РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Анадырь | 18 октября 2023 года |
Анадырский городской суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Сидоровой И.В.,
при помощнике судьи Зинченко А.Д.,
с участием:
представителей административного истца УФНС России по ЧАО по доверенности Гришиной А.А. и Сиротина В.М.,
представителя прокуратуры Чукотского автономного округа по доверенности Крыженкова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу к Прокуратуре Чукотского автономного округа, Прокурору Чукотского автономного округа Бурко Дмитрию Владиславовичу, заместителю прокурора Чукотского автономного округа о признании незаконным и отмене представления от 30.06.2023 года № <данные изъяты>
установил:
УФНС России по Чукотскому автономному округу обратилось в суд с указанным административным иском, сославшись на следующие обстоятельства.
03.07.2023 года административному истцу поступило представление заместителя прокурора Чукотского автономного округа от 30.06.2023 года № <данные изъяты> об устранении нарушений закона, из которого следует, что прокуратурой Чукотского автономного округа в ходе проведения проверки, на основании извещения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 07.06.2023 в деятельности УФНС России по Чукотскому автономному округу выявлены нарушения законодательства о государственном контроле. 06.06.2023 года Управлением в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники в отношении субъекта малого предпринимательства ООО «Полюшка» проведена внеплановая контрольная закупка. Однако как указано в представлении, что в ходе проведенной Прокуратурой проверки выявлены нарушения, допущенные административным истцом, выразившееся в проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия без согласования с органами прокуратуры, что в силу ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ является грубым нарушением требований организации и осуществлению государственного контроля (надзора) и влечет недействительность результатов контрольного (надзорного) мероприятия.
Не согласившись с указанным представлением, административный истец обратился с настоящим иском в суд, полагая, что основанием для проведения незамедлительной контрольной закупки являлся установленный непосредственно в ходе выездного обследования конкретный факт осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами, а соответственно контрольная закупка была осуществлена без согласования с органами прокуратуры. 15.02.2023 года УФНС России по Чукотскому автономному округу, с учетом поступившего обращения ФИО3 от 21.10.2022 о возможных нарушениях в сфере применения контрольно-кассовой техники, в адрес ООО «Полюшка» было направлено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований. В рамках дальнейшего наблюдения было установлено, что ООО «Полюшка» на вынесенное предостережение не отреагировало, модель поведения не изменило, что могло свидетельствовать о наличии признаков нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации. Основанием для проведения незамедлительной контрольной закупки являлся установленный непосредственно в ходе выездного обследования конкретный факт осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении розничной торговли. Нарушение порядка осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники прямо свидетельствует о причинении вреда охраняемым законом ценностям. Представитель административного истца просит суд признать незаконным и отменить указанное представление.
Прокуратурой Чукотского автономного округа представлено возражение на иск УФНС России по Чукотскому автономному округу, в котором выражена просьба об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме, поскольку оспариваемое представление является законным и обоснованным, а приведенные в иске доводы несостоятельные и основаны на неверном толковании действующего законодательства.
В судебном заседании представители административного истца УФНС России по Чукотскому автономному округу по доверенности Гришина А.А. и Сиротин В.М. поддержали административный иск по изложенным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика прокуратуры Чукотского автономного округа по доверенности Крыженков Е.И. возражал против удовлетворения административного иска УФНС России по Чукотскому автономному округу по основаниям, приведенным в возражениях на указанный административный иск.
Привлеченные к участию в деле в качестве соответчиков Прокурор Чукотского автономного округа Бурко Д.В., заместитель прокурора Чукотского автономного округа и заинтересованное лицо представитель ООО «Полюшка» в судебное заседание не явились, о его времени и месте уведомлены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.
В соответствии с частью 6 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, поскольку их неявка не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела.
Исследовав письменные материалы дела, выслушав пояснения представителей административного истца и представителя административного ответчика прокуратуры Чукотского автономного округа, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с частью 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие), что предусмотрено в части 11 статьи 226 КАС РФ.
В силу части 1 статьи 219 КАС РФ, если КАС РФ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Административное исковое заявление УФНС России по Чукотскому автономному округу подано в Анадырский городской суд 12.09.2023 года.
Согласно части 2 статьи 92 КАС РФ процессуальный срок определяется датой, указанием на событие, которое должно неизбежно наступить, или периодом. В последнем случае процессуальное действие может быть совершено в течение всего периода. В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, лицами, участвующими в деле, и другими участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.
В силу части 3 статьи 92 КАС РФ течение процессуального срока, исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которыми определено его начало.
Из административного искового заявления о нарушении, по мнению административного истца, своих прав, ему стало известно 03.07.2023 года, после получения оспариваемого представления прокурора Чукотского автономного округа от 30.06.2023 года № <данные изъяты>-23.
С учетом данного обстоятельства суд приходит к выводу о том, что административным истцом срок на подачу настоящего административного искового заявления не пропущен.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации») прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии со своими полномочиями, а также выполняющих иные функции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора является соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Согласно пункту 2 приведенной нормы Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки.
В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона. В случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, указанными в пункте 1 статьи 21 данного Федерального закона, прокурор или его заместитель вносит представление об устранении нарушений закона.
В силу положений пункта 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.
При рассмотрении дела судом установлено, что на основании обращения ФИО3 от 21.10.2022 года о возможных нарушениях в сфере применения контрольно-кассовой техники в ООО «Полюшка», 15.02.2023 Управлением Федеральной налоговой службой по Чукотскому автономному округу в отношении ООО «Полюшка» было вынесено предостережение о недопустимости нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники с принятием мер по регистрации в установленном порядке контрольно-кассовой техники в торговой точке по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, пгт Угольные Копи, ул. Портовая, 8 и последующее ее применение при осуществлении расчетов.
02.06.2023 года заместителем руководителя УФНС по Чукотскому автономному округу ФИО7 было утверждено задание на проведение в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия в виде выездного обследования в отношении ООО «Полюшка». Срок проведения контрольного (надзорного) мероприятия был установлен с 06.06.2023 года по 06.06.2023 года с проведением контрольной закупки главным государственным налоговым инспектором Отдела выездных налоговых проверок и оперативного контроля УФНС России по Чукотскому автономному округу ФИО8.
06.06.2023 года в 15 часов 14 минут заместителем руководителя УФНС по Чукотскому автономному округу ФИО7 было принято решение о проведении контрольной закупки в ООО «Полюшка» по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, пгт Угольные Копи, ул. Портовая, 8. Указанное решение было принято на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 57 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ, в связи с установленными в рамках выездного обследования сведениями о причинении вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а именно: 06.06.2023 года при выполнении задания на проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия в виде выездного обследования установлен факт осуществления расчетов без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении розничной торговли продовольственными товарами. Также в данном решении стоит отметка о том, что согласование проведения контрольной закупки с органами прокуратуры не требуется (п. 12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ).
06.06.2023 года в 15 часов 14 минут на основании акта контрольной закупки, была проведена контрольная закупка в ООО «Полюшка» по адресу: Чукотский автономный округ, Анадырский район, пгт Угольные Копи, ул. Портовая, 8, в ходе которой при осуществлении расчетов при помощи платежной карты при продаже продовольственных товаров кассовый чек не бил пробит и не выдан, в связи с отсутствием зарегистрированной контрольно-кассовой техники.
08.06.2023 года УФНС России по Чукотскому автономному округу в прокуратуру Чукотского автономного округа были направлены сведения о контрольной закупке, проведенной 06.06.2023 года в отношении ООО «Полюшка» в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники. Однако в данных сведениях отсутствуют сведения, подтверждающие основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия.
30.06.2023 года заместителем прокурора Чукотского автономного округа ФИО9 в адрес руководителя УФНС России по Чукотскому автономному округу было внесено представление об устранении нарушений закона, из которого следует, что прокуратурой Чукотского автономного округа в ходе проведения проверки, на основании извещения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия от 07.06.2023 в деятельности УФНС России по Чукотскому автономному округу выявлены нарушения законодательства о государственном контроле, выразившееся в проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия без согласования с органами прокуратуры, в нарушение ст. 91 Федерального закона № 248-ФЗ. В представлении указано о незамедлительном его рассмотрении, с принятием мер к устранению причин и условий, способствующих указанным нарушениям, с рассмотрением вопроса о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности.
Представитель административного истца в качестве доводов законности проведения контрольного (надзорного) мероприятия без согласования с органами прокуратуры в отношении ООО «Полюшка» указал, что в организации были выявлены признаки нарушения обязательных требований по применению контрольно-кассовой техники в момент выездного обследования, а также после вынесения предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований от 15.02.2023 года ООО «Полюшка» модель поведения не изменило, что могло свидетельствовать о наличии признаков нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации.
Как установлено статьей 2 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" настоящий Федеральный закон регулирует отношения по организации и осуществлению государственного контроля (надзора), муниципального контроля, устанавливает гарантии защиты прав граждан и организаций как контролируемых лиц.
В соответствии с ч. 1 ст. 66 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, за исключением внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без взаимодействия, проводятся по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 части 1 и частью 3 статьи 57 настоящего Федерального закона, согласно которым основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям либо выявление соответствия объекта контроля параметрам, утвержденным индикаторами риска нарушения обязательных требований, или отклонения объекта контроля от таких параметров.
Пунктом 11 ст. 67 Закона N 248-ФЗ установлено, что внеплановая контрольная закупка может проводиться только по согласованию с органами прокуратуры, за исключением случаев ее проведения в соответствии с п.п. 3-6 ч. 1 ст. 57 и ч. 12 ст. 66 Закона N 248-ФЗ.
Кроме того, п.5 ст. 66 Федерального закона N 248-ФЗ предусмотрено, что в день подписания решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в целях согласования его проведения контрольный (надзорный) орган направляет в орган прокуратуры сведения о внеплановом контрольном (надзорном) мероприятии с приложением копии решения о проведении внепланового контрольного (надзорного) мероприятия и документов, которые содержат сведения, послужившие основанием для его проведения.
При этом, в силу п.12 ст. 66 Федерального закона от 31.07.2020 г. N 248-ФЗ, если основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия являются сведения о непосредственной угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, контрольный (надзорный) орган для принятия неотложных мер по ее предотвращению и устранению приступает к проведению внепланового контрольного (надзорного) мероприятия незамедлительно (в течение двадцати четырех часов после получения соответствующих сведений) с извещением об этом органа прокуратуры по месту нахождения объекта контроля посредством направления в тот же срок документов, предусмотренных частью 5 настоящей статьи.
Таким образом, исходя из действующего законодательства, основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия могли являться документы, в которых содержатся сведения, послужившие основанием для его проведения.
В судебном заседании установлено, что УФНС России по Чукотскому автономному округу в Прокуратуру Чукотского автономного округа не были представлены документы, содержащие сведения, послужившие основанием для проведения внепланового контрольного (надзорного) мероприятия в отношении ООО «Полюшка».
Не основаны на законе доводы административного истца о том, что основанием для проведения контрольной закупки без согласования с прокуратурой явилась угроза причинения вреда охраняемым законом интересам, поскольку осуществление розничной торговли без применения контрольно-кассовой техники свидетельствует о причинении вреда охраняемым законом ценностям.
Частью 1 статьи 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. N 247-ФЗ "Об обязательных требованиях" установлено, что охраняемые законом ценности - это жизнь и здоровье людей, нравственность, права и законные интересы граждан и организаций, сохранность животных, растений, окружающей среды и объектов культурного наследия, оборона страны и безопасность государства, а также иные охраняемые законом ценности.
Для защиты этих ценностей устанавливаются обязательные требования. Предупреждением, выявлением и пресечением их нарушений занимаются контрольные (надзорные) органы в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля (ч. 1 ст. 5 Закона N 247-ФЗ, ч. 1 ст. 1 Закона N 248-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Федерального закона N 248-ФЗ основанием для проведения контрольных (надзорных) мероприятий, за исключением случаев, указанных в части 2 данной статьи, может быть наличие у контрольного (надзорного) органа сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 58 Федерального закона N 248-ФЗ сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям контрольный (надзорный) орган получает в том числе при поступлении обращений (заявлений) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации.
При рассмотрении сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, содержащихся в обращениях (заявлениях) граждан и организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, должностным лицом контрольного (надзорного) органа проводится оценка их достоверности (часть 2 статьи 58 Федерального закона N 248-ФЗ).
При этом согласно части 3 статьи 58 Федерального закона N 248-ФЗ в целях проведения оценки достоверности поступивших сведений о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям должностное лицо контрольного (надзорного) органа при необходимости:
1) запрашивает дополнительные сведения и материалы (в том числе в устной форме) у гражданина или организации, направивших обращение (заявление), органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации;
2) запрашивает у контролируемого лица пояснения в отношении указанных сведений, однако представление таких пояснений и иных документов не является обязательным;
3) обеспечивает, в том числе по решению уполномоченного должностного лица контрольного (надзорного) органа, проведение контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия. При этом контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия проводятся должностными лицами контрольных (надзорных) органов на основании заданий уполномоченных должностных лиц контрольного (надзорного) органа, форма которых доведена до территориальных налоговых органов письмом ФНС России от 29.06.2022 N АБ-4-20/8116@.
Однако УФНС России по Чукотскому автономному округу также не были представлены в Прокуратуру дополнительные сведения и материалы, свидетельствующие об угрозе причинения вреда охраняемым законом ценностям, послужившие основанием для контрольной закупки в июне 2023 года в ООО «Полюшка».
В качестве основания для проведения контрольного (надзорного) мероприятия в форме выездного обследования, административный истец указал, что после вынесения предостережения о недопустимости нарушения в сфере обязательных требований 15 февраля 2023 года, ООО «Полюшка» модель поведения не изменило, что могло свидетельствовать о наличии признаков нарушения законодательства о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в РФ.
В ходе рассмотрения дела, административный истец также не представил доказательств, подтверждающих, что ООО «Полюшка» после вынесения предостережения от 15.02.2023 модель поведения не изменило, что могло явиться одним основанием для проведения контрольного (надзорного) мероприятия без согласования с контролирующим органом.
С учетом изложенного суд признает законным оспариваемое административным истцом представление прокурора Чукотского автономного округа от 30.06.2023 года № <данные изъяты>, которое внесено административному истцу заместителем прокурора Чукотского автономного округа в пределах предоставленных ему полномочий и в полном соответствии с требованиями статей 21, 22 и 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
В связи с чем, исковые требования административного истца суд оставляет без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административных исковых требований Управления Федеральной налоговой службы по Чукотскому автономному округу к Прокуратуре Чукотского автономного округа, Прокурору Чукотского автономного округа Бурко Дмитрию Владиславовичу, заместителю прокурора Чукотского автономного округа о признании незаконным и отмене представления от 30.06.2023 года № <данные изъяты>, отказать в полном объеме
Решение суда может быть обжаловано путем подачи на него апелляционной жалобы в суд Чукотского автономного округа через Анадырский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья И.В.Сидорова
Мотивированное решение суда составлено 01 ноября 2023 года