ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-429/20 от 11.03.2020 Елизовского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-429/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Елизовский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Килиенко Л.Г.,

при секретаре судебного заседания Гуделеве И.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации Новолесновского сельского поселения к Главному управлению МЧС России по Камчатскому краю о признании незаконным и отмене предписания № 23/3-8 от 13 декабря 2019 года по устранению нарушений, установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны,

у с т а н о в и л:

администрация Новолесновского сельского поселения обратилась в суд с административным исковым заявлением к Главному управлению МЧС России по Камчатскому краю о признании незаконным и отмене предписания № 23/3-8 от 13 декабря 2019 года по устранению нарушений установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, вынесенное ведущим специалистом-экспертом группы государственного надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю Широковой Н.В..

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что Распоряжением Главного управления МЧС России по Камчатскому краю от 05 ноября 2019 года № 23/3 назначено проведение плановой выездной проверки в отношении администрации Новолесновского сельского поселения на предмет соблюдения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами в области гражданской обороны. В ходе проверки был составлен акт № 23/3 от 13 декабря 2019 года выявленных нарушений и вынесено предписание № 23/3-8, из которого следует, что администрации Новолесновского сельского поселения необходимо в срок до 01 декабря 2020 года: разработать документацию на защитное сооружение гражданской обороны: журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эксплуатации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационную схему водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО, инструкции по использованию средств индивидуальной защиты, инструкции по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкцию о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схему эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов, восстановить герметичность защитного сооружения гражданской обороны, обеспечить наличие унитазов, раковин и душевой кабины, восстановить систему связи и оповещения, обеспечить сухость помещений ЗС ГО, обеспечить исправную работу электропроводки и электроосветительных приборов, восстановить фильтры-поглотители, восстановить фильтровентиляционную систему. Вынесенное предписание, административный истец считает незаконным, поскольку Уставом Новолесновского сельского поселения полномочия в области гражданской обороны, не закреплены. В реестре муниципальной собственности Новолесновского сельского поселения здание – убежище (нежилое), с кадастровым номером , отсутствует, правообладателем указанного объекта является Камчатский край. По договору ответственного хранения и пользования объектами и имуществом ГО, заключенного между администрацией и Агентством по управлению государственным имуществом Камчатского края от 17 марта 2010 года, администрация обязалась обеспечить сохранность объекта в соответствии с действующим законодательством. Администрация не имеет право и обязанности проводить капитальный и текущий ремонт объекта. Договором и действующим законодательством установлена обязанность сохранить вещь в том состоянии, в котором она была передана. Расходы на содержание защитного сооружения гражданской обороны, администрацией не предусмотрены.

В судебном заседании представитель административного истца Костюкова Е.С. административные исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного ответчика, ГУ МЧС России по Камчатскому краю, в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, не известил суд о причинах неявки, возражений по существу заявленных административным истцом требований, в суд не направил.

Заинтересованное лицо, Министерство имущественных и земельных отношений Камчатского края, в судебное заседание своего представителя не направило, о времени и месте рассмотрения дела извещено, причины неявки представителя, суду не известны, возражений по существу заявленных административным истцом требований, в суд не направило.

На основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.

Выслушав представителя административного истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу пункта 2 статьи 227 КАС РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Таким образом, законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, рассматриваемых в порядке главы 22 КАС РФ, возможно при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.

Согласно пункту 1 Положения о государственном надзоре в области гражданской обороны, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 мая 2007 года № 305, государственный надзор в области гражданской обороны осуществляется в целях обеспечения выполнения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами требований законодательства Российской Федерации в области гражданской обороны.

Государственный надзор в области гражданской обороны осуществляют Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и его территориальные органы.

Согласно пунктам 1, 2 Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Приказом МЧС России от 14.06.2016 № 323 (далее – Административный регламент), осуществление федерального государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера исполняют в порядке подчиненности нижестоящих вышестоящим структурные подразделения главных управлений МЧС России по субъектам Российской Федерации, в сферу ведения которых входят вопросы организации и осуществления государственной функции, а также территориальные отделы (отделения, инспекции) этих структурных подразделений.

В силу пункта 4 Административного регламента, предметом федерального государственного надзора является проверка выполнения, в том числе, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, а также должностными лицами требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Результатом исполнения государственной функции является, в том числе вынесение предписания об устранении объектом надзора нарушения обязательных требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 10 Административного регламента).

Из материалов дела следует и установлено судом, что Новоавачинское сельское поселение Елизовского муниципального района является муниципальным образованием, наделенным статусом сельского поселения Законом Камчатской области «Об установлении границ муниципальных образований, расположенных на территории Елизовского района Камчатской области, и о наделении их статусом муниципального района, городского, сельского поселения».

В силу статей 8, 8.1 Устава, к числу вопросов местного значения относятся: составление и рассмотрение проекта бюджета поселения, утверждение и исполнение бюджета поселения, осуществление контроля за его исполнением, составление и утверждение отчета об исполнении бюджета поселения; владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.

Органы местного самоуправления поселения вправе решать вопросы, указанные в части 1 ст. 8.1 Устава, участвовать в осуществлении иных государственных полномочий (не переданных им в соответствии со статьей 19 Федерального закона ФЗ-131), если это участие предусмотрено федеральными законами, а также решать иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации за счёт доходов местного бюджета, за исключением межбюджетных трансфертов предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В соответствии со ст. 38 Устава, администрация Новоавачинского сельского поселения - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Новоавачинского сельского поселения, наделенный настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Новоавачинского сельского поселения федеральными законами и законами Камчатского края. Администрация Новоавачинского сельского поселения является юридическим лицом, имеет собственные средства, предусмотренные бюджетом сельского поселения для содержания и организации работы администрации сельского поселения. Распорядителем данных средств является глава Новоавачинского сельского поселения.

13 декабря 2019 года по результатам плановой выездной проверки в отношении администрации Новоавачинского сельского поселения, ведущим специалистом-экспертом группы государственного надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС УНД и ПР Главного управления выдано предписание № 23/3-8, согласно которому в срок до 01 декабря 2020 года органу местного самоуправления необходимо: разработать документацию на защитное сооружение гражданской обороны: журнал оценки технического состояния ЗС ГО, сигналы оповещения гражданской обороны, план перевода ЗС ГО на режим приема укрываемых, план ЗС ГО с указанием всех помещений и находящегося в них оборудования и путей эвакуации, планы внешних и внутренних инженерных сетей с указанием отключающих устройств, список личного состава группы (звена) по обслуживанию ЗС ГО, эксплуатационную схему систем вентиляции ЗС ГО, эксплуатационную схему водоснабжения и канализации ЗС ГО, эксплуатационную схему электроснабжения ЗС ГО, инструкцию по использованию средств индивидуальной защиты, инструкцию по эксплуатации фильтровентиляционного и другого инженерного оборудования, правила пользования приборами, инструкцию о мерах пожарной безопасности, правила поведения укрываемых ЗС ГО, журнал регистрации показателей микроклимата и газового состава воздуха в убежище, журнал учета обращений укрываемых за медицинской помощью, журнал регистрации демонтажа, ремонта и замены оборудования, схему эвакуации укрываемых из очага поражения, список телефонов; восстановить герметичность защитного сооружения гражданской обороны; обеспечить наличие унитазов, раковин и душевой кабины; восстановить систему связи и оповещения; обеспечить сухость помещений ЗС ГО; обеспечить исправную работу электропроводки и электроосветительных приборов; восстановить фильтры-поглотители; восстановить фильтровентиляционную систему (л.д. 68-69).

18 декабря 2019 года в отношении административного истца составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ - невыполнение установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны (л.д. 87-88).

Постановлением мирового судьи судебного участка № 22 Елизовского судебного района Камчатского края от 24 января 2019 года администрация Новолесновского сельского поселения признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 89-91).

Решением судьи Елизовского районного суда Камчатского края от 04 марта 2020 года вышеуказанное постановление отменено, производство по делу в отношении администрации Новоавачинского сельского поселения прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (л.д. 92-96).

17 марта 2010 года между Агентством по управлению государственным имуществом Камчатского края и администрацией Новолесновского сельского поселения заключен договор ответственного хранения и пользования объектами и имуществом ГО, а именно отдельно стоящего убежища, вместимостью 220 человек, площадью 110 кв.м. (л.д. 62-63).

Как следует из Выписки из Единого государственного реестра недвижимости, правообладателем указанного убежища является Камчатский край (л.д. 64-67).

Как видно из копий справок администрации Новолесновского сельского поселения, убежище, с кадастровым номером на бухгалтерском балансе и в реестре муниципальной собственности администрации, не состоит (л.д. 60, 61).

В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований: проводят мероприятия по гражданской обороне, разрабатывают и реализовывают планы гражданской обороны и защиты населения; проводят подготовку населения в области гражданской обороны; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию муниципальные системы оповещения населения об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, проводят мероприятия по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; проводят первоочередные мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования организаций в военное время; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы продовольствия, медицинских средств индивидуальной защиты и иных средств; обеспечивают своевременное оповещение населения, в том числе экстренное оповещение населения, об опасностях, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны, необходимые для решения вопросов местного значения; определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

В силу пункта 9 постановления Правительства РФ от 29.11.1999 № 1309 «О Порядке создания убежищ и иных объектов гражданской обороны» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления на соответствующих территориях: определяют общую потребность в объектах гражданской обороны; в мирное время создают, сохраняют существующие объекты гражданской обороны и поддерживают их в состоянии постоянной готовности к использованию; осуществляют контроль за созданием объектов гражданской обороны и поддержанием их в состоянии постоянной готовности к использованию; ведут учет существующих и создаваемых объектов гражданской обороны.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Согласно положениям статьи 2 Федерального закона № 131-ФЗ, вопросы местного значения – это вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. Этой же статьей установлено, что муниципальное образование – это городское или сельское поселение, муниципальный район, муниципальный округ, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

В соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).

По смыслу положений данного Федерального закона, за каждым муниципальным образованием закреплен собственный перечень вопросов местного значения, в рамках которых конкретное муниципальное образование осуществляет свою деятельность.

Федеральным законом от 29.12.2004 № 199-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований» часть 1 статьи 14 Федерального закона № 131-ФЗ дополнена пунктом 23, согласно которому к числу вопросов местного значения городских поселений включена организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Законом Камчатского края от 01.07.2014 № 472 в редакции от 08.06.2015 «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае» за сельскими поселениями в соответствии с настоящей статьей, уставом муниципального района и уставами сельских поселений была закреплена организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Данный пункт исключен из числа полномочий сельских поселений законом Камчатского края от 27.04.2016 № 780 "О внесении изменения в статью 3 Закона Камчатского края «О закреплении отдельных вопросов местного значения городских поселений за сельскими поселениями в Камчатском крае».

Таким образом, с 10 мая 2016 года организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера исключена из числа полномочий сельского поселения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера с мая 2016 года не отнесена к полномочия сельского поселения, то есть Новоавачинское сельское поселение не уполномочено содержать защитные сооружения гражданской обороны, следить за их состоянием, разрабатывать в отношении них какую-либо документацию, следовательно, в силу вышеприведенных требований закона, не уполномочена выполнять перечисленные в предписании действия, в связи с чем, оспариваемое предписание № 23/3-8 от 13 декабря 2019 года является незаконным и подлежит отмене, а требования административного истца - обоснованными и подлежащими удовлетворению. Кроме того, убежище (нежилое), с кадастровым номером было передано истцу на хранение в том виде, в котором находится

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

Административное исковое заявление администрации Новоавачинского сельского поселения Елизовского муниципального района к Главному управлению МЧС России по Камчатскому краю о признании незаконным и отмене предписания № 23/3-8 от 13 декабря 2019 года по устранению нарушений, установленных требований и мероприятий в области гражданской обороны, - удовлетворить.

Признать незаконным и отменить предписание № 23/3-8 выданное 13 декабря 2019 года ведущим специалистом-экспертом группы государственного надзора в области ГО, защиты населения и территорий от ЧС управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Камчатскому краю Широковой Н.В..

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Елизовский районный суд Камчатского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Решение изготовлено 16 марта 2020 года.

Судья Л.Г. Килиенко