ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-429/19 от 23.01.2019 Макарьевского районного суда (Костромская область)

Дело № 2а-46/2020

УИД 44RS0023-01-2019-000380-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 января 2020 г. г. Макарьев

Макарьевский районный суд Костромской области в составе:

председательствующего судьи Борисова А.С.,

при секретаре Малушковой Т.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Белохвостовой Натальи Николаевны к межрайонному отделу по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, Управлению Росреестра по Костромской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконными и отмене предписаниий №№ 39,40,41 от 21.05.2019,

установил:

Белохвостова Н.Н. обратилась в суд с административными исками к ответчикам, мотивируя свои требования тем, что 21.05.2019, ведущим специалистом-экспертом межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области С.А. Степаничевой была проведена проверка соблюдения требований земельного законодательства РФ в отношении административного истца, по результатам которой был составлен акт проверки №35 о ненадлежащем использовании земельных участков: с кадастровым номером 44:09:000000:360, площадью 40000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с кадастровым номером 44:09:101401:68, площадью 250000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> у АБЗ ДЭП-18, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; с кадастровым номером 44:09:101401:69, площадью 150000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> примерно в 0,5 км. от ориентира по направлению на северо-запад, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; с кадастровым номером 44:09:101401:69, площадью 150000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> примерно в 0,5 км. от ориентира по направлению на северо-запад, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, и выданы предписания №39,40,41 об устранении вышеуказанных нарушений в срок до 20.10.2019.

Административный истец считает, что данные предписания нарушают его права и законные интересы, возлагают незаконные обязанности, являются незаконными и необоснованными, по следующим основаниям.

Понятие и порядок осуществления государственного земельного надзора установлены в ст.71 Земельного кодекса Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре (далее - Положение).

Согласно п.4 ст.71.1. ЗК РФ плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок, утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Ежегодный план подлежит согласованию с органами прокуратуры.

Согласно п.2 Положения, государственный земельный надзор осуществляется ФИО2 службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными органами.

В п. 4 Положения указано, что государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности осуществляется исключительно Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и ее территориальными органами.

Обжалуемые предписания №39,40,41 от 21.05.2019 вынесены должностным лицом Межрайонного отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области, то есть не уполномоченным лицом на осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Определением суда от 24.12.2019 административные дела по административным исковым заявлениям Белохвостовой Н.А. объединены в одно производство.

Белохвостова Н.Н., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась, воспользовавшись правом иметь представителя.

Представитель административного истца по доверенности Данилов А.С. в судебном заседании административные исковые требования поддержал в полном объеме и показал, что согласно п.4 ст.71.1ЗКРФ плановые проверки соблюдения требований земельного законодательства проводятся в соответствии с ежегодными планами проведения плановых проверок (далее также в настоящей статье - ежегодный план), утвержденными органами государственного земельного надзора, не чаще чем один раз в три года. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 №1 утверждено Положение о государственном земельном надзоре. Согласно п.2 Положения, государственный земельный надзор осуществляется Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и их территориальными.

Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 №486 утвержден Административный регламент Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, действующий на момент вынесения предписаний.

В соответствии с пунктом 23 Административного регламента, плановая проверка в отношении юридического лица, органа государственной власти, индивидуального предпринимателя, гражданина проводится не чаще чем один раз в три года.

Основанием для включения физического лица, являющегося правообладателем земельного участка, в ежегодный план проведения плановых проверок граждан является истечение трех лет со дня окончания проведения последней плановой проверки.

Согласно документам, содержащимся в материалах проверки, административный истец является собственником земельных участков с кадастровыми номерами 44:09:101401:68, 44:09:101401:69 и 44:09:000000:360 с 12.05.2017.

Следовательно, с учетом положений Административного регламента (п.п. 23, 31), административный истец мог быть включен в ежегодный план проверки соблюдения требований земельного законодательства не ранее чем в 2021 году.

Однако, в нарушение положений Административного регламента, административный истец был включен в план проведения плановых проверок граждан на 2018 год, т.е. до истечения трех лет со дня возникновения права собственности истца на вышеуказанные земельные участки.

Указанные нарушения привели к тому, что 20.03.2018 Распоряжением заместителя руководителя Росреестра по Костромской области №08-487-р, в отношении административного истца было принято решение о проведении плановой документарной и выездной проверки о соблюдении земельного законодательства, требований охраны и использования земель, в отношении принадлежащих истцу земельных участков, по результатам которой, были вынесенные незаконные предписания.

Кроме того, п.п. «в» п.3 Положения о земельном надзоре определена компетенция Росреестра в сфере земельного надзора, в соответствии с которой Росреестр и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием. То есть, нарушением требований земельного законодательства в данном случае является - использование земельного участка не по целевому назначению. Однако, из материалов проверки государственного земельного надзора, проводимой должностным лицом Межрайонного отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Росреестра по Костромской области, следует, что административному истцу вменяется - «неиспользование земельного участка по целевому назначению» (акт проверки №35 от 21.05.2019г. и предписания №39, №40 и №41 от 21.05.2019г. имеются в материалах дела). Согласно п.п. «в» п. 4 Положения о земельном надзоре, государственный земельный надзор за соблюдением требований, связанных с обязательным использованием земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности осуществляет Россельхознадзор. Таким образом, выявление нарушений земельного законодательства о неиспользовании земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, входят в компетенцию Россельхознадзора. Федеральная служба кадастра и картографии непосредственно никаких действий в отношении административного истца не предпринимала, но поскольку проверка была проведена подчиненной структурой она также является ответчиком.

Представитель Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) по доверенности Добровольская Е.С. в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что в соответствии с положением о Федеральной службе, которое установлено Постановлением Правительства №457 от 01.06.2009, Росррестр осуществляет свои полномочия в соответствии с данным положением, а его Территориальные органы действуют на основании своего отдельного положения, кроме того, исходя из заявления Белохвостовой Н.Н., требований к Федеральной службе Росреестра не изложено. Росреестр никаких действий или бездействий в отношении данного лица не совершал, предписаний или иных актов не выносил, поэтому считает себя не надлежащим ответчиком по делу. Кроме того, в качестве ответчика указан межрайонный отдел по Макарьевскому и Кадыйскому районам, который не является самостоятельным юридическим лицом и также не может выступать в качестве административного ответчика.

Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области по доверенности Филиппова А.К. в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что земельные участки, о которых идет речь, с 2012 года находятся в одной семье и право собственности на них через определенное время передается от одного правообладателя к другому, так, с 2012 по 2017 г.г. собственником был зять Белохвостовой Н.Н. - ФИО8, и изначально Управлением Росреестра по Костромской области планировалось проверка в отношении ФИО9. Плановая проверка вышеуказанных земельных участков была запланирована на 2017 год, но в отношении ФИО9 она была не проведена по причине смены правообладателя, т.е. ФИО9 передал право собственности на земельные участки Белохвостовой Н.Н., в связи с этим должностным лицом Управления Росреестра по Костромской области были внесены предложения в план проведения плановых проверок в отношении граждан на 2018 год, а именно провести проверку земельных участков у Белохвостовой Н.Н.. Существует определенный законодательством порядок проведения плановых проверок граждан, а именно, необходимо согласование с прокуратурой Костромской области каждой проверки, которая включена в план, и если бы проверка отношении Белохвостовой Н.Н. была запланирована незаконно, то Управлению был бы направлен акт реагирования. Проверка в отношении Белохвостовой Н.Н. была согласована прокуратурой Костромской области, на сайте Росреестра Костромской области размещен приказ об утверждении плана проверок и согласно этому плану проверка в отношении Белохвостовой Н.Н. была утверждена в графе 401.

Несмотря на то, что право на земельные участки у Белохвостовой Н.Н. возникло в 2017 году, проверка в отношении её была запланирована впервые. В соответствии с Положением о государственном и земельном надзоре, проверке с применением риск-ориентированного подхода подлежат земельные участки, которые используются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, земельные участки, которые используются физическими лицами, Управлением Росреестра по Костромской области отнесению к категории риска не подлежат.

В соответствии с полномочиями Росреестра по Костромской области на момент проведения проверки в отношении Белохвостовой Н.Н. действовал приказ Федеральной службы кадастра и картографии от 23.11.2016 №П0569, который утверждает перечень актов, содержащий обязательные требования, соблюдение, которых оценивается при проведении мероприятий по контролю осуществления государственного земельного надзора, и в данном перечне отражено, что должностное лицо Управление Росреестра, проверяет соблюдении требований ст.42 ЗК РФ, которая говорит о том, что земельные участки должны использоваться по целевому назначению. Должностное лицо ФИО10 в рамках проведения данной проверки, выйдя на земельный участок, установила, что земельные участки, принадлежащие Белохвостовой Н.Н., по целевому назначению не используются, поэтому ФИО10 была обязана выдать предписание, чтобы субъект проверки, хотя бы приступил к использованию земель по целевому назначению. Белохвостова Н.Н. была уведомлена о проведении проверки, в последующем зафиксировали факт не исполнения предписания. По данному факту был составлен протокол об административном правонарушении, который был направлен на рассмотрению мировому судье судебного участка района <адрес>. Постановлениями мирового судьи Белохвостова Н.Н. признана виновной в совершении административных правонарушений, предусмотренных ч.25 ст.19.5КоАП РФ по всем трем предписаниям, и ей назначены административные штрафы по 10000 рублей. Решением суда апелляционной инстанции постановления мирового судьи оставлены без изменения.

Заместитель главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район, Кадыйский муниципальный район ФИО10 в судебном заседании административные исковые требования не признала в полном объеме и пояснила, что в соответствии с ее должностями полномочиями 15.05.2018 она вышла на плановую проверку земельных участков, принадлежащих БелохвостовойН.Н.. В ходе проверки было установлено, что 3 земельных участка не используются по целевому назначению: заросли лесом, агротехнических работ на них не производится, чем нарушаются требования ст.42 ЗК РФ. Белохвостовой Н.Н. было выданы предписания, а информация по выявленным правонарушениям в течение трех дней направлена в Россельхознадзор. Однако, Россельхознадзором материалы были возращены, поскольку 3-х годичный срок освоения земель не истек, и поэтому они не могли привлечь Белохвостову Н.Н. к административной ответственности по ч.2 ст.8.8 КоАП РФ. Поскольку материалы проверки не были получены Белохвостой Н.Н., они повторно были ей направлены 03.07.2018, однако, она вновь их не получила и они возвратились обратно. 21.11.2018 была запланирована внеплановая проверка, по исполнению выданных предписаний от 15.05.2018. О данной проверке Белохвостова Н.Н. была уведомлена телеграммой. В ходе внеплановой проверки было установлено, что первоначальные предписания не исполнены, земельные участки не используются по целевому назначению, соответственно по каждому земельному участку было выдано новое предписание, со сроком устранения нарушений до 20.05.2019. Материалы данной проверки и предписание были получены Белохвостовой Н.Н. 07.12.2018. 21.05.2019 состоялась внеплановая проверка исполнения предписаний от 21.11.2018, в ходе которой было установлено, что нарушения не устранены, земельные участки не используются, по результатам проверки по каждому земельному участку было вынесено новое предписание, со сроком устранения нарушений до 20.10.2019, предписания Белохвостовой Н.Н. были получены. Также в отношении ее были составлены три протокола по ч.25 ст.19.5 КоАП РФ за неисполнение предписаний, которые были направлены в мировой суд г. Москвы, после рассмотрения которых Белохвостова Н.Н. была привлечена к административной ответственности за неисполнений предписаний. ФИО10 полагает, что действовала в рамках своих полномочий и просила в удовлетворении исковых требований отказать.

Выслушав явившихся в судебное заседание лиц, исследовав материалы дела, материалы плановой проверки № 39 от 15.05.2018 суд приходит к следующему.

В силу статьи 218 КАС РФ граждане могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно пункту 9 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В соответствии со ст.42 ЗК РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В силу частей 1-3 ст. 71 ЗК РФ, под государственным земельным надзором понимаются деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели), гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности. Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее также - органы государственного земельного надзора). Предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Согласно пунктов 1, 5 ч. 5 и ч. 7 ст. 71 ЗК РФ, должностные лица органов государственного земельного надзора (далее - должностные лица, уполномоченные на осуществление государственного земельного надзора) имеют право осуществлять плановые и внеплановые проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации; выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в результате проверок нарушений земельного законодательства, а также осуществлять контроль за исполнением указанных предписаний в установленные сроки; по результатам проверок должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора, составляются акты проверки. В случае выявления в ходе проведения проверок нарушений требований законодательства Российской Федерации к актам проверки прилагаются предписания об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, а лица, совершившие выявленные нарушения, привлекаются к ответственности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1, 3 ч. 6 ст. 71.1 ЗК РФ, внеплановые проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации проводятся в случаях предусмотренных частью 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (т.е. по основанию истечения срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами); поступления в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, юридических лиц, граждан.

Подпунктом 1 пункта 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Федеральный закон № 101-ФЗ) предусмотрено, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается, в том числе, на принципе сохранения целевого использования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок осуществления государственного земельного надзора установлен Положением о государственном земельном надзоре, утвержденном постановлением Правительства РФ от 02.01.2015 №1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» (далее - Положение о земельном надзоре).

На основании подпунктов «в», «з» п. 3 Положения о земельном надзоре, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальные органы осуществляют государственный земельный надзор за соблюдением требований законодательства об использовании земельных участков по целевому назначению в соответствии с их принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием; требований законодательства, связанных с выполнением в установленный срок предписаний, выданных должностными лицами Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальных органов в пределах компетенции, по вопросам соблюдения требований земельного законодательства и устранения нарушений в области земельных отношений.

Пунктом 6 Положения о земельном надзоре установлено, что в рамках государственного земельного надзора осуществляются: организация и проведение плановых и внеплановых проверок соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность (далее - плановые и внеплановые проверки); систематическое наблюдение за исполнением требований земельного законодательства, проведение анализа и прогнозирование состояния исполнения требований земельного законодательства Российской Федерации при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности; принятие предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений.

В соответствии с п.п. 8-10 Положения о земельном надзоре, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, указанных в пункте 2 настоящего Положения, разрабатывают ежегодные планы проведения плановых проверок независимо друг от друга в отношении территории субъекта Российской Федерации, в котором указанные органы осуществляют свою деятельность, в пределах полномочий, установленных настоящим Положением. ежегодные планы проведения плановых проверок включаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, юридические лица, индивидуальные предприниматели и граждане, являющиеся правообладателями объектов земельных отношений, расположенных в границах соответствующего субъекта Российской Федерации, а также указываются сведения об указанных объектах земельных отношений, позволяющие их идентифицировать (кадастровый номер, адрес и (или) описание местоположения), а также иные сведения, предусмотренные законодательством Российской Федерации. В случае если орган государственной власти, орган местного самоуправления, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель и гражданин являются правообладателями нескольких земельных участков, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, плановая проверка проводится в отношении того земельного участка, сведения о котором указаны в ежегодном плане проведения плановых проверок на соответствующий год.

В силу п. 10 (1) Положения о земельном надзоре, проведение Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии и ее территориальными органами проверок соблюдения требований земельного законодательства в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется с применением риск-ориентированного подхода.

В судебном заседании установлено, что Белохвостовой Н.Н. принадлежат 3 земельных участка: с кадастровым номером 44:09:000000:360, площадью 40000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; с кадастровым номером 44:09:101401:68, площадью 250000 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, <адрес> с/п, у АБЗ ДЭП-18, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения; с кадастровым номером 44:09:101401:69, площадью 150000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, д.Селище примерно в 0,5 км. от ориентира по направлению на северо-запад, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения.

На основании распоряжения заместителя руководителя Управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>ФИО12-р от ДД.ММ.ГГГГ о проведении внеплановой документарной и выездной проверки с целью контроля по исполнению предписаний от ДД.ММ.ГГГГ заместителя главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район, Кадыйский муниципальный район ФИО10, была проведена внеплановая документарная и выездная проверка в отношении Белохвостовой Н.Н..

О проведении проверки исполнения предписания по сроку до ДД.ММ.ГГГГ БелохвостоваН.Н. ДД.ММ.ГГГГ уведомлялась заказной корреспонденцией (л.д. 44-46, 63-66 материала проверки ).

По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ заместителем главного государственного инспектора по использованию и охране земель по муниципальным образованиям Макарьевский муниципальный район и Кадыйский муниципальный район ФИО10 составлен акт о неисполнении требований ранее выданных предписаний от ДД.ММ.ГГГГ в отношении земельных участков, расположенных по адресам: <адрес>, <адрес> КН 44:09:000000:360; <адрес>, Усть- Нейское сельское поселение у АБЗ ДЭП-18, КН 44:09:101401:68; <адрес>, Усть-Нейское сельское поселение, у д. Селище, КН44:09:10140169, и вынесены новые предписания от ДД.ММ.ГГГГ на имя Белохвостовой Н.Н. об использовании участков в соответствии с требованиями ст. 42 ЗК РФ по целевому назначению, в срок до ДД.ММ.ГГГГ (л.д.67-75 материала проверки ).

В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486, в случае выявления по результатам проверки нарушений обязательных требований гражданину, в отношении которого проводилась проверка и в действиях которых выявлено нарушение требований земельного законодательства, вместе с актом проверки вручается предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства Российской Федерации. Предписание об устранении выявленных нарушений законодательства является обязательным для исполнения с момента его вручения лицу, в отношении которого оно вынесено, либо его уполномоченному представителю (п. 103).

В соответствии с п.п.1 п. 4.4.1 Должностного регламента ведущего специалиста – эксперта межмуниципального отдела по Макарьевскому и Кадыйскому районам Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, ведущий специалист–эксперт ведет работу в рамках полномочий управления в установленных сферах деятельности на территории муниципальных образований: Макарьевский муниципальный район, Кадыйский муниципальный район по осуществлению государственного земельного надзора за соблюдением требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность. С данным должностным регламентом 30.12.2016 ознакомлена Степаничева С.А., которая назначена на должность ведущего специалиста эксперта 19.03.2012.

Таким образом, доводы Белохвостовой Н.Н. о том, что обжалуемое предписание вынесено не уполномоченным лицом на осуществление государственного земельного надзора в отношении земель сельскохозяйственного назначения, в судебном заседании не нашли своего подтверждения и опровергаются совокупностью исследованных доказательств. Поскольку Белохвостова Н.Н. владеет земельными участками как физическое лицо, оснований для применения риск-ориентированного подхода при проведении проверки у должностного лица, в силу приведенных выше норм права, не имелось.

Исходя из вышеизложенного, составление акта и вынесение предписаний в случае выявления нарушений земельного законодательства при осуществлении функций по государственному земельному надзору является обязанностью проверяющего должностного лица Управления Росреестра по Костромской области, порядок проведения проверки соблюдения требований земельного законодательства не нарушен, обжалуемые предписания выданы уполномоченным лицом, в связи с чем основания для удовлетворения заявленных требований отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

Белохвостовой Наталье Николаевне в удовлетворении административного искового заявления к межрайонному отделу по Макарьевскому и Кадыйскому районам управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Костромской области, управлению Росреестра по Костромской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии о признании незаконными и отмене предписаний №№39,40,41 от 21.05.2019, отказать.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Макарьевский районный суд Костромской области в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.

Судья А.С. Борисов

В окончательной форме решение принято 30.01.2020