К делу № 2а-4279/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Сочи 13 июля 2022 года
Центральный районный суд г.Сочи Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Власенко В.А.,
при секретаре судебного заседания Росляковой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Центрального районного суда г.Сочи административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Федеральной Антимонопольной Службы по Краснодарскому краю по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в возбуждении дела,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец обратился в суд с иском, в котором просит признать решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе в возбуждении дела, не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими мои права, свободы и законные интересы, обязать устранить допущенные нарушения.
Административные исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в УФАС Краснодарского края с жалобой, о нарушении ФЗ «О рекламе», указав на то, что, он, являясь собственником . На протяжении продолжительного периода времени, в подъездах вышеуказанного дома на электрощитах, неустановленные лица осуществляют расклеивание рекламных объявлений о возможности подключения к интернету БИЛАЙН через провайдера ПАО Вымпелком. Расклеивание рекламных объявлений в подъезде МКД является не законным, в той части, в которой в качестве поверхности для размещения рекламы используется общее имущество собственников жилых помещений МКД без их согласия, что в свою очередь является нарушением ФЗ «О рекламе» (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ,). Наклеенные листовки очищаются с трудом, что приводит к порче общего имущества.
В подтверждение указанных доводов, были приложены фотоматериалы и аудиозапись телефонного разговора с сотрудником ПАО Вымпелком.
Решением УФАС Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 отказано в возбуждении дела по тем основаниям, что, реклама, размещенная внутри зданий, в том числе многоквартирных жилых домов, не подпадает под понятие наружной рекламы, при этом, ФЗ «О рекламе», не установлено специальных требований и ограничений к несанкционированной рекламе, размещаемых в подъездах многоквартирных домов.
О вынесенном решении ФИО1 стало известно ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом на его ходатайство о повторном направлении решения, принятого по жалобе ФИО1
Истец считает указанное решение об отказе в возбуждении дела незаконным, необоснованным, нарушающим его права и охраняемые законом интересы.
Вывод антимонопольного органа о том, что информация, размещаемая в подъезде многоквартирного жилого дома, заинтересованным лицом, не является рекламой, не соответствует ФЗ «О рекламе» и многочисленной судебной практике и практике региональных управлений ФАС России.
Административный истец ФИО1 о дне, времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, в адресованном к суду заявлении просил о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Административный ответчик Управление Федеральной Антимонопольной Службы по Краснодарскому краю о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, представили в суд возражения относительно административных требований.
Заинтересованные лица ПАО Вымпелком о дне, времени и месте рассмотрения дела извещены своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явились, причины неявки суду неизвестны.
Суд, исследовав материалы дела, заявленные требования признает подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с частью 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Так, судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратился в УФАС Краснодарского края с жалобой, о нарушении ФЗ «О рекламе», указав на то, что, он, являясь собственником . На протяжении продолжительного периода времени, в подъездах вышеуказанного дома на электрощитах, неустановленные лица осуществляют расклеивание рекламных объявлений о возможности подключения к интернету БИЛАЙН через провайдера ПАО Вымпелком. Расклеивание рекламных объявлений в подъезде МКД является не законным, в той части, в которой в качестве поверхности для размещения рекламы используется общее имущество собственников жилых помещений МКД без их согласия, что в свою очередь является нарушением ФЗ «О рекламе» (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ,). Наклеенные листовки очищаются с трудом, что приводит к порче общего имущества. В подтверждение указанных доводов, были приложены фотоматериалы и аудиозапись телефонного разговора с сотрудником ПАО Вымпелком.
Решением УФАС Краснодарского края от ДД.ММ.ГГГГ№ФИО1 было отказано в возбуждении дела по тем основаниям, что, реклама, размещенная внутри зданий, в том числе многоквартирных жилых домов, не подпадает под понятие наружной рекламы, при этом, ФЗ «О рекламе», не установлено специальных требований и ограничений к несанкционированной рекламе, размещаемых в подъездах многоквартирных домов. О вынесенном решении ФИО1 стало известно ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается ответом на его ходатайство о повторном направлении решения, принятого по жалобе ФИО1
Согласно статье 3 федеральному закону «О рекламе» от ДД.ММ.ГГГГ № 38-ФЗ (далее закон о рекламе) под рекламой понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 2 статьи 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Под неопределенным кругом лиц применительно к Закону о рекламе следует понимать тех лиц, которые не могут быть заранее определены в качестве получателей рекламной информации. При этом, исходя из буквального толкования упомянутой нормы права, следует, что квалифицирующим признаком информации как рекламной является именно её адресованность неопределенному кругу лиц, но не факт непосредственного доведения названной информации до ее получателей.
Согласно разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 16 Информационного письма № от ДД.ММ.ГГГГ, информация, очевидно ассоциирующаяся у потребителя с определенным товаром (услугой), должна рассматриваться как реклама этого товара (услуги).
Рассматриваемая информация: публично распространена в печатном виде (листовки) на электрощитах подъездов и в почтовых ящиках многоквартирного жилого дома; предназначена для неопределенного круга лиц, так как в ней отсутствуют сведения о конкретных лицах (собственниках жилых помещений, лицах проживающих в данных помещениях) которым она адресована. В ней отсутствует сведения об ограничении круга лиц, которые ей могут воспользоваться, например, только жители подъезда указанного многоквартирного дома; преследует цели информирования: обращения внимания на услуги, а также на лицо, оказывающее эти услуги – БИЛАЙН (ПАО Вымпелком); направлена на продвижение услуг на рынке.
Распространенная информация по своему содержанию привлекает внимание неопределенного круга лиц к деятельности по оказанию услуг в сфере оказания услуг по предоставлению доступа к сети интернет, видеосервисам и мобильной связи. Информацию об оказании данных услуг можно узнать по указанному в рекламе телефону, что формирует и поддерживает интерес к деятельности продавца данного вида услуги, тем самым способствуя продвижению такой деятельности на рынке, что по всем признакам соответствует понятию рекламы.
Таким образом, данная информация соответствует всем квалифицирующим признакам рекламы, определенным статьей 3 ФЗ «О рекламе», поэтому является рекламой.
Согласно с ч. 11 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» при производстве, размещении и распространении рекламы должны соблюдаться требования законодательства Российской Федерации, в том числе требования гражданского законодательства.
В соответствии ч. 4 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в частности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы).
В соответствии с ч.1 ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом).
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона «О рекламе» реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе» (далее - Положение от ДД.ММ.ГГГГ№) одной из функций ФАС России является осуществление контроля за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
Согласно Письму ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № АК/51980/14 «О размещении рекламы внутри зданий» статья 19 Федерального закона "О рекламе" определяет порядок размещения не любых носителей рекламы, а исключительно рекламных конструкций, располагаемых на внешних стенах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Следовательно, требования статьи 19 Федерального закона «О рекламе» не распространяются на конструкции, установленные внутри зданий (строений, сооружений), в том числе в кабинах лифтов и на внутренних стенах подъездов. При этом гражданским кодексом Российской Федерации установлено, что имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности. Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено образование совместной собственности на это имущество. Таким образом, при размещении рекламы на общем имуществе дома необходимо получение согласия собственников помещений. В случае несогласия собственника имущества с размещением рекламы третьими лицами он вправе запретить такое использование имущества либо устранить рекламу с соответствующей поверхности за счет разместившего ее лица или самостоятельно с последующим взысканием расходов.
Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства и законодательства о рекламе (пункт ДД.ММ.ГГГГ Положения).
Согласно части 1 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Согласно части 2 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
При осуществлении государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе территориальные органы ФАС России руководствуются, в том числе, Правилами рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (далее - Правила).
В силу пункта 17 Правил Антимонопольный орган рассматривает заявление о нарушении законодательства, поданное в соответствии с настоящими Правилами, а также документы и материалы, приложенные к нему, в срок, не превышающий одного месяца со дня его поступления. В случае недостаточности или отсутствия доказательств, позволяющих антимонопольному органу сделать вывод о наличии или об отсутствии признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, антимонопольный орган для сбора и анализа дополнительных доказательств вправе продлить срок рассмотрения заявления о нарушении законодательства, но не более чем на один месяц. О продлении срока рассмотрения заявления о нарушении законодательства антимонопольный орган уведомляет в письменной форме заявителя.
В соответствии с пунктом 20 Правил по результатам рассмотрения заявления антимонопольный орган принимает два вида решений: о возбуждении дела или об отказе в возбуждении дела.
По жалобе административного истца, с которой он обратился ДД.ММ.ГГГГ в УФАС Краснодарского края о нарушении ФЗ «О рекламе», было принято решение Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№, об отказе в возбуждении дела.
Суд полагает, что решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№ об отказе в возбуждении дела не соответствует нормативно-правовым актам.
В силу ст.176 КАС РФ, суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Суд приходит к выводу, что требования истца законны, обоснованы в связи, с чем подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО1 к Управлению Федеральной Антимонопольной Службы по Краснодарскому краю по Краснодарскому краю об оспаривании решения об отказе в возбуждении дела, удовлетворить.
Признать незаконным решение об отказе в возбуждении дела, принятое Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от ДД.ММ.ГГГГ№, обязать устранить допущенные нарушения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд г.Сочи в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья
В.А. Власенко
РЕШЕНИЕ В ЗАКОННУЮ СИЛУ НЕ ВСТУПИЛО
«СОГЛАСОВАНО»