34RS0024-01-2021-000496-61
№2а-427/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Краснослободск 19 июля 2021 года
Среднеахтубинского района
Волгоградской области
Краснослободский районный суд Волгоградской области в составе: председательствующего судьи Новикова Ф.А.,
при помощнике судьи Шульц Ю.Б.,
с участием административного истца ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО2 к судебному приставу-исполнителю Среднеахтубинского РОСП УФССП России по <адрес>ФИО6, Среднеахтубинскому РОСП УФССП России по <адрес>, Управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес> о признании действий незаконными, возложении обязанности,
У С Т А Н О В И Л:
первоначально административный истец ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю <адрес> отделения УФССП России по <адрес>ФИО6 о признании действий незаконными, возложении обязанности. В обоснование иска указано, что судебным приставом-исполнителем ФИО6 был наложен арест на денежные средства, находящиеся на принадлежащем ей счету в АО «Альфа-Банк». В результате таких действий были нарушены ее права, поскольку со счета были списаны денежные средства, перечисленные в качестве алиментов на ее несовершеннолетнюю дочь. Кроме того, она не получала копию постановления о возбуждении исполнительного производства, ей не был установлен срок для добровольной уплаты задолженности. ДД.ММ.ГГГГ она подала заявление судебному приставу о возврате списанных денежных средств, но ей было отказано. На поданную вышестоящему должностному лицу жалобу, ответ не поступил.
Просила признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>ФИО6 по наложению ареста на расчетный счет №; обязать судебного пристава-исполнителя ФИО6 снять арест и вернуть на вышеуказанный счет денежную сумму в размере 16 784 руб. 25 коп.; возложить на судебного пристава-исполнителя ФИО6 все материальные затраты на почтовые расходы и уплату государственной пошлины.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в качестве соответчиков привлечены Среднеахтубинский РОСП УФССП России по <адрес>, УФССП России по <адрес>, в качестве заинтересованного лица ФИО4
Впоследствии административным истцом уточнены исковые требования, просит: признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя <адрес> отдела УФССП России по <адрес>ФИО6 по списанию денежных средств, назначение которых является алименты на содержание несовершеннолетнего ребенка; обязать судебного пристава-исполнителя ФИО6 вернуть денежные средства (алименты), предназначенные на содержание несовершеннолетнего ребенка ФИО5 в полном объеме и единовременно на расчетный счет №; возложить на судебного пристава-исполнителя ФИО6 все материальные затраты на почтовые расходы в размере 1144 руб. 76 коп. и уплату государственной пошлины в размере 300 руб.
Также просит восстановить срок на подачу административного искового заявления, поскольку он пропущен по уважительной причине, ввиду того, что ответ на ее жалобу вышестоящему должностному лицу на момент подачи иска, не поступил.
В судебном заседании административный истец ФИО2 доводы уточненного искового заявления поддерживает, просит его удовлетворить. Просит восстановить срок для обращение с административным исковым заявлением, пояснив, что о списании денежные средств с ее счета она узнала ДД.ММ.ГГГГ, в этот же день она обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением возврате денежных средств и отмене ареста, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. В этот же день она обратилась с жалобой к начальнику отдела – старшему судебному приставу на незаконные действия пристава. Постановление об отказе в удовлетворении жалобы было получено ею ДД.ММ.ГГГГ. В это время, ДД.ММ.ГГГГ, она обратилась с административным исковым заявлением в суд, которое было ей возвращено определением суда. Исковой материал она получила по почте ДД.ММ.ГГГГ.
Административный ответчик судебный пристав-исполнитель <адрес> отделения УФССП России по <адрес>ФИО6, представители административных ответчиков Управления ФССП России по <адрес> отдела УФССП России по <адрес>, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили.
Заинтересованное лицо ФИО4 в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил.
Выслушав административного истца, исследовав материалы дела, а также материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со ст. 360 КАС РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном главой 22 настоящего Кодекса.
В соответствии со ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 г. №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве) постановления судебного пристава и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Исходя из смысла положений ст. 227 КАС РФ, оспариваемые решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями могут быть признаны незаконными при установлении в суде совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых постановлений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия) нормативным правовым актам возлагается на должностных лиц службы судебных приставов, принявших оспариваемые решения либо совершивших оспариваемые действия (бездействие).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания незаконными решений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия), судом принимается решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно положениям ст. 4 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», ст. ст. 12, 13 Федерального закона РФ от 21.07.1997 N 118-ФЗ «О судебных приставах» исполнительное производство осуществляется на принципах: законности, своевременное совершение исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований, взыскателя и мер принудительного исполнения.
Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц определяются положениями Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон об исполнительном производстве).
Согласно частям 3, 8 статьи 219 КАС РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава - исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии со статьёй 226 КАС РФ суду надлежит проверить соблюдение сроков обращения в суд.
С учетом положений частей 9 и 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, соблюдения сроков обращения в суд возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В судебном заседании административный истец пояснила, что о списании денежные средств с ее счета она узнала 15 февраля 2021 года, в этот же день она обратилась к судебному приставу-исполнителю с заявлением возврате денежных средств и отмене ареста, 2 марта 2021 года судебным приставом вынесено постановление об отказе в удовлетворении ходатайства. В этот же день она обратилась с жалобой к начальнику отдела – старшему судебному приставу на незаконные действия пристава. Постановление об отказе в удовлетворении жалобы было получено ею 2 апреля 2021 года. В это время, 25 марта 2021 года, она обратилась с административным исковым заявлением в суд, которое было ей возвращено определением суда. Исковой материал она получила по почте 22 мая 2021 года. Данные обстоятельства подтверждаются приобщенными копиями конвертов, жалоб, ответов на жалобы, сопроводительного письма с конвертом о возвращении ранее поданного административного иска.
Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, суд считает возможным восстановить ФИО2 срок для обращения в суд с административным исковым заявлением.
Постановлением судебного пристава-исполнителя Среднеахтубинского РО УФССП России по <адрес>ФИО6 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство №-ИП в отношении ФИО2 на основании исполнительного документа, в соответствии с которым с нее в пользу ФИО4 взыскана сумма восстановительного ремонта транспортного средства без учета износа в размере 27 400 руб., сумма утраты товарной стоимости транспортного средства в размере 3 696 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 1133 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 6000 руб., расходы на оплату экспертизы в размере 5000 руб.
Копия данного постановления направлена в адрес ФИО2ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается списком корреспонденции, направляемой почтовой связью.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ФИО6 вынесены постановления об обращении взыскания на денежные средства должника, находящиеся в банке или иной кредитной организации, в том числе, находящиеся на счету № в АО «АЛЬФА-БАНК».
Из выписки по счету следует, что 12 февраля 2021 года с указанного счета банком на основании вышеуказанного постановления произведено списание денежных средств в размере 16 784 руб. 25 коп.
Положения статей 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах" обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов в процессе исполнения судебных актов и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя признаются незаконными, если они не соответствует закону и нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя.
Согласно части 1 статьи 68 Федерального закона "Об исполнительном производстве" мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.
Права и обязанности судебных приставов-исполнителей, осуществляемые в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, установлены ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 года N 118-ФЗ "О судебных приставах".
Из системного толкования приведенных положений федерального законодательства следует, что с момента возбуждения исполнительного производства судебный пристав-исполнитель самостоятельно определяет, в какой период и какие исполнительные действия и меры принудительного исполнения необходимо применить в каждом конкретном случае, исходя из характера требований исполнительного документа и обстоятельств дела, с учетом принципов целесообразности и достаточности.
Согласно п. 7 ч.1 ст.101 Федерального закона "Об исполнительном производстве" взыскание не может быть обращено на денежные суммы, выплачиваемые в качестве алиментов, а также суммы, выплачиваемые на содержание несовершеннолетних детей в период розыска их родителей.
Порядок обращения взыскания на денежные средства должника установлен в ст. 70 Федерального закона "Об исполнительном производстве".
Так, в силу ч.2-5.2 данной статьи перечисление денежных средств со счетов должника производится на основании исполнительного документа или постановления судебного пристава-исполнителя без представления в банк или иную кредитную организацию взыскателем или судебным приставом-исполнителем расчетных документов. Если денежные средства имеются на нескольких счетах должника, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, с какого счета и в каком объеме должны быть списаны денежные средства. Если на денежные средства, находящиеся на счетах должника, наложен арест, то судебный пристав-исполнитель в постановлении указывает, в каком объеме и порядке снимается наложенный им арест с денежных средств должника. Банк или иная кредитная организация обязаны в течение трех дней со дня получения постановления сообщить судебному приставу-исполнителю об исполнении указанного постановления.
Если должник является получателем денежных средств, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, осуществляет расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона. Порядок расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции, по согласованию с Банком России.
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, незамедлительно исполняет содержащиеся в исполнительном документе или постановлении судебного пристава-исполнителя требования о взыскании денежных средств с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, о чем в течение трех дней со дня их исполнения информирует взыскателя или судебного пристава-исполнителя.
Лица, выплачивающие гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, обязаны указывать в расчетных документах соответствующий код вида дохода. Порядок указания кода вида дохода в расчетных документах лицами, выплачивающими гражданину заработную плату и (или) иные доходы, в отношении которых статьей 99 настоящего Федерального закона установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 настоящего Федерального закона не может быть обращено взыскание, устанавливает Банк России.
Банк или иная кредитная организация, осуществляющие обслуживание счетов должника, обеспечивает соблюдение требований, предусмотренных статьями 99 и 101 настоящего Федерального закона, на основании сведений, указанных лицами, выплачивающими должнику заработную плату и (или) иные доходы, в расчетных документах.
Согласно Порядку расчета суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, с учетом требований, предусмотренных статьями 99 и 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, осуществляется банком или иной кредитной организацией в соответствии с кодами вида доходов, указываемыми в порядке, установленном Банком России <1>, и с учетом сумм, взыскиваемых по исполнительным документам и указанных лицом, выплачивающим заработную плату и (или) иные доходы, в соответствии с частью 3 статьи 98 Закона об исполнительном производстве в распоряжении о переводе денежных средств. При наличии нескольких счетов гражданина расчет суммы денежных средств, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, осуществляется отдельно по каждому счету. В случае наличия у гражданина в соответствии с пунктом 5 статьи 845 Гражданского кодекса Российской Федерации <2> счета, открытого нескольким лицам (совместный счет), расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, осуществляется отдельно по каждому лицу. В расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, включаются: а) денежные средства на счете, не являющиеся доходами, в отношении которых статьей 99 Закона об исполнительном производстве установлены ограничения размеров удержания и на которые в соответствии со статьей 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание (далее - прочие платежи); б) денежные средства на счете, относящиеся к доходам, в отношении которых статьей 99 Закона об исполнительном производстве установлены ограничения размеров удержания (далее - периодические платежи). В случае наличия в исполнительном документе требований по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца в расчет суммы денежных средств на счете должника-гражданина, на которую может быть обращено взыскание и наложен арест, также включаются денежные суммы, выплачиваемые гражданину в возмещение вреда, причиненного здоровью, и компенсационные выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф. В расчет суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, не включаются: а) доходы, на которые в соответствии с частью 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание, за исключением денежных сумм, выплачиваемых гражданину в возмещение вреда, причиненного здоровью, и компенсационных выплат за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов гражданам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наличия в исполнительном документе требований по алиментным обязательствам в отношении несовершеннолетних детей, а также по обязательствам о возмещении вреда в связи со смертью кормильца; б) сумма последнего периодического платежа в размере не менее пятидесяти процентов заработной платы и иных доходов, а в случае наличия в исполнительном документе требований о взыскании алиментов на несовершеннолетних детей, возмещении вреда, причиненного здоровью, возмещении вреда в связи со смертью кормильца и возмещении ущерба, причиненного преступлением, не менее тридцати процентов. При расчете суммы денежных средств на счете, на которую может быть обращено взыскание или наложен арест, денежные средства, списанные со счета по распоряжению владельца счета (должника-гражданина) к моменту обращения взыскания или наложения ареста, учитываются: в первую очередь за счет суммы денежных средств, относящихся к доходам, на которые в соответствии с частью 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание, далее - за счет суммы денежных средств, относящихся к периодическим платежам, и, в последнюю очередь, суммы денежных средств, относящихся к прочим платежам. При этом в случае списания денежных средств со счета должника-гражданина в целях обращения взыскания применяется нижеуказанная очередность. При расчете суммы денежных средств на счете в целях обращения взыскания или наложения ареста учитываются: в первую очередь - сумма денежных средств, относящихся к прочим платежам, далее - сумма денежных средств, относящихся к периодическим платежам и, в последнюю очередь, сумма денежных средств, относящихся к доходам, на которые в соответствии с частью 1 статьи 101 Закона об исполнительном производстве не может быть обращено взыскание.
Как следует из Указания Банка Российской Федерации от 14 октября 2019 года №5286-У «О порядке указания кода вида дохода в распоряжениях о переводе денежных средств» в распоряжениях о переводе денежных средств указываются следующие коды вида дохода: "1" - при переводе денежных средств, являющихся заработной платой и (или) иными доходами, в отношении которых статьей 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ установлены ограничения размеров удержания; "2" - при переводе денежных средств, являющихся доходами, на которые в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, за исключением доходов, к которым в соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются; "3" - при переводе денежных средств, являющихся доходами, к которым в соответствии с частью 2 статьи 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ ограничения по обращению взыскания не применяются.
При переводе денежных средств, не являющихся доходами, в отношении которых статьей 99 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ установлены ограничения и (или) на которые в соответствии со статьей 101 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ не может быть обращено взыскание, код вида дохода не указывается.
Таким образом, действия судебного пристава-исполнителя соответствуют вышеописанным положениям нормативных актов, являются законным и обоснованными. Кроме того, списанием денежных средств и определение вида перечисления по специальным кодам, а также расчетом сумм подлежащих списанию, занимается кредитная организация.
Из содержания ст. 227 КАС РФ, ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве следует, что оспариваемые решения, действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: они не соответствует закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушают права и законные интересы гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
По смыслу ч. 1 ст. 4, ч. 2 ст. 225 КАС РФ, судебной защите подлежат только нарушенные, права, свободы и законные интересы заинтересованных лиц.
Поскольку судом не установлено каких-либо нарушений со стороны судебного пристава-исполнителя, оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 219, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
в удовлетворении административного искового заявления ФИО2 к судебному приставу-исполнителю Среднеахтубинского РОСП УФССП России по <адрес>ФИО6, Среднеахтубинскому РОСП УФССП России по Волгоградской области, Управлению Федеральной службы судебных приставов по Волгоградской области о признании незаконным действий по списанию денежных средств, возложении обязанности возвратить денежные средства, предназначенные на содержание несовершеннолетнего ребенка, взыскании судебных расходов - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в административную коллегию Волгоградского областного суда через Краснослободский районный суд Волгоградской области в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья Ф.А. Новиков
Справка: мотивированный текст решения изготовлен 20 июля 2021 года.
Судья Ф.А. Новиков