ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4295/2023 от 01.08.2023 Центрального районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

УИД: 03RS0002-01-2023-002094-53

№2а-4295/2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

01 августа 2023 года Центральный районный суд города Воронежа, в составе:

Председательствующего: Шумейко Е.С.,

При секретаре: Маталовой Д.Д.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Прокурора Калининского района г.Уфы в интересах РФ к ГУ МВД России по Воронежской области о признании внесенных ФИС ГИБДД-М корректировок недействительными, обязании исключить корректировки, изменения, а также внести достоверные сведения в ФИС «ГИБДД-М»,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в суд с вышеназванным исковым заявлением, в обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Калининского района г. Уфы во исполнение поручения прокуратуры республики от 16.02.2023 №Исуб-86-2075-23/-20800001 проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции.

Проверкой установлено, что 01.11.2016 постановлением мирового судьи судебного участка № 4 по Кировскому району г. <адрес> Максютов М.Р. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортным средством сроком на 1 год 6 месяцев.

В соответствии со ст. 32.7 КоАП РФ - в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы - соответствующее удостоверение (специальное разрешение - водительское удостоверение), в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения - водительское удостоверение) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения -водительского удостоверения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов. Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее. Однако в период времени с 14.11.2016 г., то есть с даты вступления вышеуказанного постановления в законную силу, по 19.01.2023г., (вынесен приговор в отношении Прийменко А.Н.) Максютов М.Р. соответствующие требования не выполнил.

Максютов М.Р. обладая информацией о том, что ранее ему знакомый ФИО1, обладает кругом знакомств среди должностных лиц ГИБДД МВД России, предложил приискать ему должностное лицо из числа действующих сотрудников ГИБДД МВД России, готового, за незаконное денежное вознаграждение, оказать содействие в совершении заведомо незаконных действий, вопреки законной процедуре отбытия административного наказания за совершение им административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, результатом которых станет незаконное восстановление права управления транспортным средством (использование водительского удостоверения), без исчисления срока указанного специального права, без сдачи теоретического экзамена в подразделении ГИБДД МВД России.

В последующем, путем внесения в ФИС «ГИБДД-М» неустановленным должностным лицом заведомо ложных сведений о начале течения срока лишения специального права и окончании течения срока лишения специального права, а также ложных сведений о сдаче Максютовым М.Р. теоретического экзамена в подразделении ГИБДД МВД России на знание им правил дорожного движения, а именно совершения действий, явно выходящих за пределы полномочий данного лица, незаконно восстановлено право Максютова М.Р. на управление транспортным средством (возврат водительского удостоверения), а именно следующей записи по карточке (УИН в ФИС «ГИБДД-М»): Начало течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н., Окончание течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н.

Данные обстоятельства подтверждаются приговором Калининского районного суда <адрес> РБ от 19.01.2023 г. по делу , вступившим в законную силу 06.02.2023.

Калининским районным судом <адрес> РБ по делу установлено, что Максютов М.Р. совершил дачу взятки должностному лицу через посредника за совершение заведомо незаконных действий.

Также, в период времени до 15.10.2020, точная дата не установлена, к Прийменко А.Н., обратилось лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, с просьбой за денежное вознаграждение внести заведомо ложные сведения в базу данных ФИС «ГИБДД-М» о начале И окончании течения срока лишения специального права управления транспортными средствами в отношении Максютова М.Р., без исчисления срока указанного специального права и без фактической сдачи права управления транспортными средствами в подразделение ГИБДД МВД России. После чего, у Прийменко А.Н., возник преступный умысел, направленный на получение от Максютова М.Р., через посредников, незаконного денежного вознаграждения за внесение заведомо ложных сведений в базу данных ФИС «ГИБДД-М» о начале и окончании течения срока лишения специального права управления транспортными средствами Максютова М.Р., без фактической сдачи права управления транспортными средствами в подразделение ГИБДД МВД России, в связи с чем Прийменко А.Н. на предложение согласился. При этом, Прийменко А.Н. и лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, договорились о том, что последний передаст ему за выполнение вышеуказанных незаконных действий взятку в виде денег, в размере 35 000 рублей.

Также в период времени до 16.06.2021, согласно ранее достигнутой договоренностью, умышленно, из корыстной заинтересованности, с целью личного обогащения, заведомо зная, что Максютов М.Р., является лицом, подвергнутым административному наказанию и свое водительское удостоверение, в соответствии с требованиями законодательства РФ, в подразделение ГИБДД МВД России не сдал, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес> используя свой персональный компьютер имеющий доступ в базу данных ФИС «ГИБДД-М», осознавая, что вносит в базу данных ФИС «ГИБДД-М» заведомо ложные сведения, и желая этого, действуя вопреки интересам службы, которые в соответствии со ст. 18, 19, 20, 21 должностного регламента, заключается в обеспечении строгого соблюдения законности при производстве по делам об административных правонарушениях; осуществлять постоянный контроль за правильностью и обоснованностью применения мер административного воздействия к нарушителям Правил дорожного движения и других правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; отвечать за ведение делопроизводства, контролировать прохождение административных материалов, готовить для рассмотрения начальником ОГИБДД или направить для рассмотрения по подведомственности, или по месту регистрации транспорта или жительства водителей транспортных средств; принимать меры по своевременному и правильному исполнению постановлений о наложении штрафов, изъятию водительских удостоверений у лиц, лишенных права управления транспортными средствами и не сдавших водительские удостоверения; направлять судебным приставам постановления для принудительного взыскания штрафов, контролировать исполнение постановлений, внес заведомо ложные сведения в базу данных ФИС «ГИБДД-М» о начале и окончании течения срока лишения специального права управления транспортными средствами Максютова М.Р., без исчисления срока указанного специального права и без фактической сдачи права управления транспортными средствами в подразделение ГИБДД МВД России.

В последующем, Максютов М.Р., вопреки требованиям п. 2 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1191) и ст. 32.7 КоАП РФ, без фактического истечения срока лишения специально права незаконно восстановил право управления транспортным средством (использование водительского удостоверения).

Кроме того, Прийменко А.Н., реализуя свой вышеуказанный преступный умысел, в период времени до 16.06.2021, согласно ранее достигнутой договоренностью, умышленно, из корыстной заинтересованности, с целью личного обогащения, заведомо зная, что Максютов М.Р., является лицом, подвергнутым административному наказанию свое водительское удостоверение, в соответствии с требованиями законодательства РФ, в подразделение ГИБДД МВД России не сдал, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес>, используя свой персональный компьютер имеющий доступ в базу данных ФИС «ГИБДД-М», осознавая, что вносит в базу данных ФИС «ГИБДД-М» заведомо ложные сведения, и желая этого, действуя вопреки интересам службы, которые в соответствии со ст. 18, 19, 20, 21 должностного регламента, заключается в обеспечении строгого соблюдения законности при производстве по делам об административных правонарушениях; осуществлять постоянный контроль за правильностью и обоснованностью применения мер административного воздействия к нарушителям Правил дорожного движения и других правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; отвечать за ведение делопроизводства, контролировать прохождение административных материалов, готовить для рассмотрения начальником ОГИБДД или направить для рассмотрения по подведомственности, или по месту регистрации транспорта или жительства водителей транспортных средств; принимать меры по своевременному и правильному исполнению постановлений о наложении штрафов, изъятию водительских удостоверений у лиц, лишенных права управления транспортными средствами и не сдавших водительские удостоверения; направлять судебным приставам постановления для принудительного взыскания штрафов, контролировать исполнение постановлений, внес заведомо ложные сведения в базу данных ФИС «ГИБДД-М» о начале и окончании течения срока лишения специального права управления транспортными средствами Максютова М.Р., без исчисления срока указанного специального права и без фактической сдачи права управления транспортными средствами в подразделение ГИБДД МВД России.

Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что Максютов М.Р. будучи подвергнутым к наказанию, в том числе в виде лишением права управления транспортным средством, водительское удостоверение не сдал и, вопреки законной процедуре отбытия административного наказания дал взятку через посредника А. должностному лицу ОМВД Росси по <адрес> (лиц, в отношении которых уголовное дело выделено в отдельное производство), который в свою очередь, организовал внесение заведомо ложных сведений в Федеральную информационную систему «ГИБДД-М» об окончании течения срока лишения специального права Максютова М.Р., то есть за совершение должностным лицом заведомо незаконного действия, в результате которого Максютов М.Р. без фактического истечения срока лишения специально права незаконно восстановил право управления транспортным средством.

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информационная система - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств.

В силу п. 1 ч.1 ст. 13 Федерального закона № 149-ФЗ информационные системы включают в себя, в том числе, государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.

Приказом МВД РФ от 05.02.2016за № 60 утвержден Порядок эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспеции» (далее – Порядок).

Согласно п. 1 Порядка в целях совершенствования информационного обеспечения подразделений и иных подразделений внутренних дел Российской Федерации приказано ввести в эксплуатацию с 01.08.2016 специальное программное обеспечение федеральной информационной системы Госавтоинспекции - ФИС «ГИБДД - М».

В соответствии с п. 23 Порядка доступ к ФИС «ГИБДД-М» системных администраторов, федеральных администраторов, региональных администраторов, пользователей и операторов реализуется средствами авторизации ИСОД МВД России с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

До момента получения усиленной квалифицированной электронной подписи доступ к Системе осуществляется с использованием идентификационных данных (логина и пароля).

Согласно п.п. 60, 60.2, 60.7 Порядка при работе с ФИС «ГИБДД-М» не допускается использовать доступ к информационным ресурсам данной системы в целях, не связанных с исполнением служебных обязанностей, совершать иные действия, представляющие угрозу информационной безопасности ФИС «ГИБДД -М».

В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 № 1191 утверждены Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил изъятое водительское удостоверение возвращается лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами, по истечении срока лишения этого права, успешно прошедшему в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении проверку знания им правил дорожного движения, однако Максютов М.Р. соответствующее требование не выполнил.

По смыслу закона, под незаконными действиями, за совершение которых должностное лицо получило взятку (ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует понимать действия, которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. К таким действиям, в частности, относится внесение в Федеральную информационную систему «ГИБДД-М» заведомо ложных сведений об окончании течения срока лишения специального права.

Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Поскольку вся работа велась в ФИС «ГИБДД-М» внесение корректировок (изменений) в ФИС «ГИБДД-М» лицами, имеющими доступ к данной системе, порождают юридические значимые последствия, а именно выдачу водительского удостоверения лицу, привлеченному к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, без исчисления срока указанного специального права, без сдачи теоретического экзамена в подразделении ГИБДД МВД России.

Согласно п. «а» ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273) под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В силу п.п. 1,6 ст. 3 Федерального закона № 273 противодействие коррупции в Российской Федерации основывается в том числе на принципах признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.

На основании изложенного, административный истец просит суд признать внесенные в ФИС «ГИБДД-М» корректировки (изменения) карточку водителя Максютова М.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (УИН в ФИС «ГИБДД-М»), зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, недействительными, а именно записей: Начало течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н.; Проверка ПДД после восстановления прав 16.06.2021 Прийменко А.Н Окончание течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н.; обязать ГУ МВД России по Воронежской области исключить внесенные в ФИС «ГИБДД-М» корректировки (изменения) в карточку водителя Максютова М.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (УИН в ФИС «ГИБДД-М»), зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, недействительными, а именно записей Начало течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н.; Проверка ПДД после восстановления прав 16.06.2021 Прийменко А.Н.; Окончание течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н. Обязать ГУ МВД России по Воронежской области внести в ФИС «ГИБДД-М» достоверные корректировки (изменения) в карточку водителя Максютова М.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (УИН в ФИС «ГИБДД-М»), зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>.

Представитель административного истца старший помощник прокурора Центрального района г.Воронежа Бескороваева М.В. заявленные административные требований поддержала.

Представители административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела. Судом постановлено рассмотреть дело в их отсутствие.

Заинтересованные лица Прийменко А.Н., Максютов М.Р. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте слушания дела. Судом постановлено рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав и оценив материалы дела, приходит к следующим выводам.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что процедура судебной защиты, применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяется, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральным законом (Определения от 24 ноября 2005 года N 508-О, от 19 июня 2007 года N 389-О-О и от 15 апреля 2008 года N 314-О-О).

Согласно ст. 45 Конституции Российской Федерации государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Согласно статье 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно части 1 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями (далее также - суды) административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.

В связи с чем прокурор Калининского района г.Уфы РБ обращается в суд в порядке статьи 39 КАС РФ с настоящим исковым заявлением

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частями 9, 11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии с частью 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений: об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление; об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.

В соответствии с частью 1 статьи 24 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

В силу положений статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основаниями прекращения действия права на управление транспортными средствами являются, в том числе, лишение права на управление транспортными средствами.

Действие права на управление транспортными средствами приостанавливается на период временного ограничения на пользование этим правом, установленного в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Виды правонарушений, влекущих в качестве меры ответственности лишение права на управление транспортными средствами либо ограничение такого права, устанавливаются федеральным законом.

Судом установлено, что прокуратурой Калининского района г. Уфы во исполнение поручения прокуратуры республики от 16.02.2023 №Исуб-86-2075-23/-20800001 проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии коррупции.

Проверкой установлено, что 01.11.2016 постановлением мирового судьи судебного участка № 4 по Кировскому району г. <адрес> Максютов М.Р. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей с лишением права управления транспортным средством сроком на 1 год 6 месяцев.

Согласно части 3 статьи 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» возврат водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 N 1191 утверждены Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами.

В соответствии с пунктом 2 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами, изъятое водительское удостоверение возвращается лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами (далее - лицо, лишенное права на управление), по истечении срока лишения этого права, успешно прошедшему в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - подразделение Госавтоинспекции) по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении проверку знания им правил дорожного движения (далее - проверка), при предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, при наличии в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах информации об уплате в установленном порядке наложенных на него административных штрафов за административные правонарушения в области дорожного движения либо представлении указанным лицом документов, свидетельствующих об уплате таких административных штрафов, а лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные частью 1 статьи 12.8, частью 1 статьи 12.26 и частью 3 статьи 12.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, также после прохождения ими медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством (далее - обязательное медицинское освидетельствование).

Проверка проводится путем сдачи теоретического экзамена на предоставление специального права на управление транспортными средствами в соответствии с Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2014 г. N 1097 "О допуске к управлению транспортными средствами", по вопросам, относящимся к правилам дорожного движения и содержащимся в экзаменационных билетах (пункт 3 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами).

В соответствии с п. 3 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - федеральный закон № 149-ФЗ) информационная система - это совокупность содержащейся в базах данных информации и обесценивающих ее обработку информационных технологий и технических средств,

В силу п.1 ч.1 ст.13 Федерального закона № 149-ФЗ информационные системы включают в себя в том числе государственные информационные системы - федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов.

Приказом МВД РФ от 05.02.2016 за №60 утвержден Порядок эксплуатации специального программного обеспечения федеральной информационной системы Госавтоинспеции» (далее – Порядок).

Согласно п. 1 Порядка в целях совершенствования информационного обеспечения подразделений и иных подразделений внутренних дел Российской Федерации приказано ввести в эксплуатацию с 01.08.2016 специальное программное обеспечение федеральной информационной системы Госавтоинспекции - ФИС «ГИБДД - М».

В силу п.п. 3, 4, 5,5.2, 5.3 Порядка ФИС «ГИБДД - М» функционирует на федеральном уровне в круглосуточном режиме, в том числе из следующих подсистем:

«Водительское удостоверение» - предназначена для автоматизации функций Госавтоинспекции по учету сведений о выданных российских национальных и международных водительских удостоверений, а также для обеспечения предоставления подразделениями Госавтонспекции государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений, включая межведомственное взаимодействие в ходе предоставления государственной услуги.

«Административные правонарушения» - предназначена для учета административных правонарушений, по которым сотрудники Госавтоинспекции уполномочены составлять протоколы об административном правонарушении, и автоматизации процесса производства по ним, а также информационного обеспечения оказания подразделениями Госавтоинспекции государственной услуги по предоставлению сведений об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Целью данной системы согласно п. 8 Порядка является организация единого централизованного информационного пространства Госавтоинспекции, обеспечение эффективной информационной поддержки деятельности подразделений МВД России и территориальных органов МВД России на региональном и районных уровнях.

В соответствии с п. 23 Порядка доступ к ФИС «ГИБДД-М» системных администраторов, федеральных администраторов, региональных администраторов, пользователей и операторов реализуется средствами авторизации ИСОД МВД России с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи.

До момента получения усиленной квалифицированной электронной подписи доступ к Системе осуществляется с использованием идентификационных данных (логина и пароля).

Согласно п.п. 60, 60.2, 60.7 Порядка при работе с ФИС «ГИБДД-М» не допускается использовать доступ к информационным ресурсам данной системы в целях, не связанных с исполнением служебных обязанностей, совершать иные действия, представляющие угрозу информационной безопасности ФИС «ГИБДД -М».

В соответствии со ст. 32.7 КоАП РФ - в течение трех рабочих дней со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания в виде лишения соответствующего специального права лицо, лишенное специального права, должно сдать документы - соответствующее удостоверение (специальное разрешение - водительское удостоверение), в орган, исполняющий этот вид административного наказания, а в случае утраты указанных документов заявить об этом в указанный орган в тот же срок. В случае уклонения лица, лишенного специального права, от сдачи соответствующего удостоверения (специального разрешения - водительское удостоверение) или иных документов срок лишения специального права прерывается. Течение прерванного срока лишения специального права продолжается со дня сдачи лицом либо изъятия у него соответствующего удостоверения (специального разрешения -водительского удостоверения) или иных документов, а равно получения органом, исполняющим этот вид административного наказания, заявления лица об утрате указанных документов. Течение срока лишения специального права в случае назначения лицу, лишенному специального права, административного наказания в виде лишения того же специального права начинается со дня, следующего за днем окончания срока административного наказания, примененного ранее.

Однако, в период времени с 14.11.2016, то есть с даты вступления вышеуказанного постановления в законную силу, по 19.01.2023, Максютов М.Р. соответствующие требования не выполнил, что подтверждается приговором Калининского районного суда <адрес> РБ от 19.01.2023 г. по делу , вступившим в законную силу 06.02.2023.

Калининским районным судом <адрес> РБ по делу установлено, что Максютов М.Р. совершил дачу взятки должностному лицу через посредника за совершение заведомо незаконных действий.

В соответствии с п. 3 ст. 28 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Постановлением Правительства РФ от 14.11.2014 № Ц91 утверждены Правила возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами (далее - Правила).

В соответствии с п. 2 Правил изъятое водительское удостоверение возвращается лицу, подвергнутому административному наказанию в виде лишения права на управление транспортными средствами, по истечении срока лишения этого права, успешно прошедшему в подразделении Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту исполнения постановления суда по делу об административном правонарушении проверку знания им правил дорожного движения, однако Максютов М.Р. соответствующее требование не выполнил.

Также, в период времени до 15.10.2020, точная дата не установлена, к Прийменко А.Н., обратилось лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, с просьбой за денежное вознаграждение внести заведомо ложные сведения в базу данных ФИС «ГИБДД-М» о начале И окончании течения срока лишения специального права управления транспортными средствами в отношении Максютова М.Р., без исчисления срока указанного специального права и без фактической сдачи права управления транспортными средствами в подразделение ГИБДД МВД России. После чего, у Прийменко А.Н., возник преступный умысел, направленный на получение от Максютова М.Р., через посредников, незаконного денежного вознаграждения за внесение заведомо ложных сведений в базу данных ФИС «ГИБДД-М» о начале и окончании течения срока лишения специального права управления транспортными средствами Максютова М.Р., без фактической сдачи права управления транспортными средствами в подразделение ГИБДД МВД России, в связи с чем Прийменко А.Н. на предложение согласился. При этом, Прийменко А.Н. и лицо, уголовное дело в отношении которого выделено в отдельное производство, договорились о том, что последний передаст ему за выполнение вышеуказанных незаконных действий взятку в виде денег, в размере 35 000 рублей.

Также в период времени до 16.06.2021, согласно ранее достигнутой договоренностью, умышленно, из корыстной заинтересованности, с целью личного обогащения, заведомо зная, что Максютов М.Р., является лицом, подвергнутым административному наказанию и свое водительское удостоверение, в соответствии с требованиями законодательства РФ, в подразделение ГИБДД МВД России не сдал, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес>, используя свой персональный компьютер имеющий доступ в базу данных ФИС «ГИБДД-М», осознавая, что вносит в базу данных ФИС «ГИБДД-М» заведомо ложные сведения, и желая этого, действуя вопреки интересам службы, которые в соответствии со ст. 18, 19, 20, 21 должностного регламента, заключается в обеспечении строгого соблюдения законности при производстве по делам об административных правонарушениях; осуществлять постоянный контроль за правильностью и обоснованностью применения мер административного воздействия к нарушителям Правил дорожного движения и других правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; отвечать за ведение делопроизводства, контролировать прохождение административных материалов, готовить для рассмотрения начальником ОГИБДД или направить для рассмотрения по подведомственности, или по месту регистрации транспорта или жительства водителей транспортных средств; принимать меры по своевременному и правильному исполнению постановлений о наложении штрафов, изъятию водительских удостоверений у лиц, лишенных права управления транспортными средствами и не сдавших водительские удостоверения; направлять судебным приставам постановления для принудительного взыскания штрафов, контролировать исполнение постановлений, внес заведомо ложные сведения в базу данных ФИС «ГИБДД-М» о начале и окончании течения срока лишения специального права управления транспортными средствами Максютова М.Р., без исчисления срока указанного специального права и без фактической сдачи права управления транспортными средствами в подразделение ГИБДД МВД России.

В последующем, Максютов М.Р., вопреки требованиям п. 2 Правил возврата водительского удостоверения после утраты оснований прекращения действия права на управление транспортными средствами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. N 1191) и ст. 32.7 КоАП РФ, без фактического истечения срока лишения специально права незаконно восстановил право управления транспортным средством (использование водительского удостоверения).

Кроме того, Прийменко А.Н., реализуя свой вышеуказанный преступный умысел, в период времени до 16.06.2021, согласно ранее достигнутой договоренностью, умышленно, из корыстной заинтересованности, с целью личного обогащения, заведомо зная, что Максютов М.Р., является лицом, подвергнутым административному наказанию свое водительское удостоверение, в соответствии с требованиями законодательства РФ, в подразделение ГИБДД МВД России не сдал, находясь на своем рабочем месте по адресу: <адрес>, используя свой персональный компьютер имеющий доступ в базу данных ФИС «ГИБДД-М», осознавая, что вносит в базу данных ФИС «ГИБДД-М» заведомо ложные сведения, и желая этого, действуя вопреки интересам службы, которые в соответствии со ст. 18, 19, 20, 21 должностного регламента, заключается в обеспечении строгого соблюдения законности при производстве по делам об административных правонарушениях; осуществлять постоянный контроль за правильностью и обоснованностью применения мер административного воздействия к нарушителям Правил дорожного движения и других правовых актов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения; отвечать за ведение делопроизводства, контролировать прохождение административных материалов, готовить для рассмотрения начальником ОГИБДД или направить для рассмотрения по подведомственности, или по месту регистрации транспорта или жительства водителей транспортных средств; принимать меры по своевременному и правильному исполнению постановлений о наложении штрафов, изъятию водительских удостоверений у лиц, лишенных права управления транспортными средствами и не сдавших водительские удостоверения; направлять судебным приставам постановления для принудительного взыскания штрафов, контролировать исполнение постановлений, внес заведомо ложные сведения в базу данных ФИС «ГИБДД-М» о начале и окончании течения срока лишения специального права управления транспортными средствами Максютова М.Р., без исчисления срока указанного специального права и без фактической сдачи права управления транспортными средствами в подразделение ГИБДД МВД России.

Противоправные действия Максютова М.Р. подтверждены материалами уголовного дела , где установлено, что будучи подвергнутым к наказанию, в том числе в виде лишением права управления транспортным средством, водительское удостоверение не сдал и, вопреки законной процедуре отбытия административного наказания дал взятку через посредника должностному лицу ГИБДД МВД России, который в свою очередь, организовал внесение заведомо ложных сведений в Федеральную информационную систему «ГИБДД-М» об окончании течения срока лишения специального права Максютова М.Р., в результате которого последний без фактического истечения срока лишения специально права незаконно восстановил право управления транспортным средством.

По смыслу закона, под незаконными действиями, за совершение которых должностное лицо получило взятку (ч. 3 ст. 290 УК РФ), следует понимать действия, которые: совершены должностным лицом с использованием служебных полномочий, однако в отсутствие предусмотренных законом оснований или условий для их реализации; относятся к полномочиям другого должностного лица; совершаются должностным лицом единолично, однако могли быть осуществлены только коллегиально либо по согласованию с другим должностным лицом или органом; состоят в неисполнении служебных обязанностей; никто и ни при каких обстоятельствах не вправе совершать. К таким действиям, в частности, относится внесение в Федеральную информационную систему «ГИБДД-М» заведомо ложных сведений об окончании течения срока лишения специального права.

Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона № 149-ФЗ под электронным документом понимается документированная информация, представленная в электронной форме, то есть в виде, пригодном для восприятия человеком с использованием электронных вычислительных машин, а также для передачи по информационно-телекоммуникационным сетям или обработки в информационных системах.

Поскольку вся работа велась в ФИС «ГИБДД-М» внесение корректировок (изменений) в ФИС «ГИБДД-М» лицами, имеющими доступ к данной системе, порождают юридические значимые последствия, а именно выдачу водительского удостоверения лицу, привлеченному к административной ответственности за управление транспортным средством в состоянии опьянения, без исчисления срока указанного специального права, без сдачи теоретического экзамена в подразделении ГИБДД МВД России.

Согласно п. «а» ст. 1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273 «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции).

В силу п.п. 1,6 ст. 3 Федерального закона № 273 противодействие коррупции в Российской Федерации основывается в том числе на принципах признания, обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина; приоритетного применения мер по предупреждению коррупции.

Фактические обстоятельства подтверждаются приговором Калининского районного суда <адрес> от 19.01.2023 г., сторонами не оспоренным. Согласно ч.3 ст. 64 КАС РФ вступившие в законную силу приговор суда по уголовному делу, иные постановления суда по этому делу и постановления суда по делу об административном правонарушении являются обязательными для суда, рассматривающего административное дело об административно-правовых последствиях действий лица, в отношении которого вынесены приговор и постановления суда, только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

Данный приговор суд признает относимым, допустимым и достоверным доказательством по делу, оценивая исследованные доказательства, в своей совокупности, суд приходит к выводу о том, что Максютов М.Р. без фактического истечения срока лишения специального права незаконно восстановил право управления транспортным средством и таким образом в карточку водителя ФИС «ГИБДД-М» о начале и об окончании срока лишения специального права в отношении Максютова М.Р. проверке ПДД после восстановления прав внесены заведомо ложные сведения.

Таким образом, исковые требования административного истца о признании внесенных в ФИС «ГИБДД-М» корректировки (изменения) карточку водителя Максютова М.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (УИН в ФИС «ГИБДД-М»), зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, недействительными, а именно записей Начало течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н.; Проверка ПДД после восстановления прав 16.06.2021 Прийменко А.Н.; Окончание течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н.; обязать ГУ МВД России по Воронежской области исключить внесенные в ФИС «ГИБДД-М» корректировки (изменения) в карточку водителя Максютова М.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (УИН в ФИС «ГИБДД-М»), зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, недействительными, а именно записей Начало течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н.; Проверка ПДД после восстановления прав 16.06.2021 Прийменко А.Н.; Окончание течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н. Обязать ГУ МВД России по Воронежской области внести в ФИС «ГИБДД-М» достоверные корректировки (изменения) в карточку водителя Максютова М.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., (УИН в ФИС «ГИБДД-М»), зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истцом было представлено достаточно доказательств в обоснование своих требований. Административный ответчик в ранее направленном отзыве не возражал против удовлетворения заявленных требований. В связи с чем, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения административного иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Прокурора Калининского района г. Уфы в интересах Российской Федерации к ГУ МВД России по Воронежской области удовлетворить.

Признать внесенные в ФИС «ГИБДД-M» корректировки (изменения) в карточку водителя Максютова Марселя Рустэмовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, (УИН в ФИС «ГИБДД-М»), зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, недействительными, а именно записей Начало течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н.; Проверка ПДД после восстановления прав 16.06.2021 Прийменко А.Н.; Окончание течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н.

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области исключить внесенные в ФИС «ГИБДД-M» корректировки (изменения) в карточку водителя Максютова Марселя Рустэмовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (УИН в ФИС «ГИБДД-М»), зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>, а именно записей: Начало течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н.; Проверка ПДД после восстановления прав 16.06.2021 Прийменко А.Н.; Окончание течения срока лишения специального права 16.06.2021 Прийменко А.Н.

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области внести в ФИС «ГИБДД-M» достоверные корректировки (изменения) в карточку водителя Максютова Марселя Рустэмовича, ДД.ММ.ГГГГ г.р., (УИН в ФИС «ГИБДД-М»), зарегистрированного и проживающего по адресу: <адрес>.

Решение может быть обжаловано и принесено представление прокурором в Воронежский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.

Судья Шумейко Е.С.

Решение суда изготовлено в окончательной форме 01.08.2023.