ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4282/2022 от 18.05.2022 Якутского городского суда (Республика Саха (Якутия))

14RS0035-01-2022-007402-34

Дело № 2а-4282/2022

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Якутск 18 мая 2022 года

Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе председательствующего судьи Ефимовой Л.А., при секретаре Пинигиной Ф.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Заболоцкого Сулустана Владимировича, Заболоцкой Сарданы Алексеевны к Окружной администрации г. Якутска о признании незаконным решения,

у с т а н о в и л :

Административные истцы Заболоцкий С.В., Заболоцкая С.А. обратились в суд с вышеуказанным административным иском. В обоснование административного иска указано, что вступившим в законную силу решением Якутского городского суда РС(Я) от ____ признан незаконным отказ ДИЗО ОА г. Якутска в предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____., на ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление истцов. Однако ____ ДИЗО ОА г. Якутска вновь незаконно отказано в заявлении истцов о предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, при этом площадь земельного участка уменьшена почти вдвое, не принято во внимание согласование расположения земельного участка с АО «Сахатранснефтегаз». Просят признать незаконным решение ДИЗО ОА г. Якутска от ____, обязать административного ответчика осуществить действия по предварительному согласованию предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____

В судебном заседании административный истец Заболоцкий С.В., представитель административного истца по устному ходатайству Яхонтов О.С. требования поддержали в полном объеме, просили удовлетворить.

Административный истец Заболоцкая С.В., надлежащим образом извещенная, в суд не явилась. В соответствии со ст. 150 КАС РФ дело рассматривается в ее отсутствие.

Представитель административного ответчика по доверенности Баттахова В.А. административный иск не признала, просила в его удовлетворении отказать, ссылаясь на законность и обоснованность отказа органа местного самоуправления по доводам, изложенным в отзыве на иск.

Суд, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующему.

Статьей 46 Конституции Российской Федерации и главой 22 Кодекса административного судопроизводства РФ предусмотрено право граждан и организаций на обращение в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Трехмесячный срок обращения с административным исковым заявлением в суд, предусмотренный ч. 1 ст. 219 КАС РФ, административными истцами не пропущен, поскольку оспариваемый отказ изложен в уведомлении от ____ года, а административное исковое заявление поступило в суд ____ года.

Судом установлено, что ____ г. Заболоцкий С.В., Заболоцкая С.А. обратились в ОА г. Якутска с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью ___ кв.м., расположенного по адресу: ____., для индивидуального жилищного строительства как лица, имеющие трех и более детей.

____ года ДИЗО ОА г. Якутска направил административному истцу уведомление об отказе в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в связи с тем, что на испрашиваемый земельный участок распространяется лесохозяйственный регламент, земельный участок расположен в охранной зоне газопровода и в охранной зоне инженерных коммуникаций 14:35-6.281.

Вступившим в законную силу решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от ____. отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска, изложенный в уведомлении от ____. , признан незаконным. На Департамент имущественных и земельный отношений Окружной администрации г. Якутска возложена обязанность повторно в установленный срок и порядке рассмотреть заявление Заболоцких о предварительном согласовании предоставления земельного участка, расположенного по адресу: ____., в соответствии с законодательством РФ.

При повторном рассмотрении заявления ____ г. ДИЗО ОА г. Якутска направило административному истцу уведомление об отказе в предварительном согласовании предоставления указанного земельного участка в связи с тем, что Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска были направлены рекомендуемые границы земельного участка для подготовки проекта схемы расположения земельного участка с учетом границ охранной зоны газопровода и границ с особыми условиями использования территории, отличающиеся от границ участка в соответствии с представленной заявителями схемой.

Так, письмом от ____ Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации г. Якутска направил рекомендуемые границы образуемого земельного участка для подготовки схемы расположения участка площадью ___ кв.м.

Как установлено пунктом 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов осуществляется в несколько этапов, включая, в том числе: подготовку схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать, и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; подачу в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка; принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса.

Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

По результатам рассмотрения и проверки заявления уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 данной статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

В силу п. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В силу ст. 11.10 Земельного кодекса РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства (п.2).

Основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка определены в п.16 ст. 11.10 ЗК РФ, в числе которых: несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.

В соответствии с ч. 8 ст. 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

В силу ч. 17 ст. 39.15 ЗК РФ решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.

Как следует из обстоятельств дела, ранее административным ответчиком было отказано в предварительном согласовании предоставления административным истцам земельного участка ориентировочной площадью ___ кв.м. по тем основаниям, что участок расположен на территории, на которую распространяется лесохозяйственный регламент (городские леса), а также в охранных зонах (газопровода и инженерных коммуникаций).

Судом указанные обстоятельства были проверены и решением Якутского городского суда РС(Я) от ____, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегией по административным делам Верховного суда РС(Я) от ____, ранее выданный ответчиком отказ был признан незаконным. При этом судом было установлено, что из представленной схемы генерального плана следует, что инженерные коммуникации проходят по границе земельного участка. Доказательства, свидетельствующие о том, что нахождение инженерных коммуникаций препятствует использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением, суду не предоставлены.

Следовательно, у уполномоченного органа отсутствовали основания для отказа в предварительном согласовании предоставления заявителям испрашиваемого земельного участка площадью ___ кв. м., со ссылкой на обстоятельства, которые являлись предметом судебной проверки по ранее рассмотренному делу.

Кроме того, как следует из представленной истцами схемы расположения земельного участка, границы образуемого участка согласованы с АО «Сахатранснефтегаз».

Также судом было установлено, что из представленной схемы расположения земельного участка не усматривается, что имеет место вклинивание, вкрапливание, изломанность границ земельного участка, что делает невозможным размещение объекта недвижимости, а также нарушать требования, установленные данным кодексом, другими федеральными законами.

Доводы административного ответчика о том, что испрашиваемый истцами земельный участок имеет кадастровый номер ___ и находится на территории СОТ «___», судом признается несостоятельным.

Испрашиваемый истцами земельный участок не сформирован, из представленной истцами схемы расположения земельного участка следует, что испрашиваемый участок не является смежным с земельным участком под кадастровым номером ___, доказательств того, что участок относится к территории СОТ «___» административным ответчиком не представлено.

В силу ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.

То есть, применительно к рассматриваемым спорным правоотношениям, ответчик должен доказать наличие обстоятельств, на которые он ссылался как на предусмотренные законом основания для отказа в предварительном согласовании предоставлении земельного участка в собственность.

Между тем, таких доказательств административным ответчиком не представлено.

При таких обстоятельствах, исходя из совокупности установленных по делу обстоятельств, административный иск подлежит удовлетворению..

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Признать незаконным решение Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска от ____ года об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска предварительно согласовать предоставление земельного участка Заболоцкому Сулустану Владимировичу, Заболоцкой Сардане Алексеевне в совместную собственность в кадастровом квартале ___, расположенного по адресу: ____., ориентировочной площадью ___ кв.м., в соответствии с координатами, приведенными в схеме расположения границ земельного участка согласно координатом границ земельного участка, указанных в резолютивной части решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья: Л.А. Ефимова