ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-427/18 от 03.05.2018 Кудымкарского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-427/2018 <данные изъяты>

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

03 мая 2018 года

Кудымкарский городской суд Пермского края в составе

председательствующего судьи Варзиной Т.В.,

при секретаре Павловой А.Ю.,

с участием административного истца Тупициной М.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кудымкаре административное дело по административному исковому заявлению Тупициной Марины Ивановны к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о признании распоряжения незаконным,

установил:

Тупицина М.И. обратилась в суд с административным исковым заявлением к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о признании распоряжения незаконным, мотивируя свои требования тем, что ответчиком вынесено Распоряжение от 29.12.2017 года о проведении внеплановой выездной проверки в отношении нее с целью осмотра квартиры, принадлежащей ей на праве собственности. Считает, что жилищный надзор осуществляется в порядке, установленном законодательством уполномоченными органами с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ. Указывает, что при вынесении оспариваемого Распоряжения были нарушены требования Административного регламента, утвержденного приказом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 01.11.2013 года №СЭД-45-01-22-160. Полагает, что Инспекция жилищного надзора должна была направить письменный запрос ей как собственнику жилого помещения, а также в администрацию г.Кудымкара о предоставлении документов, информации, необходимых для осуществления перепланировки или переустройства, однако, Инспекцией в нарушением норм действующего законодательства, было вынесено Распоряжение о проведении внеплановой проверки, которое по форме не соответствует нормам Административного регламента. Полагает, что выездные проверки не могут осуществляться в отношении граждан при проведении проверки соблюдения гражданами обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений. Оспариваемое Распоряжение вынесено в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 г. №141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Утвержденная форма Распоряжения не относится к гражданам, кроме того, Распоряжение вынесено в отсутствие соответствующих полномочий у административного ответчика.

В уточненном административном исковом заявлении административный истец Тупицина М.И. указала, что ответчиком при осуществлении регионального жилищного надзора не соблюдены обязательные требования к содержанию и последовательности выполнения административных процедур, предусмотренных Административным регламентом. Ответчиком была инициирована проверка на основании Распоряжения, которое вынесено в отсутствие оснований для ее проведения. Полагает, что было нарушено ее право на предоставление документов, информации, пояснений, Распоряжение незаконно возлагает на нее обязанность предоставить для осмотра жилое помещение в целях проведения проверки. Полагает, что ее обязанность предоставить для осмотра жилое помещение в целях проверки возникает только в случаях выявления Инспекцией нарушения обязательных требований к порядку перепланировки и переустройства жилого помещения и только на основании решения суда. Выездной проверке предшествует документарная проверка, после чего, если должностное лицо установит признаки нарушения обязательных требований, оно вправе провести выездную проверку.

К участию в деле в качестве соответчика привлечен и.о. начальника Инспекции государственного жилищного надзора Евсюков А.В.

В судебном заседании административный истец Тупицина М.И. заявленные требования поддержала по изложенным в административном исковом заявлении и уточненном административном исковом заявлении основаниям, указала, что решение Кудымкарского городского суда от 05.04.2018 года не вступило в законную силу, кроме того, судом не обсуждался вопрос о законности вынесения оспариваемого Распоряжения и порядок проведения проверки.

Представитель административного ответчика Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края Попова Е.В. в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия, в письменных отзывах указала, что с заявленными административными исковыми требованиями не согласна, указала, что, в связи с поступлением в Инспекцию обращения граждан, проживающих в многоквартирном доме по <адрес>, содержащем указания на факты нарушения порядка переустройства и перепланировки жилых помещений, на основании распоряжения от 29.12.2017 года Инспекцией инициировано проведение внеплановой выездной проверки на предмет соблюдения обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилого помещения – квартиры в многоквартирном доме по <адрес>. Сроки и последовательность действий при осуществлении жилищного надзора определяется Административным регламентом Инспекции государственного жилищного надзора. Проведение проверки соблюдения обязательных требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений возможно только ходе проведения выездной проверки. Относительно формы Распоряжения указала, что оно содержит в себе перечень документов, которые необходимо представить для проведения проверки, каких-либо оговорок о проверяемом лице нормы Административного регламента не содержат. Оспариваемое распоряжение вынесено в пределах полномочий, соответствует закону и не нарушает прав и законных интересов административного истца, последовательность выполнения административных процедур Инспекцией полностью соблюдена.

Административный ответчик и.о. начальника Инспекции государственного жилищного надзора Евсюков А.В. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, заявлений и ходатайств не представил.

Заслушав административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу части 1 статьи 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно п.2 Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре" (вместе с "Положением о государственном жилищном надзоре"), задачами государственного жилищного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности.

Подпунктом «а» пункта 3 указанного Положения о государственном жилищном надзоре предусмотрено, что государственный жилищный надзор осуществляется посредством: организации и проведения проверок выполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований.

По правилам п. 11 указанного Положения, предметом проверок является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе к жилым помещениям, их использованию и содержанию; порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.

Согласно Постановления Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п "Об утверждении Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края", утверждено Положение об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края.

Согласно п.1.1 указанного Положения, Инспекция государственного жилищного надзора Пермского края (далее - Инспекция) является уполномоченным органом исполнительной власти Пермского края, осуществляющим региональный государственный жилищный надзор, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами, лицензионный контроль.

Инспекция самостоятельна в осуществлении своих полномочий, установленных законодательством и настоящим Положением, подотчетна в своей деятельности Правительству Пермского края (п.1.2 Положения).

Разделом III настоящего Положения предусмотрены функции, исполняемые Инспекцией.

Согласно п.3.1.1 Положения, Инспекция для достижения своих целей выполняет следующие функции: осуществляет региональный государственный жилищный надзор, включающий в себя:

деятельность по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством, …, а именно требований к:

использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.

Приказом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края от 01.11.2013 N СЭД-45-01-22-160 "Об утверждении Административного регламента" (вместе с "Административным регламентом Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края по исполнению государственной функции по региональному государственному жилищному надзору"), утвержден указанный Регламент.

В п.1.1 Общих положений исполнения государственной функции указано, что Административный регламент Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края по исполнению государственной функции по региональному государственному жилищному надзору (далее - Регламент) разработан в целях повышения качества исполнения государственной функции и определяет сроки и последовательность действий при осуществлении регионального государственного жилищного надзора за соблюдением обязательных требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию.

Согласно раздела III Регламента, предусмотрены административные процедуры исполнения государственной функции

Исполнение государственной функции включает в себя следующие административные действия:

- формирование плана проверок;

- организация проверки;

- проведение плановой и внеплановой проверки (документарной, выездной);

- оформление результата проверки;

- контроль исполнения предписания.

Согласно п.3.2.1 Регламента, организация и проведение проверок осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей, установленных частями 4.1-4.3 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации. Проверка проводится на основании распоряжения начальника, заместителя начальника Инспекции. Форма распоряжения устанавливается Министерством экономического развития Российской Федерации.

Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении начальника, заместителя начальника Инспекции.

В распоряжении начальника, заместителя начальника Инспекции указываются:

- наименование органа государственного надзора, а также виды государственного надзора;

- фамилии, имена, отчества, должности должностного лица или должностных лиц, уполномоченных на проведение проверки, а также привлекаемых к проведению проверки экспертов, представителей экспертных организаций;

- наименование органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, проверка которых проводится, места нахождения органа государственной власти, органа местного самоуправления, юридического лица (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями;

- цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения;

- правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования;

- сроки проведения и перечень мероприятий по надзору, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки;

- перечень административных регламентов по осуществлению государственного надзора;

- перечень документов, представление которых органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем необходимо для достижения целей и задач проведения проверки;

- даты начала и окончания проведения проверки;

- иные сведения в соответствии с типовой формой распоряжения руководителя, заместителя руководителя, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно ч. 1 ст. 20 ЖК РФ под государственным жилищным надзором понимается деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная, в том числе, на предупреждение, выявление и пресечение нарушений гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений.

Согласно положений раздела 3.3.2 Административного Регламента, предусмотрены основания для проведения внеплановой проверки. Это могут быть, в том числе, поступившие в Инспекцию обращения и заявления граждан, о следующих фактах:

возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. «а» 3.3.2.2 Регламента).

В судебном заседании установлено, что 18.12.2017 года в Инспекцию поступило обращение граждан, проживающих в доме по <адрес> о том, что в квартире в их доме проводится ремонт, при этом производится снос стен и замена коммуникаций. Административный истец Тупицина М.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Требованием от 29.12.2017 года Тупициной М.И. было предложено представить необходимые документы.

Распоряжением от 29.12.2017 г. , вынесенным и.о. начальника Инспекции Евсюковым А.В., было назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении Тупициной М.И., которая была уведомлена о проведении такой проверки. В указанном распоряжении указаны цели и задачи проверки, основания ее проведения, предмет проведения проверки указано должностное лицо, уполномоченное провести проверку, срок проведения проверки.

Таким образом, Распоряжение вынесено уполномоченным лицом, в нем указаны все необходимые сведения, которые установлены Регламентом. каких-либо нарушения прав административного истца Тупициной М.И. данное распоряжение не содержит.

Довод административного истца о том, что проверка была назначена, а следовательно, Распоряжение вынесено с нарушением порядка проведения проверок, не может быть принят судом во внимание, поскольку порядок вынесения Распоряжения был соблюден. Доводы о необходимости проведения изначально документарной проверки с целью выявления нарушений не может быть принят судом во внимание, поскольку основан на неправильном толковании закона, кроме того, выявление нарушений исключительно при изучении документов невозможно, поскольку необходимо проведение проверки информации, отраженной в документах, с наличием или отсутствием нарушений, указанных в обращении граждан.

Довод Тупициной М.И. о форме Распоряжения также не может быть принят во внимание судом, поскольку, п.3.2.1 Регламента установлено, что должно быть отражено в распоряжении о проведении проверки, а иные сведения могут быть отражены в соответствии с формой, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. N 141 "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

В данном случае, данная форма не является императивно установленной для проведения проверок в отношении граждан, а действие Закона "О реализации положений Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" на Тупицину М.И. не распространяется.

Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, основанием для удовлетворения судом заявленных требований является признание оспариваемых решений, действий (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

При установленных в судебном заседании обстоятельствах, действия и.о. начальника инспекции Евсюкова А.В. по вынесению Распоряжения о проведении выездной проверки Тупициной М.И. по обращению граждан прав административного истца не нарушают, каких-либо незаконных обязанностей Распоряжением на административного истца не наложено, указанные действия проведены с соблюдением требований, "Административного регламента Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края по исполнению государственной функции по региональному государственному жилищному надзору", Постановления Правительства Пермского края от 01.09.2014 N 913-п "Об утверждении Положения об Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края", Постановления Правительства РФ от 11.06.2013 N 493 "О государственном жилищном надзоре".

При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания действий (бездействий) должностных лиц Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края, судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости отказать в удовлетворении требований Тупициной М.И. о признании Распоряжения должностного лица Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края незаконным.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

решил:

В удовлетворении административного искового заявления Тупициной Марины Ивановны к Инспекции государственного жилищного надзора Пермского края о признании распоряжения незаконным отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Кудымкарский городской суд Пермского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

<данные изъяты>

<данные изъяты>

Судья Т.В. Варзина

Решение в окончательной форме принято 08.05.2018 года.