ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4303/2017 от 25.01.2018 Ялтинского городского суда (Республика Крым)

Дело № 2а-517/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Ялта 25 января 2018 года

Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мартынюке О.В. с участием представителя истца – адвоката Мартиросян Т.Э., представителя заинтересованного лица ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску ФИО7 к Администрации г. Ялта Республики Крым о признании постановления незаконным, заинтересованное лицо Департамент архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта Республики Крым,

у с т а н о в и л :

ФИО7 обратился в суд с иском к Администрации г. Ялта Республики Крым (далее – Администрация г. Ялта) о признании незаконным и отмене постановления Администрации г. Ялта от 2 октября 2017 года № 3649-п о внесении изменений в постановление Администрации г. Ялта от 28 октября 2015 года № 2605-п.

Исковые требования мотивированы тем, что 21 августа 2006 года Государственная служба охраны культурного наследия Министерства культуры и искусств Украины согласовала ФИО3, ФИО1 и ФИО2 отвод земельных участков с кадастровыми номерами , и для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных строений и сооружений (приусадебный участок), расположенных по адресу: <адрес>. В декабре 2006 года на данные земельные участки указанным гражданам были выданы государственные акты о праве собственности на землю. 12 июня 2007 года ФИО3, ФИО1, ФИО4 продали принадлежащие им земельные участки ФИО8, который продал их ФИО5, а он – по договору купли-продажи от 11 марта 2015 года истцу. 12 октября 2015 года истец заключил инвестиционное соглашение с Администрацией г. Ялта об участии в развитии социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, благоустройства и текущего содержания территории муниципального образования городского округа Ялта, вызванного реализацией объекта строительства – жилого дома по адресу: <адрес> (общая площадь 464,7 кв. м. на земельном участке площадью 0,25 га, свидетельство о регистрации права от 17 марта 2015 года на основании договоров купли-продажи от 11 марта 2015 года, реестровые номера 1-996, -998, 1-1000). Истец полностью оплатил взнос на развитие инфраструктуры, предусмотренный указанным инвестиционным соглашением. Департаментом архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта (далее – Департамент) были подготовлены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка ФИО7, которые были утверждены постановлением Администрации г. Ялта от 28 октября 2015 года № 2605-п. в пункте 12 данных градостроительных условий указано «требования об охране культурного наследия – не требуется». Постановлением Администрации г. Ялта от 31 июля 2017 года № 3042-п по заявлению ФИО7 земельному участку площадью 2500 кв. м. с кадастровым номером присвоен почтовый адрес: <адрес>. 2 октября 2017 года постановлением Администрации г. Ялта № 3649-п внесены изменения в постановление от 28 октября 2015 года № 2605-п в связи с допущенной ранее технической ошибкой пункт 12 градостроительных условий изложен в следующей редакции «требования по охране культурного наследия – получить согласие органа исполнительной власти Республики Крым в сфере культурного наследия». Данное постановление является незаконным, нарушает права истца. По смыслу закона обязательным условием, подлежащим неукоснительному соблюдению при исправлении технической ошибки, является отсутствие влияния на содержание вынесенного постановления, отсутствие изменений и искажений его смысла по существу. Действия Администрации г. Ялта в части принятия оспариваемого постановления нельзя квалифицировать как исправление ошибки, поскольку такое исправление изменяет существо принятого постановления. В случае несогласия Администрации г. Ялта с содержанием ранее принятого постановления от 28 октября 2015 года № 2605-п, с учетом того, что данный ненормативный правовой акт органа местного самоуправления является одним из оснований возникновения прав на недвижимое имущество (индивидуальное жилое строение), единственным законным способом для отмены / изменения содержания данного постановления является подача Администрацией г. Ялта соответствующего искового заявления в суд.

В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, указанным в иске.

Представитель заинтересованного лица Департамента в судебном заседании с иском не согласилась, указала следующее. Градостроительные условия и ограничения земельного участка состоят из текстовой и графической части. При выдаче истцу градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка их графическая часть заполнена верно, а текстовая часть, в частности пункт 12, не заполнена в связи с технической ошибкой (опиской). Департамент ранее направлял истцу информацию о том, что допущена техническая ошибка в пункте 12 градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, истцу указывалось на необходимость согласования строительства с органом по охране культурного наследия в связи с нахождением его земельного участка в историческом ареале «IV Алупка». В соответствии с действующим законодательством орган местного самоуправление может отменить принятый им муниципальный правовой акт.

Истец, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не сообщил.

Ответчик Администрация г. Ялта, надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд представителя не направила, просила рассмотреть дело в его отсутствие.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие истца, представителя ответчика.

Выслушав представителей истца и заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Оспариваемое постановление вынесено 2 октября 2017 года, административный иск подан в суд 4 декабря 2017 года, то есть в пределах установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока.

Из материалов дела следует, что на основании договоров купли-продажи от 11 марта 2015 года ФИО7 является собственником земельных участков площадью 800, кв. м., 900 кв. м., 800 кв. м., расположенных по адресу: <адрес> кадастровые номера , , .

12 октября 2015 года между Администрацией г. Ялта и ФИО7 (инвестор) заключено инвестиционное соглашение, которым оформлены условия участия инвестора в развитии социальной, инженерной, транспортной инфраструктуры, благоустройства и текущего содержания территории муниципального образования городской округ Ялта без встречного гражданско-правового предоставления со стороны Администрации г. Ялта, вызванные реализацией объекта строительства – строительство жилого дома по адресу: <адрес> (общая площадь 464,7 кв. м. на земельном участке площадью 0,25 га, свидетельство о регистрации права от 17 марта 2015 года на основании договоров купли-продажи от 11 марта 2015 года, реестровые номера 1-996, 1-998, 1-1000). Согласно пунктам 1.2, 2.1 договора инвестор обязался внести Администрации г. Ялта сумму взноса в размере 673815 рублей. Соглашение вступает в силу с момента его подписания и действует до полного исполнения инвестором своих обязательств (пункт 3.1 договора).

По результатам рассмотрения информации Департамента постановлением Администрации г. Ялта утверждены градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка ФИО7 по строительству и обслуживанию индивидуального жилого дома по адресу: <адрес> (приложение № 1).

Согласно пункту 12 данных градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка от 2 ноября 2015 года № 01.2-06/114 соблюдение требований по охране культурного наследия не требуется.

18 декабря 2015 года Службой государственного строительного надзора Республики Крым зарегистрирована декларация заказчика ФИО7 о начале выполнения строительных работ по возведению индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>. В качестве основания для разработки проектной документации, выданного органом местного самоуправления, указаны градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка от 2 ноября 2015 года № 01.2-06/114.

Постановлением Администрации г. Ялта от 31 июля 2017 года № 3042-п по заявлению ФИО7 земельному участку площадью 2500 кв. м. с кадастровым номером присвоен почтовый адрес: <адрес>

Постановлением Администрации г. Ялта от 2 октября 2017 года № 3649-п внесены изменения в постановление Администрации г. Ялта от 28 октября 2015 года № 2605-п в связи с допущенной ранее технической ошибкой пункт 12 градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка изложен в следующей редакции «требования по охране культурного наследия – получить согласие органа исполнительной власти Республики Крым в сфере культурного наследия».

В соответствии со ст. 46 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.

Таким образом, основанием для удовлетворения административного иска об оспаривании действий и решений органа, наделенного государственными полномочиями должна быть совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого решения нормативному правовому акту, а также нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

Ч. 1 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК РФ) установлено, что архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка. В случае, если подготовка проектной документации осуществляется физическим или юридическим лицом на основании договора с застройщиком или техническим заказчиком, застройщик или технический заказчик обязан предоставить такому лицу градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (ч. 6 ст. 48 ГрК РФ).

Согласно ч. 11 ст. 48 ГрК РФ подготовка проектной документации осуществляется на основании задания застройщика или технического заказчика (при подготовке проектной документации на основании договора), результатов инженерных изысканий, градостроительного плана земельного участка.

В состав проектной документации объектов капитального строительства включается, в том числе, схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка (ч. 12 ст. 48 ГрК РФ).

Исходя из вышеизложенного, градостроительный план земельного участка является документом, содержащим исходные данные для проектирования объекта строительства, выдаваемый застройщику для последующей разработки проектной документации и получения в установленном порядке разрешения на производство строительных работ.

На момент принятия Администрацией г. Ялта постановления от 28 октября 2015 года № 2605-п об утверждении истцу градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка действовал Порядок предоставления градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка, их состав и содержание, утвержденный постановлением Администрации г. Ялта от 11 ноября 2014 года № 7-п.

В соответствии с пунктом 1.1 указанного Порядка градостроительные условия и ограничения застройки земельного участка в городском округе Ялта выдаются в переходный период, как альтернатива градостроительному плану земельного участка, предусмотренному российским законодательством, в соответствии с законодательством Республики Крым, в части, не противоречащем российскому законодательству. При этом градостроительные условия и ограничения являются основной составляющей исходных данных, подлежат утверждению главой Администрации путем издания соответствующего постановления.

Согласно пункту 1.2 данного Порядка градостроительные условия и ограничения застройки действуют до завершения строительства объекта независимо от изменения заказчика. Изменения в градостроительные условия и ограничения могут вноситься только с согласия заказчика.

В связи с введением в действие ст. 57.3 ГрК РФ постановлением Администрации г. Ялта от 20 сентября 2017 года N 3544-п отменено постановление Администрации г. Ялта от 11 ноября 2014 года N 7-п и от 16 июля 2015 года № 1116-п «Об утверждении административного регламента Департамента архитектуры и градостроительства администрации города Ялты Республики Крым по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка».

На момент приятия Администрацией г. Ялта оспариваемого постановления от 2 октября 2017 года № 3649-п действовал административный регламент Департамента архитектуры и градостроительства Администрации г. Ялта по предоставлению муниципальной услуги «Выдача градостроительного плана земельного участка», утвержденный Постановлением Администрации г. Ялта от 20 сентября 2017 года № 3545-п.

Согласно пункту 2.4 данного регламента в случае, если в выданных по результатам предоставления муниципальной услуги документах допущена опечатка и (или) ошибка, она исправляется по заявлению заявителя в срок, не превышающий 5 рабочих дней со дня его регистрации.

Из материалов дела следует, что оспариваемое постановление о внесении изменений в ранее утвержденные градостроительные условия и ограничения застройки вынесено по результатам рассмотрения информации Департамента. При этом истец не согласен с внесением данных изменений.

В силу ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Следовательно, изменение органом местного самоуправления ранее вынесенного акта не может противоречить действующему законодательству и произвольно ограничивать гарантированные законом права. При этом объем предоставленных гражданам и юридическим лицам гарантий защиты, а также реализация органами местного самоуправления предоставленных законом полномочий не могут ставиться в зависимость исключительно от усмотрения данных органов.

С учетом изложенного, установленных судом обстоятельств, реализации истцом постановления от 28 октября 2015 года № 2605-п, подачи на его на основании в Службу государственного строительного надзора Республики Крым декларации о начале строительных работ по возведению на принадлежащем ему земельном участке индивидуального жилого дома, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление Администрации г. Ялта было принято с нарушением действующего законодательства Российской Федерации, нарушает законные права истца, осуществляющего строительство на принадлежащем ему земельном участке, а потому является незаконным.

В связи с удовлетворением исковых требований в соответствии со ст. 111 КАС РФ Администрацией г. Ялта подлежит возмещению уплаченная истцом при подаче иска государственная пошлина в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л :

иск ФИО7 к Администрации г. Ялта Республики Крым о признании постановления незаконным удовлетворить.

Признать незаконным постановление Администрации г. Ялта Республики Крым от 2 октября 2017 года № 3649-п о внесении изменений в приложение № 1 к постановлению главы Администрации г. Ялта Республики Крым от 28 октября 2015 года № 2605-п об утверждении градостроительных условий и ограничений застройки земельного участка ФИО9 по строительству и обслуживанию индивидуального жилого дома по адресу: <адрес>

Взыскать с Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу ФИО7 судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.

Судья Л.В. Корпачева