ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-429/2018 от 05.06.2018 Партизанского районного суда (Приморский край)

Дело №2а-429/2018

Решение

Именем Российской Федерации

05 июня 2018 года с. Владимиро-Александровское

Партизанский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Глазуновой Я.В., при секретаре ФИО3, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО5 к администрации Партизанского муниципального района о признании решения незаконным,

установил:

ФИО5 обратилась в суд с административным исковым заявлением, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию Партизанского муниципального района с заявлением о принятии её молодой семьи, состоящей из неё и несовершеннолетнего сына, на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении с целью участия в программе «Обеспечение жильем молодых семей Партизанского муниципального района» на ДД.ММ.ГГГГ-ДД.ММ.ГГГГ годы. Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано, в связи с тем, что обеспеченность заявителя ФИО5 на человека более учетной нормы, при этом уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения был определен исходя из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности матери заявителя. С данным решением ответчика не согласна, поскольку ни она, ни ее несовершеннолетний сын собственниками данных жилых помещений не являются, мать заявителя не является членом молодой семьи и принимать участие в программе не намерена. Просит указанное постановлением признать незаконным, обязать администрацию Партизанского муниципального района признать её молодую семью нуждающейся в жилом помещении.

Административный истец ФИО5 в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель административного ответчика – ФИО4 иск не признала, полагает решение ответчиком принято законно и обосновано. В результате рассмотрения заявления ФИО5 установлено, что она зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащем ее матери ФИО2 В указанном жилом помещении в качестве членов одной семьи зарегистрированы также мать ФИО5 - ФИО2, и ее сын ФИО1. Согласно выпискам из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о правах отдельного лица на имевшиеся (имеющиеся) объекты недвижимого имущества, ФИО2 на праве собственности принадлежит также жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м. У ФИО5, ФИО1 объекты недвижимого имущества на праве собственности отсутствуют. Согласно справкам КГКУ «УЗИ» по <адрес> за ФИО5 и членами ее семьи право собственности на недвижимое имущество не зарегистрировано. Обеспеченность ФИО5 и членов ее семьи составляет <данные изъяты> кв.м. на человека, что более учетной нормы, в связи с чем, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 54 ЖК РФ (представлены документы, которые не подтверждают право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях), а также учитывая рекомендации общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации Партизанского муниципального района было принято решение отказать ФИО5 в принятии ее на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Просит в удовлетворении исковых требований ФИО5 отказать в полном объеме за необоснованностью.

Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.

В соответствии с положениями части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу положений главы 22 Кодекса административного судопроизводства РФ для оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего необходимо наличие одновременно двух условий: нарушение оспариваемым решением, либо действием (бездействием) гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием, а также несоответствие их закону или иному правовому акту.

Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, обратилась в администрацию Партизанского муниципального района с заявлением о принятии её семьи на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях для участия в Муниципальной программе «Обеспечение жильём молодых семей Партизанского муниципального района» на ДД.ММ.ГГГГ годы с составом семьи: сын – ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Основной целью подпрограммы является предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, признанным в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1050 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" утверждены правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования к подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на ДД.ММ.ГГГГ годы, участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более, соответствующая следующим требованиям:

а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;

б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;

в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до ДД.ММ.ГГГГ, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после ДД.ММ.ГГГГ по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности (пункт 7 Правил).

Пунктом 22 Правил предусмотрены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, одним из которых является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.

В силу ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях), в том числе: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно ч. 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" указано, что семейные отношения характеризуются, в частности, взаимным уважением и взаимной заботой членов семьи, их личными неимущественными и имущественными правами и обязанностями, общими интересами, ответственностью друг перед другом, ведением общего хозяйства.

Судам необходимо иметь в виду, что регистрация лица по месту жительства по заявлению собственника жилого помещения или ее отсутствие не является определяющим обстоятельством для решения вопроса о признании его членом семьи собственника жилого помещения, так как согласно ст. 3 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Наличие или отсутствие у лица регистрации в жилом помещении является лишь одним из доказательств по делу, которое подлежит оценке судом наряду с другими доказательствами.

Согласно протоколу заседания общественной комиссии по жилищным вопросам при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, комиссия установила обеспеченность ФИО5 и членов ее семьи жилой площадью более учетной нормы, учитывая при этом то обстоятельство, что мать заявителя ФИО2 является собственником двух жилых помещений площадью <данные изъяты> и <данные изъяты> кв.м..

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О жилищных вопросах» ФИО5 отказано в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории участник муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Партизанского муниципального района» на ДД.ММ.ГГГГ годы на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ, состав семьи <данные изъяты> человека.

Таким образом, из материалов дела следует, что спор между сторонами возник по соответствию общей площади жилого помещения, приходящейся на каждого члена семьи истца, учетной норме.

Исследуя данный вопрос, суд установил, что семья ФИО5 состоит из двух человек: ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. С отцом ребенка - ФИО3 ФИО5 брак не регистрировала. Из пояснений свидетелей ФИО3 и ФИО2 следует, что ФИО3 и истица проживали совместно в принадлежащем ФИО3 жилом помещении по адресу: <адрес> в период ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ года. Впоследствии фактические брачные отношения были прекращены и истица в связи с отсутствием финансовой возможности арендовать жилье вынужденно переехала по месту регистрации своей матери ФИО2.

Допрошенная в судебном заседании свидетель ФИО2 также пояснила, что фактически ФИО5 длительное время в принадлежащем ей жилом помещении не проживала. В настоящее время они не ведут совместное хозяйство, имеют различный бюджет. Данные доводы стороной ответчика не оспорены.

ФИО2 никогда не претендовала на участие в указанной программе, не обращалась с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении, не признавалась нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях участия в муниципальной программе.

Поскольку молодая семья ФИО5 в составе <данные изъяты> человек по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ претендовала на участие в муниципальной программе «Обеспечение жильем молодых семей Партизанского муниципального района» на ДД.ММ.ГГГГ годы, факт наличия у ФИО2 (мать административного истца) жилой площади юридического значения по настоящему делу не имеет.

Таким образом, разрешая спорные правоотношения сторон, суд приходит к выводу, что при определении уровня обеспеченности жилой площадью молодой семьи недопустимо исходить из суммарной общей площади жилых помещений, принадлежащих на праве собственности иным лицам, не являющимся членами этой молодой семьи.

С учетом изложенного, ответчиком не представлено суду доказательств законности оспариваемого решения по основанию, послужившему поводом для отказа ФИО5 в принятии на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории участник муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Партизанского муниципального района» на ДД.ММ.ГГГГ годы на основании пункта 2 части 1 статьи 54 Жилищного кодекса РФ: в связи с обеспеченностью общей площадью жилых помещений свыше учетной нормы.

Довод стороны ответчика о том, что ФИО5 имеет право пользования жилым помещением по месту регистрации в связи с приватизацией квартиры её матерью ФИО2 в период несовершеннолетия истицы, суд не принимает во внимание, поскольку исходя из позиции, изложенной в п. 61 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, изменяя, таким образом, основания принятого решения. В связи с чем, предметом судебной проверки могут являться лишь те основания и фактические обстоятельства, которые положены в основу оспариваемого решения и отражены в его тексте.

Бремя доказывания законности оспариваемого решения ч. 2 ст. 62, ч. 11 ст. 226 КАС РФ возложено на административного ответчика, что обязывает последнего обосновать наличие достаточных оснований для принятия данного решения.

Основания к отказу, указанные представителем ответчика, не соответствуют основаниям к отказу, содержащиеся в решении органа местного самоуправления, в связи с чем, не могут быть предметом судебной проверки.

Таким образом, в ходе рассмотрения дела ответчик не доказал наличие фактических обстоятельств, на которых основано принятое им и оспариваемое истцом решение.

Применительно к положениям пп. "в" п. 3 ч. 9 ст. 226, п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ данное обстоятельство является основанием для признания оспариваемого решения незаконным.

Поскольку оспариваемое решение государственного органа принято без проверки всех обстоятельств, имеющих правовое значение для разрешения заявления ФИО5, в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца суд возлагает на административного ответчика обязанность в течение месяца повторно рассмотреть заявление с принятием мотивированного решения в соответствии с действующим законодательством.

Руководствуясь ст. ст. 175 – 180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным решение администрации Партизанского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии ФИО5 на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории участник муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Партизанского муниципального района» на ДД.ММ.ГГГГ годы.

Обязать администрацию Партизанского муниципального района в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение путем повторного рассмотрения заявления ФИО5 о постановке на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, по категории участник муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей Партизанского муниципального района» на ДД.ММ.ГГГГ годы, с принятием мотивированного решения в соответствии с законом.

Решение в течение месяца со дня принятия в окончательной форме может быть обжаловано в Приморский краевой суд, с подачей апелляционной жалобы через Партизанский районный суд.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья Глазунова Я.В.