ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-429/19 от 12.01.2019 Мариинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-429/2019

УИД 42RS0012-01-2019-001335-82

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Мариинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего судьи Гильмановой Т.А.

с участием прокурора Пожидаева А.С.

при секретаре Ибрагимовой Н.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Мариинске Кемеровской области 05 июня 2019 года административное дело по административному исковому заявлению ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области к администрации Мариинского городского поселения о признании незаконным постановления администрации Мариинского городского поселения в части,

УСТАНОВИЛ:

ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области обратилось в суд с административным иском к администрации Мариинского городского поселения о признании незаконным постановления администрации Мариинского городского поселения в части.

Административные исковые требования мотивированы следующим. Постановлением администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 №571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» (далее по тексту - постановление № 571-П), которое вступило в силу после его официального опубликования в официальном печатном средстве массовой информации - газете «Вперед» № 51 от 28.12.2018 г. установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов ООО «Горводоканал» (п. 1 постановления).

Пунктом 4 оспариваемого постановления № 571-П определено, что оно вступает в силу после его официального обнародования, и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 08.06.2016 г.

27.09.2016 г. между ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области (абонент) и ООО «Горводоканал» (исполнитель) заключен государственный контракт <...> на оказание услуг по водоотведению, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по водоотведению: осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется принять и своевременно оплачивать полученные услуги в соответствии с условиями контракта (пункт 1.1 контракта).

За сброс загрязняющих веществ с превышением пределов допустимой концентрации плата взимается в соответствии с действующим законодательством (пункт 4.7 контракта).

В связи с чем превышение нормативов, установленных оспариваемым постановлением № 571-П, влечет возникновение обязанности, в том числе и для ФКУ ИК-35 ГУФСИН по Кемеровской области (далее - административный истец, ФКУ ИК-35, Учреждение), по внесению соответствующей платы в соответствии с Положением о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденных постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 30.06.2009 г № 298, принятым в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

При таких обстоятельствах административный истец является субъектом отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, и полагает, что этим актом нарушены и нарушаются его права и законные интересы. Поэтому учреждение вправе обратиться с настоящим заявлением в суд с требованиями о признании недействующими отдельных пунктов постановления №571-п в части, затрагивающей его права и законные интересы.

Административный истец считает, что постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 №571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 08.06.2016 г., незаконно в силу следующих обстоятельств.

В силу пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.

Согласно пункту 5 статьи 8 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", регламентирующей порядок обнародования и вступления в силу нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, конституция (устав) и закон субъекта Российской Федерации вступают в силу после их официального опубликования, законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина вступают в силу не ранее чем через десять дней после их официального опубликования.

Названный федеральный закон является общим законом, устанавливающим порядок вступления в силу законов и других нормативных актов субъектов Российской Федерации.

Систему нормативных правовых актов Мариинского городского поселения составляют Устав муниципального образования «Мариинское городское поселение», законы Кемеровской области, Указы губернатора Кемеровской области, нормативные правовые акты органов исполнительной власти Кемеровской области.

Региональное законодательство не предусматривает возможность придания нормативным правовым актам обратной силы.

Как следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 22 апреля 2014 г. N 12-П, статья 4 Гражданского кодекса Российской Федерации закрепляет общий (основной) принцип действия закона во времени, который имеет целью обеспечение правовой определенности и стабильности законодательного регулирования в России как правовом государстве (часть 1 статьи 1 Конституции Российской Федерации) и означает, что действие закона распространяется на отношения, права и обязанности, возникшие после введения его в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на факты и порожденные ими правовые последствия, возникшие до введения соответствующих норм в действие, т.е. придать закону обратную силу (ретроактивность), либо, напротив, допустить в определенных случаях возможность применения утративших силу норм (ультраактивность).

Таким образом, действие, в том числе и приведенных правовых предписаний, распространено на правоотношения, которые могли возникнуть только после вступления в законную силу постановления № 571-П, а не с 08.06.2016г., как предусмотрено в пункте 4 названного правового акта (аналогичная позиция указана в определении Верховного Суда РФ от 20.05.2015 N 44-АПГ15-4).

Следовательно, оспариваемое постановление, вынесенное администрацией Мариинского городского поселения, которому придана обратная сила, является незаконным.

Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Согласно ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Просит признать незаконным постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 №571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 08.06.2016 г.

Определением Мариинского городского суда от 30.05.2019 года привлечены ООО «Горводоканал», ООО «Водокомплекс» в качестве заинтересованных лиц по данному административному делу.

В судебном заседании представитель административного истца - ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области Фатеева А.Н., действующая на основании доверенности, административные исковые требования поддержала в полном объеме. Просила суд признать незаконным постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 №571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 08.06.2016 г.

Дополнительно представитель административного истца пояснила, что в судебном заседании представитель административного ответчика заявил, что оспариваемое постановление № 571-П является ненормативным актом, однако данный вывод не соответствует содержанию постановления администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 №571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод». Так, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 31 марта 2015 г. № 6-П, нормативный правовой акт - это акт общего действия, адресованный неопределенному кругу лиц, рассчитанный на многократное применение, который содержит конкретизирующие нормативные предписания, общие правила и является официальным государственным предписанием, обязательным для исполнения. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 29 ноября 2007 г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» разъяснил, что существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений (пункт 9). Установленные постановлением № 571-П нормативы приема на очистку сточных вод абонентов рассчитаны на неоднократное применение, распространяются на неопределенный круг хозяйствующих субъектов (абонентов независимо от их ведомственной принадлежности, формы собственности и организационно-правовой формы), обязательны для выполнения. Приложением №1 постановления № 571-П установлены нормативные показатели общих свойств сточных вод, принимаемых в систему канализации муниципального образования, являются едиными для сточных вод всех категорий абонентов, их превышение влечет возникновение обязанности по внесению соответствующей платы. Учитывая изложенное, постановление № 571-П затрагивает права, свободы и обязанности участников гражданского оборота, а потому является нормативным правовым актом. Кроме того, в соответствии с п. 49 Устава муниципального образования Мариинского городского поселения, размещенного в общем доступе в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Мариинского городского поселения (http://gorodmariinsk.ru/ustav.html), принятого решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 06.04.2012 № 28/1, муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, подлежат официальному обнародованию в течение семи дней с момента подписания. Официальным опубликованием муниципальных правовых актов считается первая публикация полного текста муниципального правового акта в официальном печатном средстве массовой информации - газете «Вперед». Датой опубликования муниципального правового акта является дата выхода номера официального печатного издания, содержащего его публикацию. Постановление № 571-П было опубликовано в официальном печатном средстве массовой информации - газете «Вперед» № 51 от 28.12.2018 г. и вступило в силу после его официального опубликования. Таким образом, публикация администрацией названного постановления в официальном печатном средстве массовой информации - газете «Вперед», также подтверждает тот факт, что обжалуемое постановление является нормативным актом. Представитель административного ответчика полагает, что «действующее законодательство РФ предусматривает распространение нормативных актов на правоотношения, возникшие до введения их в действие», при этом ссылаясь на абз.2 ст.2 Гражданского кодекса РФ ("действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом"). Однако представителем административного ответчика не учтено, что в действующем законодательстве отсутствует прямое указание на то, что нормативные акты, принятые органами местного самоуправления, распространяются на отношения, возникшие до введения их в действие. Учитывая изложенное, довод представителя административного ответчика о законности пункта 4 постановления № 571-П несостоятелен.

В судебном заседании представитель административного ответчика – администрации Мариинского городского поселения Весельчак Н.А., действующая на основании доверенности, возражала против удовлетворения административных исковых требований в полном объеме. Считает административные исковые требования необоснованными, не подлежащими удовлетворению на основании следующего. Постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 № 571-П принято в соответствии с пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167. Согласно названной норме нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления с учетом условий, которые и ООО «Горводоканал», и ООО «Водокомплекс» на дату принятия постановления администрации Мариинского городского поселения были соблюдены. В соответствии с абз. 2 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом Статья 4 ГК РФ, закрепляя общеправовой принцип действия закона во времени, не исключает возможность для законодателя установить иное регулирование в специальном законе с учетом предписаний статьи 54 Конституции Российской Федерации (о чем свидетельствует содержание абзаца второго пункта 1 названной статьи ГК Российской Федерации) и, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, сама по себе не может рассматриваться, как нарушающая права граждан (определения от 24 ноября 2005 года N№ 416-О и от 16 апреля 2009 года № 504-О-О, от 23 марта 2010 года № 410-О-О, от 22 апреля 2010 года № 606-О-О и от 24 февраля 2011 года № 135-О-О). Таким образом, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает распространение нормативных актов на правоотношения, возникшие до введения их в действие.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица – ООО «Горводоканал» Манузин А.И., действующий на основании доверенности, представитель заинтересованного лица – ООО «Водокомплекс» Кушнаренко А.П., действующая на основании доверенности, возражали против удовлетворения административных исковых требований на основании следующего. Доводы административного истца являются несостоятельными по следующим причинам. В соответствии ч.1 ст.54 Конституции Российской Федерации закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Однако, отношения ООО «Горводоканал», ООО «Водокомплекс» и административного истца - ФКУ ИК № 35 ГУФСИН по Кемеровской области» регулируются отраслевым законодательством, поэтому данная конституционная норма должна рассматриваться на основании статей Гражданского кодекса Российской Федерации. Согласно ст.422 ГК РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий иные обязательные для сторон правила, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров. В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Согласно пункту 61 постановления Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 № 167, нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства. Тем самым, федеральными нормативно-правовыми актами органам местного самоуправления дано право установления нормативов водоотведения и порядка их применения. Кроме того, согласно позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 15.06.2005 № 15378/04 по делу № А72-2079/04-5/256, установление повышенной платы за превышение нормативного сброса сточных вод и загрязняющих веществ не является штрафной санкцией, а, по сути, является видом дифференцированного тарифа за услуги по приему и обезвреживанию вредных веществ, содержащихся в сточных водах, а также мерой экономического стимулирования абонентов на строительство своих локальных очистных сооружений и выполнения требований по охране природы и оздоровлению окружающей природной среды. В силу того, что плата за превышение нормативного сброса не является мерой ответственности (уголовной, административной, гражданской), то рассмотрение постановления администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» не может рассматриваться в соответствии с положениями ст.54 Конституции РФ, устанавливающими, устраняющими или смягчающими ответственность за правонарушения.

Рассмотрев административное дело, заслушав представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителей заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего необходимым удовлетворить административное исковое заявление ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области в полном объеме, исследовав письменные материалы дела, суд находит административное исковое заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

По смыслу положений статьи 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Частями 9, 11 статьи 226 КАС РФ установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что постановлением администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 №571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод», в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», руководствуясь пунктом 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.02.1999 № 167, Уставом Мариинского городского поселения: установлены нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов ООО «Горводоканал» согласно приложению № 1 к настоящему постановлению; установить нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод для абонентов ООО «Водокомплекс» согласно приложению № 2 к настоящему постановлению.

Постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» вступило в силу после его официального опубликования в официальном печатном средстве массовой информации - газете «Вперед» № 51 от 28.12.2018 г.

Пунктом 4 оспариваемого постановления администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 №571-П«Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» определено, что оно вступает в силу после его официального обнародования, и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 08.06.2016 г.

27.09.2016 г. между ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области (абонент) и ООО «Горводоканал» (исполнитель) заключен государственный контракт <...> на оказание услуг по водоотведению, согласно которому исполнитель обязуется оказать услуги по водоотведению: осуществлять прием сточных вод абонента в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется принять и своевременно оплачивать полученные услуги в соответствии с условиями контракта (пункт 1.1 контракта).

Согласно п. 4.7 государственного контракта <...> от 27.09.2016 года за сброс загрязняющих веществ с превышением пределов допустимой концентрации плата взимается в соответствии с действующим законодательством.

В связи с чем превышение нормативов, установленных оспариваемым постановлением администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод», влечет возникновение обязанности, в том числе и для ФКУ ИК-35 ГУФСИН по Кемеровской области по внесению соответствующей платы в соответствии с Положением о порядке взимания платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов, утвержденных постановлением коллегии администрации Кемеровской области от 30.06.2009 г № 298, принятым в соответствии с пунктом 1 постановления Правительства РФ от 31.12.1995 г. № 1310 «О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов».

Постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» не соответствует требованиям Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» и содержит коррупциогенные факторы.

В силу требований ч.4 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также Конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 13.1 ст.2 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 25.12.2018) нормативы состава сточных вод - устанавливаемые в целях охраны водных объектов от загрязнения показатели концентрации загрязняющих веществ в составе сточных вод абонента, сбрасываемых в централизованную систему водоотведения (канализации).

В соответствии с положениями ч.ч. 1, 2 ст.30.1 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (в ред. от 25.12.2018) в целях охраны водных объектов от загрязнения для объектов абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, за исключением жилых домов, многоквартирных домов (кроме нежилых помещений в многоквартирных домах, имеющих отдельные канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения (канализации), иных объектов, определенных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы состава сточных вод.

Нормативы состава сточных вод устанавливаются органами местного самоуправления в соответствии с порядком, установленным правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации, на основании нормативов допустимых сбросов, установленных для объектов организаций, осуществляющих водоотведение, с учетом эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение. Показатели эффективности удаления загрязняющих веществ очистными сооружениями организаций, осуществляющих водоотведение, рассчитываются в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст.47 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, а также соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, вступают в силу после официального опубликования (обнародования).

Согласно ч.ч. 1, 2 ст.47 Устава муниципального образования «Мариинское городское поселение», принятого решением Совета народных депутатов Мариинского городского поселения от 06.04.2012 № 28/1, муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном настоящим Уставом, за исключением нормативных правовых актов о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

Муниципальные нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина вступают в силу после их официального обнародования и не могут применяться, если они не обнародованы официально для сведения населения муниципального образования.

Вместе с тем следует учитывать, что в отдельных случаях придание закону обратной силы возможно исключительно в соответствии с федеральным законом (в частности, ст.4 ГК РФ). Нарушение этого правила при принятии акта субъекта РФ влечет признание такого акта недействующим (определение Верховного Суда РФ от 20.05.2015 N 44-АПГ15-4).

Кроме того, в Конституции РФ закреплен принцип недопустимости придания обратной силы закону, ухудшающему положение лица (ч. 1 ст.54, ч.2 ст.55 Конституции РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 20.07.2011 N 20-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, части 6 статьи 5 Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" и статьи 116 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2007 год" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации").

Указанный принцип является общеправовым и распространяется на акты не только федерального законодательства, но и законодательства субъектов РФ и муниципальных образований. Таким образом, придание обратной силы актам, ухудшающим положение лиц, является неправомерным, такие нормативные акты могут быть признаны недействующими. Данная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда РФ от 14.10.2015 N 81-АПГ15-61, определении Верховного Суда РФ от 01.10.2014 N 46-А111 14-5, апелляционном определении Верховного Суда РФ от 15.02.2017 М 38- АПГ16-11.

Таким образом, действующее федеральное законодательство, а также муниципальное нормотворчество не предусматривают возможность придания обратной силы муниципальным нормативным правовым актам, в случае, если они ухудшают положение лиц, на которых распространяют свое действие.

Постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» по своему правовому статусу является нормативным правовым актом, так как в силу п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 50 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами" содержит правовые нормы (правил поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений.

В свою очередь, придание обратной силы муниципальному нормативному правовому акту анализируемой категории обязывает абонентов организаций, осуществляющих водоотведение, соблюдать нормативы состава сточных вод, не действовавшие в период до принятия указанного правового акта, и устанавливает для указанных хозяйствующих субъектов обременительные требования.

В соответствии с подп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», наличие завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, - установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям, является коррупциогенным фактором.

При таких обстоятельствах постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 08.06.2016 г. не может быть признано законным.

В соответствии со ст.215 КАС РФ решение суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. 2. По результатам рассмотрения административного дела об оспаривании нормативного правового акта судом принимается одно из следующих решений: 1) об удовлетворении заявленных требований полностью или в части, если оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части признается не соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующим полностью или в части со дня его принятия или с иной определенной судом даты; 2) об отказе в удовлетворении заявленных требований, если оспариваемый полностью или в части нормативный правовой акт признается соответствующим иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу. 3. Если при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд установит, что применение на практике оспариваемого нормативного правового акта или его отдельных положений не соответствует истолкованию данного нормативного правового акта или его отдельных положений, выявленному судом с учетом места данного акта в системе нормативных правовых актов, суд указывает на это в мотивировочной и резолютивной частях решения по административному делу об оспаривании нормативного правового акта. 4. В резолютивной части решения суда по административному делу об оспаривании нормативного правового акта должны содержаться: 1) указание на удовлетворение административного иска полностью или в части и на признание оспариваемого нормативного правового акта не действующим полностью или в части со дня вступления решения суда в законную силу или с иной определенной судом даты либо указание на отказ в удовлетворении административного иска с приведением полного наименования оспариваемого нормативного правового акта, его номера, даты принятия и наименования органа или должностного лица, его издавших или принявших; 2) указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения. Если опубликование решения суда или сообщения о его принятии невозможно в установленный срок в связи с определенной периодичностью выпуска официального печатного издания, решение суда должно быть опубликовано по истечении установленного срока в ближайшем номере такого издания. Если официальное печатное издание прекратило свою деятельность, решение суда или сообщение о его принятии публикуется в другом печатном издании, в котором публикуются нормативные правовые акты соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица; 3) сведения, указанные в пунктах 4 и 5 части 6 статьи 180 настоящего Кодекса; 4) другие сведения о вопросах, разрешенных судом исходя из конкретных обстоятельств административного дела, в том числе о выявленном судом содержании нормативного правового акта или его отдельных положений. 5. Решение суда по административному делу о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 186 настоящего Кодекса.

Поскольку определением Мариинского городского суда от 27.05.2019 года по данному административному делу предоставлена отсрочка ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области по уплате государственной пошлины в размере 2 000 рублей 00 копеек при подаче административного иска к администрации Мариинского городского поселения о признании незаконным постановления администрации Мариинского городского поселения в части, суд полагает правильным с учетом удовлетворения административного иска в полном объеме взыскать с административного ответчика в доход бюджета Мариинского муниципального района Кемеровской области государственную пошлину в размере 2000 рублей 00 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.215, 186, 217, ч.1

ст.298 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования ФКУ ИК-35 ГУФСИН России по Кемеровской области удовлетворить в полном объеме.

Признать постановление администрации Мариинского городского поселения от 06.12.2018 № 571-П «Об установлении нормативов водоотведения (сброса) по составу сточных вод» недействующим в части распространения его положений на правоотношения, возникшие с 08.06.2016 г. со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать администрацию Мариинского городского поселения опубликовать решение суда или сообщить о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа местного самоуправления газете «Вперед».

Взыскать с администрации Мариинского городского поселения в доход бюджета Мариинского муниципального района Кемеровской области государственную пошлину в размере 2 000 рублей 00 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Кемеровского областного суда через Мариинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья – Т.А. Гильманова

Мотивированное решение изготовлено 07 июня 2019 года

Судья – Т.А. Гильманова

Решение не вступило в законную силу

Судья- Т.А. Гильманова

Секретарь- Н.А. Ибрагимова

Подлинный документ подшит в материалах административного дела № 2а-429/2019 Мариинского городского суда Кемеровской области

Секретарь- Н.А. Ибрагимова