ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4282/2021 от 25.01.2022 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

В окончательной форме решение суда принято 25 января 2022 года

Дело № 2а-752/2022

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 20 января 2022 г.

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Кононовой Ю.С., при секретаре Постниковой Я.В., с участием прокурора – Антоненко Е.Р., представителя ответчика – ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску заместителя прокурора города Ялта в интересах муниципального образования городской округ Ялта к Администрации города Ялта, с участием заинтересованного лица – Ялтинского городского Совета о признании бездействия незаконным, возложении обязанности,

у с т а н о в и л :

Заместитель прокурора города Ялта обратился в суд с иском в интересах муниципального образования городской округ Ялта о признании незаконным бездействия Администрации города Ялта по не проведению конкурса на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов (далее – НТО) на территории муниципального образования городской округ Ялта; возложении обязанности на Администрацию города Ялта в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести конкурс на право заключения договоров на право размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Исковые требования мотивированы тем, что в период с 2019 года по настоящее время Администрация города Ялта бездействует, что выражается в не проведении конкурса на право заключения договоров на право размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым. Мерами прокурорского реагирования не удалось устранить нарушения законодательства в сфере регулирования торговой деятельности в муниципальном образовании. Бездействие исполнительно-распорядительного органа ведет к нарушению прав субъектов хозяйствования, в том числе препятствию к развитию малого и среднего предпринимательства. Кроме того, местный бюджет с октября 2019 года не получает доход в указанной сфере от субъектов хозяйствования.

В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Ялтинский городской Совет.

В судебном заседании прокурор заявленные исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснив, что препятствием к проведению конкурса явились жалобы граждан, по результатам которых был отменен порядок проведения конкурса. Разработанной в настоящее время документации недостаточно для проведения конкурса. Так, на сессии Ялтинского городского Совета, состоявшейся 17 декабря 2021 года, был утвержден Порядок организации и проведения электронного аукциона на право размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта, а также Методика определения начального размера оплаты за право размещения НТО, внесены изменения в схему размещения НТО. После утверждения вышеназванных нормативных актов Администрацией города Ялта проводится работа по разработке аукционной документации на право размещения НТО, после согласования которой в установленном порядке, в том числе с прокуратурой города Ялта, будет организовано проведение конкурса.

Заинтересованное лицо, надлежащим образом извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направило, о причинах его неявки не сообщило.

В соответствие с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: не соответствие оспариваемого решения (действия) нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Решением 51-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым первого созыва от 22 сентября 2017 г. N 1 принят Устав муниципального образования городской округ Ялта.

Статьей 42 Устава определено, что Администрация города Ялта Республики Крым является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, наделенным собственными полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым федеральными законами и законами Республики Крым.

В соответствии со ст. 51 Устава, к полномочиям Администрации города Ялта в сфере торговли, общественного питания, бытового обслуживания, промышленности, сельского хозяйства, развития малого и среднего предпринимательства отнесено, в том числе создание условий для обеспечения жителей муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым услугами общественного питания, торговли и бытового обслуживания, а так же проведение анализа финансовых, экономических, социальных и иных показателей развития малого и среднего предпринимательства и эффективности применения мер по его развитию, прогноз развития малого и среднего предпринимательства на территории городского округа Ялта, так же создание условий для расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, содействие развитию малого и среднего предпринимательства.

При этом в соответствии со статьей 29 Устава, в исключительной компетенции Ялтинского городского совета Республики Крым находятся установление, изменение и отмена местных налогов и сборов в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

К полномочиям Ялтинского городского совета Республики Крым также относятся: принятие решения о внесении изменений в утвержденную схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым; утверждение порядка проведения конкурса/открытого аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Заместитель прокурора г. Ялты, обращаясь с данным иском в защиту в интересов муниципального образования городской округ Ялта, указывает на длительное бездействие Администрации г. Ялта, которое выражается в не проведении конкурса на право заключения договоров на право размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Судом установлено, что решением 81-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 04 апреля 2019 года № 1 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» утверждена схема размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Решением 81-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 04 апреля 2019 года № 2 «Об утверждении Порядка проведения конкурса на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» утвержден порядок проведения конкурса.

Постановлением Администрации города Ялта от 11 апреля 2019 года № 802-п «Об утверждении конкурсной документации на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым» утверждена конкурсная документация для проведения конкурса на право заключения договоров на право размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Информация об объявлении конкурса была размещена 11 апреля 2019 года на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым (http://yalta.rk.gov.ru). Прием документов осуществлялся с 15 апреля 2019 года по 06 мая 2019 года.

Решением сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 31 мая 2019 года № 8 отменено решение сессии Ялтинского городского совета Республики Крым от 04 апреля 2019 года № 1 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

При этом, в целях предоставления правовых оснований для размещения НТО в период летнего сезона, постановлением Администрации города Ялта от 31 мая 2019 года № 1191-п внесены изменения в постановление от 04 апреля 2019 года № 746-п, отменяющее действие постановления от 10 апреля 2015 № 458-п («Об утверждении схемы размещения НТО»), в части изменения сроков отмены действия постановления Администрации города Ялта от 10 апреля 2015 № 458-п с 01 сентября 2019 года.

Постановлением Администрации города Ялта от 06 июня 2019 года № 1247-п внесены изменения в постановление Администрации города Ялта от 20 декабря 2018 года № 2582-п «О внесении изменений в некоторые постановления администрации города Ялта, регулирующие организацию торговой деятельности на нестационарных торговых объектах, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта», в части заключения с субъектами хозяйствования дополнительных соглашений к договорам на право размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на период до 01 сентября 2019 года, при условии выполнения ими договорных отношений.

Информация о заключении дополнительных соглашений к договорам на право размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта, размещена на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым.

В период отсутствия утвержденной схемы размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Администрацией города Ялта было принято постановление от 29 августа 2019 года № 1981-п «О внесении изменений в постановление Администрации города Ялта от 19 декабря 2018 года № 2577-п «Об утверждении перечня мест организации ярмарок на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

30 августа 2019 года Администрацией г. Ялта принято постановление № 1993-п, а 31 октября 2019 года - постановление № 2531-п «О проведении универсальных ярмарок на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

Постановлением администрации города Ялта от 10 июня 2019 года № 1266-п утвержден состав рабочей группы по осуществлению и координации деятельности по разработке схемы размещения НТО и нормативных правовых актов, определяющих процедуру получения субъектами хозяйствования права на размещение указанных объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Постановлением Администрации города Ялта от 02 сентября 2019 года № 2003-п утверждены Требования к размещению и функционированию нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которым утверждены:

типы нестационарных торговых объектов и видов деятельности;

типовые проекты нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;

методика определения размера оплаты за право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;

зоны осуществления развозной торговли и разносной торговли на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;

типовая форма уведомления о размещении нестационарного торгового объекта на земельном участке, находящемся в собственности (пользовании) физического или юридического лица на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;

типовая форма уведомления о начале осуществления развозной торговли на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;

типовая форма заявления о внесении изменений (дополнений) в схему размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым;

типовой договор на размещение нестационарного торгового объекта, расположенного на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

На официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым был опубликован проект Схемы размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Схема размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым была утверждена решением 9–й сессии Ялтинского городского совета второго созыва от 12 февраля 2020 года № 20.

Порядок проведения Конкурса на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым был утвержден решением 9–й сессии Ялтинского городского совета второго созыва от 12 февраля 2020 года № 10.

18 ноября 2020 года Администрацией г. Ялта принято постановление № 3588-п, а 30 октября 2020 года - постановление № 3450-п «О проведении ярмарок на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

Постановлением Администрации города Ялта от 02 апреля 2021 года № 868-п утверждено Положение о размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Решением 28–й сессии Ялтинского городского совета второго созыва от 06 апреля 2021 года № 2 утвержден Порядок проведения Конкурса на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Решением 28–й сессии Ялтинского городского совета второго созыва от 06 апреля 2021 года № 1 внесены изменения в решение 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12 февраля 2020 года № 20 «Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

Схема размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым предусматривает размещение 804 НТО, в том числе 334 для крымских производителей.

12 апреля 2021 года Администрацией г. Ялта принято постановление № 935-п «О проведении открытого конкурса на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

Кроме этого, 12 апреля 2021 года принято постановление № 936-п «О создании конкурсной комиссии по проведению открытого конкурса на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым»

Постановлением Администрации города Ялта от 13 апреля 2021 № 946-п утверждена конкурсная документация на право заключения договоров на право размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

Дата приема заявок на участие в открытом конкурсе на право заключения договоров на право размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым была определена с 14 апреля 2021 года по 18 мая 2021 года (включительно).

Информация о времени, месте проведения конкурса, а также о перечне документов, необходимых для принятия участия в конкурсе, опубликована на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым на портале Правительства Республики Крым.

Процедура вскрытия конвертов была запланирована на 21 мая 2021 года.

Вместе с тем, в связи с обращениями индивидуальных предпринимателей в УФАС по Республике Крым и городу Севастополю и Верховный суд Республики Крым с жалобами и заявлениями на действия организаторов конкурса на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, 21 мая 2021 года Администрацией г. Ялта было принято постановление № 1253-п о приостановлении процедуры проведения Конкурса на право заключения договоров на право размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, а 25 мая 2021 года вынесено постановление № 1390-п, которым открытый конкурс на право заключения договоров на право размещения НТО был отменен.

Более того, 21 мая 2021 года один из предпринимателей, принимавший участие в конкурсе, обратился в Ялтинский городской суд с иском о признании недействующей с момента принятия Методики определения размера оплаты за право размещения НТО, утвержденной Администрацией города Ялта, по его мнению, с превышением полномочий.

Решением Ялтинского городского суда от 16 августа 2021 года был удовлетворен иск индивидуального предпринимателя ФИО2, признана недействующей со дня принятия Методика определения размера оплаты за право размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым в виде приложения № 4 к Положению о размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденного постановлением Администрации города Ялта Республики Крым от 02 апреля 2021 года № 868-п. На Администрацию города Ялта была возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу опубликовать сообщение о его принятии на Официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым (http://www.yalta.rk.gov.ru/).

Согласно сведениям сайта Верховного суда Республики Крым (vs.krm@sudrf.ru), указанное решение оставлено без изменения апелляционным определением от 17 января 2022 года.

Решением 34-й сессии Ялтинского городского совета второго созыва № 6 от 30 сентября 2021 года отменен Порядок проведения конкурса на право заключения договоров на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым.

16 декабря 2021 года Администрацией г. Ялта принято постановление № 4310п «Об утверждении Положения о размещении и функционировании нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

17 декабря 2021 года на внеочередной 37-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва приняты решения: «Об утверждении Порядка организации и проведения электронного аукциона на право размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым»; «О внесении изменений в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, утвержденную решением 9-й сессии Ялтинского городского совета Республики Крым второго созыва от 12.02.2020 № 20, в редакциях решений Ялтинского городского совета Республики Крым 28–й сессии от 06.04.2021 № 1, 31-й сессии от 25.06.2021 № 9, 32-й сессии от 29.07.2021 № 3»; «Об утверждении Методики определения начального (минимального) размера оплаты за право размещения нестационарного торгового объекта на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым».

Согласно пояснением представителя ответчика, в настоящее время управлением потребительского рынка и услуг Администрации города Ялта проводится работа по разработке аукционной документации на право размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым, которая подлежит дальнейшему согласованию, в том числе с органами прокуратуры. После согласования и утверждения указанной документации Администрация города Ялта вновь вправе будет инициировать проведение конкурса на право размещения НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта.

Таким образом, доводы истца о том, что ответчик Администрация г. Ялта бездействует по проведению конкурса на право заключения договоров на право размещения НТО не соответствуют действительности.

Как было установлено и описано судом выше, Администрация г. Ялта в период с 2019 года по настоящее время проводила работу, направленную на подготовку соответствующей документации и проведение конкурса, о чем свидетельствуют вынесенные ею вышеперечисленные постановления. Информация о датах приема документов для участия в назначаемых конкурсах публиковалась на официальной странице муниципального образования городской округ Ялта на портале Правительства Республики Крым.

Кроме того, в связи с отсутствием принятой схемы размещения НТО, с целью поддержки малого и среднего бизнеса, в том числе поддержки крымских товаропроизводителей, недопущения социальной напряженности, увеличения поступлений в местный бюджет, Администрацией г. Ялта неоднократно выносились постановления о проведении ярмарок на территории муниципального образования.

В тоже время, препятствием к проведению конкурса явились жалобы индивидуальных предпринимателей в УФАС, в связи с поступлениями которых конкурс был отменен, а также судебные споры, отсутствие нормативного регулирования порядка проведения конкурса, Методики размера оплаты за право размещения НТО, утверждение которых относится к полномочиям Ялтинского городского Совета.

Кроме этого, административный истец в своем иске сам указывает на принятие ответчиком ряда нормативных правовых актов в части урегулирования правоотношений с размещением НТО на территории муниципального образования городской округ Ялта, то есть на принятие ответчиком мер в пределах своих полномочий, направленных на проведение соответствующего Конкурса.

Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие бездействие Администрации города Ялта по проведению конкурса, а наоборот подтверждается, что ответчик не бездействует, а принимает меры по проведению аукциона.

Более того, действующими Правилами проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10.02.2010 г. N 67, а также иными нормативными правовыми актами, на которые ссылается прокурор в своем исковом заявлении, не предусмотрено конкретных сроков проведения торгов уполномоченным органом.

С учетом изложенного, исковые требования не обоснованы и не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

отказать в удовлетворении иска заместителя прокурора города Ялта в интересах муниципального образования городской округ Ялта к Администрации города Ялта, с участием заинтересованного лица – Ялтинского городского Совета о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Ю.С. Кононова