03RS0004-01-2020-004439-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Уфа 25 сентября 2020 года
Ленинский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Гималетдинова А.М.,
при секретаре судебного заседания Амитовой Р.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 40 по Республики Башкортостан, Управлении. Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 40 по Республики Башкортостан, Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№, отмены постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование иска указано, что в отношении него было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и постановление № от ДД.ММ.ГГГГ на сумму 28 235,4 рублей о взыскании с него страховых взносов, пени в размере 22 938,87 рублей.
На основании постановления ответчика, судебными приставами-исполнителями возбуждено исполнительное производство.
На день составления спорных актов, он уже не был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
В 2006 году и в 2008 году было подано заявления в УФНС по РБ о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя и снятию с его учета, что подтверждается обходным листом.
ФИО1 обратился к ответчику с жалобой. Однако, ответчик ответил отказом, что подтверждается решением от ДД.ММ.ГГГГ№.
Считает, что ответчиком грубо нарушены его права, так как он не является индивидуальным предпринимателем уже с 2006 года.
На основании изложенного, просит признать незаконным решение УФНС по РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, отменить постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец ФИО1 требования административного иска в части признания незаконным решения УФНС по РБ от ДД.ММ.ГГГГ№, поддержал, просил удовлетворить.
От исковых требований в части отмены постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, отказался.
Представитель МИФНС № 40 по РБ ФИО2, представитель УФНС по РБ ФИО3 с требованиями административного иска не согласились, просили отказать в удовлетворении.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что процедура судебной защиты, применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяется, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).
Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
Судом установлено, что ФИО1 обратился в Управление ФНС России по Республике Башкортостан с жалобой на действия Межрайонной ИФНС России №39 по Республике Башкортостан (далее - регистрирующий орган) по несвоевременному исключению ФИО1, из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРИП) в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также на действия Межрайонной ИФНС России №40 (налоговый орган, инспекция) по начислению страховых взносов за 2017-2019 годы.
Жалоба налогоплательщика решением Управления № от ДД.ММ.ГГГГ оставлена без удовлетворения.
Налогоплательщик в своем заявлении утверждает об отсутствии у него статуса в качестве индивидуального предпринимателя с 2016 года указывая на то, что ДД.ММ.ГГГГ он обращался в ИФНС России по Ленинскому району г. Уфы (на данный момент Межрайонная ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан) по вопросу снятия его с налогового учета и исключения из ЕГРИП в связи с прекращением деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. В обоснование своих доводов ссылается на обходные листы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, по мнению заявителя, свидетельствующие о подаче им в налоговый орган документов для снятия с налогового учета и исключения из ЕГРИП.
Фактически был снят с налогового учета и исключен из ЕГРИП только ДД.ММ.ГГГГ, в связи е этим, по его мнению, необоснованно начислены страховые взносы за 2017, 2018 и 2019 годы.
ФИО1 не согласен с действиями регистрирующего органа по несвоевременному исключению его из ЕГРИП и с действиями налогового органа по необоснованному начислению страховых взносов за 2017-2019 годы.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее - Закон № 129-ФЗ, Закон о регистрации), а также издаваемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 1 ст. 1 Закона № 129-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1-8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений». В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Приказом ФНС России от 25.01.2012 №ММВ-7-6/25@ (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» установлено, что для прекращения статуса индивидуального предпринимателя физическим лицом в регистрирующий орган представляется заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя формы №Р26001.
Согласно сведениями ЕГРИП ФИО1 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, о чем в ЕГРИП внесена запись за основным государственным регистрационным номером №.
ФИО1 в регистрирующий орган представлен пакет документов для осуществления государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (вх. №
Поскольку перечень представленных на государственную регистрацию документов соответствовал ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ, заявление о государственной регистрации прекращения лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя формы Р26001 заполнено с соблюдением положений Приказа ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@, основания для отказа в государственной регистрации, предусмотренные ст. 23 Закона №129-ФЗ, отсутствовали.
ДД.ММ.ГГГГ Межрайонной ИФНС России № 39 по Республике Башкортостан принято решение № о государственной регистрации прекращения ФИО1 деятельности в качестве индивидуального № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 23 Гражданского кодекса, ст. ст. 22.1 и 22.3 Закона № 129-ФЗ статус индивидуального предпринимателя у физического лица возникает и утрачивает силу с момента внесения об этом соответствующих записей в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей. Иного порядка прекращения деятельности физического лица в качестве индивидуального
предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности законодательством не установлено (п. 9 ст. 22.3 Закона № 129-ФЗ).
Доказательств, подтверждающих подачу в 2006 и 2008 годах в налоговый орган заявления по форме №Р26001 для государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, ФИО1 не представлено, данные документы у регистрирующего органа отсутствуют.
Таким образом, исходя из сведений, содержащихся в ЕГРИП, ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные обстоятельства также установлены вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда г. Уфы от 18.03.2020 по делу № 2а-1461/2020.
Утверждение заявителя о том, что обходные листы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ являются заявлением о снятии с налогового учета и исключения из ЕГРИП, необоснованно в силу следующего.
Пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.06.2002 Ха 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» утверждены используемые в спорном периоде (2006, 2008 годы) формы документов, используемые при государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, при государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, при внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в том числе форма № Р26001 - «Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности».
Иные документы для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя законодательством Российской Федерации не предусмотрены.
В связи с изложенным, довод ФИО1 о том, что он прекратил статус индивидуального предпринимателя ДД.ММ.ГГГГ, о чем, по его мнению, свидетельствуют обходные листы от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, является несостоятельным.
Действия регистрирующего органа по вынесению ДД.ММ.ГГГГ решения № о государственной регистрации прекращения ФИО1 деятельности в качестве индивидуального предпринимателя соответствуют нормам действующего законодательства. Нарушений регистрирующим органом порядка исключения из ЕГРИП индивидуального предпринимателя ФИО1, прекратившего свою деятельность, не установлено.
По доводу заявителя о необоснованном начислении страховых взносов за 2017-2019 годы необходимо отметить следующее.
Правовые отношения, связанные с исчислением и уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование с 2017 года регулируются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ).
В частности, в силу п. 3 ст. 8 НК РФ под страховыми взносами понимаются обязательные платежи на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, на обязательное медицинское страхование, взимаемые с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения реализации прав застрахованных лиц на получение страхового обеспечения по соответствующему виду обязательного социального страхования.
В соответствии с положениями пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками страховых взносов.
Исходя норм, предусмотренных п. 3 ст. 420 НК РФ, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в пп. 2 п. 1 ст. 419 НК РФ, признается осуществление предпринимательской либо иной профессиональной деятельности.
В соответствии с п. 1 ст. 52 НК РФ плательщик страховых взносов самостоятельно исчисляет сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период, исходя из базы для исчисления страховых взносов и тарифа, если иное не предусмотрено НК РФ.
Согласно статье 430 НК РФ упомянутые плательщики уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование размере, который определяется исходя из их дохода.
Поскольку ФИО1 осуществлял предпринимательскую деятельность в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то в соответствии со ст. 430 НК РФ налоговым органом начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее - ОПС) и обязательное медицинское страхование (далее - ОМС):
ФИО1 добровольно, в установленные законом сроки, страховые взносы уплачены не были.
Во исполнение норм, предусмотренных ст. 69 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан были направлены по почте ФИО1 требования об уплате страховых взносов от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№.
На основании п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ заявителем в добровольном порядке в установленный срок исполнены не были.
Пунктом 1 ст. 46 НК РФ предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства, за исключением средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.
В соответствии со ст. 46 НК РФ Межрайонной ИФНС России № 40 по Республике Башкортостан были приняты решения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банках, а также электронных денежных средств.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для взыскания налога в порядке, установленном ст. 46, 47 НК РФ (ст. ст. 45 НК РФ).
Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу- исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве» (п. 2 ст. 47 НК РФ).
Принудительное исполнение решения налогового органа является обязанностью судебного пристава-исполнителя.
В соответствии с положениями статьи 30 Федерального закона от 02,10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве), судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа.
Налоговым органом вынесены решения от ДД.ММ.ГГГГ№, от
№ о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, а также постановления от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов за счет имущества налогоплательщика, которые были направлены в службу судебных приставов-исполнителей на исполнение, что не противоречит законодательству Российской Федерации,
На основании вышеуказанного, действия Межрайонной ИФНС России №40 по Республике Башкортостан соответствуют налоговому законодательству Российской Федерации, нарушения прав налогоплательщика отсутствуют.
При изложенных обстоятельствах, суд, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований ФИО1
В части отмены постановлений № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, производство по делу прекращено, о чем вынесено отдельное определение.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Межрайонной ИФНС России № 40 по Республики Башкортостан, Управлении. Федеральной налоговой службы по Республике Башкортостан о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ№, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы.
Председательствующий А.М. Гималетдинов