ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-4305/16 от 05.07.2016 Щелковского городского суда (Московская область)

Дело № 2а-4305/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

05 июля 2016 года г. Щелково Московской области

Щелковский городской суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Колыванова С.М.

при секретаре судебного заседания Сушковой К.О.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Орлова ФИО5 к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области о признании незаконным решения о приостановлении кадастрового учета, решения об отказе в проведении кадастрового учета, обязании осуществить кадастровый учет объекта недвижимости,

У С Т А Н О В И Л:

Орлов В.Ю. обратился в Щелковский городской суд Московской области в вышеуказанным административным иском к Филиалу ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, указав в обосновании его следующее. 08 февраля 2016 года административный истец обратился в Филиал ФГБУ «Федеральную кадастровую палату Росреестра» по Московской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости. К указанному заявлению Орловым В.Ю. был приложен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства от 03.02.2016 года, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Между тем, решением от 17.02.2016 года № , кадастровый учет приостановлен. Основанием приостановления явилось, по мнению кадастрового органа, нарушение п. 3 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития № 583 от 29.11.2010 года «Об утверждении формы технического плана помещений и требований к его подготовке», а именно: технический план составляется в отношении помещения (в том, числе представляющего собой совокупность нескольких изолированных (обособленных) и смежных помещений, которые в том числе могут располагаться на нескольких этажах здания либо сооружения один над другим и должны иметь доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в таком здании либо сооружении. При этом такое помещение должно быть в соответствии с Законом изолировано и обособлено от других помещений в здании или сооружении; в представленной XML схеме отсутствуют сведения: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате реконструкции которого образован другой объект недвижимости; отсутствует документ, подтверждающий завершение перепланировки, акт согласования перепланировки и акт приемочной комиссии. В последующем, решением от 17.05.2016 года № административным ответчиком отказано в осуществлении кадастрового учета, в связи с истечением срока приостановления осуществления кадастрового учета. С вышеуказанными решениями административного ответчика Орлов В.Ю. не согласен, считает их необоснованными и незаконными, по следующим основаниям. В соответствии с письмом Министерства экономического развития РФ от 04.02.2014 года № 10-0285-кл, поскольку Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» и иные нормативно-правовые акты не содержат положений, регламентирующих порядок разделе объектов капитального строительства, то раздел квартиры на комнаты не осуществляется, а происходит создание самостоятельных видом объекта недвижимости – комнат, учтенных в составе квартиры. Их указанного письма также следует, что кадастровый орган вправе принять решение об отказе в постановке помещения на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, только в том случае, когда подано заявление о постановки помещения на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а не в составе иного помещения (квартиры). На кадастровый учет в данном случае предоставлен технический план помещений, входящих в состав квартиры с кадастровым номером . Кроме того, согласно данным государственного кадастрового учета недвижимости, часть комнат (, ) в спорном жилом помещении поставлены на кадастровый учет. В представленном XML файле содержится кадастровый номер квартиры, в состав которой входят заявленные к кадастровому учету комнаты. Ко всему прочему, в Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области, административным истцом было предоставлено письмо администрации Щелковского муниципального района от 08.05.2015 года , в соответствии с которым, пояснено, что выдача разрешения на строительства, а следовательно и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию не требуется в случае если изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристик их надежности и безопасности. В свою очередь, произведенная перепланировка квартиры, по адресу: <адрес>, обладает вышеуказанными признаками. На основании изложенного, просит признать не законными решение от 17.02.2016 года № о приостановлении осуществления кадастрового учета, решение от 17.05.2016 года № об отказе в осуществлении кадастрового учета незаконным, обязать Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области осуществить кадастровый учет в связи с образованием объекта недвижимости по адресу: <адрес> общей площадью кв.м.

Административный истец - Орлов В.Ю. в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания (л.д. 77).

Представитель административного ответчика - Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области в судебное заседание не явился, надлежащим образом извещен о времени и месте судебного заседания (л.д. 78), представил письменный отзыв относительно заявленных исковых требований, в котором указал, что административные исковые требования не признает, возражает против их удовлетворения, полагает, что оспариваемые решения соответствуют действующему законодательству, не нарушают прав, свобод и законных интересов Орлова В.Ю. (л.д. 43-45).

Исследовав материалы дела, суд находит административный иск обоснованным и подлежащим удовлетворению, по следующим основаниям.

В судебном заседании установлено, что Орлов В.Ю. является долевым собственником (в размере ? доли) жилых помещений – трех комнат, общей площадью кв.м., в том числе жилой площадью кв.м., в четырехкомнатной квартире общей площадью кв.м., по адресу: <адрес> (л.д. 42).

08.02.2016 года представитель административного истца Козлова С.А. обратилась в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости, расположенного по адресу: <адрес>, приложив при этом технический план от 03.02.2016 года и оптический компакт-диск (л.д. 47, 48-55).

Между тем, решением от 17.02.2016 года № , кадастровый учет объекта недвижимости приостановлен, ввиду того, что технический план помещений был подготовлен на помещения не изолированные и не обособленные от других помещений в здании или сооружении, части помещения, что является нарушением п. 3 Требований, предъявляемых к подготовке технического плана, также в представленной ХМL-схеме отсутствуют сведения необходимые для внесения в ГКН: кадастровый номер объекта недвижимости, в результате реконструкции которого был образован другой объект недвижимости, а также отсутствует документ, подтверждающий завершение перепланировки, акт согласования перепланировки и акт приемочной комиссии, что является нарушением п. 13 Требований (л.д. 65-66).

В последующем, по истечению срока приостановления осуществления кадастрового учета и не устранения допущенных нарушений, решением от 17.05.2016 года № в постановке на государственный кадастровый учет объекта капитального строительства было отказано (л.д. 67).

С указанными решениями административный истец не согласен, считает их незаконными и необоснованными, подлежащими отмене.

Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственных или муниципальных служащих рассматриваются в порядке гл.22 Кодекса административного судопроизводства РФ.

Согласно ст. 218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости», государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

В силу ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

На основании п. 2 ст. 27 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости», орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме, либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.

Статьей 22 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» определен перечень документов, необходимых для осуществления кадастрового учета.

Так, в соответствии с п. 3 ч.1 указанной статьи, необходимым для кадастрового учета документом, в том числе является технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства (при постановке на учет такого объекта недвижимости, учете его части или учете его изменений, за исключением кадастрового учета в связи с изменением указанных в пункте 7, 15 или 16 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о таком объекте недвижимости) или копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (при постановке на учет или учете изменений такого объекта капитального строительства) - копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию или необходимые сведения, содержащиеся в таком документе, запрашиваются органом кадастрового учета в порядке межведомственного информационного взаимодействия в федеральном органе исполнительной власти, органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органе местного самоуправления либо уполномоченной организации, выдавших такой документ.

В данном случае, административным истцом в орган кадастрового учета был представлен технический план здания, сооружения, помещения либо объекта незавершенного строительства № б\н от 03.02.2016 года, подготовленный в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием помещения, расположенного по адресу: <адрес> (л.д. 48-55).

В соответствии с п. 3 Требований, утвержденных Приказом Минэкономразвития № 583 от 29.11.2010 года «Об утверждении формы технического плана помещения и требований к его подготовке (далее – Требования), технический план составляется в отношении: помещения (в том числе представляющего собой совокупность нескольких изолированных (обособленных) и смежных помещений (например, часть жилого дома, состоящая из расположенных в ней комнат и помещений вспомогательного использования), которые в том числе могут располагаться на нескольких этажах здания либо сооружения один над другим и должны иметь доступ друг к другу без использования помещений общего пользования в таком здании либо сооружении), при этом такое помещение должно быть в соответствии с Законом изолировано и обособленно от других помещений в здании или сооружении; части помещения.

Из Письма ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» от 04 февраля 2014 года № 10-0285-кл «О предоставлении информации», следует, что учитывая положения п. 2 ч. 2 ст. 7 Закона о кадастре, образование объекта недвижимости может быть осуществлено в результате раздела, выдела, реконструкции или иного соответствующего законодательству Российской Федерации действия с преобразуемым объектом недвижимости. Раздел квартиры на комнаты не осуществляется, в данном случае происходит создание самостоятельных видов объекта недвижимости - комнат, учтенных в составе квартиры (то есть в государственном кадастре недвижимости содержатся как сведения о квартире, так и сведения о комнатах, расположенных в ней).

Согласно указанного Письма от 04 февраля 2014 года № 10-0285-кл «О предоставлении информации», орган кадастрового учета вправе принять решение об отказе в постановке помещения на государственный кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости в соответствии с ч. 7 ст. 27 Закона о кадастре, только в том случае, когда подано заявление о постановке помещения на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости, а не в составе иного помещения (квартиры).

Представленный технический план от 03.02.2016 года содержит указания на кадастровый номер квартиры - , составной частью которой являются помещения, о государственной кадастровом учете которых подано заявление.

Также в составе технического плана представлено письмо администрации Щелковского муниципального района Московской области от 08.05.2015 года , в котором указано, что согласно Градостроительного кодекса РФ (ст. 51 ч. 17 п. 4), выдача разрешения на строительство, а следовательно и выдача разрешения на ввод в эксплуатацию не требуется в случае, если изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности, чему соответствует произведенная перепланировка квартиры, расположенной по адресу: <адрес> (л.д. 63).

Таким образом, ссылка административного ответчика на отсутствие в техническом плане документа, подтверждающего завершение перепланировки, акта согласования перепланировки и акта приемочной комиссии, является несостоятельной.

Совокупность указанных обстоятельств позволяет суду прийти к выводу, что Орловым В.Ю. в орган кадастрового учета представлены все документы, необходимые для осуществления кадастрового учета в связи с созданием помещения.

При таких обстоятельствах Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области неправомерно приостановил осуществление постановки на государственный кадастровый учет объекта недвижимости расположенного по адресу: <адрес>, а соответственно будет являться неправомерным и последующее принято решение об отказе в осуществлении кадастрового учета от 17.05.2016 года.

С учетом вышеизложенного, а также в соответствии с положением ч. 9 ст. 227 КАС РФ, суд считает необходимым обязать административного ответчика устранить допущенные нарушения, обязав Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области осуществить кадастровый учет в связи с образование объекта недвижимости по адресу: <адрес>

Руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск Орлова ФИО5 к Филиалу ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Росреестра» по Московской области удовлетворить.

Признать незаконными и отменить решение от 17 февраля 2016 года № о приостановлении осуществления кадастрового учета и решение от 17 мая 2016 года № об отказе в осуществлении кадастрового учета Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области - незаконными.

Обязать Филиал ФГБУ «ФКП Росреестра» по Московской области осуществить государственный кадастровый учет в связи с образованием объекта недвижимости по адресу: <адрес> общей площадью кв.м.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца через Щелковский городской суд подачей апелляционной жалобы.

Председательствующий:

Судья С.М. Колыванов