ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-428/2018 от 11.05.2018 Заводоуковского районного суда (Тюменская область)

Дело № 2А - 428/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Заводоуковск 11 мая 2018 года

Заводоуковский районный суд Тюменской области в составе:

судьи Агаповой О.Е.,

при секретаре Сурниной А.В.,

с участием административного истца Б.Л., представителя административного ответчика Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и ...) К.С., заинтересованного лица Б.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Б.Л. к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и ...) о признании незаконным заключения о невозможности быть кандидатом в опекуны, возложении обязанности выдать заключение о возможности быть кандидатом в опекуны,

УСТАНОВИЛ:

Б.Л. (далее административный истец) обратилась в суд с вышеназванным административным иском. Свои требования мотивирует тем, что она, желая стать кандидатом в опекуны, обратилась в органы опеки и попечительства Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и ...) (далее административный ответчик) с соответствующим заявлением, представив все необходимые документы. Однако заключением от ... административным ответчиком было отказано в удовлетворении заявления. Основанием отказа послужило: отсутствие четких мотивов для принятия на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; проживание в семье недееспособного гражданина, что может неблагоприятно сказаться на безопасном проживании и развитии приемных детей; неадекватная оценка кандидатом возможностей своего возраста, выразившихся в заявлении в качестве пожелания к принятию на воспитание четверых детей в возрасте 3-х лет. С данным решением административный истец не согласилась. Считает доводы органа опеки и попечительства не обоснованными, а вышеуказанное заключение подлежащим признанию незаконным, поскольку обстоятельства, установленные Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ и препятствующие ей быть приемным родителем, отсутствуют. Её жилищно-бытовые условия являются удовлетворительными, необходимое обучение она и её супруг прошли, медицинские противопоказания отсутствуют, к уголовной либо административной ответственности ни она, ни её супруг не привлекались. Её супруг дал свое согласие на принятие в семью несовершеннолетних детей, её семья является благополучной, характеризуется положительно. Она является многодетной матерью, воспитала шестерых детей, за заслуги в воспитании которых, награждена медалью «Материнская слава». После смерти супруга, ... заключила брак с Б.В., который также воспитывал пятерых детей. Совместно с ними проживает его сын Б.С., ... года рождения, который родился с признаками синдрома Дауна, в связи с чем, состоял на учете у невролога с диагнозом: Болезнь Дауна, задержка нервно-психического развития». Решением Заводоуковского районного суда от ...Б.С. был признан недееспособным. Однако синдром Дауна не относиться к психическим расстройствам и расстройствам поведения. Это не болезнь, а патология, которая является врожденной. Считает, что по итогам проверки органом опеки и попечительства не было выявлено ни одного обстоятельства, которое препятствовало бы ей быть кандидатом в опекуны. На основании изложенного просит признать заключение Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и ...) от ... об отказе в выдаче заключения о возможности быть опекуном незаконным. Обязать Межрайонное управление социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и ...) выдать Б.Л. заключение о возможности быть кандидатом в опекуны.

В судебном заседании административный истец Б.Л. поддержала административные исковые требования, по доводам, изложенным в заявлении, просила удовлетворить. Дополнительно пояснила, что недееспособный Б.С. не имеет психического расстройства, любезен с детьми, помогает по хозяйству.

В судебном заседании представитель административного ответчика К.С., действующая на основании доверенности от ... не признала административные исковые требования. Считает решение принято законно и обосновано в соответствии с Правилами подбора граждан желающих стать опекуном, регламентируемыми Постановлением правительства от ...... «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан». Пояснила, что заключение было принято органами опеки в совокупности проведений оценки всех документов, обследования условий жизни кандидата в опекуны, его возраст, наличие в семье недееспособного ребенка. Кроме того, непонятна мотивация Б.Л. взять под опеку четырех детей в возрасте от 5-10 лет, впоследствии возраст снижен до 3-х лет. Передавая детей под опеку в семью, опека устанавливается до 18 лет, они должны быть уверены, что кандидату хватит сил воспитать ребенка и дать ему путевку в жизнь. На предложение Б.Л. принять детей на условиях семейно-воспитательной группы, проверить свои возможности и силы, ответа не последовало.

Заинтересованное лицо Б.В. просил удовлетворить административные исковые требования. Пояснил, что они не относятся к категории лиц, которым не отдают детей под опеку.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд, приходит к следующему.

На основании части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ст. 152 СК РФ приемной семьей признается опека или попечительство над ребенком или детьми, которые осуществляются по договору о приемной семье, заключаемому между органом опеки и попечительства и приемными родителями или приемным родителем, на срок, указанный в этом договоре.

В соответствии с п. 1 ст. 153 СК РФ приемными родителями могут быть супруги, а также отдельные граждане, желающие принять ребенка или детей на воспитание. Лица, не состоящие в браке между собой, не могут быть приемными родителями одного и того же ребенка. Подбор и подготовка приемных родителей осуществляется органами опеки и попечительства при соблюдении требований, установленных ГК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве», а также ст. 146 СК РФ.

В силу п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» к полномочиям органов опеки и попечительства относится подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах.

Постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 г. № 423 утверждены Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах (далее - Правила).

В целях назначения опекуном ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном, или постановки его на учет орган опеки и попечительства в силу п. 8 указанных Правил, производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных ГК РФ и СК РФ обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном.

При обследовании условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном, орган опеки и попечительства оценивает жилищно-бытовые условия, личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя.

Согласно п. 9 Правил, орган опеки и попечительства в течение 10 дней со дня представления документов, предусмотренных пунктом 4 настоящих Правил, на основании указанных документов и акта обследования принимает решение о назначении опекуна (о возможности гражданина быть опекуном, которое является основанием для постановки его на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуна (о невозможности гражданина быть опекуном) с указанием причин отказа. Решение органа опеки и попечительства о назначении опекуна или об отказе в назначении опекуна оформляется в форме акта, предусмотренного законодательством соответствующего субъекта Российской Федерации, а о возможности или о невозможности гражданина быть опекуном - в форме заключения.

Таким образом, орган опеки и попечительства при решении вопроса о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) обязан установить наличие (отсутствие) обстоятельств, препятствующих гражданину выполнять указанные обязанности в силу прямого запрета, установленного нормами ГК РФ и СК РФ. И при их отсутствии проанализировать предоставленные гражданином и подтвержденные документально сведения о себе, своей семье, материальных и бытовых условиях жизни, которые позволили бы органам опеки и попечительства сделать заключение о возможности или невозможности гражданина быть опекуном. Основанием к принятию заключения является обследование и оценка жилищно-бытовых условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном.

Судом установлено, что заключением от ...Б.Л. отказано в выдаче заключения о возможности быть кандидатом в опекуны по следующим причинам: отсутствие четких мотивов для принятия на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей; проживание в семье недееспособного гражданина, что может неблагоприятно сказаться на безопасном проживании и развитии приемных детей; неадекватная оценка кандидатом возможностей своего возраста, выразившихся в заявлении в качестве пожелания к принятию на воспитание четверых детей в возрасте 3-х лет (л.д. 15-16).

Из копии акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном или попечителем несовершеннолетнего гражданина либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательствам Российской Федерации формах от ..., судом установлено, что жилищно-бытовые условия семьи Б.Л. удовлетворительные, вместе с тем совместное проживание на указанной жилой площади недееспособного члена семьи может негативно сказаться на безопасном проживании и развитии приемных детей, из беседы с кандидатом выявлено отсутствие четких мотивов на принятие детей, оставшихся без попечения родителей, а также неадекватная оценка возможностей своего возраста при заявлении в качестве пожелания принять на воспитание четверых детей от трех до десяти лет (л.д. 13-14).

Из представленных административным истцом документов: копий свидетельства о заключении брака, справки совхозной Сельской администрации от ..., удостоверений, справок УПФР в Заводоуковском городском округе ... от ..., свидетельств о государственной регистрации права от ... и от ..., справки о задолженности за потребленную электроэнергию от ..., характеристик, судом установлено, что Б.Л. состоит в браке с Б.В., оба являются получателями пенсии, характеризуются положительно, проживают в жилом доме, расположенном на земельном участке по адресу: ..., пер. Школьный, ..., принадлежащих Б.В. на праве собственности, задолженности за потребленную электроэнергию не имеют. Б.Л. является ветераном труда, награждена медалью «Материнская слава» (л.д. 19,21-30).

Согласно приказа начальника отдела по опеке, попечительству и охране прав детства Заводоуковского городского округа ...-о от 08.06 2011 года Б.В. назначен опекуном Б.С. (л.д. 55).

...Б.В. дал свое согласие жене Б.Л. на опеку четверых детей, оставшихся без попечения родителей (л.д. 37). Б.Л. и Б.В. прошли подготовку лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, на территории Российской Федерации. Заболеваний, при наличии которых лицо не может принять ребенка под опеку (попечительство) у Б.Л. и Б.В. не выявлено (л.д. 38,39,40,41).

Из заключения психолога АУ «КЦСОН» М.А. от ... следует, что по итогам психологической диагностики Б.Л., желающей принять ребенка на воспитание в семью, выявлен средний уровень адекватности приема ребенка в семью. Рекомендовано для сохранения здоровья и работоспособности относительно четкое субъективное разделение времени, работы и отдыха (л.д. 53-54).

Таким образом, заключение органа опеки и попечительства об отказе Б.Л. в выдаче заключения о возможности быть опекуном Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и ...) от ..., принято с нарушением порядка, установленного Правилами подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах, утвержденными Постановлением Правительства РФ от ....... Нарушение порядка принятия оспариваемого решения свидетельствует о его незаконности.

В ходе оценки оспариваемого заключения органа опеки и попечительства от ... по существу, суд приходит к выводу о том, что заключение об отказе Б.Л. в выдаче заключения о возможности быть опекуном сделано фактически на основании характеризующих материалов и акта обследования условий жизни семьи Б.Л.

Между тем, исходя из п. 9 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ......, решение о возможности гражданина быть опекуном (приемным родителем) принимается органом опеки и попечительства на основании исчерпывающего перечня документов, представленных заявителем, и акта обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном. Исследование дополнительных документов при принятии заключения названными Правилами не предусмотрено. Личные качества и мотивы заявителя, способность его к воспитанию ребенка, отношения, сложившиеся между членами семьи заявителя должны быть изложены в акте обследования условий жизни гражданина, выразившего желание стать опекуном (п. 8 Правил).

До принятия заключения об отказе Б.Л. в выдаче заключения о возможности быть опекуном от ..., органом опеки и попечительства не установлен факт возможности или не возможности безопасного проживания недееспособного гражданина совместно с приемными детьми и на их развитие, хотя данное обстоятельство послужило одним из основания для отказа быть опекуном.

Учитывая изложенное, оценив установленные по делу обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о незаконности принятого административным ответчиком заключения от ... об отказе Б.Л. в выдаче заключения о возможности быть опекуном, поскольку оно нарушает права административного истца на рассмотрение в установленном законом порядке вопроса о выдаче заключения о возможности быть кандидатом в опекуны.

При таких обстоятельствах, суд считает необходимым, в целях восстановления нарушенных прав Б.Л., возложить на административного ответчика обязанность рассмотреть заявление Б.Л. с соблюдением требований, установленных законом и дать заключение о возможности или невозможности быть кандидатом в опекуны.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175 – 179, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Б.Л. к Межрайонному управлению социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и ...) о признании незаконным заключения о невозможности быть кандидатом в опекуны, возложении обязанности выдать заключение о возможности быть кандидатом в опекуны удовлетворить.

Признать незаконным заключение Межрайонного управления социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и ...) от ... об отказе в выдаче заключения о возможности быть опекуном незаконным.

Возложить обязанность на Межрайонное управление социальной защиты населения (Заводоуковский городской округ и ...) выдать Б.Л. заключение о возможности или не возможности быть кандидатом в опекуны с соблюдением требований, установленных законом.

Решение сторонами может быть обжаловано в Тюменский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения, путем подачи апелляционной жалобы в Заводоуковский районный суд ....

Судья подпись О.Е. Агапова

Мотивированное решение составлено 16 мая 2018 года.