ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-427/2017 от 10.08.2017 Прибайкальского районного суда (Республика Бурятия)

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

с. Турунтаево 10 августа 2017 года

Прибайкальский районный суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Абидуева О.Н-Ц.,

при секретаре Добрыниной Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Грачева М.С. к Прибайкальской районной администрации о признании незаконными отказов на заявления о намерении участвовать в аукционах, обязании принять решение провести аукцион, отмене договоров купли-продажи,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением, Грачев М.С. указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он, предварительно ознакомившись с извещениями о возможном предоставлении земельных участков, подал в Прибайкальскую районную администрацию несколько заявлений о намерении участвовать в аукционах. Не получив ответ в течение 30 дней, он стал звонить в приемную, где ему сообщили, что сотрудник Ф.М.Ю., отвечавшая на его заявления, находится в отпуске. ДД.ММ.ГГГГ он дозвонился до Ф.М.Ю., после чего получил на электронную почту ответ об отказе в рассмотрении его обращений. Считает указанные действия Прибайкальской районной администрации не соответствующими требованиям ст. 39.18 Земельного кодекса РФ и просит признать незаконными отказы на заявления о намерении участвовать в аукционах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ; обязать МО «Прибайкальский район» принять решение о проведении аукционов по продаже земельных участков; отменить договоры купли-продажи земельных участков и решения о предварительном согласовании предоставления земельных участков.

В отзыве на исковое заявление, представитель Прибайкальской районной администрации по доверенности Ф.М.Ю. просит отказать в удовлетворении искового заявления Грачева М.С., поскольку опубликованное Администрацией извещение о возможном предоставлении земельных участков не является извещением о проведении торгов. Кроме того, в силу п. 3 ст. 3 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве», Грачеву М.С. не могли быть предоставлены земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, поскольку он не зарегистрирован на территории Прибайкальского района РБ.

В судебном заседании административный истец Грачев М.С. исковые требования поддержал, пояснил, что земельные участки ему необходимы для ведения личного подсобного хозяйства, растениеводства и индивидуального жилищного строительства. Ответы Прибайкальской районной администрации он не получал, в связи с чем не смог своевременно их обжаловать. Он выезжал в <адрес> и <адрес>, однако смог осмотреть лишь земельный участок по адресу: <адрес>. Другие участки он не осматривал, так как не нашел.

Представитель Прибайкальской районной администрации по доверенности Ф.М.Ю. доводы отзыва поддержала, просила в удовлетворении исковых требований Грачева М.С. отказать. Дополнительно пояснила, что ответы на заявления Грачева М.С. были направлены по почте простым письмом, в связи с чем установить дату направления письма невозможно.

Заинтересованное лицо Х.К.А. возражал против удовлетворения исковых требований Грачева М.С., поскольку в настоящее время земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, находится в его собственности. В <адрес> он осуществляет строительство оздоровительного центра и планирует организовать на спорном земельном участке прогулочно-парковую зону.

Представитель Х.К.А.Ш.Г.Г. также просил отказать в удовлетворении требований истца, поскольку им выбран ненадлежащий способ защиты права. Так, действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права как отмена договора купли-продажи.

Представитель Х.Н.Г.Д.Н.Г. пояснения доверителя и Ш.Г.Г. поддержала.

Заинтересованное лицо М.А.Д. возражал против исковых требований Грачева М.С., поскольку земельный участок по адресу: <адрес> он нашел самостоятельно, кадастровые работы проводил за свой счет. В настоящее время договор купли-продажи земельного участка им не заключен.

Выслушав мнение участвующих лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что в ДД.ММ.ГГГГ Прибайкальской районной администрацией в периодических печатных изданиях и на интернет-сайте «torgi.gov.ru» опубликованы извещения о возможном предоставлении земельных участков, в том числе, расположенных по адресам: <адрес>; <адрес>; <адрес>»; <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ Грачев М.С. обратился в Прибайкальскую районную администрацию с заявлениями о намерении участвовать в аукционах по продаже или предоставлению указанных земельных участков в аренду.

Как следует из ответов Прибайкальской районной администрации от ДД.ММ.ГГГГ, направленных Грачеву М.С., его намерения об участии в аукционе не могут быть учтены, поскольку торги по опубликованным извещениям не проводятся.

В последующем, Прибайкальская районная администрация, без проведения аукциона, заключила с Х.К.А. договор купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>; с С.Р.Л. договор аренды земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Указанные обстоятельства подтверждаются сведениями из Единого государственного реестра недвижимости.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности, предусмотрены статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.

В силу части 1 указанной статьи, в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно части 4 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», и направляет указанное решение заявителю.

В соответствии с частью 7 статьи 39.18 Земельного кодекса РФ, в случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Таким образом, уполномоченный орган, в случае поступления заявлений иных лиц о намерении участвовать в аукционе, обязан провести аукцион по продаже земельного участка или аукцион на право заключения договора аренды земельного участка.

Вопреки указанным требованиям земельного законодательства, Прибайкальская районная администрация, после поступления заявлений Грачева М.С. не приняла решение о проведении аукциона, в порядке, предусмотренном ч. 7 ст. 39.18 Земельного кодекса РФ.

Вместе с тем, несмотря на допущенное Прибайкальской районной администрацией нарушение требований земельного законодательства, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований Грачева М.С. по следующим основаниям.

В силу ч. 1 ст. 178 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд принимает решение по заявленным административным истцом требованиям.

Обращаясь в суд с административным исковым заявлением Грачев М.С. просит признать незаконными отказы на заявления о намерении участвовать в аукционах от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ, правом обращения в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, обладает гражданин, чьи права, свободы и законные интересы нарушены или оспорены, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов.

Как следует из приведенных выше положений ст. 39.18 Земельного кодекса РФ, действующее земельное законодательство не возлагает на уполномоченный орган обязанность по направлению лицу, обратившемуся с заявлением о намерении участвовать в аукционе, ответа об удовлетворении или об отказе в удовлетворении его заявления.

Указанная норма земельного законодательства возлагает на уполномоченный орган обязанность отказать в предоставлении или предварительном согласовании земельного участка лицу, обратившемуся в орган с заявлением о предоставлении земельного участка, и провести аукцион.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что действия Прибайкальской районной администрации, связанные с направлением в адрес Грачева М.С. писем от ДД.ММ.ГГГГ не могут нарушать его права, свободы и законные интересы, поскольку они не являются решением об отказе в предоставлении земельных участков.

По мнению суда, в рассматриваемом случае, права Грачева М.С. нарушены бездействием Прибайкальской районной администрации, выраженном в непроведении аукциона, после поступления заявления истца, которое Грачевым М.С. не оспаривается.

Исковые требования истца об обязании МО «Прибайкальский район» принять решение о проведении аукциона по продаже земельных участков также не подлежат удовлетворению, поскольку по смыслу ч. 2 ст. 227 КАС РФ, обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению, может быть возложена на орган, организацию или должностное лицо, допустившее нарушение.

Возложение такой обязанности на муниципальное образование не предусмотрено нормами КАС РФ.

Заявления об уточнении, изменении, увеличении, уменьшении исковых требований от Грачева М.С. не поступали.

Рассматривая исковые требования Грачева М.С. об отмене договоров купли-продажи земельных участков и решений о предварительном согласовании, суд также не усматривает оснований для их удовлетворения, поскольку разрешение указанных требований предусматривает спор о праве, который подлежит разрешению в порядке гражданского судопроизводства и не может быть разрешен в порядке КАС РФ.

Кроме того, в исковом заявлении Грачевым М.С. не указано какие договоры купли-продажи и какие решения он просит отменить.

Также суд признает обоснованными доводы представителя Х.К.А.Ш.Г.Г. о ненадлежащем способе защиты права, поскольку действующим законодательством не предусмотрен такой способ защиты права как отмена договора купли-продажи.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления Грачева М.С. к Прибайкальской районной администрации о признании незаконными отказов на заявления о намерении участвовать в аукционах, обязании принять решение провести аукцион, отмене договоров купли-продажи, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья О.Н-Ц. Абидуев