ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-42/19 от 09.04.2019 Целинного районного суда (Курганская область)

Дело № 2а-42/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

с. Целинное

Целинный районный суд Курганской области в составе председательствующего судьи Родюковой М.В., при секретаре Ишниязовой. С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области о признании действий незаконными, возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области о признании незаконными действий по приостановлению государственной регистрации права собственности на квартиру и перехода права собственности на квартиру и земельный участок, признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на квартиру и перехода права собственности на квартиру и земельный участок, возложении обязанности по осуществлению государственной регистрации права собственности на квартиру и перехода права собственности на квартиру и земельный участок. В обоснование иска указано, что административный истец является собственником ? доли <адрес>. Административным истцом принято решение о выделе квартиры в счет доли в праве собственности на жилой дом. При этом фактически раздел жилого дома произведен при его строительстве, что подтверждается технической документацией и свидетельством о праве собственности, выданным БТИ прежним собственникам. При продаже ? доли указанного жилого дома и земельного участка ФИО2 по договору купли-продажи от 25.06.2018, административным истцом одновременно поданы документы на государственную регистрацию права собственности на квартиру за ФИО1 в счет доли жилого дома и заявление о регистрации перехода права собственности на указанную недвижимость на ФИО2 20.08.2018 представителем истца ФИО3 получено уведомление о приостановлении государственной регистрации перехода права собственности и государственной регистрации права собственности на квартиру за ФИО1 по следующим основаниям: запрет на государственную регистрацию прав и кадастровый учет помещений в жилом доме, отсутствие соглашения собственников о разделе домовладения, отсутствие документа об изменении статуса жилого дома. В последствии, 01.11.2018 государственным регистратором приняты решения об отказе в государственной регистрации перехода права собственности на недвижимое имущество и государственной регистрации права собственности на жилое помещение. Основанием для отказа в государственной регистрации права собственности на квартиру за ФИО1 и перехода права собственности на недвижимое имущество послужили отсутствие сведений о выделе доли других собственников, отсутствие документов, подтверждающих статус квартиры выделяемого жилого помещения, отсутствие изменений в технической документации подтверждающих выдел жилых помещений.

Административный истец считает, что у государственного регистратора не имелось законных оснований для приостановления государственной регистрации и отказа в государственной регистрации права собственности на жилое помещение и перехода собственности на жилое помещение и земельный участок, в виду следующих обстоятельств. Выдел долей собственников жилого дома произведен, жилым помещениям присвоены кадастровые номера и, следовательно, они являются объектами гражданским прав. Техническая документация содержит сведения о том, что жилые помещения имеют статус квартир. Жилые помещения поставлены на учет как ранее учтенные, в связи с чем, для государственной регистрации нет необходимости в предоставлении дополнительных документов, кроме решения собственника. Просила признать незаконными действия Управления Росреестра по Курганской области по приостановлению государственной регистрации права собственности ФИО1 на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> области и перехода права собственности на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес><адрес> от ФИО1 к ФИО2, признать незаконным отказ Управления Росреестра по Курганской области в государственной регистрации права собственности ФИО1 на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> области и перехода права собственности на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> области и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>1 от ФИО1 к ФИО2, возложить обязанность на Управление Росреестра по Курганской области по осуществлению государственной регистрации права собственности ФИО1 на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> области и перехода права собственности на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> области и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> от ФИО1 к ФИО2

В измененном административном исковом заявлении на основании тех же доводов, просила признать незаконными действия Управления Росреестра по Курганской области:

- по приостановлению государственной регистрации права собственности на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> за ФИО1, оформленное уведомлением от 01.08.2018 № КУВД-001/2018-2422309/2;

- по отказу в государственной регистрации права собственности на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> области за ФИО1, оформленное уведомлением от 01.11.2018 № КУВД-001/2018-2422310/5;

- по отказу в государственной регистрации перехода права собственности на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> Курганской области и земельного участка, расположенного по адресу: <...> д.15-1 от ФИО1 к ФИО2, оформленное уведомлениями от 01.11.2018 за №№ КУВД-001/2018-2422310/6, КУВД-001/2018-2422309/4.

Просила возложить обязанность на Управление Росреестра по Курганской области по осуществлению государственной регистрации права собственности ФИО1 на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> области и перехода права собственности на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> и земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> от ФИО1 к ФИО2

Административный истец ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом. В письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Представитель административного истца ФИО3 в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам, указанным в иске. Дополнительно пояснила, что административным ответчиком проводилась регистрация права собственности в аналогичных ситуациях. 09.04.2019 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных пояснениях указала, что требования считает подлежащими удовлетворению, так как спорное жилое помещение согласно документации, имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета, имеет назначение квартира. В доводах ссылается на Федеральный закон № 221 –ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007 (далее – Федеральный закон № 221-ФЗ), согласного ч.1 ст.45 которого, государственный кадастровый учет, государственный учет, в том числе технический учет объектов недвижимости, осуществленный до введения в действие настоящего Федерального закона, является юридически действительным, и такие объекты считаются учтенными в соответствии с настоящим Федеральным законом. При этом объекты недвижимости, государственный кадастровый учет или государственный учет, в том числе технический учет которых не осуществлен, но права на которые зарегистрированы и не прекращены и в которым присвоены органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условные номера в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», также считаются ране учтенными объектами недвижимости. Частями 1, 2 ст.43 Федерального закона №221-ФЗ устанавливается переходный период применения настоящего Федерального закона к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, в течение которого положения настоящего незавершенного строительства, в течение которого положения настоящего Федерального закона не применяются в отношении зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства. По мнению представителя административного истца, технический паспорт на жилой дом содержит характеристику как жилого дома, так и квартир, расположенным в нем. Следовательно, доводы органа кадастрового учета о том, что сведения о ранее учтенном объекте в установленном законом порядке нем были переданы органу кадастрового учете органом технической инвентаризации, сведения об объекте отсутствуют в государственном кадастре недвижимости, в связи с чем, постановка объекта на кадастровый учет может быть осуществлена только по представлению технического плана, не могут быть признаны состоятельными. Также указывает, что частью 7 ст.45 Федерального закона №221-ФЗ предусмотрено право органа кадастрового учета при поступлении заявления о внесении сведений о ранее учтенном объекте недвижимости по запросу получить документы об этом объекте (его уникальных характеристиках), необходимых для внесения сведений в государственный кадастр недвижимости, в органах технического учета и (или) технической инвентаризации. Данный порядок также регламентирован Приказом Минэконом развития РФ от 11.01.2011 №1.В настоящее время по заявлению административного истца об уточнении целевого назначения жилого помещения ответчиком внесены сведения о назначении спорного жилого помещения – квартира. Таким образом для регистрации права собственности на спорное жилое помещение не требуется дополнительное соглашение собственников либо решение суда. Тем более, представленная справка БТИ от 07.10.2005, содержит информацию о собственниках обособленных помещений, имеющих размеры, границы и кадастровые номера. Случай регистрации права собственности административным ответчиком на основании решения собственника ранее имел место. В связи с чем, просит административное исковое заявление удовлетворить.

В письменном отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика с требованиями не согласился, указал следующие основания. 21.07.2018 за государственной регистрацией права собственности и перехода права собственности на помещение расположенное в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, обратились ФИО1 и ФИО2 Решениями государственного регистратора от 01.08.2018 № КУВД-001/2018-2422310 и № КУВД-001/2018-2422309 государственная регистрация права и перехода права была приостановлена в соответствии с пунктами 5,7 ст.26 Федерального закона от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации): не представлены документы, необходимые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, не соответствует требованиям законодательства Российской Федерации. Решениями государственного регистратора от 01.11.2018 № КУВД-001/2018-2422310 и № КУВД-001/2018-2422309, на основании ст.27 Закона о регистрации в государственной регистрации права собственности и перехода права собственности отказано по причинам, указанным в сообщении об отказе. Статьей 29 данного Федерального закона определен порядок осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, включающий проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. В результате проведения государственным регистратором правовой экспертизы представленных документов для осуществления государственной регистрации права и перехода права было установлено несоответствие данных документов требованиям законодательства Российской Федерации. Пунктом 7 статьи 41 Закона о регистрации установлен прямой запрет на осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на помещение в жилом доме. Имущество, находящееся в долевой собственности может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними (п.1,3 ст.252 ГК РФ). В соответствии с п.6 «Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом МДС13-21.2007», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 №47, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Многоквартирный дом содержит в себе элементы общего имущества собственников помещений в таком доме в соответствии с жилищным законодательством. Федеральный закон от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» в статье 16 также определяет, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный жилой дом, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном жилом доме. Однако земельный участок с кадастровым номером , на котором расположен жилой дом с кадастровым номером 45:18:020106:399, принадлежит ФИО1 на праве собственности с разрешенным использованием «для ведения личного подсобного хозяйства». Кроме того в соответствии с Законом Курганской области от 25.12.2014 № 108 « О закреплении за сельскими поселениями Курганской области вопросов местного значения городских поселений» у главы Администрации Целинного сельсовета Целинного района отсутствуют полномочия по принятию решений об изменении назначения здания, данные полномочия, по мнению административного ответчика, относятся к полномочиям Администрации Целинного района. Также указано, что жилой дом, ? доля которого принадлежит административному истцу, находится в территориальной зоне жилой застройки Ж1 – зона индивидуальной жилой застройки, в которой не может быть расположен многоквартирный жилой дом. Считает, что уведомления от 01.11.2018 об отказе в государственной регистрации права и переходе права на жилое помещение № КУВД-001/2018-2422310 и № КУВД-001/2018-2422309 является законным, административное исковое заявление в нарушение требований п.2 ст.220 КАС РФ не содержит реквизитов оспариваемого решения и нормативного обоснования. Просили в удовлетворении административных исковых требований отказать.

Представитель административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области ФИО4 в судебном заседании с административными исковыми требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве на иск. Дополнительно пояснила, что заявление от административного истца поступило только на регистрацию права собственности, без одновременного кадастрового учета.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебном заседании отношение к исковым требованиям не выразила, пояснила, что приобрела квартиру, необходимо зарегистрировать право собственности. 09.04.2019 в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

Заинтересованное лицо государственный регистратор ФИО5 в судебное заседание не явились, извещена надлежащим образом.

Выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Требования об оспаривании решения государственного регистратора Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации рассматриваются в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ.

Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающие:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Исходя из положений части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом - ФИО1, являясь собственником ? доли жилого дома и земельного участка, 21.07.2018 обратилась с заявлением о государственной регистрации прав без одновременного государственного кадастрового учета на квартиру с кадастровым номером , расположенную по адресу: <адрес><адрес>, а также с заявлением о регистрации перехода прав на объекты недвижимости без одновременного государственного кадастрового учета на указанное жилое помещение. Действия по государственной регистрации прав и регистрации перехода прав ответчиком начиная с 01.08.2018 были приостановлены в связи с отсутствием документа, подтверждающего возникновение у помещения статуса квартиры, изменение статуса жилого дома, выделение в натуре доли в праве собственности.

По договору купли-продажи от 20.02.2013 ФИО1 приобрела в собственность у ФИО6 ? долю жилого дома, общей площадью 83,8 кв.м, и земельный участок, площадью 1000 кв.м, кадастровый , расположенные по адресу: <адрес>, <адрес>

ФИО1 является собственником ? доли жилого дома, площадью 83,8 кв.м., кадастровый (или условный номер): , расположенного по адресу: <адрес><адрес> а также собственником земельного участка, кадастровый , площадью 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно Постановлению Администрации Целинного района №260 от 25.06.1996 о подтверждении права собственности ФИО7, ФИО8, ФИО9 на жилые дома в с. Целинное, ? жилого дома в с. Целинное по ул. <адрес>, общей площадью 34 кв.м, стены деревянные, зарегистрировать на праве личной собственности за ФИО9

Регистрационным удостоверением №581 от 18.07.1996 установлено право собственности ФИО9 на ? долю жилого дома по <адрес>.

Согласно техническому паспорту на жилой дом индивидуального жилищного фонда, расположенного по адресу: <адрес>, инвентарный , жилой дом, принадлежащий ФИО1 согласно поэтажному плану состоит из двух помещений с литерами А и А1, имеет общую площадь 83,8 кв.м.

В соответствии с заявлением MFC-0119/2018-6170-1 от 21.07.2018 ФИО1 обратилась в Целинный отдел ГБУ «МФЦ» за осуществлением государственной регистрации права без одновременного государственного кадастрового учета на жилое помещение: квартиру, площадь. 34,0 кв.м, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>.

В соответствии с уведомлением государственного регистратора Варгашинского отдела Управления Росреестра по Курганской области ФИО5 от 01.08.2018 № КУВД-001/2018-2422310/2, действия по государственной регистрации права ФИО1 без одновременного государственного кадастрового учета в отношении помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: Россия, <адрес> – приостановлены. Основанием приостановления данных действий явилось отсутствие документа, подтверждающего возникновение у помещения <адрес> статуса квартиры, изменение статуса жилого дома, выделение в натуре доли в праве собственности.

Согласно уведомлению государственного регистратора Варгашинского отдела Управления Росреестра по Курганской области ФИО5 от 01.11.2018 № КУВД-001/2018-2422310/5, в государственной регистрации права ФИО1 без одновременного государственного кадастрового учета в отношении помещения с кадастровым номером 45:18:020106:608, расположенного по адресу: Россия, <адрес> – отказано. Основанием приостановления данных действий явилось не предоставление в указанный срок документов, подтверждающего возникновение у помещения <адрес> статуса квартиры, изменение статуса жилого дома, выделение в натуре доли в праве собственности.

В соответствии с заявлением MFC-0119/2018-6170-2 от 21.07.2018 ФИО1 обратилась в Целинный отдел ГБУ «МФЦ» за осуществлением государственной регистрации перехода права без одновременного государственного кадастрового учета от ФИО1 к ФИО2 на жилое помещение: квартиру, площадь. 34,0 кв.м, кадастровый , расположенную по адресу: <адрес>.

Согласно уведомлению государственного регистратора Варгашинского отдела Управления Росреестра по Курганской области ФИО5 от 01.11.2018 № КУВД-001/2018-2422310/6, в государственной регистрации перехода права от ФИО1 к ФИО2 без одновременного государственного кадастрового учета в отношении помещения с кадастровым номером , расположенного по адресу: Россия, <адрес> – отказано по аналогичным основаниям.

В соответствии с заявлением MFC-0119/2018-6170-4 от 21.07.2018 ФИО1 обратилась в Целинный отдел ГБУ «МФЦ» за осуществлением государственной регистрации перехода права без одновременного государственного кадастрового учета от ФИО1 к ФИО2 в отношении земельного участка с кадастровым номером площадь 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно уведомлению государственного регистратора Варгашинского отдела Управления Росреестра по Курганской области ФИО5 от 01.11.2018 № КУВД-001/2018-2422309/4, в государственной регистрации перехода права от ФИО1 к ФИО2 без одновременного государственного кадастрового учета в отношении земельного участка с кадастровым номером , площадь 1000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> – отказано по аналогичным основаниям.

В соответствии с пунктом 1, 6 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Как указано в Обзоре судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденном утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016, С 01.01.2017 государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон о регистрации) (за исключением отдельных положений, вступающих в силу в иные сроки). Статьей 72 Закона о регистрации указано, что законодательные и иные нормативные правовые акты до их приведения в соответствие с названным законом применяются постольку, поскольку они не противоречат Закону о регистрации. Данный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу, а по правоотношениям, возникшим до дня его вступления в силу, - к тем правам и обязательствам, которые возникнут после дня его вступления в силу.

С 1 января 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 361-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации" также изменяется наименование Закона о кадастре на Федеральный закон "О кадастровой деятельности".

Статья 27 названного выше закона предусматривает, что в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

В соответствии с ч. 1 ст. 14 данного Федерального закона государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

Как установлено из материалов дела и не оспаривалось представителями административного истца, факт обращения ФИО1 с заявлением о государственной регистрации права имел место 21.07.2018. В то же время, квартира, расположенная по адресу: <адрес>, на день обращения не была поставлена на кадастровый учет. Согласно выписке из ЕГРН №КУВИ-001/2019-5487683 от 12.03.2019, имеются сведения о постановке на учет жилого помещения, расположенного адресу: <адрес> площадь 34 кв.м., назначение: жилое помещение, кадастровый . Сведения о зарегистрированных правах отсутствуют.

В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-001/2019-5485042 от 12.03.2019, на земельном участке, площадью 1000+/-11 кв.м., кадастровый , расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ФИО1, расположен объект недвижимости с кадастровым номером: 45:18:020106:399.

По данным выписки из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-001/2019-5483592 от 12.03.2019, объектом недвижимости с кадастровым номером является жилое здание, инвентарный , площадью 83,8 кв.м., 1955 года постройки, расположенное по адресу: <адрес>, индивидуальный жилой дом, <адрес>. Кадастровые номера помещений, расположенных в указанном здании: . В качестве правообладателя указана ФИО1 – ? доля, 45-45-20/301/2013-491 от 06.03.2013.

Информация выписки из ЕГРН о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимости № КУВИ-001/2019-5489117 от 12.03.2019 также указывает о наличии в собственности административного истца земельного участка с кадастровым номером :223 и ? доли жилого здания с кадастровым номером .

В соответствии с выпиской из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости № КУВИ-001/2019-5485453 от 12.03.2019, зарегистрированные права на помещение с кадастровым номером , площадью 49,8 кв.м., назначение: жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, индивидуальный жилой дом, <адрес>, пом.2 – отсутствуют.

В части 4 статьи 14 Закона о регистрации перечислены случаи, когда возможно провести государственную регистрацию прав без одновременного государственного кадастрового учета, а именно:

1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 настоящей статьи;

2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 настоящей статьи;

3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 настоящей статьи);

4) переходом права на объект недвижимости;

5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона;

7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.

Поскольку обращение административного истца с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру не подпадает ни под одно из оснований, указанных в части 4 статьи 14 Закона о регистрации, соответственно государственная регистрация прав должна проводиться одновременно с государственным кадастровым учетом (часть 3 статьи 14 Закона о регистрации).

В настоящее время действует ч. 7 ст. 41 Закона о регистрации, согласно которой государственный кадастровый учет и государственная регистрация права собственности на помещение или помещения (в том числе жилые) в жилом доме (объекте индивидуального жилищного строительства) или в жилом строении (предусмотренном Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан") не допускаются.

Этим требованиям закона, не допускающим осуществление государственной регистрации права на квартиру в жилом доме, представленный административным истцом технический план не соответствовал.

В соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 252 ГК РФ участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества. Если выдел доли в натуре не допускается законом или невозможен без несоразмерного ущерба имуществу, находящемуся в общей собственности, выделяющийся собственник имеет право на выплату ему стоимости его доли другими участниками долевой собственности.

Согласно п. 1 ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартира и часть жилого дома признаются самостоятельными видами жилых помещений.

Из системного толкования ст. ст. 15, 16, 18 ЖК РФ, ст. ст. 131, 252, 558 ГК РФ, а также разъяснений, данных в п. 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 30 ноября 2016 года, часть жилого дома может быть постановлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, если она является обособленной и изолированной.

В соответствии со статьей 133 Гражданского кодекса Российской Федерации вещь, раздел которой в натуре невозможен без разрушения, повреждения вещи или изменения ее назначения и которая выступает в обороте как единый объект вещных прав, является неделимой вещью и в том случае, если она имеет составные части.

Таким образом, вещи, являющиеся делимыми, могут быть разделены на составные части. При этом следует учитывать, что в настоящее время материалами дела не установлено, что жилой дом по <адрес> относится к неделимым вещам.

Данный вывод подтверждается и технической документацией на жилой дом по <адрес>, согласно которой жилые помещения в нем принадлежат разным собственникам, обособлены и имеют свои размеры, границы и кадастровые номера.

Согласно представленной одновременно с письменными объяснениями представителя административного истца информацией из ЕГРН от 29.03.2019, спорное жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, пом.1, имеет тип объекта капитального строительства: квартира, жилое помещение.

С учетом имеющихся сведений от 12.03.2019, представленных суду на основании запросов, до 13.03.2019 объект капитального строительства имел назначение: жилое помещение в жилом здании.

Соответственно, указанные изменения внесены в ЕГРН после обращения административного истца к административному ответчику с заявлением о государственной регистрации права собственности на квартиру.

Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав в рассматриваемом случае осуществляются одновременно в порядке, предусмотренном пунктом 2 части 3 статьи 14, пунктом 3 части 1 статьи 15, статьями 24, 41 Федерального закона о регистрации № 218-ФЗ.

Суд, применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ полагает, что Управлением Росреестра по Курганской области доказаны обстоятельства, имеющие значение, и представлены доказательства, подтверждающие, что оспариваемые действия совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Следовательно, приостановление государственной регистрации права без одновременного государственного учета на <адрес> жилого <адрес>, расположенную по <адрес> в <адрес> за ФИО1, оформленное уведомлением от 01.08.2018 № КУВД-001/2018-2422309/2, а также отказ в государственной регистрации права без одновременного государственного кадастрового учета на <адрес> жилого <адрес>, расположенную по <адрес> в <адрес> за ФИО1, оформленный уведомлением от 01.11.2018 № КУВД-001/2018-2422310/5, и отказ в государственной регистрации перехода права собственности на <адрес> жилого <адрес>, расположенного по <адрес> в <адрес> и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, от ФИО1 к ФИО2, оформленный уведомлениями от 01.11.2018 за №№ КУВД-001/2018-2422310/6, КУВД-001/2018-2422309/4, являются правомерными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш ИЛ:

В удовлетворении административных исковых требований ФИО1 к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области о признании действий незаконными, возложении обязанности, отказать.

Мотивированное решение составлено 12 апреля 2019 года.

Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Целинный районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.В. Родюкова