ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4301/20 от 06.08.2020 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

УИД: 56RS0018-01-2020-005222-88

Дело № 2а-4301/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

6 августа 2020 года г.Оренбург

Ленинский районный суд г. Оренбурга

в составе председательствующего судьи Ермошкиной О.В.,

при секретаре Толкачёвой М.С.,

с участием:

представителя административного истца – ФИО,

представителей административного ответчика – ФИО, ФИО,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению частного профессионального образовательного учреждения «Учебно-технический центр «Кольчуга-1» к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

частное профессиональное образовательное учреждение «Учебно-технический центр «Кольчуга-1» (далее ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1») обратилось в Ленинский районный суд г.Оренбурга с названным административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области (далее Управление Росгвардии по Оренбургской области), в котором просит признать незаконными действия (бездействие) Управления Росгвардии по Оренбургской области, выразившееся в отказе включить директора ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» Сагайдака А.В. в состав комиссии по периодическим проверкам при Управлении Росгвардии по Оренбургской области, обязать устранить допущенные нарушения.

В обоснование иска указало, что ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» является некоммерческой организацией, созданной с целью предоставления образовательных услуг по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров, осуществляющих детективную и охранную деятельность; предоставления образовательных услуг дополнительного профессионального образования (повышение квалификации) и иных услуг в соответствии с уставом.

На основании Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 ноября 2019 года N ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» 25 февраля 2020 года направило в Управление Росгвардии по Оренбургской области заявление о включении в состав комиссии по периодическим проверкам директора образовательного учреждения Сагайдака А.В.

Согласно полученному 31 марта 2020 года ответу, образовательному учреждению отказано во включении директора Сагайдака А.В. в состав комиссии по периодическим проверкам частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств на территории Оренбургской области, одновременно сообщалось о том, что согласно данным ЕГРЮЛ от 24 марта 2020 года, директором образовательного учреждения является Сагайдак Л.А., в связи с чем кандидатура Сагайдака А.В. не соответствует требованиям вышеуказанного Порядка.

В судебном заседании представитель административного истца ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» – ФИО, действующий на основании доверенности, поддержал заявленные административные исковые требования, просил иск удовлетворить.

Представители административного ответчика Управления Росгвардии по Оренбургской области – ФИО, ФИО, действующие на основании доверенностей, возражали против удовлетворения административного искового заявления, свою позицию изложили в представленном в материалы дела отзыве.

Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу статьи 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, согласно частям 9 и 11 которой при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В силу части 1 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 ноября 2019 №387 утвержден Порядок проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

Настоящий Порядок проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, определяет правила проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами <2> на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств <3>, содержание периодических проверок и срок их проведения (пункт 1).

Пунктом 2 указанного Порядка установлено, что для проведения периодических проверок в территориальных органах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации создаются комиссии по периодическим проверкам, в состав которых включаются должностные лица подразделений лицензионно-разрешительной работы и государственного контроля территориальных органов, а также должностные лица структурных подразделений собственной безопасности оперативно-территориальных объединений войск национальной гвардии Российской Федерации (по согласованию).

В состав комиссии, в том числе включаются (по согласованию) руководители организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам и образовательным программам в области физической культуры и спорта, представители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, физической культуры и спорта, а также представители объединений работодателей и иных организаций, осуществляющих деятельность в сфере охраны и безопасности, общее количество которых не может составлять более 30% от количественного состава комиссии.

Положение о комиссии и ее состав утверждаются приказом начальника территориального органа (пункт 3 Порядка).

В судебном заседании установлено, что 28 февраля 2020 года в Управление Росгвардии по Оренбургской области поступило обращение ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» о включении в состав комиссии по периодическим проверкам директора ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» Сагайдака А.В. Согласно описи вложения какие-либо иные документы кроме обращения в адрес административного ответчика не направлялись.

По результатам рассмотрения указанного обращения Управлением Росгвардии по Оренбургской области 26 марта 2020года N направлен ответ из содержания, которого следует, что кандидатура Сагайдака А.В. не соответствует требованиям части 2 пункта 2 Порядок проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, утвержденного приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 ноября 2019 №387, поскольку согласно данным ЕГРЮЛ от 24 марта 2020 года директором ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» является Сагайдак Л.А..

Не согласившись с указанным ответом, административный истец в установленные статьей 219 Кодекса административного судопроизводства РФ сроки обратился в суд с административным иском.

Оценив представленные в материалы дела доказательства, принимая во внимание предписания вышеприведенных правовых норм в контексте заявленных требований административного иска, суд приходит к выводу, об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.

К данному выводу суд приходит исходя из того, что пунктом 2 Порядка проведения территориальными органами Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств, предусмотрено включение в комиссии по периодическим проверкам руководителей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, дополнительным профессиональным программам и образовательным программам в области физической культуры и спорта по согласованию, вместе с тем безусловной обязанности по включению всех обратившихся данный Порядок не содержит. Данный Порядок не содержит пресекательных сроков рассмотрения поступивших обращений.

Материалами дела подтверждено, что обращение административного истца Управлением Росгвардии по Оренбургской области рассмотрено, подготовлен мотивированный ответ от 26 марта 2020 года по отказу в согласовании кандидатуры Сагайдака А.В. по включению в комиссию по периодическим проверкам.

Согласно статьи 51 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо подлежит государственной регистрации в уполномоченном государственном органе в порядке, предусмотренном законом о государственной регистрации юридических лиц. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

Лицо, добросовестно полагающееся на данные единого государственного реестра юридических лиц, вправе исходить из того, что они соответствуют действительным обстоятельствам. Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицом, полагавшимся на данные единого государственного реестра юридических лиц, ссылаться на данные, не включенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, если соответствующие данные включены в указанный реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица.

Юридическое лицо считается созданным, а данные о юридическом лице считаются включенными в единый государственный реестр юридических лиц со дня внесения соответствующей записи в этот реестр.

Принцип публичной достоверности реестра подтвержден и усилен в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", из содержания которого следует, что все третьи лица, которые не являются участниками или членами органов юридического лица, т.е. все те, кто во внешних отношениях общается с юридическим лицом, вправе полагаться на сведения реестра, в частности на сведения о том, кто является органом юридического лица. И они не обязаны каждый раз при совершении сделок изучать уставы своих контрагентов, где могут содержаться ограничения полномочий директора, а могут полагаться только на сведения реестра и исходить по общему правилу из неограниченности полномочий лиц, указанных в реестре в качестве единоличного исполнительного органа.

Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц от 24 июля 2020 года директором ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» является Сагайдак А.В.. Сведения о том, что директором ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» является Сагайдак А.В. внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 25 марта 2020 года. До указанной даты, в Едином государственном реестр юридических лиц содержалась информация о том, что директором учреждения является Сагайдак Л.А..

Материалами дела подтверждено, что приказом N от 20 марта 2020 года Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области утверждены состав и положение о комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области по периодическим проверкам частных охранников и работников иных юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств. В приложение N данного приказа, определен состав комиссии.

Учитывая, что на момент принятия приказа N от 20 марта 2020года и утверждения состава Комиссии по периодическим проверкам безусловных доказательств подтверждающих, что Сагайдак А.В. является руководителем ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» административному ответчику не представлено, оснований для признания незаконными действий (бездействий) последнего по отказу во включении в комиссию по периодическим проверкам Сагайдака А.В. не имеется.

Довод стороны истца о том, что Сагайдак А.В. фактически вступил в должность директора ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» с 25 февраля 2020года не свидетельствует о незаконности действий административного ответчика.

Публичная достоверность ЕГРЮЛ является необходимым условием стабильности гражданского оборота. Учитывая, что сведения о смене руководителя ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1» внесены в ЕГРЮЛ 25 марта 2020года, с письменным обращением административный истец доказательства фактического вступления Сагайдака А.В. в должность руководителя представлены не были, оснований для согласования кандидатуры Сагайдака А.В. не имелось.

Ссылка представителя истца на тот факт, что на момент подготовки ответа на обращение - 26 марта 2020года сведения о смене руководителя были внесены в ЕГРЮЛ, правового значения не имеет, учитывая, что состав комиссии по периодическим проверкам был утвержден 20 марта 2020года.

Утверждение представителя истца о том, что приказ №136 от 20 марта 2020 года Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области не был принят в указанную дату, что в состав комиссии по периодическим проверкам включены лица которые не подлежат включению в соответствии с часть 2 пункта 2 Порядка, утвержденного Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 ноября 2019 №387, правового значения учитывая заявленные административные исковые требования, не имеет. Предметом заявленного иска является проверка законности действий (бездействий) по отказу во включении кандидатуры Сагайдака А.В. в состав комиссии Управления Федеральной службы войск национальной гвардии РФ по Оренбургской области по периодическим проверкам частных охранников и работников иных юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств.

На основании имеющихся в деле доказательств судом установлено, что при рассмотрении обращения ЧПОУ «УТЦ «Кольчуга-1», административным ответчиком выполнены требования пункта 2 Порядка утвержденного Приказом Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации от 25 ноября 2019 №387, подготовлен и направлен мотивированный ответ.

По правилам статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ удовлетворение административного иска возможно исключительно при одновременном наличии двух условий: признании судом оспариваемого решения, действия (бездействия) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца.

Указанной совокупности в данном случае не имеется, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания незаконными действий (бездействий) административного ответчика и удовлетворения заявленных административных исковых требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного искового заявления частного профессионального образовательного учреждения «Учебно-технический центр «Кольчуга-1» к Управлению Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Оренбургской области о признании незаконными действий (бездействия), возложении обязанности, – отказать.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.В.Ермошкина

Решение в окончательной форме изготовлено: 20 августа 2020 года

Судья: подпись О.В.Ермошкина

Подлинник решения хранится

в Ленинском районном суде г.Оренбурга

при административном деле № 2а-4301/2020