Дело №2а-4289/13-2021 г.
46RS0030-01-2021-007908-02
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 августа 2021 года г.Курск
Ленинский районный суд города Курска в составе:
председательствующего – судьи: Авериновой А.Д.,
при секретаре: Коршунове А.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению и.о. прокурора г. Курска в защиту неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска об оспаривании бездействия,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец и.о. прокурора г. Курска Анненков Д.В. обратился в суд с вышеназванным административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к комитету по управлению муниципальным имуществом г. Курска. При этом указав, что прокуратурой города Курска произведен анализ состояния законности в сфере управления и распоряжения муниципальным имуществом г. Курска, в том числе при проведении комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Курска работы по выявлению и постановке на учет недвижимого имущества как бесхозяйного, а также проверки по коллективному обращению жителей улиц Селиховская,1-я Тихая, 2-я Тихая, Монастырская балка, Яблоневая, Сумская г. Курска по вопросу нарушения законодательства о водоснабжении. Установлено, что улицах Селиховская,1-я Тихая, 2-я Тихая, Монастырская балка, Яблоневая, Сумская г. Курска расположены сети водоснабжения, в районе д. 121а по ул. Сумская гю. Курска две водозаборные скважины, в районе дома № 113 по ул. Сумская г. Курска водонапорная башня, которые обслуживаются фактически лицами, проживающими на территории указанных улиц. Жители указанных улиц неоднократно обращались в органы местного самоуправления с заявлениями о фактическом отсутствии собственника и необходимости принятия объектов водоснабжения в собственность муниципального образования. Установлено, что указанные сети водоснабжения, водозаборные скважины и водонапорная башня в реестре государственного имущества Курской области не числятся. Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска не обращался в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйного объекта недвижимости. Просят признать незаконным бездействие комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, выразившееся в не обращении в орган осуществляющий государственную регистрации. права на недвижимое имущество с заявление о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости- сетей водоснабжения расположенных в районе улиц: Селиховская, 1-я Тихая, 2-Тихая, Монастырская балка (дома №№), Яблоневая (дома №№), Сумская (<адрес>, водозаборной скважины (в районе <адрес>), водонапорной башни (в районе <адрес>) и обязать комитет по управлению муниципальным имуществом <адрес> в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по подготовке всех документов. необходимых в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и обратиться в орган осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости – сетей водоснабжения расположенных в районе улиц: Селиховская, 1-я Тихая, 2-Тихая, Монастырская балка (дома №№), Яблоневая (<адрес>), Сумская (<адрес>, водозаборной скважины (в районе <адрес>), водонапорной башни (в районе <адрес>).
Определением от 26.07.2021 г.к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен МУП «Курскводоканал».
Определением от 24.08.2021 г. к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора города Курска Симоненкова А.В. заявленные требования поддержала в полном объеме и просила их удовлетворить по изложенным в административном иске основаниям. При этом указав, что не обращением административного ответчика в орган государственной регистрации с заявлением о признании указанных объектом – бесхозяйным имущество свидетельствует о нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц. Поскольку отсутствует собственник сетей водоснабжения, водонапорной скважины и водонапорной башни, бюджетные средства на их содержание не выделяются, что создает угрозу охраняемым законом интересов.
Представитель административного ответчика комитета по управлению имуществом города Курска по доверенности Масалова Е.М. в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать, поскольку в соответствии с Положением о Комитете, последний организует работу по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет, в органе, осуществляющей государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и последующему признанию права муниципальной собственности на указанное имущество и его реализацию. Указала, что указанные объекты водоснабжения и водоотведения не являются транзитными и предназначены для обеспечения объектов и не относяться к центральным сетям. Кроме того, указала, что нормой ч.3 ст. 225 ГК РФ не установлены сроки обращения органа местного самоуправления с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества, а учитывая, что работа по подтверждению признаков бесхозяйственности ведется по заданию Комитета.Само по себе необращение в регистрирующий орган за принятием на учет нельзя квалифицировать как незаконное бездействие. Кроме того, действующее законодательство не устанавливает обязанность принятия бесхозяйного имущества, в том числе сетей водоснабжения. в собственность муниципального образования, вопрос о принятии такого имущества на учет и последующего признания права собственности муниципального образования на него решается органом местного самоуправления с учетом конкретных обстоятельств. Обследование спорных объектов на предмет технического состояния, составления схемы и определения технических характеристик, запланировано на начало сентября.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица МУП «Курскводоканал» и представитель заинтересованного лица администрации г. Курска не явились. О слушании дела извещены надлежащим образом. Ходатайств об отложении рассмотрения дела ими заявлено не было.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Так, в соответствии со статьей 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Положениями пункта 4 части 1 статьи 14, пункта 4 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения и городского округа относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; централизованная система холодного водоснабжения - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды абонентам;
Пунктом 1 части 1 статьи 6 указанного Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относится организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.
В силу ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 7 декабря 2011 г. №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления поселения, городского округа передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, в силу вышеприведенных правовых норм органы местного самоуправления обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию системы сетей и сооружений водоотведения, в том числе, бесхозяйных систем водоотведения, а также обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения. Полномочия органов местного самоуправления в отношении водопроводных сетей ограничиваются только обязанностью по принятию на баланс централизованных систем водоснабжения, предназначенных для водоподготовки, транспортировки и подачи питьевой и (или) технической воды населению.
Частью 2 ст. 1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях.Принятие на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества осуществляется в порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей».
В силу пункта 3 названного Порядка на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности, на которые собственники отказались.
Согласно пункту 5 приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года №931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение № 1 к настоящему Порядку): органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Частью 1 статьи 4 и частью 1 статьи 46 Устава города Курска, принятого решением Курского городского Собрания от 12.04.2007 г. №332-3-РС, Администрация города Курска является органом местного самоуправления города Курска, в структуру которой ходят отраслевые органы администрации города Курска.
В соответствии с п. 1.1. Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Курска, утвержденным решением Курского городского Собрания от 20.12.2019 №111-6-РС, комитет по управлению муниципальным имуществом города Курска является отраслевым органом Администрации города Курска с правами юридического лица, осуществляющим полномочия по управлению и распоряжению имуществом муниципальной собственности города Курска, в том числе земельными ресурсами и лесными участками на территории города Курска.
В силу п.3.3.18 Положения о комитете по управлению муниципальным имуществом города Курска, утвержденным решением Курского городского Собрания от 20.12.2019 г. №111-6-РС комитет организует работу по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, проведение мероприятий, необходимых для признания права муниципальной собственности города Курска на бесхозяйное и выморочное имущество, выявленное на территории города Курска.
Судом установлено и не отрицалось сторонами в судебном заседании, что по адресам: <адрес> балка (дома №№), <адрес> (дома №№), <адрес>) имеются сети водоснабжения, в районе <адрес> расположена водозаборная скважина, в районе <адрес> имеется водонапорная башня.
По настоящее время сети водоснабжения по <адрес> балка (дома №№) <адрес> (дома №№) <адрес>, водозаборная скважина в районе <адрес>, водонапорная башня в районе <адрес> в хозяйственное ведение МУП «Курскводоканал» не передавались, в реестре муниципального имущества <адрес> не значатся.
Согласно сообщения ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ№.01-18/3047 в архиве ОБУ отсутствует правовая и техническая документация на объекты недвижимости: сети водоснабжения по <адрес> балка (дома №№) <адрес> (дома №№) <адрес>; водозаборная скважина в районе <адрес>; водонапорная башня в районе <адрес>.
По сообщению МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях» от ДД.ММ.ГГГГ № ЮБ-02/1-31 объекты недвижимости: сети водоснабжения по <адрес> балка (дома №№) <адрес> (дома №№) <адрес>; водозаборная скважина в районе <адрес>; водонапорная башня в районе <адрес> в реестр федерального имущества не внесены, сведения об объектах недвижимого имущества не предоставлены к учету и данные в реестре федерального имущества отсутствуют.
При этом, решением исполнительного комитета Курского городского Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ разрешено ведение проектных работ по индивидуальной застройке территории города под жилую застройку на площадях, в том числе 102 га северо-западного автодрома по <адрес> (земля колхоза им. Дзержинского, по <адрес> (западнее областной больницы) 20 га (земли учхоза СХА).
Заключением ПГО «ЦЕНТРГЕОЛОГИЯ» от 02.03.1994 г. согласован проект на строительство водозабора из двух скважин.
09.11.2020 г. прокуратурой города Курска главе города Курска было направлено представление об устранении нарушений законодательства в сфере государственной регистрации прав на недвижимое бесхозяйное имущество №, согласно которого в течение месяца со дня получения представления предписано было принять конкретные меры, направленные на устранение указанных нарушений законов, в том числе путем организации работы по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, установления зон санитарной охраны объектов водоснабжения, обустройства тротуарами участка автомобильной дороги по ул. Островского и т.д., а также причин и условий, способствовавших их совершению, недопущению впредь.
Из сообщения комитета ЖКХ г.Курска от ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ-01 усматривается, что согласно инвестиционной программы «Развитие систем водоснабжения и водоотведения города Курска на 2020-2023 гг.» указанные улицы к сетям централизованного водоснабжения не присоединены. Также указано, что при наступлении благоприятных погодных условий в текущем году будет проведено обследование водонапорной башни, скважин, сетей водоснабжения на улицах: 1-я, 2-я Тихая, Селиховская на предмет технического состояния, составления схемы и определения технических характеристик, по результатам обследования будет установлена возможность поставки данного имущества на государственный кадастровый учет как бесхозяйного.
Согласно сведениям Курскоблприроднадзор от ДД.ММ.ГГГГ№.5-03-20/6946 в государственном реестре участков недр, предоставленных в пользование и лицензий на пользование недрами, содержащими подземные воды объемом добычи не более 500 куб.м. в сумки на территории Курской области по состоянию на 21.10.2020 г. лицензии на пользование недрами в районе расположения ул. Селиховская, 1-я Тихая,2-я Тихая, Монастырская балка, Яблоневая, Сумская г. Курска не зарегистрированы, в отношении источников водоснабжения, осуществляющих обеспечение водой домовладений, расположенных на указанных улицах, зоны санитарной охраны не установлены.
Указанные обстоятельства подтверждены: сообщением администрации г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ№, сообщением ОБУ «Центр государственной кадастровой оценки Курской области» от 30.03.2021 г. №, сообщением МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях от ДД.ММ.ГГГГ.№№, копией проектной документации по строительство коллективных водозаборных скважин, представлением об устранении нарушений законодательства в сфере государственной регистрации прав на недвижимое бесхозяйное имущество от ДД.ММ.ГГГГ№, ответом главы города Курска от ДД.ММ.ГГГГ№, сообщением комитета ЖКХ г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ-01, сообщением комитета природных ресурсов Курской области от ДД.ММ.ГГГГ№, сообщением комитета ЖКХ г. Курска от ДД.ММ.ГГГГ№/ДД.ММ.ГГГГ-01, а также иными материалами дела.
Довод административного ответчика об отсутствии с их стороны бездействия, является несостоятельным, поскольку доказательств того, что комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска организовал работу по постановке бесхозяйного недвижимого имущества на учет последним в ходе рассмотрения дела не предоставлено.
Утверждение о том, что работа в отношении учета бесхозяйных объектов начата ничем не подтверждено.
Ссылки о том, что принятие бесхозяйного имущества на учет и последующее признание права собственности решает органом местного самоуправления не могут быть признаны состоятельными, т.к. спорные объекты недвижимости фактически не имеют собственника, то есть является бесхозяйными, что приводит к их ненадлежащему содержанию и эксплуатации, а потому влечет за собой нарушение прав неопределенного круга лиц на оказание надлежащих жилищно-коммунальных услуг, а также не исключает возможности возникновения аварийной ситуации.
В соответствии с требованиями, предусмотренными п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению в резолютивной части решения суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Таким образом, не обращение комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска в регистрирующий орган с заявлением о принятии указанного недвижимого имущества на учет как бесхозяйного свидетельствует о невыполнении обязанности, предусмотренной п. 3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, то есть о незаконном бездействии, а также нарушение прав неопределенного круга лиц, тем более, что к компетенции органа местного самоуправления относятся вопросы местного значения, исходя из интересов населения, при выявлении на территории муниципального образования бесхозяйного имущества, неосуществление надлежащего содержания которого нарушает права неопределенного круга лиц, орган местного самоуправления обязан принять меры для выявления его собственника, а при невозможности - обеспечить постановку имущества на учет в качестве бесхозяйного, приняв в дальнейшем его в муниципальную собственность, а также в связи с тем, что именно комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска обладает правом подачи заявления о постановке на учет имущества как бесхозяйного, в связи с чем, заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление удовлетворить.
Признать незаконным бездействие комитета по управлению муниципальным имуществом г. Курска, выразившееся в не обращении в орган осуществляющий государственную регистрации. права на недвижимое имущество с заявление о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости- сетей водоснабжения расположенных в районе улиц: Селиховская, 1-я Тихая, 2-Тихая, Монастырская балка (дома №№), Яблоневая (дома №№), Сумская (<адрес>, водозаборной скважины (в районе <адрес>), водонапорной башни (в районе <адрес>).
Обязать комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда принять меры по подготовке всех документов. необходимых в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и обратиться в орган осуществляющий регистрацию права на недвижимое имущество с заявлением о постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимости – сетей водоснабжения расположенных в районе улиц: Селиховская, 1-я Тихая, 2-Тихая, Монастырская балка (дома №<адрес>), Яблоневая (<адрес>), Сумская (<адрес>, водозаборной скважины (в районе <адрес>), водонапорной башни (в районе <адрес>).
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Курский областной суд через Ленинский районный суд города Курска в течение одного месяца с момента вынесения в окончательной форме, с мотивированным решением стороны могут ознакомиться 09.09.2021 г.
Судья: