Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 октября 2017 года г. Щёлково Московской области
Щёлковский городской суд Московской области в составе председательствующего судьи Торбика А.В., при секретаре судебного заседания Бутовой А.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-4289/2017 по административному иску ФИО1 ФИО13, Гребенщиковой ФИО15, ФИО3 ФИО16 к Совету депутатов сельского поселения Анискинское о признании решения незаконным
УСТАНОВИЛ:
Административные истцы обратились с иском в Московский областной суд, мотивируя тем, что Совет депутатов сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района Московской области 12 мая 2017 года принял решение № 174/5«Об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино - Петровский», в соответствии с которым Советом депутатов сельского поселения Анискинское принято решение согласиться на объединение городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский (п.1). В решении также указано, что решение направлено в Советы депутатов Щелковского муниципального района и городского округа Лосино -Петровский, а само решение подлежит опубликованию в газете «Ведомости» и размещению его текста на официальном сайте органов местного самоуправления сельского поселения Анискинское в информационно- телекоммуникационной сети «Интернет» (п.2,3).
Определением суда от 06 июля 2017 года административное дело передано по подсудности в Щелковский городской суд, в связи с тем, что оспариваемое решение не содержит правовых норм (правил поведения), не влечет каких-либо правовых последствий для неопределенного круга лиц, соответственно, не обладает признаками нормативного правового акта и не может оспариваться в качестве такового в Московском областном суде.
В судебное заседание административные истцы ФИО1, ФИО3, ФИО4 не явились, извещены.
Представитель всех административных истцов – ФИО5 поддержал заявленные требования, просил признать оспариваемое решение Совета депутатов недействующим, действия Совета депутатов сельского поселения Анискинское незаконными.
Представитель административного ответчика по доверенности ФИО6 ФИО17 – явилась, однако не допущена судом представлять интересы Совета депутатов с/п Анискинское, поскольку не представлен документ, подтверждающий наличие высшего юридического образования.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов Щелковского муниципального района Московской области ФИО7 возражала против удовлетворения исковых требований.
Представитель заинтересованного лица Совета депутатов городского поселения Свердловский Московской области, Щелковского муниципального района Московской области в судебное заседание не явился, извещен.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В связи с тем, что определением Московского областного суда от 06 июля 2017 года установлено, что оспариваемое решение не содержит правовых норм (правил поведения), не влечет каких-либо правовых последствий для неопределенного круга лиц, соответственно, не обладает признаками нормативного правового акта и не может оспариваться в качестве такового в Московском областном суде, административное дело рассмотрено по правилам, установленным главой 22 КАС РФ.
В силу пункта 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Материалами дела установлено, что Советом депутатов сельского поселения Анискино Щелковского муниципального района Московской области 12 мая 2017 года принято решение согласиться на объединение городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский (пункт 1 решения № 174/5«Об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский»).(л.д.10)
Жители сельского поселения Анискинское ФИО1, городского поселения Свердловский ФИО3, ФИО4 обратились в суд с административным исковым заявлением об оспаривании названного решения Совета депутатов данного муниципального образования 174/5, ссылаясь на его противоречие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу. Административные истцы также указывают на нарушение их (истцов) прав оспариваемым актом, поскольку вследствие его принятия интересы населения, проживающего на соответствующих территориях, ущемлены. Инициатива органа местного самоуправления Совета депутатов сельского поселения Анискинское противоречит требованиям, предъявляемым к порядку принятия такого рода правовым актов.
Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий (статья 131 Конституции Российской Федерации).
В силу предписаний Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", устанавливающих общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы местного самоуправления, гарантии его осуществления, муниципальное образование - городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения (часть 1 статьи 2).
Органы местного самоуправления по вопросам местного значения обладают полномочиями в соответствии с федеральным законодательством, уставами муниципальных образований (статья 12, 71 Конституции Российской Федерации, часть 2 статья 1, пункт 9 части 1 статьи 17, часть 1 статьи 18 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с п. 3 ст. 17 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с названным выше Федеральным законом. Инициатива населения относительно преобразования муниципального образования реализуется в порядке, установленном федеральным законом и принимаемым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации для выдвижения инициативы проведения местного референдума.
Инициатива органов местного самоуправления, органов государственной власти о преобразовании муниципального образования оформляется решениями соответствующих органов местного самоуправления, органов государственной власти. Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (части 1,2 и 3 статьи 13 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ).
В силу подпункта "л" пункта 2 статьи 5 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" установление административно-территориального устройства субъекта Российской Федерации и порядка его изменения - прерогатива законодателя субъекта Российской Федерации.
В соответствие с частью 2 статьи 9 указанного Закона Московской области от 31 января 2013 года N 11/2013-ОЗ "Об административно-территориальном устройстве Московской области" изменение административно-территориального устройства может осуществляться по инициативе губернатора Московской области, комитетов Московской областной Думы, органов местного самоуправления соответствующих муниципальных образований, а также на основании вступившего в силу закона Московской области об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования.
Принятие решений по вопросам изменения административно-территориального устройства производится с учетом мнения населения, проживающего на соответствующей территории, интересы которого непосредственно затрагивают указанные решения. В случае, когда изменение административно-территориального устройства производится на основании вступившего в силу закона Московской области об изменении статуса и границ муниципального образования либо о преобразовании муниципального образования, мнение населения выражается решением Совета депутатов муниципального образования, принятым с учетом выявленного ранее мнения населения по соответствующему изменению территориальной организации местного самоуправления (части 3 и 3.1 этой же статьи).
Судом установлено, что главой сельского поселения Анискинское выдвинута инициатива об объединении «городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский». (л.д.136)Решением Совета депутатов сельского поселения Анискинское Щёлковского муниципального района от 28 апреля 2017 года N 173/4 "Об инициативе об объединении «городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский», поддержана инициатива об объединении «городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский» и назначено проведение публичных слушаний в сельском поселении Анискинское по вопросу об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский (л.д.11-12).
Решением Совета депутатов сельского поселения Анискинское Щёлковского муниципального района от 12 мая 2017 года N 174/5 "Об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский» принято решение согласиться на объединение городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский (п.1.), выражая мнение и принимая во внимание результаты публичных слушаний по вопросу объединения городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский, проведенные 10 мая 2017 года.(л.д.10)
В материалы дела не представлено мнение населения городского поселения Свердловский выраженное оформленным решением Совета депутатов городского поселения Свердловский Щёлковского района об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский и сельским поселением Анискинское Щёлковского муниципального района.
Таким образом, в силу названных норм представительный орган муниципального образования Совет депутатов сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района не наделен полномочиями по согласию на объединение «городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района» с «городским округом Лосино- Петровский», «городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района» с «сельским поселением Анискинское Щелковского муниципального района», а наделен правом согласия на объединение «сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района» и другими муниципальными образованиями. Согласие на объединение «городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района» с иным муниципальным образованием относится к компетенции Совета депутатов городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района. Из текста оспариваемого решения следует, что данным актом Совет депутатов сельского поселения Анискинское согласился на объединение «городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское с городским округом Лосино- Петровский».
Кроме того, административным истцом ФИО1 указано на нарушения по проведению публичных слушаний, проведенных органом местного самоуправления сельского поселения Анискинское 10 мая 2017 года.
Публичные слушания в силу пункта 4 части 3 статьи 28 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6 октября 2003 года №131-ФЗ являются обязательной стадией в принятии правового акта органом местного самоуправления, и поэтому в случае допущения нарушений органом местного самоуправления в проведении этой стадии, данное обстоятельство может служить поводом к оспариванию принятого в последствии нормативного правового акта органом местного самоуправления, по вопросу которого назначались публичные слушания.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"на публичные слушания должны выноситься вопросы о преобразовании муниципального образования, за исключением случаев, если в соответствии со статьей 13 Федерального закона для преобразования муниципального образования требуется получение согласия населения муниципального образования, выраженного путем голосования либо на сходах граждан (п.4 ч.3).
Порядок организации и проведения публичных слушаний, согласно п.4 ст. 28 Федерального закона № 131-ФЗ, определяется уставом муниципального образования, нормативным правовым актом представительного органа и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения публичных слушаний, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта, другие меры, обеспечивающие участие в публичных слушаниях жителей муниципального образования, опубликование (обнародование) результатов публичных слушаний, включая мотивированное обоснование принятых решений.
Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Положением о публичных слушаниях сельского поселения, утверждаемым решением Совета депутатов сельского поселения (часть 3 статьи 22 Устава). Результаты публичных слушаний подлежат официальному опубликованию (обнародованию), включая мотивированное обоснование принятых решений (часть 4 статьи 22 Устава).
В соответствии с п. «а» и п. «б» части 2 статья 26 Устава сельского поселения Анискинское ЩМР Совет депутатов сельского поселения Анискинское и Глава сельского поселения Анискинское являются органами местного самоуправления и обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного назначения (п.2 ч.2 статья 26 Устава).
В соответствии с ч.2 статьи 27 Устава Совет депутатов сельского поселения обладает статусом юридического лица, имеет гербовую печать и другие реквизиты.
В соответствии с п.6 ч.10 статьи 10 статьи 27 Устава в компетенции Совета депутатов сельского поселения находятся, в том числе вопросы: назначение публичных слушаний, проводимых по инициативе населения сельского поселения или Совета депутатов сельского поселения.
В соответствии с п.7.1. Положения о публичных слушаниях при проведении публичных слушаний, решение о которых принято Советом депутатов сельского поселения Анискинское, председательствующим на указанных слушаниях может быть председатель Совета депутатов сельского поселения Анискинское либо его заместитель.
Материалами дела установлено, что публичные слушания по вопросу об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский назначены решением Совета депутатов сельского поселения Анискинское Щёлковского муниципального района от 28 апреля 2017 года №173/4.
Протокол публичных слушаний по вопросу об объединении сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района, городского поселения Свердловский Щёлковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский (л.д. 13-16) содержит информацию о председательствующем Главе сельского поселения Анискинское ФИО8
Председателем Советом депутатов сельского поселения Анискинское по имеющейся в материалах дела информации является ФИО2 (л.д.14,135).
Так, в соответствии с вышеназванными нормами, Глава сельского поселения Анискинское не обладает полномочиями быть председательствующим на публичных слушаний, назначенных Советом депутатов сельского поселения Анискинское, обладает собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Административный истец ФИО1 указала, что при вынесении протокола публичных слушаний, заключения публичных слушаний не было учтено ее мнение, мнение коллективного обращения жителей сельского поселения Анискинское, отражающее несогласие об объединении сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский данные доводы судом учтены.
Как следует из представленных материалов при принятии оспариваемого заявителями решения Совета депутатов сельского поселения Анискинское № 174/5 принимались во внимание результаты публичных слушаний от 10 мая 2017 года и Совет учитывал ранее выявленное мнение населения.
Согласно с частью 1 статьи 14 Устава сельского поселения Анискинское одной из форм непосредственного участия населения сельского поселения в местном самоуправлении сельского поселения являются публичные слушания. Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления сельского поселения обязаны оказывать содействие населению в непосредственном осуществлении им местного самоуправлении (ч.3 ст.14 Устава).
В соответствии с п. 1.2. Положения публичные слушания - это форма непосредственного участия населения в осуществлении местного самоуправления. На слушаниях ведется протокол, который подписывает председательствующий (п.7.9. Положения).
В протоколе слушаний в обязательном порядке должны быть отражены позиции и мнения участников слушаний по каждому из обсуждаемых на слушаниях вопросов, высказанные ими в ходе слушаний (п.7.10. Положения).
Установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, что истец ФИО1 ФИО18 10 мая 2017 года представила в Совет депутатов сельского поселения Анискинское на публичные слушания по вопросу об объединении сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района, городского поселения Свердловский Щёлковского муниципального района с городским округом Лосино –Петровский, подписи жителей сельского поселения Анискинское с просьбой отказаться от решения об объединении сельского поселения Анискинское с городским округом Лосино- Петровский, вх.№36 от 10 мая 2017 года (л.д.61-105).
Кроме того, суд принимает во внимание, административный истец ФИО1 присутствовала на публичных слушаниях, выразила мнение против объединения, однако в протоколе публичных слушаний и в заключении о результатах публичных слушаний по вопросу об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский данный факт отражения не нашел, административным ответчиком не опровергнут.
Участники публичных слушаний вправе изложить свою позицию и выражать мнение, которое обязательно для включения их в протокол публичных слушаний. Таким образом, мнение участника публичных слушаний административного истца ФИО1 по вопросу, рассматриваемому на публичных слушаний учтено не было.
В п.3 заключения по результатам публичных слушаний по вопросу об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щёлковского муниципального района с городским округом Лосино Петровский указано, что в ходе обсуждения вопроса об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щёлковского муниципального района с городским округом Лосино Петровский большинство участников публичных слушаний высказалось за такое объединение, поскольку это позволит более эффективно и динамично развивать территорию городского округа, а также улучшить качество жизни населения». При этом как производился подсчет этого большинства в заключении не указано. (л.д.19).
Учитывая то, что положением «о публичных слушаниях» не установлено каким образом производится подсчет мнений, суд усматривает нарушение в организации голосования и подсчете голосов на публичных слушаниях проведенных 10 мая 2017 года.
Таким образом, суд приходит к выводу, что доводы административных истцов нашли свое подтверждение в ходе рассмотрения дела, исходя из следующего.
На основании изложенного, административный иск к Совету депутатов сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района, о признании решения незаконным подлежит удовлетворению.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска суд признает оспариваемое решение, действие (бездействие) незаконным.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск ФИО1 ФИО19, Гребенщиковой ФИО20, ФИО3 ФИО22 к Совету депутатов сельского поселения Анискинское о признании решения незаконным - удовлетворить.
Признать решение Совета депутатов сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района Московской области от 12 мая 2017 года № 174/5 «Об объединении городского поселения Свердловский Щелковского муниципального района, сельского поселения Анискинское Щелковского муниципального района с городским округом Лосино- Петровский» незаконным.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Щелковский городской суд в течение одного месяца с даты изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы
Судья А.В. Торбик