённости орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Как установлено в судебном заседании, ФИО2 на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровым номером № и с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>.
Рассматриваемые земельные участки расположены в территориальной зоне СХ-3 (зона садоводства). Зона садоводства и дачного хозяйства СХ-3 предназначена для размещения садовых и дачных участков с правом возведения жилого строения, используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур.
Согласно п. 1 ст. 40 Градостроительного кодекса РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики, которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
Решением городской Думы муниципального образования <адрес>ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о порядке публичных слушаний на территории муниципального образования <адрес>.
В соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний, общественных обсуждений в муниципальном образовании <адрес> (утвержденного решением городской Думы муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№), решение (постановление) о назначении публичных слушаний, общественных обсуждений должно быть опубликовано организатором публичных слушаний в печатном средстве массовой информации и размещено на официальном сайте администрации и городской Думы муниципального образования <адрес> http://admnvrsk.ru/.
С момента официального опубликования решения (постановления) о проведении публичных слушаний, общественных обсуждений в порядке, предусмотренном для опубликования муниципальных правовых актов, их участники считаются оповещенными о времени и месте проведения публичных слушаний, общественных обсуждений.
Постановление администрации муниципального образования <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№ «О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления гр. ФИО2 разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, в части расположения объекта капитального строительства со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером № - без отступа, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером № - без отступа, опубликовано в газете «Вестник» № (225) от 27.01.2021г. и на официальном сайте администрации муниципального образования <адрес> в сети «Интернет».
На основании вышеуказанного постановления администрации муниципального образования <адрес> 10.02.2021г., в 16:00, по адресу: <адрес> (дом быта), 6 этаж состоялись публичные слушания.
Испрашиваемые отклонения необходимы истцу для дальнейшей застройки рассматриваемых земельных участков блокированными жилыми домами.
Земельные участки расположены в территориальной зоне СХ-3 (зона садоводства). Зона садоводства и дачного хозяйства СХ-3 предназначена для размещения садовых и дачных участков с правом возведения жилого строения, используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур. Вид разрешенного использования земельного участка «блокированная жилая застройка (код 2.3)» отсутствует.
По результатам проведения публичных слушаний, рассмотрев представленные материалы, Комиссией рекомендовано отказать в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства для земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, в части расположения объекта капитального строительства со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером № - без отступа, со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером № - без отступа и в части расположения объекта капитального строительства со стороны смежного земельного участка с кадастровым номером с КН № -без отступа, со стороны смежного земельного участка с КН №-без отступа в территориальной зоне СХ-3 (зона садоводства), в виду несоответствия градостроительным регламентам Правил землепользования и застройки городского округа Новороссийск.
В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности.
Частью 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки.
Согласно пункту 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории), требованиям, установленным проектом планировки территории, в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта, для размещения которого не требуется образование земельного участка, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 6 ст. 2 Федерального закона «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 169-ФЗ застройка земельных участков осуществляется на основании разрешения на строительство, оформленного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в строгом соответствии с градостроительным планом земельного участка и требованиями технических регламентов.
На основании пункта 5 статьи 8 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, выдача разрешений на строительство отнесены к компетенции органа местного самоуправления, то есть администрации муниципального образования <адрес>, при наличии у застройщика правоустанавливающих документов на земельный участок, градостроительного плана земельного участка и проектной документации.
В соответствии с ч. 6 ст. 40 ГрК РФ предусмотрено, что решение о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства или об отказе в предоставлении такого разрешения с учетом рекомендаций комиссии принимает глава местной администрации.
В нарушении ч. 1 ст. 40 ГрК РФ не предоставлено правовых обоснований для обращения правообладателя земельного участка за разрешением на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства.
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 309-КГ17-20985.
В силу ст. 40 ГрК РФ правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно- геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.
В силу ч. 4 ст. 40 ГрК РФ вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса. Расходы, связанные с организацией и проведением публичных слушаний по вопросу о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, несет физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении такого разрешения.
Вместе с тем, неблагоприятные характеристики земельного участка, в силу части 1 статьи 40 ГрК РФ являются лишь основанием для обращения заявителя в орган местного самоуправления для решения вопроса для предоставления ему разрешения на отклонение в отношении этого земельного участка, а не влечет обязанность администрации выдавать указанное разрешения учитывая лишь факт наличия инженерно-геологических характеристик, которые неблагоприятны для застройки.
Исходя из системного толкования части 1 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует что за «неблагоприятные характеристики» земельного участка застройщиком регулярно выдается исключительно невозможность построить на данном участке объект с выбранными самим застройщиком, исходя из своих коммерческих интересов, объемно-пространственными характеристиками при соблюдении градостроительных ограничений, установленных в Правилах землепользования и застройки.
Градостроительным планом вышеуказанного земельного участка определены предельные параметры размещения зданий, строений и сооружений на данном земельным участке.
Следуя этой логике, любой участок, где потребности застройщика невозможно реализовать при установленных градостроительных ограничениях использования данной территории, должен рассматриваться как неблагоприятный для застройки, и для него может быть запрошено и получено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства. Представляется, что такой подход лишает смысла установление законом предельных параметров в части предельной высоты зданий. При этом возможность принятия решения о предоставлении разрешения органом исполнительной власти (при том, что сам предельный параметр разрешенного строительства устанавливается законом) фактически означает предоставление исполнительной власти права по своему усмотрению разрешать застройщику «отклоняться» от закона, и может рассматриваться как коррупциогенный фактор.
В градостроительном плане земельного участка содержится информация: минимальные отступы от границ земельного участка в целях определения мест допустимого размещения зданий, строений, сооружений, за пределами которых запрещено строительство зданий, строений, сооружений, о предельных параметрах разрешенного строительства, реконструкции объекта капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для территориальной зоны, в которой расположен земельный участок.
Конституционным Судом Российской Федерации также было признано, что возможность осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяющих вопросы местного значения внутригородских муниципальных образований, полномочий в сфере градостроительной деятельности, как следует из Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 225- О, допускается федеральными законодательными актами и соответствует принципам организации местного самоуправления в городах федерального значения, а также правовым позициям Конституционного Суда Российской Федерации, изложенным в ряде других его решений, в том числе в официально опубликованных определениях от ДД.ММ.ГГГГ N 281-0 и от ДД.ММ.ГГГГ N 274-0.
В силу правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от ДД.ММ.ГГГГ N 1245-0-0", подобное регулирование - при том, что согласно части 12 статьи 39 и части 7 статьи 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации соответствующее решение, принятое по вопросу, вынесенному на публичные слушания, может быть оспорено физическими или юридическими лицами в судебном порядке, - призвано обеспечить каждому заинтересованному лицу возможность выразить свою позицию в отношении предполагаемых градостроительных решений и гласность при их подготовке и принятии, а также учет мнения участников публичных слушаний, в том числе путем предоставления гражданам реальной возможности довести до сведения уполномоченного органа свое мнение по соответствующему вопросу, а потому не может рассматриваться как влекущее нарушение конституционных прав и свобод граждан.
Таким образом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации, порядок организации и проведения публичных слушаний и информирования населения при осуществлении градостроительной деятельности не могут считаться нарушающими конституционное право граждан на самостоятельное решение вопросов местного значения. Оценка законодательства субъекта Российской Федерации, равно как и фактических условий проведения конкретных публичных слушаний с точки зрения соответствия федеральному законодательству, в том числе Градостроительному кодексу Российской Федерации, которым урегулированы особенности регламентации и проведения публичных слушаний, обеспечивающие гарантии участия граждан в принятии затрагивающих их права решений, не относится к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, как она определена в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Данный вывод соответствует правовой позиции, сформулированной в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации № ВАС-8755/13 Москва ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании недействительным оспариваемого распоряжения администрации, поскольку установили отсутствие условий необходимых в силу статей 39, 40 Градостроительного кодекса Российской Федерации, для принятия положительного решения по вопросу об отклонении от предельных параметров разрешенного строительства При этом судами учтены отрицательные результаты публичных слушаний по указанному вопросу.
Таким образом, представленные ФИО2 доводы не соответствуют предъявляемым требованиям относимости и допустимости доказательств и не могут быть приняты судом в качестве допустимого доказательства.
Более того, предоставленные суду доказательства свидетельствуют о том, что ФИО2 самостоятельно было принято решение о разделе исходного земельного участка с КН 23:№ на 27 участков площадью от 300 до 400 кв.м., эти действия не были вынужденными, соответственно она должна была предвидеть невозможность из застройки блокированными домами по желаемым ей параметрам.
С учетом изложенного, в удовлетворении административного иска следует отказать.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Ященко ФИО8 в исках – ОТКАЗАТЬ.
Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Краснодарского краевого суда через Октябрьский районный суд г.Новороссийска Краснодарского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий Схудобенова М.А.
Мотивированное решение изготовлено 17.12.2021 г.