ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4265/19 от 12.07.2019 Советского районного суда г. Брянска (Брянская область)

Дело 2а-4265/2019

УИН 32RS0027-01-2019-003296-56

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

12 июля 2019 года гБрянск

Советский районный суд г. Брянска в составе:

председательствующего судьи Бурлиной Е.М.,

при секретаре Дубовик О.А.,

с участием

административного истца Начатого Е.Л.,

представителей административных ответчиков Тереховой И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Начатого Е.Л. к Управлению Федеральной налоговой службы по Брянской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Брянску о признании незаконным решения,

УСТАНОВИЛ:

Начатой Е.Л. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Федеральной налоговой службы по Брянской области (далее по тексту – УФНС России по Брянской области), Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Брянску (далее по тексту – ИФНС по г. Брянску) о признании незаконным решения, указывая на то, что 30.07.2018 года в ИФНС России по г. Брянску им была представлена уточненная налоговая декларация по НДФЛ за 2017 год по форме 3-НДФЛ, в которой им также был заявлен инвестиционный налоговый вычет в сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет в размере 400000 рублей. По итогам камеральной проверки налоговой декларации 20.12.2018 года ИФНС России по г. Брянску было принято решение № 12358 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым ему была уменьшена сумма НДФЛ, заявленная к возврату из бюджета, на 52000 рублей, поскольку у него отсутствует право на получение инвестиционного налогового вычета в указанной сумме. Не огласившись с принятым решением истец обратился с апелляционной жалобой в УФНС России по Брянской области, решением которого от 13.02.2019 года его апелляционная жалоба оставлена без удовлетворения. Указывает, что отказывая в выплате налогового вычета, налоговый орган исходил из того, что им не были соблюдены условия пункта 3 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которому налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при условии, что в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета налогоплательщик не имел других договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу, в то время как он имел три договора на ведения индивидуального инвестиционного счета, заключенные с разными организациями. С принятым решением налогового органа административный истец не согласен, поскольку инвестиционные счета, открытые в АО «ИК Финам» и ОАО «Газпромбанк» были закрыты им <дата> и <дата> соответственно, без зачисления и движения денежных средств по ним. Отсутствие факта внесения денежных средств на указанные инвестиционные счета считает обстоятельством, влекущим признания договоров незаключенными. На основании изложенного, просит суд признать незаконным решение ИФНС России по г. Брянску № 12358 от 20.12.2018 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения; признать за ним право на получение инвестиционного налогового вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет в размере 400000 рублей; обязать ИФНС России по г.Брянску выплатить ему инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет в размере 400000 рублей.

В судебном заседании административный истец заявленные исковые требования поддержал в полном объеме.

Представитель ИФНС России по г. Брянску и УФНС России по Брянской области по доверенностям Терехова И.Н. возражала против удовлетворения исковых требований, указывая на то, что согласно положениям Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», физическое лицо вправе иметь только один договор на ведение индивидуального инвестиционного счета. В случае заключения нового договора на ведение индивидуального инвестиционного счета ранее заключенный договор на ведение индивидуального инвестиционного счета должен быть прекращен в течении месяца. Помимо того, что в период действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета в ООО«Компания Брокеркредитсервис», по которому Начатым Е.Л. заявлен налоговый вычет, он имел еще два индивидуальные инвестиционные счета, они не были закрыты в течении месяца со дня заключения генерального соглашения с ООО«Компания Брокеркредитсервис».

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Как установлено судом, решение УФНС России по Брянской области, которым оставлено без изменения оспариваемое решение ИФНС России по г.Брянску от 20.12.2018 года, вынесено 13.02.2019 года. С настоящим исковым заявлением Начатой Е.Л. обратился в суд 22.05.2019 года, то есть в установленный трехмесячный срок.

Согласно части 8 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

На основании частей 9, 11 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Как установлено судом, Начатой Е.Д. в соответствии со статьей 207 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком налога на доходы физических лиц (далее по тексту – НДФЛ).

При определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210, статьями 214.1 и 214.9 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик имеет право на получение инвестиционного налогового вычета в соответствии с пунктом 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, в частности, в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет.

Согласно пункта 2 части 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации при определении размера налоговой базы в соответствии с пунктом 3 статьи 210, со статьями 214.1 и 214.9 настоящего Кодекса налогоплательщик имеет право в том числе на получение инвестиционных налоговых вычетов в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет.

В соответствии с пунктом 1 статьи 10.2-1 Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» индивидуальный инвестиционный счет - счет внутреннего учета, который предназначен для обособленного учета денежных средств, ценных бумаг клиента - физического лица, обязательств по договорам, заключенным за счет указанного клиента, и который открывается и ведется в соответствии с настоящей статьей.

Индивидуальный инвестиционный счет открывается и ведется брокером или управляющим на основании отдельного договора на брокерское обслуживание или договора доверительного управления ценными бумагами, которые предусматривают открытие и ведение индивидуального инвестиционного счета (далее также - договор на ведение индивидуального инвестиционного счета).

В силу части 3 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, предоставляется с учетом следующих особенностей:

- налоговый вычет предоставляется в сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, но не более 400 000 рублей;

- налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при представлении налоговой декларации на основании документов, подтверждающих факт зачисления денежных средств на индивидуальный инвестиционный счет;

- налоговый вычет предоставляется налогоплательщику при условии, что в течение срока действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета налогоплательщик не имел других договоров на ведение индивидуального инвестиционного счета, за исключением случаев прекращения договора с переводом всех активов, учитываемых на индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу;

- в случае прекращения договора на ведение индивидуального инвестиционного счета до истечения сроков, указанных в подпункте 1 пункта 4 настоящей статьи (за исключением случая расторжения договора по причинам, не зависящим от воли сторон), без перевода всех активов, учитываемых на этом индивидуальном инвестиционном счете, на другой индивидуальный инвестиционный счет, открытый тому же физическому лицу, сумма налога, не уплаченная налогоплательщиком в бюджет в связи с применением в отношении денежных средств, внесенных на указанный индивидуальный инвестиционный счет, налоговых вычетов, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 настоящей статьи, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм пеней.

Согласно части 2 статьи 10.2-1 Федерального закона от 22.04.1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» физическое лицо вправе иметь только один договор на ведение индивидуального инвестиционного счета. В случае заключения нового договора на ведение индивидуального инвестиционного счета ранее заключенный договор на ведение индивидуального инвестиционного счета должен быть прекращен в течение месяца.

30.07.2018 года Начатой Е.Л. предоставил в ИФНС России по г. Брянску уточненную налоговую декларацию по НДФЛ за 2017 год по форме 3-НДФЛ, в которой административным истцом был заявлен налоговый вычет при переносе на будущие периоды убытков от операций с ценными бумагами и операций с производными финансовыми инструментами, предусмотренный пунктом 1 статьи 220.1 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме 153000 рублей 47 копеек, а также инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговый период на индивидуальный инвестиционный счет открытый ООО «Компания Брокеркредитсервис», в размере 400000 рублей.

В ходе камеральной налоговой проверки налоговой декларации административного истца ИФНС России по г. Брянску было установлено, что налогоплательщиком нарушены условия, предусмотренные пунктом 3 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации, для предоставления инвестиционного вычета, в результате чего был составлен акт камеральной налоговой проверки, который вручен административному истцу 13.11.2018года.

Так, инспекцией было установлено и не оспаривалось административным истцом в ходе судебного разбирательства дела наличие у него в отчетном периоде трех индивидуальных инвестиционных счетов, а именно:

- счета в ООО «Компания Брокеркредитсервис», открытого <дата> на основании договора №...-м и закрытого <дата>;

- счета в «Газпромбанк» (ОАО), открытого <дата> на основании договора брокерского обслуживания с открытием и ведением индивидуального инвестиционного счета №... и закрытого <дата>;

- счета в АО «Инвестиционная компания «Финам», открытого <дата> на основании договора присоединения №... и закрытого <дата>.

20.12.2018 года рассмотрев материалы камеральной налоговой проверки в присутствии Начатого Е.Л. заместителем начальника ИФНС России по г.Брянску было принято решение № 12358 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым административному истцу было предложено уменьшить сумму НДФЛ заявленную к возврату из бюджета на 52000 рублей, поскольку налоговый орган пришел к выводу, что у него отсутствует право на получение инвестиционного налогового вычета в указанной сумме.

Не согласившись с принятым решением, Начатой Е.Л. обжаловал его в УФНС России по Брянской области, решением которой от 13.02.2019 года апелляционная жалоба административного истца оставлена без удовлетворения.

Учитывая приведенные нормы права и обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что поскольку в период действия генерального соглашения от <дата>№...-м, заключенного с ООО«Компания Брокеркредитсервис», по которому истцом был заявлен инвестиционный налоговый вычет, Начатой Е.Л. имел еще два индивидуальных инвестиционных счета, открытых в «Газпромбанк» (ОАО) и в АО«Инвестиционная компания «Финам» и закрытых с нарушением установленного действующим законодательством месячного срока, право на получение инвестиционного налогового вычета в сумме денежных средств, внесенных в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет, у административного истца не возникло, в связи с чем отказ налогового органа является законным и обоснованным.

Нарушений порядка и сроков проведения камеральной проверки и вынесения решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения ИФНС России по г. Брянску не допущено.

Довод административного истца о том, что положения пункта 3 части 3 статьи 219.1 Налогового кодекса Российской Федерации к рассматриваемым отношениям не могут быть применены, поскольку на индивидуальные инвестиционные счета, открытые в «Газпромбанк» (ОАО) и в АО«Инвестиционная компания «Финам», денежные средства им не зачислялись, что в свою очередь свидетельствует о незаключении договоров на их открытие и ведение, суд находит несостоятельным, основанном на неверном толковании нормы права.

Так, в силу части 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.

Акцептом в соответствии с частью 1 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии.

Таким образом, договор открытия и обслуживания индивидуального инвестиционного счета считается заключенным с момента получения административным истцом акцепта – уведомления об открытии счета.

Кроме того, действующее законодательство не ставит возможность получение инвестиционного налогового вычета в зависимость от отсутствия движения денежных средств на индивидуальных инвестиционных счетах, открытых в период действия договора на ведение индивидуального инвестиционного счета, по которому заявлен вычет.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что совокупность оснований для признания незаконным оспариваемого решения, предусмотренных положениями статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении настоящего административного дела не установлена, в связи с чем административные исковые требования Начатого Е.Л. не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований Начатого Е.Л. к Управлению Федеральной налоговой службы по Брянской области, Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Брянску о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Брянску об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения № 12358 от 20.12.2018 года; о признании права на получение инвестиционного вычета, предусмотренного подпунктом 2 пункта 1 статьи 219. 1 Налогового кодекса Российской Федерации в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет в размере 400000 рублей; об обязании Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Брянску выплатить инвестиционный налоговый вычет, предусмотренный подпунктом 2 пункта 1 статьи 219. 1 Налогового кодекса Российской Федерации, в сумме денежных средств, внесенных налогоплательщиком в налоговом периоде на индивидуальный инвестиционный счет в размере 400000 рублей, отказать.

Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий Е.М. Бурлина

Решение суда в окончательной форме изготовлено 17 июля 2019 года.

Судья Е.М. Бурлина