ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-42/2017 от 12.04.2017 Олюторского районного суда (Камчатский край)

Дело № 2а-42/2017

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Тиличики Олюторский район Камчатский край 12 апреля 2017 года

Олюторский районный суд Камчатского края в составе:

председательствующего судьи Орлова А.В.

при секретаре Дроздовой А.А.,

с участием представителя административного истца помощника прокурора Олюторского района Амельчук В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Олюторского района Камчатского края к администрации муниципального образования сельского поселения "село Вывенка" о признании незаконным бездействия, выразившееся в непринятии программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения "село Вывенка",

У С ТАН О В И Л:

Прокурор Олюторского района Камчатского края, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд к администрации муниципального образования сельского поселения «село Вывенка» (далее администрация МО СП "село Вывенка") с вышеназванным иском.

В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Олюторского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремистской деятельности и законодательства о противодействии терроризму. В ходе проверки установлено, что в МО СП «село Вывенка» решением Совета депутатов от 06.04.2014 № 6 принято Положение об участии в профилактике терроризма и экстремизма, минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения «село Вывенка», но администрация МО СП «село Вывенка», программа по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения «село Вывенка» до настоящего времени не разрабатывалась и не принималась, денежные средства на разработку указанной программы при формировании бюджета сельского поселения Вывенка на 2017 год не заложены. О незаконном бездействии администрации МО СП «село Вывенка» прокурору стало известно 20.02.2017 года. Указанные обстоятельства также подтверждаются объяснением заместителя главы администрации МО СП «село Вывенка» от 14.03.2017 года. Таким образом, бездействие администрации МО СП «Вывенка» выразившиеся в непринятии программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения «село Вывенка» нарушает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и как следствие влекут за собой нарушение прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. Обращение прокурора в суд обусловлено необходимостью принуждения администрации села Вывенка к своевременной разработке и принятию программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения «село Вывенка», так как бездействием администрации МО СП «село Вывенка» нарушаются общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и как следствие указанное влечет за собой нарушение прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации. На основании изложенного просит: признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «село Вывенка», выразившиеся в непринятии программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения «село Вывенка»; обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «село Вывенка» в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и принять программу по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения «село Вывенка».

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора Олюторского района Амельчук В.И., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в заявлении.

Административный ответчик администрация МО СП «село Вывенка», в лице главы муниципального образования сельского поселения "село Вывенка" ФИО1, действующей в силу полномочий по должности надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явилась.До судебного заседания от административного ответчика, в лице главы муниципального образования сельского поселения "село Вывенка" ФИО1 поступило заявление о признании исковых требований в полном объеме.

С учетом данных обстоятельств и положений ч. 6 ст. 226 КАС РФ, суд пришел к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя ответчика – администрации МО СП «село Вывенка».

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Согласно с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Согласно ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее – орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», в целях противодействия экстремистской деятельности органы местного самоуправления в пределах своей компетенции в приоритетном порядке осуществляют профилактические, в том числе воспитательные, пропагандистские меры, направленные на предупреждение экстремистской деятельности.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий.

Из п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон).

Статьей 18 Федерального закона регламентируется, что перечень вопросов местного значения не может быть изменен иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон.

Положениями ч. 1 ст. 7 Федерального закона установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.Частью 1 ст. 2 Федерального закона определено, что муниципальный правовой акт – решение, принятое непосредственно населением муниципального образования по вопросам местного значения, либо решение, принятое органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления по вопросам местного значения, по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также по иным вопросам, отнесенным уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления и (или) должностных лиц местного самоуправления, документально оформленные, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающие либо изменяющие общеобязательные правила или имеющие индивидуальный характер.

Кроме того, согласно п. 6 ч. 1, ч. 3 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений обладают следующими полномочиями: принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Полномочия органов местного самоуправления, установленные ст. 17, осуществляются органами местного самоуправления поселений самостоятельно.

Частью 2 статьи 18 Федерального закона установлено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Так же из ст. 52 Федерального закона следует, что каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет); в местных бюджетах раздельно предусматриваются доходы, направляемые на осуществление полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения, и субвенции, предоставленные для обеспечения осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, а также осуществляемые за счет указанных доходов и субвенций соответствующие расходы местных бюджетов).

Пунктом 4.2 Положения об участии в профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения «село Вывенка» установлено, что администрация муниципального образования в сфере профилактики терроризма и экстремизма разрабатывает, принимает и реализует целевую программу по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма, принимает решение о создании антитеррористической комиссии, предусматривает ежегодно при подготовке проекта бюджета сельского поселения расходы для реализации Программы, а также ведет иную разъяснительную и профилактическую работу в указанной сфере.

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Олюторского района 20.02.2017 года проведена проверка в ходе которой установлено, что администрацией МО СП «село Вывенка», программа по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения «село Вывенка» до настоящего времени не разрабатывалась и не принималась, денежные средства на разработку указанной программы при формировании бюджета сельского поселения Вывенка на 2017 год не заложены.

Указанные обстоятельства также подтверждаются объяснением заместителя главы администрации МО СП «село Вывенка» от 14 марта 2017 года и письменным ответом от 20 февраля 2017 года.

Таким образом, бездействие администрации МО СП «Вывенка» выразившиеся в непринятии программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения «село Вывенка» нарушает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации и как следствие влекут за собой нарушение прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

Срок обращения административного истца в суд с административным исковым заявлением соблюден.

Представитель административного ответчика, действующий в силу своих полномочий по должности, исковые требования признал в полном объеме, последствия признания иска ему разъяснены и понятны.

На основании ч.ч. 3, 5 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично. Суд не принимает признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит закону, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.

Оценив признание иска административным ответчиком, суд находит, что оно не противоречит закону, другим федеральным законам и не нарушает права и законные интересы других лиц, сделано добровольно. Последствия признания иска представителю административного ответчика разъяснены и понятны.

На основании изложенного признание иска ответчиком принимается судом.

С учетом изложенного, требования прокурора к администрации МО СП «село Вывенка» являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Срок, который административный истец просит установить административному ответчику для устранения указанного нарушения законодательства, суд считает разумным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление прокурора Олюторского района Камчатского края, поданное в интересах неопределенного круга лиц, к администрации муниципального образования сельского поселения «село Вывенка» удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования сельского поселения «село Вывенка», выразившиеся в непринятии программы по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения «село Вывенка».

Обязать администрацию муниципального образования сельского поселения «село Вывенка» в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу разработать и принять программу по профилактике терроризма и экстремизма, а также минимизации и ликвидации последствий терроризма и экстремизма в границах сельского поселения «село Вывенка».

Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Олюторский районный суд Камчатского края в течение месяца с момента вынесения решения в окончательной форме.

Судья подпись Орлов А.В.