07RS0001-02-2023-002899-63
Дело №2а-4272/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3 августа 2023г. г.Нальчик
Нальчикский городской суд, в составе председательствующего судьи Тхазаплижевой Б.М., при секретаре судебного заседания Аттоевой А.Ш.,
с участием административного истца Темиржанова М.Б., представителя административного ответчика - Шомаховой Н.Х., выступающей по доверенности от 17.01.2023 №27-14/01382,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Темиржанова ФИО7 к Управлению ФНС России по КБР о признании незаконным решения об отказе в возврате излишне уплаченного налога и обязании совершить определённые действия, взыскать проценты,
УСТАНОВИЛ:
23 мая 2023г. Темиржанов М.Б. обратился в Нальчикский городской суд с административным исковым заявлением к Управлению ФНС России по КБР, в котором просил признать незаконным письмо Управления ФНС РФ по КБР от 27.03.23 за №24-16/10907 с сообщением №4204 от 22 марта 2023 года об отказе в исполнении заявления на основании ст. 79 НК РФ, обязать произвести возврат Темиржанову М.Б. излишне уплаченную сумму в размере 40 233 рублей 47 коп., а также взыскать проценты в сумме 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указывает, что им было подано в Управление ФНС России по КБР заявление от 17.03.2023 года о возврате излишне уплаченных сумм налога в размере 40 233 рублей 67 коп. в порядке ст. 79 НК РФ. Оспариваемым сообщением Темиржанову М.Б было отказано в возврате излишне уплаченных сумм налога на вышеуказанную сумму.
Истец полагает, что отсутствие положительного сальдо на едином налоговом счёте не является основанием для отказа возврата налога в размере 40 233 рублей 67 коп. При разбирательстве с Управлением ФНС России по КБР узнал о переплате налога в размере 40 233 рублей 67 коп. Налоговый орган не принял мер к зачёту этих средств при взыскании налога.
Административный истец в судебном заседании поддержал исковые требования в полном объеме, просил их удовлетворить. Административный истец пояснил, что находился в СИЗО и не имел возможности узнать о наличии переплаты и обращения к административному ответчику о зачёте излишне уплаченной суммы. Темиржанов М.Б. полагал действия административного ответчика незаконными, нарушающими его конституционные права.
Представитель административного ответчика по доверенности Шомахова Н.Х. заявленные требования не признала, поддержала ранее представленный письменный отзыв на административное исковое заявление.
Выслушав административного истца и представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, вправе обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
При этом согласно требованиям ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов, соблюдения сроков обращения, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств соблюдения требований нормативных правовых актов, устанавливающих полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствие содержания оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Административным истцом не подтверждено положительное сальдо на Едином налоговом счете на дату обращения в суд. При этом не указано, когда, за какой налоговый период и на каком основании излишне уплачен налог, в каком размере его надо было уплатить. Не подтверждено перечисление налога в бюджет. Для этого необходимы платежные документы, которые административным истцом суду не представлены.
Судом установлено, подтверждено материалами дела и не оспаривалось представителем административного ответчика, 17.03.2023 года Темиржановым М.Б. было подано в заявление (Форма по КНД 1112542) о возврате денежных средств формирующие положительное сальдо единого налогового счета в размере 40 233,47 руб.
Управление ФНС России по КБР направило письмо от 27.03.23 за №24-16/10907 с Сообщением №4204 от 22 марта 2023 года об отказе в исполнении заявления на основании ст. 79 НК РФ в связи с отсутствием положительного сальдо на едином налоговом счете.
Разрешая требование административного истца о признании письма Управления ФНС России по КБР от 27.03.23 за №24-16/10907 с Сообщением №4204 от 22 марта 2023 года об отказе в исполнении заявления незаконным, о взыскании 40 233 рублей 47 коп. и проценты в сумме 10 000 рублей, суд приходит к следующему.
Согласно п.4 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации формы и форматы документов, предусмотренных настоящим Кодексом и используемых налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, документов, необходимых для обеспечения электронного документооборота в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а также порядок заполнения форм указанных документов и порядок направления и получения таких документов на бумажном носителе или в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, если полномочия по их утверждению не возложены настоящим Кодексом на иной федеральный орган исполнительной власти.
Заявление о распоряжении путём возврата суммой денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов и (или) налогового агента (КНД 1112542), применяется - с 10 января 2023 года и установлена - Приказом ФНС России от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1133@.
Как следует из ответа УФНС России по КБР в оспариваемом письме от 27.03.23 за №24-16/10907 с сообщением №4204 от 22 марта 2023 года об отказе в исполнении заявления – отказ основан на ст. 79 НК РФ, в связи с отсутствием положительного сальдо на едином налоговом счёте.
Порядок возврата налогов описан в ст. 79 НК РФ (в ред. Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее - ФЗ-№263 от 14.07.2022)).
Вернуть можно только сумму, которая не превышает положительное сальдо Единого налогового счета (ЕНС) (п. 1 ст. 79 НК РФ).
Пунктом 2. ст. 79 НК РФ, предусмотрено, что в случае отсутствия положительного сальдо на едином налоговом счете налогоплательщику, плательщику сбора, плательщику страховых взносов и (или) налоговому агенту направляется сообщение об отказе в возврате.
По данным налогового органа в отношении Темиржанова М.Б. сальдо по единому налоговому счету составляет задолженность в сумме 19 638,15 руб., в том числе:
- пеня в размере 3 856,35 руб.;
- налог на имущество физических лиц «0» руб.;
-страховые взносы ОПС в размере 15 731,80 руб.;
- страховые взносы ОМС «0» руб.;
- земельный налог «0» руб.;
- транспортный налог «0» руб.
Сальдо ЕНС - это разница между ЕНП и совокупной обязанностью. Сальдо может быть (п. 3 ст. 11.3 НК РФ):
• положительным - когда сумма перечисленных (признаваемых) в качестве ЕНП средств больше совокупной обязанности;
• отрицательным - когда сумма перечисленных (признаваемых) в качестве ЕНП средств меньше совокупной обязанности. Отрицательное сальдо говорит о возникновении недоимки (задолженности по пеням, штрафам или процентам);
• нулевым - когда сумма перечисленных (признаваемых) в качестве ЕНП средств равна совокупной обязанности.
При обращении Темиржанова М.Б. в Управление ФНС России по КБР с заявлением по Форме по КНД 1112542 от 17 марта 2023, сальдо по единому налоговому счету было отрицательным. В следствии отсутствия положительного сальдо на ЕНС налогоплательщику было направлено 22 марта 2023 года сообщение №4204 об отказе в возврате (п. 2 ст. 79 НК РФ).
С 2023 года налоговый орган больше не выдают справку о состоянии расчетов по налогам. Вместо этого документа налогоплательщик вправе получить справку о наличии положительного, отрицательного или нулевого сальдо (утв. приказом ФНС от 30.11.2022 № ЕД-7-8/1128@). Из нее налогоплательщик узнаете остаток на ЕНС. Если сальдо отрицательное, в приложениях к справке можно увидеть детализацию задолженности. Если положительное, эту сумму можно вернуть или зачесть.
При формировании сальдо единого налогового счета (ЕНС) из состава совокупной суммы обязанностей исключаются суммы переплаты, образованные платежами по налогам, произведенными более трех лет назад (письмо ФНС России от 28 декабря 2022 г. № СД-3-8/15024@). Переплата, возникшая более чем за три года, на ЕНС не учитывается, зачет таких сумм не производится.
В сальдо ЕНС не включаются суммы налоговой переплаты старше трех лет (п. 2, 3 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ).
Переплата свыше 3 лет в размере 40 233,47 руб., при формировании сальдо единого налогового счета из состава совокупной суммы обязанностей исключена и возврату не подлежит.
Детализация переплаты свыше 3 лет в размере 40 233,47 руб. показывает следующее:
- пеня по налогу на имущество физических лиц в размере 6 073,24 руб., дата операции 27.04.2017 г.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 18 000,52 руб., дата операции 01.01.2017 г.;
- страховые взносы на обязательное медицинское страхование в размере 2 649,63 руб., дата операции 01.01.2017 г.;
- страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 13 509,60 руб., дата операции 01.01.2017 г.
При таких обстоятельствах административные исковые требования о признании незаконным письмо Управление ФНС РФ по КБР от 27.03.23 за №24-16/10907 с сообщением №4204 от 22 марта 2023 года об отказе в исполнении заявления на основании ст. 79 НК РФ и обязании Управление ФНС России по КБР произвести возврат Темиржанову М.Б. излишне уплаченную сумму в размере 40 233 рублей 47 коп. и взыскании процентов в сумме 10 000 рублей - не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 177-180, 219, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Темиржанова ФИО8 к Управлению ФНС России по КБР о признании незаконным письмо Управление ФНС РФ по КБР от 27.03.23 за №24-16/10907 с Сообщением №4204 от 22 марта 2023 года об отказе в исполнении заявления на основании ст. 79 НК РФ. И обязании Управление ФНС России по КБР произвести возврат Темиржанову М.Б. излишне уплаченную сумму в размере 40 233 рублей 47 коп. и взыскать проценты в сумме 10 000 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд КБР путём подачи апелляционной жалобы через районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2023г.
Председательствующий Б.М.Тхазаплижева